На факультативном занятии по математике учащиеся закрепляют понятие о скорости движения тел. В ходе решения задач ученики учатся составлять схемы и чертежи, записывают формулы. На уроке отрабатываются вычислительные навыки, развивается мышление, речь школьников. Все записи выполняются в рабочих тетрадях учащихся.
Планконспект факультативного занятия по математике в 4 классе
Тема урока: Простые задачи. Скорость.
Цели:
Образовательные: закрепить понятие о скорости движения тел; научить решать задачи на
нахождение скорости, учить оформлять краткую запись задач.
Развивающие: способствовать формированию навыков по решению практических задач на
нахождение скорости; развитие математического мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: привитие интереса к предмету и его приложениям, воспитание
активности, мобильности, умения общаться.
Оборудование: схемы; карточки формулы, рабочая тетрадь.
Методические приемы: беседа по вопросам, тренировочные упражнения.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Ход урока:
І. Организационный момент. Психологический настрой. Целеполагание.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:
а) проверить наличие домашнего задания. Опрос: Что называется скоростью? Как
обозначается скорость? Как записывается? Приведите примеры. Как найти скорость
движения предмета? Запишите формулу нахождения скорости: v= s : t.
б) устные упражнения. Математический устный диктант.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
кассиров?(8)
ІІІ. Практическая работа по совершенствованию знаний, умений и навыков по изучению
материала.
а) изложение теоретического материала. Объяснение учителя:
Как могут двигаться предметы? Приведите примеры из жизни. Некоторые предметы
могут двигаться быстрее и медленнее. Например, велосипедист может обогнать пешехода,
автомобиль – велосипедиста, самолет – автомобиль и т.д. Предметы могут двигаться
равномерно. Так, например, пешеход может проходить за каждый час по 3 км; автомобиль
может проезжать за каждый час по 100 км; бегун может пробегать за каждую секунду по 8
м и т.д. В этом случае говорят, что скорость (соответственно) пешехода – 3 км в час
(записывают 3км/ч), автомобиля 100 км/ч, бегуна – 8 м/с. Что такое скорость движения?
Вычисли сумму чисел 480 и 200.(680)
Увеличь 375 на 25.(300)
Запиши число, которое больше числа 5799 на 2.(5801)
270 яиц уложены в 9 одинаковых коробок. Сколько яиц в 1 коробке? (30)
Из 5 сотен вычти 5 десятков.(450)
Запиши числа: 5555, 505005.
Увеличь 150 в 3 раза.(450)
10 кг, сколько это граммов?(10000)
Первое слагаемое 460, второе слагаемое 440. Чему равна сумма?(900)
В магазине работают 48 продавцов, а кассиров в 6 раз меньше. Сколько
Таким образом, скорость движения – это расстояние, которое проходит
движущийся предмет за единицу времени. Скорость равна расстоянию, деленному на
время. Если скорость обозначить буквой V, путь S, а время буквой t, то можно записать
этот вывод в виде формулы: V= S : t. Что называется скоростью?
Вывод: Расстояние, которое проходится за единицу времени (минуту, час) называется
скоростью.
Прочитайте скорость разных предметов:
Скорость легкового автомобиля 100 км/ч,
Скорость грузового автомобиля – 60 км/ч,Скорость самолёта – 850 км/ч.
Какой предмет движется быстрее? Почему?
Решение задач.
№ 1. «Велосипедист был в пути 3 часа и проехал за это время 36 км. В течение каждого
часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько км проезжал велосипедист в каждый
час?
Расстояние, которое проехал велосипедист обозначим отрезком. Сколько часов был в
пути велосипедист? Итак, он в каждый час проезжал одинаковое расстояние, а был в пути 3
часа. На сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 3?
Сколько же км проезжал велосипедист в каждый час? ( 12 км).Как узнали? Почему
делением? Число 12 обозначает, что в каждый час велосипедист проезжал по 12 км. Это
скорость. А теперь запишем решение задачи.
1 ч 1 ч 1 ч
___________________________________
36 км
Решение: 36:3=12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч – это скорость велосипедиста. Это сокращенно записывается так 12 км/ч
Итак, что же обозначает скорость? Запишем формулу: v= s : t
№ 2. « Мальчик был в пути 5 часов и прошёл за это время 25 км. В течение каждого часа
он проходил одинаковое расстояние. Сколько км проходил мальчик каждый час?»
Чем обозначим расстояние, которое проходил мальчик? Сколько часов был в пути
мальчик? Что ещё сказано о мальчике?
Итак, мальчик в каждый час проходил одинаковое расстояние, а был в пути 5 часов.
Значит, на сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 5? А теперь
внимательно посмотрите на чертёж и скажите, сколько же км проходил мальчик в каждый
час? Что обозначает число 5? А теперь запишем решение задачи и ответ.
Итак, что же обозначает скорость? Внимательно посмотрите на решение и скажите, как
можно найти скорость, если известны расстояние и время движения? (V = S : t ).
IV. Закрепление материала:
а) выполнение с комментированием упражнений у доски:
№ 3 « Кот был в пути 3 часа и прошёл расстояние 48 км. С какой скоростью двигался
кот?»
Краткую запись будем выполнять в виде таблицы. О каких величинах идёт речь в задаче?
v
? км/ч
Определить вид задачи. Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже. Решить
задачу по действиям с пояснением. Что сказано о коте? В какую графу запишем?
Известно ли нам расстояние, которое прошёл кот? В какой графе запишем?
А известна ли нам скорость? Как обозначим это в таблице?
Повторите задачу по краткой записи. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Каким действием? Почему делением? Запишем решение задачи в тетрадь:
48 : 3 = 16 км/ч. Чему же равна скорость? Как узнали? Запишем ответ задачи.
Ответ: кот двигался со скоростью 16 км/ч.
в) самостоятельное решение задач по вариантам учащимися с последующей проверкой.
№ 4 – 1 вариант.
Велосипедист проехал 1200 метров за 4 минуты. Вычисли его скорость в метрах и минутах
t
13 ч
s
48 км
v
? м/мин
t
4 мин
s
1200 мРешение: 1200 : 4 = 300 м/мин.
Ответ: 300 м/мин скорость велосипедиста.
№ 5 – 2 вариант.
t
5 ч
s
450 км
Скорый поезд проезжает за 5 часов расстояние в 450 километров. С какой скоростью
движется поезд?
v
? км/ч
Решение: 450 : 5 = 90 км/ч.
Ответ: 90 км/ч скорость поезда.
V. Подведение итогов.
а) обобщение и повторение теории. Что такое скорость движения? Как найти скорость?
Записать формулу нахождения скорости.
Рефлексия: Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет
которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное,
равнодушное; синий – грустное.)
б) выставление оценок;
VІ. Домашнее задание: составить 1 типовую задачу, повторить формулы v= s : t
Спасибо за урок! Всем доброго дня!