Факультативное занятие по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Выполнение тестового задания №11. (2 часа)
Цель: помочь детям осмыслить суть тестового задания №11.
Задачи:
образовательные: закрепить знания по правописанию суффиксов разных частей речи.
развивающие: развивать навыки анализа, сопоставления, обобщения языковых явлений; развивать умения работать с заданиями ЕГЭ; совершенствовать орфографические навыки.
воспитательные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к родному языку.
Ход занятия:
Тестовое задание №11 является сложным, тк требует большого количества знаний по правописанию суффиксов разных частей речи (кроме н/нн).
Пояснения ФИПИ. В вариантах единого государственного экзамена для анализа будут пары слов, анализ правописания которых предполагает поиск правильной буквы в суффиксе. Количество верных ответов в задании варьируется от 2 до 4.
1.В начале занятия по результатам дом работы детей и с помощью учителя составляется логико- смысловая модель правописания суффиксов разных частей речи (кроме н/нн).
2.Тренировочные задания.
1) 1.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Ответ: болевой
2. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
отвеет: приказчик
3. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Ответ: полевой
4. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Ответ: платьице
5. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Ответ: затмевает
2)Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Алгоритм рассуждения:
1. Внимательно читаем задание;
2. Определяем часть речи;
3. Сначала работаем с существительными и прилагательными, т.к. они вызывают меньше всего вопросов; сверяемся с теорией и ставим гласную;
4. Глаголы и другие части речи оставляем на "десерт". Сверяемся с таблицей, не забываем проверять вид глагола. Самую большую трудность представляет различение суффиксов глаголов -ева-, -ива, -ва;
5. Не забываем об исключениях.
6. Выписываем номера ответов (от 2 до 4)
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг...вая, нищ…та
2) эмал…вый, зно…н
3) насмешл…вый, лен…вый
4) накрахмал…вший, врем…чко
5) делов…тый, пес…нка
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
2. эмалевый — −ЕВ− безударный, зноен — −ЕН− в кратких прилагательных
3. насмешливый — суффикс –ЛИВ−, ленивый — −ИВ− ударный
4. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется; времечко — −ЕЧК− в существительном на –мя.
5. деловитый — −И− ударный, песенка — −ЕНК− от сущ. на −ня (−на)
Ответ: 23.
2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выкрик..вать, горош..нка
2) повизг..вая, глянц..вый
3) неряшл..вый, во..вать
4) книж..ца, дом..ще
5) сирен..ватый, юрод..вый
Пояснение (см. также Правило ниже).
1. выкрикивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, выкрикИВАю, горошинка — суффикс (−ИН−)−К−(А) пишется в словах, образованных от существительных на −ИН−(А) при помощи суффикса −К−: горошина — горошинка
2. повизгивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, повизгИВАю , глянцевый — после шипящих и Ц −ЕВ− — без ударения
3. неряшливый — суфикс −ЛИВ−, воевать — суффикс –ЕВА−, так как в 1−м лице — юю: воюю
4. книжица — сущ. жен. р. — −ИЦ−, домище — суффиксы −ИЩ−(Е): в словах, образованных от форм мужского II склонения и среднего рода: дом — домище
5. сиреневатый — суффикс −ЕВАТ−, юродивый — исключение
Ответ: 14.
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фасол..вый, дожд..вой
2) высме..вать, мороз..ц
3) насмешл..вый, платоч..к
4) сонл..вый, молодц..ватый
5) удва..вать, болот..стый
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без ударения
2. высмеивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, высмеИВАю, морозец — сущ. муж. р. — −ЕЦ
3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, платочек — при склонении гласная Е выпадает: платочек — платочка
4. сонливый — под ударением, молодцеватый — суффикс −ЕВАТ−
5. удваивать — суффикс −ИВА−, так как в 1-м лице он остаётся, удваИВАю, болотистый — суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− — всегда с И;
Ответ: 15.
