Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)
Оценка 5

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
docx
русская литература
5 кл
22.06.2017
Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)
В программу факультативного курса "Литературные герои глазами художников" включены произведения художественной литературы, изучаемые в 5 классе. К произведениям подобраны иллюстрации мастеров-классиков живописи, кроме этого предложены работы современных художников. Факультативные занятия помогут пятиклассникам понимать учебный материал предмета "Литература", развивать творческие способности, расширять кругозор.
факультатив литературные герои глазами художников.docx
Программа авторского факультативного курса по литературе «Литературные герои глазами художников» Программа предназначена для учащихся 5­х классов общеобразовательных школ.  Количество часов: всего – 35 часов, 1 час в неделю. При   составлении   программы   использован   учебник   для   5   класса общеобразовательных учреждений: Литература: в 2 ч. авт.­ сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – ФГОС. Инновационная школа. Пояснительная записка Литературе   как   учебному   предмету   отводится   особое   место   в   нашей школе.   Именно   изучение   художественных   произведений   способствует формированию   разносторонне   развитой,   гармоничной   личности,   воспитанию гражданина, патриота.  Изучение   литературы   как   школьного   предмета   трудно   представить   без взаимодействия   с   другими   учебными   дисциплинами   –   историей, изобразительным   искусством,   музыкой.   Крупнейший   художественный   критик XIX века В. В. Стасов так говорил о связи русской литературы и живописи: «Главная наша сила в том, что новое русское искусство так крепко обнялось с русской   литературой   ...   Наша   литература   и   искусство   —   это   точно   двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых». Выбор   темы   факультативного   курса   обусловлен   спецификой   изучения литературы   в   5   классе,   в   отличие   от   литературного   чтения   как   учебного предмета в начальных классах. Образовательные   задачи   факультативного   курса   «Литературные   герои глазами   художников»   связаны   с   формированием   умений   комментировать, анализировать   и   интерпретировать   художественный   текст   с   помощью произведений изобразительного искусства. Чувства   героев,   их   поступки,   мысли   писателя,   поэта   помогают   понять иллюстрации   к   художественным   произведениям   и   картины.   Живописными средствами они комментируют содержание литературного произведения. Программа курса   факультативного курса «Литературные герои глазами художников»   учитывает   представления   об   искусстве,   полученные пятиклассниками в начальной школе. Также учащиеся получают новые знания в области   изобразительного   искусства,  развивают   творческие   способности. Факультативные   занятия   помогут   решать   задачи   эмоционального, интеллектуального развития ученика, а также проблемы нравственно­этического воспитания. Межпредметные   связи,   элементы   интеграции   с   изобразительным искусством   –   отличительная   особенность   факультатива.   Учащиеся   получают возможность   развивать   эстетический   вкус,   понимать   и   ценить   произведения искусства,  расширяют   кругозор.    Все  это   способствует   развитию   творческой личности. По   мнению   психологов,   учащиеся   5   класса   отличаются   сильным воображением, эмоциональной активностью. При переходе из начальной школы в среднее звено в период адаптации факультативные занятия помогут учащимся снять эмоциональное напряжение, выразить свои чувства во время обсуждения наглядного   материала,   с   помощью   своих   иллюстраций   к   художественным произведениям. В этом заключается актуальность факультатива «Литературные герои глазами художников». Содержание факультатива тесно связано с основным курсом литературы 5 класса (учебник под редакцией Г.С. Меркина), что   позволяет систематически развивать культуру чтения детей. