Факультативное занятие по математике "Простые задачи. Скорость" (4 класс, математика)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
4 кл
31.03.2017
На факультативном занятии по математике учащиеся закрепляют понятие о скорости движения тел. В ходе решения задач ученики учатся составлять схемы и чертежи, записывают формулы. На уроке отрабатываются вычислительные навыки, развивается мышление, речь школьников. Все записи выполняются в рабочих тетрадях учащихся.
урок 4.docx
Планконспект факультативного занятия по математике в 4 классе
Тема урока: Простые задачи. Скорость.
Цели:
Образовательные: закрепить понятие о скорости движения тел; научить решать задачи на
нахождение скорости, учить оформлять краткую запись задач.
Развивающие: способствовать формированию навыков по решению практических задач на
нахождение скорости; развитие математического мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: привитие интереса к предмету и его приложениям, воспитание
активности, мобильности, умения общаться.
Оборудование: схемы; карточки формулы, рабочая тетрадь.
Методические приемы: беседа по вопросам, тренировочные упражнения.
Тип урока: урок закрепления нового материала
Ход урока:
І. Организационный момент. Психологический настрой. Целеполагание.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков:
а) проверить наличие домашнего задания. Опрос: Что называется скоростью? Как
обозначается скорость? Как записывается? Приведите примеры. Как найти скорость
движения предмета? Запишите формулу нахождения скорости: v= s : t.
б) устные упражнения. Математический устный диктант.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
кассиров?(8)
ІІІ. Практическая работа по совершенствованию знаний, умений и навыков по изучению
материала.
а) изложение теоретического материала. Объяснение учителя:
Как могут двигаться предметы? Приведите примеры из жизни. Некоторые предметы
могут двигаться быстрее и медленнее. Например, велосипедист может обогнать пешехода,
автомобиль – велосипедиста, самолет – автомобиль и т.д. Предметы могут двигаться
равномерно. Так, например, пешеход может проходить за каждый час по 3 км; автомобиль
может проезжать за каждый час по 100 км; бегун может пробегать за каждую секунду по 8
м и т.д. В этом случае говорят, что скорость (соответственно) пешехода – 3 км в час
(записывают 3км/ч), автомобиля 100 км/ч, бегуна – 8 м/с. Что такое скорость движения?
Вычисли сумму чисел 480 и 200.(680)
Увеличь 375 на 25.(300)
Запиши число, которое больше числа 5799 на 2.(5801)
270 яиц уложены в 9 одинаковых коробок. Сколько яиц в 1 коробке? (30)
Из 5 сотен вычти 5 десятков.(450)
Запиши числа: 5555, 505005.
Увеличь 150 в 3 раза.(450)
10 кг, сколько это граммов?(10000)
Первое слагаемое 460, второе слагаемое 440. Чему равна сумма?(900)
В магазине работают 48 продавцов, а кассиров в 6 раз меньше. Сколько
Таким образом, скорость движения – это расстояние, которое проходит
движущийся предмет за единицу времени. Скорость равна расстоянию, деленному на
время. Если скорость обозначить буквой V, путь S, а время буквой t, то можно записать
этот вывод в виде формулы: V= S : t. Что называется скоростью?
Вывод: Расстояние, которое проходится за единицу времени (минуту, час) называется
скоростью.
Прочитайте скорость разных предметов:
Скорость легкового автомобиля 100 км/ч,
Скорость грузового автомобиля – 60 км/ч, Скорость самолёта – 850 км/ч.
Какой предмет движется быстрее? Почему?
Решение задач.
№ 1. «Велосипедист был в пути 3 часа и проехал за это время 36 км. В течение каждого
часа он проезжал одинаковое расстояние. Сколько км проезжал велосипедист в каждый
час?
Расстояние, которое проехал велосипедист обозначим отрезком. Сколько часов был в
пути велосипедист? Итак, он в каждый час проезжал одинаковое расстояние, а был в пути 3
часа. На сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 3?
Сколько же км проезжал велосипедист в каждый час? ( 12 км).Как узнали? Почему
делением? Число 12 обозначает, что в каждый час велосипедист проезжал по 12 км. Это
скорость. А теперь запишем решение задачи.
1 ч 1 ч 1 ч
___________________________________
36 км
Решение: 36:3=12 (км/ч)
Ответ: 12 км/ч – это скорость велосипедиста. Это сокращенно записывается так 12 км/ч
Итак, что же обозначает скорость? Запишем формулу: v= s : t
№ 2. « Мальчик был в пути 5 часов и прошёл за это время 25 км. В течение каждого часа
он проходил одинаковое расстояние. Сколько км проходил мальчик каждый час?»
Чем обозначим расстояние, которое проходил мальчик? Сколько часов был в пути
мальчик? Что ещё сказано о мальчике?
Итак, мальчик в каждый час проходил одинаковое расстояние, а был в пути 5 часов.
Значит, на сколько равных частей мы должны разделить отрезок? Почему на 5? А теперь
внимательно посмотрите на чертёж и скажите, сколько же км проходил мальчик в каждый
час? Что обозначает число 5? А теперь запишем решение задачи и ответ.
Итак, что же обозначает скорость? Внимательно посмотрите на решение и скажите, как
можно найти скорость, если известны расстояние и время движения? (V = S : t ).
IV. Закрепление материала:
а) выполнение с комментированием упражнений у доски:
№ 3 « Кот был в пути 3 часа и прошёл расстояние 48 км. С какой скоростью двигался
кот?»
Краткую запись будем выполнять в виде таблицы. О каких величинах идёт речь в задаче?
v
? км/ч
Определить вид задачи. Сделать чертёж и соответствующие надписи на чертеже. Решить
задачу по действиям с пояснением. Что сказано о коте? В какую графу запишем?
Известно ли нам расстояние, которое прошёл кот? В какой графе запишем?
А известна ли нам скорость? Как обозначим это в таблице?
Повторите задачу по краткой записи. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Каким действием? Почему делением? Запишем решение задачи в тетрадь:
48 : 3 = 16 км/ч. Чему же равна скорость? Как узнали? Запишем ответ задачи.
Ответ: кот двигался со скоростью 16 км/ч.
в) самостоятельное решение задач по вариантам учащимися с последующей проверкой.
№ 4 – 1 вариант.
Велосипедист проехал 1200 метров за 4 минуты. Вычисли его скорость в метрах и минутах
t
13 ч
s
48 км
v
? м/мин
t
4 мин
s
1200 м Решение: 1200 : 4 = 300 м/мин.
Ответ: 300 м/мин скорость велосипедиста.
№ 5 – 2 вариант.
t
5 ч
s
450 км
Скорый поезд проезжает за 5 часов расстояние в 450 километров. С какой скоростью
движется поезд?
v
? км/ч
Решение: 450 : 5 = 90 км/ч.
Ответ: 90 км/ч скорость поезда.
V. Подведение итогов.
а) обобщение и повторение теории. Что такое скорость движения? Как найти скорость?
Записать формулу нахождения скорости.
Рефлексия: Какое у вас сейчас настроение? (Учащиеся показывают кружок, цвет
которого обозначает их настроение: красное – хорошее, весёлое; зелёный – спокойное,
равнодушное; синий – грустное.)
б) выставление оценок;
VІ. Домашнее задание: составить 1 типовую задачу, повторить формулы v= s : t
Спасибо за урок! Всем доброго дня!
Факультативное занятие по математике "Простые задачи. Скорость" (4 класс, математика)
Факультативное занятие по математике "Простые задачи. Скорость" (4 класс, математика)
Факультативное занятие по математике "Простые задачи. Скорость" (4 класс, математика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.