Урок 72.
Обзор жизни и творчества Ф.М.Достоевского.
Гуманные мечтания привели писателя к тем проблемам, которые он раскрыл потом в своих романах. Вопросы о зле в мире, о религиозном переустройстве человечества, о Боге, создавшем муку и страдания, о противоречиях между моральными идеалами и гнусностями российской политической и социальной действительности привели Достоевского в кружок Петрашевского, где читали вслух и комментировали сочинения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и письмо Белинского к Гоголю.
СПРАВКА:
Михаил Васильевич ПЕТРАШЕВСКИЙ (1821-1866) - русский социалист-утопист, кандидат права, редактор и автор "Карманного словаря иностранных слов". Выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землей. В 1849 г. осужден на вечную каторгу, которую отбывал в Забайкальских заводах. С 1856 г. был переведен на поселение в Иркутск.
ПЕТРАШЕВЦЫ - общество разночинной молодежи в Петербурге (1844-1849). Первоначально занимались самообразованием, потом структура общества видоизменилась: на общедоступных, легальных "пятницах" обсуждали теоретические вопросы, а в кружках, которыми руководили барон Дебу, Н.С. Кошкин, С.Л. Дуров, Н.А. Момбелли, - вопросы об организации тайного революционного общества, о подготовке крестьянского восстания, о создании подпольной типографии. В кружках готовилась агитационная литература для народа ("Десять заповедей" П.Н. Филиппова, "Солдатская беседа" Н.П. Григорьева). Петрашевцы были арестованы 23 апреля 1849 г. Под следствием находились 123 человека, военный суд рассматривал дела 22-х, из них 21 приговорены к расстрелу, который в последний момент был заменен всем различными сроками каторги и арестанских рот. В 1856г. оставшиеся в живых петрашевцы были амнистированы.(отдельный слайд)
С весны 1847 г. Достоевский стал посещать собрания кружка М.В.Петрашевского (“пятницы Петрашевского”). Общее настроение петрашевцев выразил участник кружка поэт А.Н.Плещеев:
Вперед! Без страха и сомненья,
На подвиг доблестный , друзья!
Зарю святого искупленья
Уж в небесах завидел я…
Такого рода настроениями охвачен был и Достоевский.
В связи с событиями французской революции 1848 г. и той ролью, которую играли в ней социалисты, правительство решает пресечь распространение утопических идей : к петрашевцам подослан провокатор. На одном из "пятничных" собраний Достоевский произнес речь о христианском социалисте Ламеннэ, библейский и проповеднический стиль которого соответствовал его собственному мистическому настроению, и довел слушателей до слез своими вдохновенными комментариями. Он не знал, что среди присутствующих находился агент Третьего жандармского Отделения, и что ему вскоре придется дорого заплатить за призывы к справедливости, братству, вольности.
23 апреля 1849 года.
Достоевский был арестован и посажен в каземат Петропавловской крепости. Он просидел в нем восемь месяцев, и здоровье его сильно ухудшилось: он не мог есть из-за болей в желудке, по ночам его мучили припадки смертного ужаса, а когда он забывался, то видел пугающие кошмары. По его собственному выражению, он жил тогда только "своими средствами, одной головой, и больше ничем... Все у меня ушло в голову, а из головы в мысль, все, решительно все."
Военный суд приговорил отставного инженер-поручика Достоевского “за недонесение о распространении преступного, о религии и правительстве письма литератора Белинского” лишить чинов, всех прав состояния и “подвергнуть смертной казни расстрелянием”. Церемония казни состоялась 22 декабря 1849 г. в 8 часов утра на Семеновском плацу в Петербурге. О том, как это было , Достоевский рассказал через 18 лет в романе “Идиот”.(обложка издания романа)
На Семеновском плацу состоялась экзекуция. Свидетель ее, Александр Врангель, вспоминал, что площадь была оцеплена войсками. Позади черных рядов солдатского каре толпился случайный народ-мужики, торговки. На средине площади был сооружен деревянный эшафот со ступенями и врытыми в землю столбами. С осужденных сняли верхнюю одежду, и они стояли на двадцатиградусном морозе в одних рубашках. Аудитор зачитал приговор: "Достоевский Федор Михайлович... за участие в преступных замыслах и распространение письма литератора Белинского, наполненного дерзкими выражениями против православной церкви и верховной власти, и за покушение, вместе с прочими, к распространению сочинений против правительства посредством домашней литографии, лишен всех прав состояния... к смертной казни расстрелянием". Священник с крестом сменил на эшафоте аудитора и предложил исповедываться. Один из осужденных пошел на исповедь, остальные приложились к серебряному кресту, который священник быстро и молча подставлял к губам. Затем на Петрашевского, Момбелли и Григорьева надели саваны; этих трех, с повязкой на глазах, привязали к столбам. Достоевский стоял в следующей группе, ожидая своей очереди. Взвод с офицером во главе выстроился перед столбами, солдаты вскинули ружья и взяли на прицел. Но в тот момент, когда, должна была раздаться команда "пли", один из высших военных чинов взмахнул белым платком, казнь была остановлена, и осуждённых отвязали от столбов. Григорьев сошел с ума за эти несколько минут ожидания конца. У Момбелли вмиг поседели волосы. Был объявлен новый приговор - монаршая милость. Стоя у эшафота, он услышал объявление о неожиданном помиловании. Помилование, дарованное ему “великодушным” монархом, гласило: “Сослать в каторжную работу на 4 года, а потом рядовым.”
