Эволюция заголовков статей на примере газеты "Советская Сибирь"
Оценка 4.9

Эволюция заголовков статей на примере газеты "Советская Сибирь"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
8 кл—11 кл
12.02.2023
Эволюция заголовков статей на примере газеты "Советская Сибирь"
Эволюция заголовков статей на примере газеты "Совеская Сибирь"В исследовательской работе дана классификация заголовков и их анализ за период с 1919г.по 2023(выборочно)
Эволюция заголовков.docx

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. К вопросу об определении термина «заголовок»……………….2

ГЛАВА 2. Классификация заголовков……………………………………….3

ГЛАВА 3. Практическое изучение заголовков

                   газеты «Советская Сибирь»  …………………………………….7 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….11

 


 

ВВЕДЕНИЕ

            Слова «как корабль назовёшь, так он и поплывет» принадлежат знаменитому капитану Врунгелю, который утверждал, что название судна определяет его судьбу. Данное выражение приобретает особый смысл в первую очередь в журналистике, ведь чаще всего читатели обращают внимание именно на заголовки, а затем решают, тратить ли время на всю статью. Заголовки являются неким ориентиром в огромном мире информации. Они не только определяют тему статьи, но и упрощают поиск, отвечают интересам и увлечениям читателя, привлекают внимание к тексту.

        Актуальность моего исследования в том, что любое издание стремится повысить популярность и увеличить продажи. Для этого нужно уметь грамотно преподнести материал. Поэтому авторы статей с особой ответственностью подходят к созданию заголовков, роль которых имеет первостепенное значение.

В современных условиях, когда мир практически полностью перешёл на электронные СМИ, а печатных изданий становится всё меньше, часто встречаются издания весьма сомнительного содержания. Одна из немногих газет, сохранившихся в печатном виде и сохранившая свою индивидуальность – это газета «Советская Сибирь».

В этой работе я изучила и классифицировала часть заголовков, содержащихся в статьях «Советской Сибири». Сравнила, как изменялась тематика и, соответственно, заголовки статей в разные периоды существования издания. Причина выбора именно этой газеты проста: информация, которую публикует данная газета, охватывает все сферы жизни новосибирской области, - от науки до политики, - а проблемы, поднимаемые в статьях, актуальны.

Цель исследования: проследить на примере издания «Советская Сибирь», как осуществляется главная функция заголовков современных СМИ: привлечь внимание читателя, заинтересовать его и вызвать желание продолжать чтение.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

-представить определение заголовков;

-выявить их функциональность в составе статьи;

-провести анализ заголовков статей «Советской Сибири» и классифицировать их.

Объект исследования – газета «Советская Сибирь».

Предметом изучения являются заголовки, встречающиеся в статьях данного издания.

 

Мною применялись общеизвестные методы и приёмы исследования:

классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией;

сравнение и сопоставление названий статей различных современных изданий;

систематизация заголовков статей газеты «Советская Сибирь».

                                                         

                                                      ГЛАВА 1

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «ЗАГОЛОВОК»

 

Существуют различные определения слова «заголовок». Лингвист Т. Федорова датирует его появление XVII веком. Происходило оно от русского слова «глава», что значило «раздел рукописи», первоначально «начало рукописи или книги», позднее «заголовок». Чтобы достигнуть полного понимания, обратимся к нескольким источникам.

Толковый словарь русского языка Ушакова:

Заголовок – название книги, сочинения, их части.

Толковый словарь Ожегова:

Название небольшого произведения, статьи.

Толковый словарь Ефремовой:

1) заглавие

2) устар.- обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются.

Безусловно, приведённые определения верны и для газетного заголовка, поскольку он является частью общего понятия “заглавие”, но всё же он имеет свою специфику.

Журналисты также выделяют понятия, тесно связанные с заголовком и составляющие его:

1) Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или

подчёркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная

сторона материала.

2) Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке,

иногда – целевой страницы. В ней даётся максимум исходной информации о теме, проблеме публикации.

3) Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками

могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они

обособляются графически или ставятся в конце текста.

4) Рубрика – название определенного раздела газеты, журнала, а также

её разновидность – рубрика-заголовок.

5) Эпиграф — фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.

 

Каждое издание по-разному трактует смысл термина «заголовок», что подтверждает уникальность данного слова. Однако основная мысль одна: заголовок – это название чего-либо. В своей работе я употребляю данный термин согласно определению Ожегова, так как оно раскрывает значение «заголовка» как названия статьи.

 

                                                           ГЛАВА 2

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАГОЛОВКОВ

 

Заголовок является первым сигналом, побуждающим человека читать газету или отложить её в сторону. Предваряя текст, заголовок несёт определённую информацию о его содержании. В то же время заглавие газетной полосы или номера имеют эмоциональную окраску, возбуждающую читательский интерес, привлекающую внимание, что свойственно публицистическому стилю.

Существует множество классификаций заголовков в зависимости от их соответствия содержанию, связей с текстом. Так, А.П.Бессонов в книге «Газетный заголовок» указывает на то, что заголовок должен отвечать содержанию материала и давать предельно сжатое и меткое выражение главной идеи текста. Общее требование, которое предъявляется к заголовку - конкретность. Чем менее конкретен заголовок, тем больше, по мнению Бессонова, падает интерес читателя к материалу.

В своей работе я решила придерживаться классификации А.А. Тертычного, Г.С. Мельника, А.Н. Тепляшиной. В ней исследователи опираются на информационную функцию заголовков.

1. Заголовок-хроника. Не что иное, как кратчайшая форма суммирующего вида. Головная строка, сообщающая о самом главном:

«Управляющая кампания «Альфа-капитал» стала лидером по притоку средств клиентов»    (Lenta.ru от 30.10.2020).

«На месте бывшего концлагеря под Псковом обнаружили останки 188 человек» (РИА Новости от 30.10.2020)

«В Италию вернулись незаконно вывезенные артефакты общей стоимостью более $20 млн» (The Art Newspaper Russia от 31.01.2023)

В сущности, заголовок-хроника повторяет новость, несмотря на всеобщее мнение, что повтор не допустим. Такие «нежелательные» повторы совершаются с целью, чтобы читатель как можно скорее получил информацию, в частности для таких читателей, кто, открыв газету, просто зачитывает заголовки «поверх текста».

 

2.Заголовок-резюме. Этот заголовок популярен в разных репортёрских материалах. Он даёт возможность репортёру, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Заголовок повествуется в спокойной манере, возможно с элементами иронии и игры.

«Солидная пресса пожелтела»: зачем американские СМИ вспомнили о «досье Трампа» 2017 года» (RT от 30.10.2020)

«Лайк, шер, репост: в чём суть скандала с номинацией Андреа Райзборо на «Оскар» (Кино-театр.ру от 02.02.2023)

«У мести нет чести: в Тверской области женщина подожгла гараж бывшего мужа» (Panorama PRO от 03.02.2023)

3.Заголовок-цитата. Заголовки, называющие имена или главных действующих лиц, помогают удвоить интерес. Поэтому широко распространены заголовки-цитаты (прямые и косвенные), которые иногда выглядят вполне законченным разоблачительным материалом и вызывают больший интерес у читателя прочитать газету. По этой причине журналисты часто используют заголовки-цитаты, которые слегка приоткрывают завесу к основной информации статьи.

«Леонид Якубович заявил: «Все подарки на шоу «Поле чудес» съедают зрители!» (Piter.tv от 02.11.2020)

«Не приложено никаких усилий…»: K-нетизены разочарованы в лайтстике IVE» (YesAsia от 27.01.2023)

«Даниил Страхов: «Толпе не свойственна рефлексия, там действуют иные законы» (Кино-театр.ру от 03.02.2023)

 

Существует множество других различных видов заголовков, которые употреблялись и употребляются по сей день в газетах и других СМИ, однако в основном встречаются три вышеперечисленных

 

                                                  ГЛАВА 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИК ЗАГОЛОВКОВ ГАЗЕТЫ «СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ»

 

«Советская Сибирь» - общественно-политическая газета, старейшее печатное издание Новосибирской области.

