Эвристические методы анализа

  • docx
  • 27.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025439.docx

Эвристические методы анализа

 

Эвристические методы анализа - особая группа приемов сбора и об- работки информации, опирающаяся на профессиональное суждение груп- пы специалистов. Эвристические методы можно также назвать креатив- ными, так как они опираются на творческое мышление группы людей.

Залогом надежности и обоснованности выводов анализа при эв- ристических методах исследования является правильный подбор эк- спертов. В зависимости от целей и направленности группа экспер- тов может быть однородной или включать представителей разных групп связанных специалистов, а иногда и просто заинтересованных лиц. Например, при формировании группы экспертов для анализа технологических разработок в нее включаются технологи, которые профессионально могут оценить техническую новизну решения, эко- номисты, оценивающие его эффективность, механики, которые мо- гут дать оценку возможности реализации новой технологии на име- ющейся производственной базе, рабочие - исполнители новой технологии. При оценке качества продукции и спроса на нее в со- став группы экспертов включаются не только товароведы, но и про- изводители и потребители продукции. В то же время при разработ- ке какого-то технического решения на первой стадии в состав группы экспертов включаются только специалисты соответствующего про- филя.

На практике сложились достаточно сложные методы формирования группы экспертов:

по формальным критериям, когда учитываются специальность, стаж работы, длительность пребывания в одном коллективе, сюда же относятся психологические оценки личности по данным соци- ологической службы организации (если таковая имеется), напри- мер способность к творческому мышлению, конструктивность мышления и т. п.;

на основе самооценки личности, полученной при анкетировании. В этом случае сам будущий эксперт оценивает свои возможности, включая квалификацию, аналитичность и конструктивность мышле- ния, способность адаптироваться к определенным ситуациям и т. п.

Такой отбор экспертов дополняется определением уровня самооцен- ки будущего эксперта - заниженная, завышенная или адекватная, что проводится при специальном психологическом отборе экспертов;  на основе оценки лиц, связанных с претендентом, когда профес- сиональные и личностные качества специалиста оцениваются спе-

 

 


циалистами аналогичного  потребителями услуг, работ- никами, реализующими решения эксперта;

метод служебного отбора (выборки), если в качестве экспертов может выступать множество лиц (например, потребителей про- дукции и услуг).

Достаточно часто при анализе финансовой отчетности в состав груп- пы экспертов входят руководители разных уровней и работники. На- пример, так формируется группа экспертов при выборе стратегии вития производства, предпочтения различных источников привлечения заемных средств, изменения состава активов при оценке возможности увеличения дебиторской задолженности.

Один из наиболее распространенных эвристических методов - метод аналогий, когда группа экспертов рассматривает возможный метод разре- шения проблемы или поиск причины сложившейся ситуации, опираясь на прошлый опыт своих или аналогичных субъектов хозяйствования. В этом случае эксперты продумывают свой опыт и те ситуации, с которыми им приходилось сталкиваться, и, основываясь на нем, предлагают способы ре- шения поставленной задачи, выясняя причины сложившейся ситуации.

К эвристическим методам относятся также методы опроса, или кон- трольных вопросов. В этом случае заранее отобранной группе экспер- тов передается вопросник или анкета, которую эксперт заполняет, выс- казывая свое мнение или давая определенные оценки. Вопросник может быть свободным или формализованным (тестовая форма). Свободный вопросник или анкета, предполагающие свободные ответы эксперта, могут быть достаточно полезными, если речь идет о поиске причин не- гативных ситуаций или выявляется отношение коллектива к опреде- ленным ситуациям, предложениям руководства. Обработка материалов таких вопросников очень сложна, а выводы, полученные на их основе, могут быть субъективны.

Формализованный опросник (тест) предполагает, что эксперт выби- рает один из предложенных ответов на поставленный вопрос. Ответ может носить форму «да-нет», выбор силы влияния (слабо, сильно; по- казатели коэффициента эластичности), периодичность использования (всегда, эпизодически, редко и т. д.). Составление такого вопросника весьма трудоемко и, как правило, требует предварительной проверки  в малой группе экспертов. При обработке вопросников необходимо про- водить оценку надежности и объективности ответов. Для этого в воп- росник часто вводятся взаимозаменяемые и взаимоисключающие ва- рианты вопросов, сопоставление ответов на которые позволяет оценить надежность и искренность ответов.