Перед отправкой на каторгу Достоевский писал брату: “Ведь был же я сегодня у смерти три четверти часа, прожил с этой мыслью, был у последнего мгновения. И теперь еще раз живу! Брат, я не уныл и не упал духом… Подле меня будут люди, и быть человеком между людей и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастиях не уныть и не пасть – вот, в чем жизнь, и в чем задача ее”(отдельным слайдом)
Зимой 1850 г. Достоевский , с наполовину обритой головой, в двухцветной куртке с желтым тузом на спине переступил порог Омского каторжного острога. В Сибири писатель оказался среди самой обездоленной части народа. Это сыграло огромную роль в его жизни. Он мучительно, упорно пытался разгадать “тайну народа”, проникнуть в ее духовный мир, понять его помыслы и устремления. Единственная книга, которая была у Достоевского с собой-была Библия, именно ее он читал, перечитывал и старался принять все, о чем там говорилось.Углубилась вера Достоевского в неисчерпаемые духовные силы народа.
Из Омска Достоевского пол конвоем перевели в Семипалатинск, где он сначала служил рядовым, потом получил младший офицерский чин. Служба Достоевского в Семипалатинске была нелегкая: с раннего утра строевое учение, маршировка, наряды, рубка леса, дисциплина, поддерживаемая палками, розгами. В деревянной грязной казарме солдаты спали по двое на жестких нарах, между которыми бегали крысы. Главной едой было "варево", которое черпали из железного чана самодельными ложками. Но и это казалось Достоевскому отрадной переменой после четырех лет Омской каторги, когда он, по его собственному выражению, "был похоронен заживо и закрыт в гробу". Сам Достоевский характеризовал время каторги как "страдание невыразимое, бесконечное". Помимо физических лишений, нервных припадков, ревматизма, болезни желудка, помимо оскорблений и унижений он испытывал душевные муки от необходимости постоянно быть на людях. Его окружало общество убийц, воров, насильников, все относились к нему с враждебностью, потому что по натуре он был нелюдимым, а по социальному положению - барином. Так и прожил он одиноким без возможности уединения. Выйти из неволи и духоты каторжной тюрьмы, снять со спины желтый туз, а с ног десятифунтовые кандалы, не надрываться от тяжкой работы в копях и на кирпичном заводе, обрести свободу передвижения - это было почти счастьем. Через несколько недель после переезда в Семипалатинск он сообщал брату: "Покамест я занимаюсь службой и припоминаю старое. Здоровье мое довольно хорошо, и в эти два месяца много поправилось". Достоевский физически окреп, нервные припадки стали редкими. Ощущение свободы было настолько сильным, что он не замечал ни своей бедности, ни положения солдата. Главное облегчение состояло в том, что ему была дана возможность читать и писать. «Помню, что, выйдя в 1854 г. в Сибири из острога, я начал перечитывать всю написанную без меня за 5 лет литературу».
После смерти Николая 1 и начала либерального царствования Александра 11 участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Вскоре он произведен в унтер-офицеры, в прапорщики, ему возвращаются прежние дворянские права, и в 1895 г. он выходит уже в чине подпоручика.
В 1857 г. в Семипалатинске Достоевский женился на бывшей жене губернского секретаря Марии Дмитриевне Исаевой. Но она - “натура страстная и экзальтированная”. Брак этот не был счастливым.