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными). Цель   программы   факультатива: формирование умения   образного,   развитие художественного   восприятия   литературного   произведения, эстетического вкуса, творческих способностей учащихся. Задачи программы: ­ прививать интерес к различным видам искусств; ­  учить видеть, понимать, анализировать произведения различных видов искусств;  ­   формировать   умение   выражать   свои   чувства,   размышляя   о   судьбе   и поступках литературных героев; ­   расширять   знания   о   художниках­иллюстраторах   изучаемых произведений.  ­   развивать   творческое   мышление,   воображение   для   адекватного понимания текста; ­ учить умению видеть читаемое в воображении, представлять образы; ­ соотносить изобразительное  представление текста с авторской мыслью произведения.  ­ выражать образы, мысли, чувства, наполняющие текст, в собственных иллюстрациях к художественному произведению. ­ развивать письменную и устную речь. Учебно­тематический план факультативного курса «Литературные герои глазами художников» № Тема занятия Ча сы Теоретическая часть Практическая часть Да та  Организационное занятие Раздел 1. Введение ( 3 часа) 1 Информация о теме факультатива, видах занятий Что такое иллюстрация 2 Сообщение учителя к художественному на тему занятия тексту. Виды иллюстраций. Беседа «Моя любимая книжка с картинками» Свободная тема «Я рисую настроение» Раздел 2. Герои русской литературы 19 в. Иллюстрации к 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  А.С. Пушкин. Сказка о  рыбаке и рыбке. Сказка  о царе Салтане.  Иллюстратор: И. Я.  Билибин  А.С. Пушкин. Сказка о  мертвой царевне и семи  богатырях. Художник  Б.В. Зворыкин. Роспись  В.А. Панина. М.Ю. Лермонтов.  Бородино. Рисунки  С. Бойко, В. Полякова, А. Дмитриева­ Мамонова Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством.  Иллюстрации  А. Кузьмина, Ольги  Ионайтис,  В. Кожина И.С. Тургенев. Муму.   Иллюстрации  Н. Ращектаева,  К. Трутовского, произведениям  (23 часа) 1 Содержание,  главные герои.  Обзор иллюстраций 3 2 3 Биографическая   справка о  художниках.  Своеобразие  каждого мастера. Палехская роспись. Историческая  справка о создании  стихотворения.  Сведения о  художниках. Праздник  Рождества.  Национальный  колорит,  многообразие тем. 3 Биографическая   справка о  художниках.  Чувства и  Викторина­ пятиминутка  «Узнай героя» Отзыв «Мои  впечатления» Рисунок к  любимой сказке. Выразительное  чтение  отрывков. Подбор цитат к  рисункам. Обсуждение:  «Какие мне  иллюстрации  запомнились и  почему?»  Рисунки на  темы: 1. Муму и  Герасим.  2. Каморка О.Г. Якутович страдания  Герасима. 16 Промежуточная  1 Тестирование  17 18 19 20 21 22 23 24 25 аттестация (1  полугодие) Н.А. Некрасов.  Крестьянские дети.  Иллюстрации  В. Бескаравайного,  Ю. Игнатьева,  А. Лебедева. Л.Н. Толстой.  Кавказский пленник.  Иллюстрации М. С.  Родионова, Ю. Петрова, Т. Звонаревой  и А.  Комарова А.П. Чехов. Рассказы.  Иллюстрации к  рассказам «Каштанка»,  «Ванька», «Пересолил» Художники АпситА.П.,  Кукрыниксы,   Кардовский Д.Н.,  Траугот Г.А.В.,  Шишмарева Т.В. 26 Проверочная работа по  Разделу 2. Герасима.  Иллюстрировани е отрывка Инсценирование  отрывка.  Оформление  эскизов  костюмов,  декорации.   Коллективный  проект – кадры  диафильма  «Кавказский  пленник» 3 Сообщения  учащихся о  художниках­ иллюстраторах  отрывка «Однажды  в студеную зимнюю  пору…» Ситуации, герои.  Выбор иллюстрации художником: черно­белые или  цветные? 3 3 Грустное и смешное в рассказах Чехова,  отражение этого в  иллюстрациях. Сообщения  учащихся о  художниках.  Практикум  «Узнай работу  художника»,  «Узнай героя».  Иллюстрация к  рассказу (по  выбору) Подбор  иллюстраций Раздел 3. Герои русской литературы 20 в. Иллюстрации к 1 Проверить знания  учащихся произведениям (5 часов) 27 А.П. Платонов. Рассказ  1 Сообщение о  «Никита». Художник   В. Куприянов. Рисунки  других авторов. 28 29 П.П. Бажов. Сказ  «Каменный цветок». Художники А. Ковалёв  и Г. Буреев, А.Г. Мохов писателе. Добрый и  враждебный Мир  глазами ребенка в  рассказе. 2 П.П. Бажов и его  сказы. Образность,  цветовая  насыщенность  иллюстраций. 30 31 В.П. Астафьев. Рассказ  «Васюткино озеро» 2 Человек и природа  в рассказе.  Устный рассказ  о главном герое  по рисункам. Беседа по  содержанию  иллюстраций.  Свой рисунок по теме занятия. Просмотр  кадров Художник В. Дугин.  Иллюстрации для  диафильма  Проблемный  вопрос: что помогло герою спастись? диафильма,  обсуждение  содержания Раздел 4. Итоговые занятия (4 часа) Итоговые  занятия.  Обобщение знаний. 