Первый номер газеты вышел в 1919 году, когда шла гражданская война. Первым редактором газеты был учёный и революционер, известный специалист по математической статистике Валентин Иванович Хотимский.

Печатался первый номер в Челябинске, в походной типографии, развёрнутой прямо в железнодорожных вагонах, на станционных путях, и с тех пор «Советская Сибирь» всегда находится в движении, отражая на своих страницах все перемены, которые происходят в нашем регионе.

       В процессе исследования мною были изучены выборочные архивные материалы газеты с 1919 по 1970 год, а также выпуски с 2019- по 2023 года.

Попробую сравнить газетные заголовки и оценить их роль в выпусках газеты в разные периоды времени.

Центральное место на страницах «Советской Сибири» 1919-20-х годов отводилось вопросам вооружённой борьбы с интервентами и белогвардейцами, агитации и пропаганде. Постоянные разделы: «Партийная жизнь», «Рабочая и профессиональная жизнь», «Жизнь сибирской деревни». «Недели фронта и транспорта», «Недели помощи». Газета подробно освещала большие и малые события жизни Красной Сибири.

Большую часть заголовков «Советской Сибири» начала века можно отнести к заголовкам-хронике. В изданиях тех лет они отличаются краткостью, политической окрашенностью: «Приветствие VII съезду Советов», «Мир с Антантой» (06.12.1919); ярко отражают дух времени: «Красная Армия – вооруженная рука народа» (07.12.1919); часто встречаются ироничные заголовки: «Мечты буржуя», «Благородные» люди» (05.11.1920), «Признания откровенного буржуа» (12.12.1920) и заголовки, включающие призыв: «Крепитесь, трудящиеся!» (09.12.1919), «Да сгинет империализм!» (12.12.1919), «Все за работу!» (14.12.1919).

Газетные заголовки молодой «Советской Сибири» - это и своеобразная «энциклопедия русской жизни». По ним можно узнать, как жили наши соотечественники: «Взятие Новониколаевска», «Борьба с тифом», «Топлевный кризис», «Коллективизм в сельском хозяйстве», «Положение продовольственного дела в Сибири», «Борьба с безграмотностью» (выпуски за декабрь 1919).

Анализируя заголовки и содержание статей, я обратила внимание на то, что они носили и воспитывающий характер, формировали гражданскую позицию: «Товарищ! Прочитай газету неграмотному!» (октябрь 1920).

В 40-х годах двадцатого столетия в выпусках газеты стали появляться, хоть и изредка, заголовки-цитаты («Профессор С.Шнайдер: несколько слов о моих пациентах» (01.01.1940), «Мы мирные люди, но наш бронепоезд…» (04.01.1940). При этом основным видом заголовка остается заголовок-хроника, который становится более ёмким и эмоционально-окрашенным. Если газета говорила о хорошем, то радостно, если о плохом, то гневно, с болью. («Уверенно глядим мы в будущее!» (02.01. 1940), «Славные победы новосибирцев!» (07.01.1940), «Сделаем нашу область еще богаче и культурнее!» (10.01.1940), «В Крапивине нет заботы о семенах!» (10.12.1940), «Тебе, весенний праздник, наши трудовые подарки» (01.05.1940)

Практически в каждом номере газеты начала 40-х годов прослеживаются статьи критического содержания, о чём, в первую очередь, говорят их заголовки: «Беспорядок в контрольно-семенной лаборатории», «Ослабили агитационную работу на производстве» (январь 1940). Также газетные заголовки, словно гиды, знакомят читателя с жизнью страны: «Подготовка к выводу «Седова» из льдов» (04.01.1940), «Открылась выставка «Искусство Китая» (04.01.1940), «Подготовились к весеннему севу», «Заключение торгового договора между Советским Союзом и Болгарией» (05.01.1940).