С начала 1860 г. Достоевский активно включается в литературную жизнь столицы. Резкое оживление общественной жизни.
1860 г. – “Записки из Мертвого дома”. (Характер книги отражен в заглавии.) Здесь Достоевский изобразил все, что видел в сибирских тюрьмах, и его незатейливый рассказ был полон чувством понимания и жалости к преступникам. Самодержавный режим губит лучшие народные силы - таков смысл всей книги.
В 1861 году он пишет роман "Униженные и оскорбленные" , который вызвал отклик И.А. Добролюбова. В статье "Забитые люди" он дал высокую оценку гуманизма Достоевского, подчеркнув, что в романе выражена "Боль о человеке, который признает себя... не в праве быть человеком настоящим, самостоятельным". Изображая ужас человеческого существования, Достоевский вызывает ощущение трагичности его участи. Для него важен не конфликт сильной личности с обществом, не положение "лишнего человека" в дворянской среде, а конфликт внутри человека, желающего чувствовать себя личностью и постоянно подавляемого обстоятельствами в этом стремлении.
Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. Вместе с братом Михаилом он приступил к изданию ежемесячного журнала "Время". По свидетельству современников, "он безостановочно писал". У него был отличный почерк, он любил твердое стальное перо и хорошую плотную бумагу, и за два года, прошедшие со дня его приезда из Твери, он исписал свыше 1500 страниц. "Униженные и оскорбленные" и "Записки из мертвого дома", печатавшиеся в его собственном журнале с января по июль 1861г., вновь привлекли к нему внимание публики и критиков. Успех "Униженных и оскорбленных" и "Записок из мертвого дома" позволил Достоевскому осуществить мечту: из сибирской глуши он снова выходит в первые ряды русских писателей и занимает место, которое потерял из-за многолетнего вынужденного молчания. Он встречается со множеством людей, знакомится с представителями театрального и ученого мира, он вхож в дома меценатов и журналистов, выступает с чтением на благотворительных вечерах. Он по-прежнему нелюдим, но весь дух эпохи толкает его к общению с людьми.
1860 – 1864 г. – отказ от социалистических идеалов.
Летние месяцы 1862 –1863 гг. писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию. Наблюдения вылились в “Заметки о летних впечатлениях”.
Вообще, у Достоевского так получалось, что все, что происходило с ним , было описано в его произведениях. В середине августа Достоевский с небольшой суммой, взятой взаймы, оказался в Висбадене. Примирения с Аполлинарией не произошло, он проиграл в рулетку все деньги. В отеле ему отказывались давать обед в долг, он питался чаем и хлебом, сидел вечерами без свечки. Он изнывал от стыда и голода, но выйти из комнаты боялся, чтобы не встретить насмешливого взгляда. Возвратившись в Петербург, Достоевский с головой ушел в работу над романом "Преступление и наказание". Писать приходилось в промежутках между приступами падучей, которые стали повторяться каждые пять дней. Доктора советовали отдохнуть от писания и всякого нервного напряжения. Достоевский отказывался: в качестве лекарства ему предлагали самоубийство. Как раз в эти дни он описывал Раскольникова, смерть ростовщицы и ее сестры, смерть Мармеладова. Вся атмосфера романа душевного срыва выражала его собственное состояние.
В романе “Преступление и наказание” отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий писателя. Целью Достоевского было “проследить психологический процесс преступления”.(отдельным слайдом)
В октябре 1866 г. прервана работа , т.к. нужно было выполнить условия договора с издателем Стелловским . Летом 1866 года нужда особо сдавила Достоевского и он подписал грабительский контракт с жуликоватым издателем Ф. Стелловским, уступив ему за три тысячи рублей право на издание трех томов его сочинений и обязавшись представить к 1 ноября 1866 г. новый роман в 12 печатных листов. В случае невыполнения последнего пункта он должен был внести неустойку и терял права на все тома в продолжение девяти лет. Стелловский рассчитывал на то, что аванс, выданный писателю, немедленно уйдет на уплату векселей и все произведения достанутся издателю за бесценок. Достоевский, чтобы избавиться от грозившей ему кабалы, решается на крайнюю меру: "Я хочу сделать небывалую и эксцентрическую вещь, написать в четыре месяца 30 печатных листов в двух разных романах, один из которых я буду писать утром, а другой вечером, и окончить к сроку".