32 33 34 Итоговая аттестация 2 Конкурс  презентаций 1 Проверить знания  учащихся Художественное лото Выставка  рисунков 35 Резервный час 1 Содержание факультативного курса «Литературные герои глазами художников» Раздел 1. Введение (3 часа) Организационное занятие: знакомство с темами факультативного курса, видами   занятий.   Беседа   «Моя   любимая   книжка   с   картинками»:   рассказ учащихся о первых детских книгах, иллюстрациях в них. Цель беседы: создать эмоциональный настрой, подготовить учащихся к восприятию художественной информации. Сообщение учителя о роли иллюстраций в художественном тексте, видах иллюстраций. Творческое задание «Я рисую настроение».  Раздел 2. Герои русской литературы 19 в. Иллюстрации к  произведениям.  (23 часа) А.С.   Пушкин.   Сказка   о   рыбаке   и   рыбке.   Сказка   о   царе   Салтане. Иллюстратор: И. Я. Билибин. Чтение отрывков, художественные образы героев сказок   в   работах   мастера.   И.Я.   Билибин   ­   выдающийся   русский   художник, мастер книжной графики и театрально­декорационного искусства. Викторина­пятиминутка «Узнай героя»: по небольшому отрывку из текста учащимся предлагается узнать героя, назвать сказку. А.С.   Пушкин.   Сказка   о   мертвой   царевне   и   семи   богатырях. Биографическая     справка   о   Б.В.   Зворыкине   и   В.А.   Панине   –   художниках­ иллюстраторах.   Самобытное   творчество   художника   Б.В.   Зворыкина,   лучшего графика­орнаменталиста начала XX века. Понятие «палехская роспись». В.А. Панин   –   мастер   лаковой   миниатюры,   графики,   станковой   и   монументально­ декоративной живописи. Мини­отзыв «Мои впечатления». Рисунок к любимой сказке А.С. Пушкина. Рисунки   С.   Бойко,   В.   Полякова     к   стихотворению   М.Ю.   Лермонтова «Бородино».     Историческая   достоверность   и   художественный   вымысел. Отражение идейного содержания произведения в иллюстрациях. Уникальность рисунка А. Дмитриева­Мамонова. Н.В.   Гоголь.   Повесть   «Ночь   перед   Рождеством».   Праздник   Рождества Христова – источник вдохновения для русских художников, поэтов и писателей. Иллюстрации   А.   Кузьмина,   Ольги   Ионайтис,     В.   Кожина   к   повести. Национальный колорит, многообразие тем, индивидуальность авторов. Обсуждение: «Какие иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством» мне запомнились и почему?» И.С.   Тургенев.   Рассказ     «Муму».     Иллюстрации   Н.   Ращектаева,   К. Трутовского, О.Г. Якутович. Биографическая  справка о художниках. Чувства и страдания Герасима, отраженные в иллюстрациях. Рисунки учащихся на темы: 1. Муму и Герасим.  2. Каморка Герасима. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Труд и радость в жизни   детей.   Иллюстрации   В.   Бескаравайного,   Ю.   Игнатьева,   А.   Лебедева. Сообщения   учащихся   о   художниках­иллюстраторах   отрывка   «Мужичок   с ноготок».  Инсценирование   отрывка   «Однажды   в   студеную   зимнюю   пору…». Оформление эскизов костюмов, декорации.   Л.Н.   Толстой.   Рассказ   «Кавказский   пленник».   Иллюстрации   М.   С. Родионова,   Ю.   Петрова,   Т.   Звонаревой     и   А.   Комарова.   Герои   рассказа, ситуации, в которые они попадают. Выбор художника: черно­белые или цветные иллюстрации? Коллективный   проект   –   нарисовать   кадры   и   составить   диафильм «Кавказский пленник». А.П. Чехов. Рассказы. Грустное и смешное в рассказах Чехова, отражение этого   в   иллюстрациях.   Сообщения   учащихся   о   художниках.   Иллюстрации   к рассказам   «Каштанка»,   «Ванька»,   «Пересолил» Художники   Апсит   А.П., Кукрыниксы, Кардовский Д.Н., Траугот Г.А.В., Шишмарева Т.В. Практикум­викторина   «Узнай   художника   по   иллюстрации»,   «Узнай героя». Иллюстрация учащихся к рассказу А.П. Чехова (по выбору). Раздел 3. Герои русской литературы 20 в. Иллюстрации к  произведениям. А.П.   Платонов.   Рассказ     «Никита».   Сообщение   о   писателе.   Мир,   добрый   и враждебный, глазами ребенка. Иллюстрации В. Куприянова к тексту. Рисунки других художников. Устный рассказ о главном герое рассказа «Никита» по иллюстрациям к тексту. П.П. Бажов и его сказы. Сказ «Каменный цветок».  Художники А. Ковалёв и Г. Буреев, А.Г. Мохов. Образность, цветовая насыщенность иллюстраций. Беседа по содержанию иллюстраций. Свой рисунок к сказу «Каменный цветок». В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.   