4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) усидч…вость, текуч…сть
2) пут…во́й, зор…нька
3) налаж…вать, син…ватый
4) отпуг…вая, шалаш…к
5) расклан…вшийся, крив…зна
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, текучесть — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
2. путево́й — в безударном положении, зоренька — −ЕНЬК− пишется в словах с мягкой основой: заря − зоренька;
3. налаживать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, налажИВАю, синеватый — после мягких согласных, шипящих, ч и ц пиши суффиксы –ев−, −еват−, −евит−
4. отпугивая — − суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, отпугИВАю, шалашик — −ИК — при склонении существительного гласная И сохраняется: шалашик — шалашика
5. раскланявшийся — сохраняется гласная инфинитива, кривизна — суффиксы −ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И
Ответ: 24.
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) устра…вать, бараш…к
2) приукраш…вать, письм…цо
3) догадл…вость, крас…вый
4) въедл…вый, подбадр…вать
5) подразум…вающий, луж…ца
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. устраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, устраИВАю, барашек — гласная Е при склонении выпадает: барашек — барашка
2. приукрашивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, приукрашИВАю, письмецо — с сущ. ср. рода с ударением на окончании
3. догадливость — суффикс −ЛИВ−, красивый — под ударением
4. въедливый — суффикс −ЛИВ−, подбадривать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся, подбадрИВАю
5. подразумевающий — (перед ударным ВА пишем Е), лужица — сущ. ж. рода с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
Ответ: 34.
6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вышаг…вая, (маленький) лист…к (берёзы)
2) разборч…во, завистл…вый
3) насмешл…вый, перебира…мый
4) затм…вающий, плать…це
5) накрахмал…вший, продл…вать
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вышагИВАю, листик — гласная И при склонении не выпадает: листик — листика
2. разборчиво, завистливый — суффиксы −ЧИВ− −ЛИВ−
3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, перебираемый — в суффиксах –ем, –им пишется та же гласная, что и в окончаниях 3-го л. ед. ч. глаголов.
4. затмевающий — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — в сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
5. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется, продлевать — запомнить
Ответ: 12.
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) передёрг…вая, холодн…нький
2) забол…вающий, нищ…нка
3) доходч…вость, стрем…ни
4) вздраг…вающий, потч…вать
5) сбивч…вый, имень…це
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание:
1. передёргивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, предёргИВАю , холодненький — суффикс −ЕНЬК−
2. заболевающий — перед ударным ВА пишем Е, нищенка — запомнить!
3. доходчивость — суффикс −ЧИВ−, стремени — −ЕН− в косвенных падежах сущ. на −мя
4. вздрагивающий — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся, вздрагИВАю, потчевать — в 1-м лице: потчую, поэтому суффикс -ева-
5. сбивчивый — суффикс −ЧИВ−, именьице — в сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
Ответ: 25.
2.Самостоятельная работа
1.Укажите
варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же
буква. Запишите номера ответов.
1. буш..вать, голуб..нький
2. яблон..вый, прожорл..вый
3. мешоч..к, ружь..цо
4. глуб..на, старш..нство
5. фламанд..кий, тка..кий
Ответ
2.Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. ослаб..вать, ливн..вый
2. молод..нький, догадл..вый
3. старш..нство, выздоров..ть
4. француж..нка, снеж..нка
5. еж..вый, парч..вый
Ответ
3.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Кож..ный, плат..ной
2. Дымч..тая, слев..
3. Жестикулир..вать, упорств..вать
4. Кож..ца, фасол..вый
5. Гуттаперч..вый, замш..вые
Ответ
4.Укажите
варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Повел..вать, участл..вый
2. Выстра..вать, улыбч..вый
3. Им..нной, мяч..к
4. Ситц..вый, враж..ский
5. Опрокид..вать, побесед..вать
Ответ
5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Изюм..нка, обесточ..ли
2. Младенч..ский, привередл..вый
3. Дымч..тая, издавн..
4. Шахмат..ст, циркони..вый
5. Перевод..ик, бан..ик
Ответ
Ответы:
1. 134
2. 15
3. 235
4. 24
5. 13
Литература:
1.Русский язык. Литература. 10-11 классы. Использование логико-смысловых моделей на уроках / авт.-сост. С. Г. Жегалова- Волгоград: Учитель,2014.
2.Русский язык.11 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений (базовый и профильный уровни)/ Г.Ф.Хлебинская. М.: Мнемозина,2012.
Интернет ресурсы:
1.СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=343
2. Русский язык и литература » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2020 »
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.