Отказавшись от первоначального намерения посвятить себя батальному жанру, Федотов сосредоточил внимание на эпизодах и деталях обыкновенной жизни.
В 1846 г. появилось полотно «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)». Эта картина находится у истоков бытового жанра. В течение следующих двух лет были созданы картины «Разборчивая невеста» (1847 г.) и «Сватовство майора» (1848 г.), которые экспонировались в 1849 г. на выставке в Академии художеств.
Федотов Павел Андреевич.docx
Федотов Павел Андреевич (1815—1852), живописец и
график.
Родился 4 июля 1815 г. в Москве в семье мелкого чиновника, бывшего военного. В
1826 г., согласно воле отца, был отдан в 1-й Московский кадетский корпус.
В 1833 г. с отличием окончил его и в звании прапорщика получил направление в
лейб-гвардии Финляндский полк, расквартированный в Петербурге. Тяга к
рисованию проявилась у Федотова с юных лет. Служа в полку, он постоянно делал
портретные наброски своих друзей.
В 1835 г. Федотов начал посещать вечерние классы Академии художеств. Уже в
первых его произведениях обнаружился интерес к бытовым сюжетам с элементами
сатиры: акварели «Прогулка (Автопортрет с семьёй)», «Уличная сцена во время
дождя».
В 1844 г. Павел Андреевич вышел в отставку. Отказавшись от первоначального
намерения посвятить себя батальному жанру, Федотов сосредоточил внимание на
эпизодах и деталях обыкновенной жизни.
В 1846 г. появилось полотно «Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего
первый крестик)». Эта картина находится у истоков бытового жанра. В течение
следующих двух лет были созданы картины «Разборчивая невеста» (1847 г.) и
«Сватовство майора» (1848 г.), которые экспонировались в 1849 г. на выставке в
Академии художеств. Работая над картиной «Сватовство майора», Федотов прежде
всего шел от жизни. Здесь все, до последней мелочи — разноцветных стеклышек на
люстре, пирога и бутылки шампанского на подносе — было предметом серьезного
изучения. Особенно тщательно художник отбирал типажи героев. Так же
кропотливо и основательно работал он и над картиной «Завтрак аристократа» (1849
г.).Достоверность, тонкий юмор, яркая выразительность привлекли внимание
посетителей, и автор сразу прославился.
В те же годы Федотов подрабатывал иллюстратором в журнале «Современник»
(сатирические зарисовки «Начальник и подчинённые», «Квартальный и извозчик»,
«Озябшие и продрогшие»). После поездки в Москву в 1850 г. в творчестве
художника наступил кризис, спровоцированный постоянными денежными
неурядицами и участившимися нападками цензуры. В его картинах критики стали
усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами». Даже
в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами. Писал
лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы. От жанровых картин
он перешел к созданию портретов, лучшим из которых считается портрет Н. П.
Жданович (1849 г.), а затем — драматических полотен.
Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г.). Толчком к ее написанию стала
судьба овдовевшей сестры Федотова. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает
картины «Анкор, еще анкор!» (1851-1852 гг.) и «Игроки» (1852 г.).
В его последних произведениях «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор!» и «Игроки» (все
1850—1852 гг.) живопись становится выразителем душевного состояния — тревоги,
тоски, подавленности и духовного опустошения.
В апреле 1852 г. Федотова поразила тяжёлая психическая болезнь, от которой он
так и не сумел оправиться. Умер 26 ноября 1852 г. в Петербурге.
"Федотов Павел Андреевич- русский живописец"
"Федотов Павел Андреевич- русский живописец"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.