 

 


Наиболее известным методом этого класса является метод  предполагающий анонимный опрос специально отобранной группы экспертов с последующей аналитической обработкой материалов оп- роса. Метод Дельфи предусматривает многошаговый опрос экспертов, т. е. по тем вопросам, которые получают однозначную оценку экспер- тов, ответ воспринимается сразу. Вопросы, ответы на которые проти- воречивы, подвергаются дополнительной обработке (детализируются, изменяются их формулировки) и далее используются для повторного опроса. В итоге выделяется группа особо дискуссионных вопросов, ко- торые разрешаются другими методами.

Большой эффект для анализа особо сложных ситуаций может дать метод мозгового штурма. В этом случае экспертами, как правило, яв- ляются сотрудники организации, заинтересованные в решении конк- ретной проблемы и хорошо знающие сложившуюся ситуацию или ус- ловия решения поставленной задачи. Мозговой штурм - свободное генерирование идей, высказываемых в группе заинтересованных экс- пертов. Как правило, эффективный мозговой штурм достаточно коро- ток (как правило, не более часа). В нем могут принимать участие не только высококвалифицированные специалисты, но и молодежь, спо- собная внести неожиданные, неординарные предложения. Однако, чтобы результаты мозгового штурма были реально использованы, важно, чтобы в нем участвовало лицо, принимающее решение. В этом случае, система- тизировав предложения участников, можно часть из них сразу отбросить как нереальные, а остальные обсудить более подробно со специалистами соответствующего профиля. Особо следует отметить, что отбор идей про- водится постепенно, на первом этапе ни одна из них не отбрасывается и, как правило, вообще никакие оценки не высказываются, затем идеи оце- ниваются по уровню проработанности, срокам и стоимости реализации, эффективности и т. п. Мозговой штурм может являться составной частью аналитической работы, особенно при перспективном анализе.

Эвристические методы могут быть использованы как комплексные, т. е. одновременно в определенной взаимосвязи и последовательности используются все эвристические приемы в форме организационно-де- ятельностной игры.

Приемы анализа, используемые для конкретных целей изучения со- стояния анализируемого хозяйствующего субъекта, составляют в сово- купности методику анализа.

В настоящее время западными специалистами выделяется пять от- носительно самостоятельных подходов в становлении и развитии сис- тематизированного финансового анализа.

 

 


1.  Школа эмпирических прагматиков, представители которой пыта- лись обосновать набор относительных показателей, пригодных для ана- лиза кредитоспособности компаний, который они считали наиболее важным аспектом анализа. Они строили свои аналитические выклад- ки на использовании показателей, характеризующих оборотные сред- ства, собственный оборотный капитал, краткосрочную кредиторскую задолженность.

2.   Школа статистического финансового анализа, основная идея ко- торой заключалась в том, что аналитические коэффициенты, рассчи- танные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том слу- чае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать. В рамках этой школы установлено, что коэффициентам присуща временная и пространственная мульти- коллинеарность, т. е. финансовые коэффициенты были разделены на определенные группы, показатели которых в рамках одной группы кор- релируют между собой, но показатели разных групп относительно не- зависимы.

3.    Школа мультиварных аналитиков, основной идеей которой является существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей де- ятельности компании, и обобщающих показателей финансово- хозяйственной деятельности. Основная задача школы - построение пи- рамиды (системы) показателей (построение компьютерных имитаци- онных моделей взаимосвязи аналитических коэффициентов и рыночной цены акций).

4.   Школа аналитиков, занятых прогнозированием возможного бан- кротства предприятий, которые в отличие от первого подхода упор в анализе делали на финансовую устойчивость, предпочитая перспектив- ный анализ ретроспективному.

5.   Школа участников фондового рынка - самое новое по времени направление анализа, предполагающее, что ценность финансовой отчет- ности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в те или иные ценные бумаги  и степени связанного с ним риска. Этот подход развивается главным образом в рамках теории и пока еще не получил признания у практи- ков, хотя в силу развития рынка ценных бумаг он будет приобретать все больший интерес для профессиональных и непрофессиональных участников фондового рынка.

Перспективы развития систематизированного финансового анали- за в основном связывают с разработкой новых аналитических коэффи-

 

 


циентов и расширением информационной базы анализа за счет данных бухгалтерского и оперативного учета. Отечественные специалисты так- же отмечают доступность для аудиторов в определенной мере и внут- ренней учетной информации предприятия, а следовательно, необходи- мость углубления методики финансового анализа. Особое значение все в большей степени придается перспективному финансовому анализу и анализу капитала.


 

Скачано с www.znanio.ru