Традиционной остается агитационная направленность издания агитационная направленность издания («Организуем всекузбасское соревнование шахт за досрочное выполнение годового плана угледобычи» (03.01.1940).

В начале 1940-х годов всё чаще в газете появляется информация о разгорающейся Второй Мировой войне: «Война в Европе», «Военные действия в Китае», «Если завтра война». (07.01.1940). Читая заголовки, можно понять и настроение общества, озабоченность людей происходящими событиями и готовность к защите страны: «Лыжный спорт – важнейший элемент подготовки к обороне», «Отлично подготовиться к призыву в Красную армию» (09.01.1940) .

Заголовки статей «Советской Сибири» 20-40-х годов просты, понятны, информативны и не лишены эмоциональности. Поскольку основным видом оставался заголовок-хроника, то читатель без труда понимал, о чём пойдет речь в статье и интересна ли она ему. Заголовки тех изданий прямолинейны и точны.

Во второй половине двадцатого столетия наблюдается изменение качества заголовков. Если в номерах первых лет издания по заголовку можно было сразу понять, о чём идет речь в статье, то в заголовках «Советской Сибири» 70-х годов наблюдается возникновение интриги, когда привлекается внимание читателя, но не раскрывается содержание статьи, что мотивирует к её чтению.

Чаще стали встречаться заголовки-цитаты: «Объединившись, мы победим» (30.04.1970)

В заголовках появляется образность: «Большая дубинка» над Тринидадом и Тобаго» (24.04.1970), «Язык сердца» (28.04.1970), «Рельсы поют» (30.04.1970), «Получившему двойку Чукотки не видать» (28.04.1970), «Веселый объектив» (01.05.1970).

В газете усилилась патриотическая окрашенность: «Связь времен» (30.04.1970), стали больше писать о достижениях людей в спорте и культуре.

В то же время большая часть статей (и это легко определяется по заголовкам) освещает общественно-политическую жизнь страны: «Верность Ленинским традициям» (05.05.1970), «Ленинизм – наше знамя» (11.05.1970), «Митинг и демонстрация трудящихся Новосибирска», «Речь товарища Л.И.Брежнева» (01.05.1970). Особое внимание уделяется событиям за рубежом: «Вторжение американских и южновьетнамских войск в Камбоджу» (01.05.1970), «Митинг трудящихся Рима» (02.05.1970), «Голодовка арабских политзаключённых в Израиле» (02.05.1970).

Можно сказать, что заголовки изданий 70-х годов были достаточно привлекательными, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая того, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение читателя, и человек рано или поздно перестанет следить за изданием, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.

 

В ноябре 2005 года по распоряжению губернатора Новосибирской области на базе газеты «Советская Сибирь» был создан одноимённый издательский дом. Газета стала совсем другой – с иной тематикой, стилем, оформлением, с компьютерными технологиями, многоцветной. В центре внимания темы власти и политики, науки и бизнеса, образования и культуры. Газета сохраняет традицию и большинство заголовков – это заголовки-хроники («Памятную аллею высадили в честь 100-летия газеты «Советская Сибирь» ,07.10.2019), заголовки-резюме («Январские визиты: зачем Дзержинский и Сталин приезжали в Сибирь», 13.01.2021) и заголовки-цитаты («Юлий Ким: «Я назвал бы Бендера художником», 09.10.2019). Но теперь на её страницах можно увидеть всё больше других видов заголовков.

Часто встречается заголовок-парадокс – сочетание несочетаемых слов. Например, "Обострение стабильности" (4 октября 2007 г.). Наиболее распространёнными стали заголовки, построенные по принципу модификации устойчивого выражения: берётся какая-то общеизвестная цитата, поговорка, фразеологизм, а затем в ней заменяется слово на созвучное ему, имеющее отношение к тексту.

