Факультативное занятие по математике "Простые задачи. Скорость" (4 класс, математика)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На факультативном занятии по математике учащиеся закрепляют понятие о скорости движения тел. В ходе решения задач ученики учатся составлять схемы и чертежи, записывают формулы. На уроке отрабатываются вычислительные навыки, развивается мышление, речь школьников. Все записи выполняются в рабочих тетрадях учащихся.
Иконка файла материала урок 4.docx
План­конспект факультативного занятия по математике в 4 классе Тема урока: Простые задачи. Скорость. Цели: Образовательные: закрепить понятие о скорости движения тел; научить решать задачи на нахождение скорости, учить оформлять краткую запись задач. Развивающие: способствовать формированию навыков по решению практических задач на нахождение скорости; развитие математического мышления и речи, внимания и памяти. Воспитательные:   привитие   интереса   к   предмету   и   его   приложениям,   воспитание активности, мобильности, умения общаться. Оборудование: схемы; карточки ­ формулы, рабочая тетрадь. Методические приемы:  беседа по вопросам, тренировочные упражнения. Тип урока: урок закрепления нового материала Ход урока: І. Организационный момент. Психологический настрой. Целеполагание. II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков: а)   проверить   наличие   домашнего   задания.   Опрос:   ­   Что   называется   скоростью?   Как обозначается   скорость?   Как   записывается?   Приведите   примеры.   Как   найти   скорость движения предмета? Запишите формулу нахождения скорости: v= s :  t. б) устные упражнения. Математический устный диктант.  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. кассиров?(8) ІІІ. Практическая работа по совершенствованию знаний, умений и навыков по изучению материала. а) изложение теоретического материала. Объяснение учителя:  ­   Как   могут   двигаться   предметы?   Приведите   примеры   из   жизни.   Некоторые   предметы могут двигаться быстрее и медленнее. Например, велосипедист может обогнать пешехода, автомобиль   –   велосипедиста,   самолет   –   автомобиль   и   т.д.   Предметы   могут   двигаться равномерно. Так, например, пешеход может проходить за каждый час по 3 км; автомобиль может проезжать за каждый час по 100 км; бегун может пробегать за каждую секунду по 8 м и т.д. В этом случае говорят, что скорость (соответственно) пешехода – 3 км в час (записывают 3км/ч), автомобиля 100 км/ч, бегуна – 8 м/с. Что такое скорость движения? Вычисли сумму чисел 480 и 200.(680) Увеличь 375 на 25.(300) Запиши число, которое больше числа 5799 на 2.(5801) 270 яиц уложены в 9 одинаковых коробок. Сколько яиц в 1 коробке? (30) Из 5 сотен вычти 5 десятков.(450) Запиши числа: 5555, 505005. Увеличь 150 в 3 раза.(450) 10 кг, сколько это граммов?(10000) Первое слагаемое 460, второе слагаемое 440. Чему равна сумма?(900) В   магазине   работают   48   продавцов,   а   кассиров   в   6   раз   меньше.   Сколько Таким   образом,   скорость   движения   –   это   расстояние,   которое   проходит движущийся   предмет   за   единицу   времени.   Скорость   равна   расстоянию,   деленному   на время. Если скорость обозначить буквой V, путь S, а время буквой t, то можно  записать этот вывод в виде формулы: V= S : t. ­ Что называется скоростью? Вывод: Расстояние,   которое проходится за единицу времени (минуту, час) называется скоростью. Прочитайте скорость разных предметов: Скорость легкового автомобиля 100 км/ч, Скорость грузового автомобиля – 60 км/ч,Скорость самолёта – 850 км/ч. ­ Какой предмет движется быстрее? Почему? Решение задач. № 1. «Велосипедист был в пути 3 часа и проехал за это время 36 км. В течение каждого часа   он проезжал одинаковое расстояние. Сколько км проезжал велосипедист в каждый час? ­ Расстояние, которое проехал велосипедист обозначим отрезком. Сколько часов был в пути велосипедист? Итак, он в каждый час проезжал одинаковое расстояние, а был в пути 3 часа.  На сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 3?  Сколько   же   км   проезжал   велосипедист   в   каждый   час?   (   12   км).Как   узнали?   Почему делением? Число 12 обозначает, что в каждый час велосипедист проезжал по 12 км.  Это скорость. А теперь запишем решение задачи.                            1 ч                         1 ч                    1 ч                        ___________________________________                                                         36 км Решение:  36:3=12 (км/ч)  Ответ: 12 км/ч – это скорость велосипедиста. Это сокращенно записывается так 12 км/ч Итак, что же  обозначает скорость? Запишем формулу: v= s :  t           № 2. « Мальчик был в пути 5 часов и прошёл за это время 25 км. В течение каждого часа он проходил одинаковое расстояние. Сколько км проходил мальчик каждый час?»        ­   Чем   обозначим   расстояние,   которое   проходил   мальчик?   Сколько   часов   был   в   пути мальчик?   Что  ещё сказано о мальчике?    ­ Итак, мальчик в каждый час проходил одинаковое расстояние, а был в пути 5 часов. Значит, на сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 5? А теперь внимательно посмотрите на чертёж и скажите, сколько же км  проходил мальчик в каждый час? Что обозначает число 5? А теперь запишем решение задачи и ответ. ­ Итак, что же обозначает скорость? Внимательно посмотрите на решение и скажите, как можно найти скорость, если известны расстояние и время движения? (V = S : t ). IV. Закрепление материала: а) выполнение с комментированием упражнений у доски: № 3 « Кот был в пути 3 часа и прошёл расстояние 48 км. С какой скоростью двигался кот?»  Краткую запись будем выполнять в виде таблицы. О каких величинах идёт речь в задаче?   v ? км/ч Определить вид задачи. Сделать чертёж и  соответствующие надписи на чертеже. Решить задачу по действиям с пояснением. Что сказано о коте? В какую графу запишем? Известно ли нам расстояние, которое прошёл кот? В какой графе запишем? А известна ли нам скорость? Как обозначим это в таблице? Повторите задачу по краткой записи. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Каким действием? Почему делением? Запишем решение задачи в тетрадь:  48 : 3 = 16 км/ч. Чему  же равна скорость? Как узнали? Запишем ответ задачи.  Ответ: кот двигался со скоростью 16 км/ч.   в) самостоятельное решение задач по вариантам учащимися с последующей проверкой. № 4 – 1 вариант. Велосипедист проехал 1200 метров за 4 минуты. Вычисли его скорость в метрах и минутах t 13 ч s 48 км   v ? м/мин t 4 мин s 1200 мРешение: 1200 : 4 = 300 м/мин.  Ответ: 300 м/мин скорость велосипедиста. № 5 – 2 вариант. t 5 ч s 450 км Скорый  поезд  проезжает за 5 часов расстояние  в 450 километров. С какой  скоростью движется поезд?                                               v ? км/ч Решение: 450 : 5 = 90 км/ч.  Ответ: 90 км/ч скорость поезда. V. Подведение итогов.  а) обобщение и повторение теории.­ Что такое скорость движения? Как найти скорость? Записать формулу нахождения скорости.            Рефлексия:   ­   Какое   у   вас   сейчас   настроение?   (Учащиеся   показывают   кружок,   цвет которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное, равнодушное; синий – грустное.)                                                                               б) выставление оценок; VІ. Домашнее задание: составить 1 типовую задачу, повторить формулы v= s :  t          ­ Спасибо за урок! Всем доброго дня!