Для осуществления своего "эксцентрического плана" Достоевский решил взять стенографистку. Стенография в то время была новинкой, владели ею немногие. Учитель стенографии П. Ольхин предложил работу у Достоевского своей лучшей ученице Анне Григорьевне Сниткиной, но предупредил, что у писателя "странный и мрачный характер" и что за весь труд - семь листов большого формата - он заплатит 50 рублей.
Анна Григорьевна согласилась сразу, и не только потому, что хотела подзаработать, но и потому, что знала имя Достоевского, плакала над "Записками из мертвого дома", была влюблена в благородного героя "Униженных и оскорбленных". Возможность помогать в литературной работе любимому писателю обрадовала и взволновала её.
С помощью стенографистки менее, чем за месяц Достоевскому удалось создать требуемый роман – “Игрок”. В то время практиковались договоры издателя с писателями на определенные произведения, и определенного размера- количество печатных листов. Во такой же договор и был заключен Достоевским со Стелловским. А когда подошло время расплачиваться, то у Достоевского не было выбора: он должен был срочно закончить роман. Ей было 20 лет, она закончила гимназию с серебряной медалью и зарабатывала на жизнь сама. Она не любила нигилисток, была консервативна в политических взглядах, считала себя передовой во всем, что касалось женского равноправия, образования, материальной независимости. Недоброжелатели обращали внимание на огрубевшие от физического труда мозолистые руки и желтоватый цвет лица. Те, кому она нравилась, хвалили ее за умение владеть собой, чувство юмора и "трепещущее сердце, не знавшее ровного биения".
Встретившись с Достоевским впервые, Анна Григорьевна отметила его нервозность, рассеянность. Она поняла, насколько обижен жизнью этот замечательный, добрый и необыкновенный человек.
С этих пор они работали по нескольку часов в день. По ночам он писал, днем диктовал написанное. Дома она расшифровывала стенограмму и назавтра Достоевский исправлял рукопись. Скоро выяснилось, что работа идет споро, и Достоевский был благодарен добросовестной сотруднице. Незаметно она стала давать Паше практические хозяйственные советы. Приносила с собой еду, когда в доме писателя не было ни гроша. Её заботы трогали и смущали Достоевского, но это было приятное смущение. Молодая девушка оказалась его опорой и помощницей в самом важном для него деле - творчестве. В 26 дней они осуществили "план": десять листов "Игрока" отправили Стелловскому. Анна Григорьевна предусмотрела ход недобросовестного издателя, который заблаговременно уехал из города и приказал служащим не брать принесенный роман, она передала в издательство труд Достоевского через полицию, которая зафиксировала печатью год, месяц, день и час доставки рукописи. Благодаря практичности помощницы писатель впервые за многие годы своевременно получил гонорар.Роман «Игрок» был создан. Для Достоевского проблема положительного героя заключала в себе нравственные, политические и философские проблемы. Он мечтал создать образ прекрасного человека, который бы служил образцом для современного общества. Именно стремление создать в образе князя Мышкина нравственно и духовно гармоничного человека руководило Достоевским.
В конце работы над "Преступлением и наказанием" Достоевский и Анна Григорьевна обвенчались. Анна Григорьевна Сниткина, стала для него по-настоящему близким другом и помощником. У них было 4 детей, но 2 –е умерли в раннем детстве.
В 1867 г. Достоевский уезжает за границу, желая избавиться от кредиторов. В эти годы Достоевский пишет романы:
- “Идиот” (1868), Князь Мышкин как “отражение России”, ее силы и слабости. Герой должен пройти через все соблазны современного мира, прежде чем обрести подлинный идеал в единении с божественной правдой. Тема красоты .»Красотой спасется мир»-именно из этого романа взята эта крылатая фраза.
- “Бесы” (1870). Замысел вызван раздумьями Достоевского над целями и деятельностью подпольного революционного общества “Народная расправа”, возглавляемого С.Нечаевым. Отрицание всех выработанных историей морально-этических норм, всеобщее разрушение – вот крайняя нигилистическая программа нечаевцев. В “Бесах Достоевский окончательно находит ту своеобразную манеру повествования от имени хроникера-очевидца, которая перейдет затем в романы “Подросток” и “Братья Карамазовы”.
В мае 1872 г. Достоевский уезжает на лето из Петербурга в Старую Руссу, тихий маленький городок в Новгородской губернии. Там были написаны почти целиком романы “Подросток” и “Братья Карамазовы”, многие главы из “Дневника писателя”, “Речь о Пушкине”.