Дугин. Проблемный вопрос: что помогло герою спастись? Художник   В. Иллюстрации художника для диафильма «Васюткино озеро». Просмотр кадров диафильма, обсуждение содержания, оформление  дополнительных кадров к диафильму (по желанию). Раздел 4. Итоговые занятия (4 часа) Обобщение знаний. Итоговая аттестация. Конкурс презентаций. Выставка рисунков. Игра «Художественное лото». Методическое обеспечение программы 1. Работа с иллюстрациями на уроке литературы в 5–6­х классах. http://www.sochuroki.com/rabota­s­illyustraciyami­na­uroke­literatury­v­5­6­ x­klassax­s­privlecheniem­primerov­rabot­uchashh 2. Вербич М. В. Технология использования художественной  иллюстрации на уроках литературы. http://pedsovet.su/publ/164­1­0­2535 3. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в  школе. М. Просвещение.1990 Реализовать цель и задачи факультативного курса, раскрыть содержание  тем курса помогут разнообразные формы организации занятий: ­ слово учителя, ­ сообщения учащихся, ­ защита презентаций, ­ виртуальные экскурсии, ­ литературные игры, ­ обмен мнениями, ­ конкурсы, ­ выставки рисунков, ­ творческие задания (создание обложки книги, диафильма, мини­ сочинения, инсценирование отрывков, иллюстрирование текста и т.д.). Список литературы Пигарев,   К.   Русская   литература   и   изобразительное   искусство   [текст]: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. / К. Пигарев. – М.: Наука , 1972. – 152 с.: ил. Пушкин   в   изобразительном   искусстве   [текст]   /   ред.   Т.   Теплова.   –   М.: Изогиз, 1961. – 105 с.: ил. Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве и театре [альбом] / сост. Вл. А. Филиппов. – М.: Искусство, 1953. – 361 с.: ил., цв. ил. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Г. Х. Андерсена работы К. Йенсена.   Иллюстрации   к   сказкам   Андерсена   художников   В.   Педерсена,   Э. Дюлака, А. Барретт, В. Алфеевського, А. Лебедева, В. Ерко и др. Глушенко   Е.Л.   Картина   и   иллюстрация   на   уроках   литературы.   М. Просвещение.1985 Доманский В.А. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Томск.2002 Колокольцев Е.Н. О классификации средств наглядности в преподавании литературы. ЛШ №4, Просвещение.1989 Колокольцев   Е.Н.   Межпредметные   связи   при   изучении   литературы   в школе.М. Просвещение.1990 Мещерякова   Н.Я.   Межпредметные   связи   в   преподавании   русского языка.М. Просвещение.1977 Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. М. 1972 Популярная художественная энциклопедия. М. 1986 Сотников   А.Т.   Художественная   иллюстрация   на   уроках   литературы. М.Просвещение.1970 Шкаруба   Л.М.   Иллюстрация   на   уроке.   Русский   язык   и   литература   в средних учебных заведениях №6.Киев. 1988 Никитина   Е.И.   Русская   речь.   Развитие   речи.   Элективные   курсы.   –   М.: Дрофа, 2005 Электронные образовательные ресурсы 1.    http://go.mail.ru/redir? via_page=1&type=sr&redir= PzMmJN9DLKMnNYWAwNLE0NTExMDMxZJCN5vdsD1   AKuKFWE eJzLKCkpsNLXL85OrNItKC3OyM7MS9QrKtX  _UqvbnfZp6nvE6  .  ru   /  blogs  /  illyustracii    ­  k  ­  proizvedeniyam    ­  myulermontova    ­ 2.       http   ://   yablor     hudojn  /1403168      ://   redakzia    ­  gav  /  traugot   3.       http   .  ru   /  artists 4.       http://fantlab.ru/art3167 5.       http://journal­shkolniku.ru/kukriniksy­illustracii.html 6.       http://thebestartt.com/risunki­po­rasskazu­platonova­nikita 7.       http://www.literaturus.ru/2015/10/illjustracii­rasskaz­Mumu­Turgeneva­ kartinki­risunki.html 12.   http://www.literaturus.ru/2015/12/illjustracii­Kavkazskij­plennik­Tolstoj­  http://www.literaturus.ru/2015/12/illjustracii­rasskaz­Kavkazskij­plennik­ 8.       © Literaturus.ru : Мир русской литературы 9.          http://ussr­postcards.livejournal.com/822.html    10.   kartinki­risunki.html 11.       Tolstoj.html  http://go.mail.ru/redir? via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXL0gsSC0qzs9JAZJ6pcn5VXpFp fpp­UWlufqmukamprqGDAyGJpamJsaWJibGDE67DtfN­NJ5­ vYF4eboR_9OAwBmCRrG 13.     http://artpoisk.info/artist/apsit_aleksandr_petrovich_1880/      14.   opisanie­harakteristika.html  © Literaturus.ru : Мир русской литературы http://www.literaturus.ru/2016/02/Vasjutka­Vasjutkino­ozero­Astafev­ 15.

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)

Факультативный курс "Литературные герои глазами художников" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017