(«Все под сосулькой ходим»,17.03.2021; «Что читают пенсионеры: некоторые любят погорячее»,11.01.2021; «Как снег на голову: Новосибирск откапывают всей областью», 02.02.2023). В современных заголовках также всё чаще встречается метафоричность («В каждой книжке - сердце», 02.11.2022) или каламбур («Осмотры спасут осмотрительных», 01.02.2023). Благодаря ей  заголовки становятся острее и привлекательнее, не теряя информативности.

 

Заголовки такого рода образны, создают интригу (именно этого не хватало первым выпускам газеты) и позволяют удвоить интерес читателей.

Таким образом, в течение ста лет газета «Советская Сибирь» сохраняет свои традиции: доступность, ясность мысли, отсутствие заголовков-обманов и в то же время совершенствует подачу материала, используя новые виды заголовков.

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заголовок – это неотъемлемая часть газетной публицистики. Эффективность и популярность газетного текста зависит от названия, который подобрал автор. Это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала. Читатель, просматривая газетную полосу, по заголовкам ориентируется в её содержании. Поэтому заголовок решает проблему привлечения внимания читателя, мотивирует к прочтению материала и, в итоге, приводит к увеличению аудитории и тиража газеты. Именно это и является целью любого представителя средств массовой информации.

 В своей исследовательской работе я пришла к выводу, что классификации заголовков помогают выявить те особенности, придерживаясь которых можно написать эффектную и удачную статью, пользующуюся спросом у читательской публики.

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Архив газеты «Советская Сибирь» [электронный ресурс]

https://yadi.sk/d/flv4nkadch7WB

2.Колесниченко, А.В. «Практическая журналистика» Издательство Московского университета 2008 

http://www.evartist.narod.ru/text28/0034.htm

3. Мельник, Г.С.,Тепляшин, А.Н. «Основы творческой деятельности журналиста» ,Санкт-Петербург,2004

https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1411465141_8312.pdf

4. Некрасова, А. С. Виды, типы, функции газетного заголовка и его место в тексте статьи СМИ / 2018.

https://moluch.ru/conf/phil/archive/301/13190

5. Шостак, М. И. Новостная журналистика: учебник и практикум для. бакалавриата и магистратуры / М.И. Шостак. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016

https://static.my-shop.ru/product/pdf/251/2501505.pdf

6. Официальный сайт Издательского Дома «Советская Сибирь» [электронный ресурс]

http://www.sovsibir.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1

ВВЕДЕНИЕ Слова «как корабль назовёшь, так он и поплывет» принадлежат знаменитому капитану

ВВЕДЕНИЕ Слова «как корабль назовёшь, так он и поплывет» принадлежат знаменитому капитану

Мною применялись общеизвестные методы и приёмы исследования : ✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией; ✓ сравнение и сопоставление названий статей различных современных изданий;…

Мною применялись общеизвестные методы и приёмы исследования : ✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией; ✓ сравнение и сопоставление названий статей различных современных изданий;…

Вставка – это редакционное дополнение к материалу

Вставка – это редакционное дополнение к материалу

Управляющая кампания «Альфа-капитал» стала лидером по притоку средств клиентов» (Lenta

Управляющая кампания «Альфа-капитал» стала лидером по притоку средств клиентов» (Lenta

Существует множество других различных видов заголовков, которые употреблялись и употребляются по сей день в газетах и других

Существует множество других различных видов заголовков, которые употреблялись и употребляются по сей день в газетах и других

Взятие Новониколаевска», «Борьба с тифом», «Топлевный кризис», «Коллективизм в сельском хозяйстве», «Положение продовольственного дела в

Взятие Новониколаевска», «Борьба с тифом», «Топлевный кризис», «Коллективизм в сельском хозяйстве», «Положение продовольственного дела в

Во второй половине двадцатого столетия наблюдается изменение качества заголовков

Во второй половине двадцатого столетия наблюдается изменение качества заголовков

Все под сосулькой ходим», 17.03

Все под сосулькой ходим», 17.03

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023