“Подросток” – посвящен настоящему и будущему России. В следующем за "Бесами" романе на первый план выдвинут социально-психологический аспект. Пафос "Подростка" проявляется в разоблачении тех психологических и идеологических явлений, которые нес в Россию капитализм. По мысли автора, власть денег, "идея Ротшильда", мечта о наживе - вот что стало разрушать души поколения 70-х годов.
Последним произведением, подводящим итог творческому пути Достоевского, был роман "Братья Карамазовы".
“Братья Карамазовы” поднимает социально-исторический пласт – панораму современной России. Задуман как серия романов, но написан один. Итог социально-философских исканий писателя. На примере судьбы одной дворянской семьи Достоевский раскрывает трагическую картину современного общества, разоблачая уродливые взаимоотношения людей, изображая меняющиеся в условиях власти денег души. Семья Карамазовых как единство противоречий, воплощение проблемы “pro и contra”.
В 70-е г.г. Достоевский часто выступает с чтением глав из собственных произведений, из произведений Н.Гоголя, А.Пушкина и т.д.
Неудивительно, что Достоевского настигла преждевременная смерть, сказались и творческие перегрузки , и нелегкая судьба и здоровье тоже было непростым.
В критической литературе встречаются две версии смерти Достоевского. Первая, весьма прозаичная, свидетельствует о том, что во время ночной работы Федор Михайлович обронил перо, а поднимая его, резко стукнулся грудью об угол бюро, что привело к частичному отрыву легкого. Началось кровотечение, но, чтобы не беспокоить домочадцев, Достоевский прилег на кушетку. К утру он скончался от потери крови.
По второй версии Достоевский случайно услышал разговор двух революционеров о покушении на царя Александра II. В страшном волнении он поспешил к А.С. Суворину, поделился с ним своими сомнениями, раскаяниями, обвинениями в свой адрес. Внутренние противоречия раздирали его, что привело к разрыву легочной артерии. Началось кровотечение, которое врачи не могли остановить в течение двух дней. 22 января 1881 года он попросил раскрыть наугад Евангелие, привезенное им с каторги, и прочесть верхние строки открывшейся страницы. Анна Григорьевна повиновалась и прочла вслух от Матфея гл.3, ст.2: "Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду".
"Ты слышишь, - сказал Достоевский, - не удерживай, это значит, что я умру".
Достоевский остро ощущал переходность своей эпохи, а в связи с ней переломы в общественном сознании и личной психологии человека. Он блестяще раскрыл страдания людей, показал всю невозможность их существования и глубокое чувство ответственности за социальную несправедливость.
На протяжении почти сорока лет творческого пути Достоевский создавал типы страдающих людей: жертвенные натуры, которые принимают жизнь как она есть или уходят в мир бесплодных мечтаний (Макар Девушкин, Варенька Доброселова ("Бедные люди"). Соня Мармеладова ("Преступление и наказание"), князь Мышкин ("Идиот"); бунтовщики-индивидуалисты, не желающие покориться судьбе, стремящиеся самоутвердиться любыми средствами, вплоть до преступления.
Кротость и ожесточение - вот два полюса, между которыми судорожно мечется стрелка творческого компаса Достоевского. Основным пафосом произведений зрелого периода писателя является гуманизм, боль за человека, оскорбленного в своем человеческом достоинстве, мечта о торжестве счастья на земле.(отдельный слайд) Изображение противоречий действительности, бесправия человека, разоблачение лжи и фальши, утверждение неизбежности социального протеста - вот что составляет основу реалистического искусства писателя.
Почти в каждом из его персонажей содержится часть души и разума самого писателя.
На протяжении всего творческого пути писатель стремился создать образ идеального человека, деятельность которого была бы воплощением истины, добра и справедливости. Он верил в могущество народа и в то, что стремления лучших русских людей будут способны "возбудить бесконечные силы и воззвать Россию к новой, здоровой, великой жизни, доселе еще невиданной".
Домашнее задание:
1)В литературоведческом словаре посмотреть: гармонический,
гуманизм, идеология, мировоззрение, психологизм (в
литературе), социальный.;
2) Попробовать проследить , из каких “узелков” складывается
путь Раскольникова к преступлению.
3) Прочитать главы из учебника.
4) Подготовить материал на тему: “Творческая история романа
“Преступление и наказание” (кн. С.В.Белов “Роман Достоевского “Преступление и наказание” стр. 9-24.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.