ФЭМП в средней группе "Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5. Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором месте?». Упражнять в умении находить предметы в форме геометрических фигур. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Иконка файла материала практическая часть - занятие.docx

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида д/с «Солнышко» п. Маромица

Опаринского района Кировской области

 

 

 

 

Муниципальный конкурс методических разработок педагогов

 «Ярмарка педагогических идей».

 

 

 

 

Занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в средней группе
«Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог высшей квалификационной категории

Русын Любовь Геннадьевна.

 

 

 

2019 уч. год.

Приложение №1.

 

 

Непосредственно-образовательная деятельность – ФЭМП.

Тема: «Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры».

Цели:

·         Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.

·         Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором месте?».

·         Упражнять в умении находить предметы в форме геометрических фигур.

·         Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

 

Ход:

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Посмотрите – кто к нам пришел?

(Дети называют гостей - это лесные жители: заяц, белка, лиса, волк, сова).

- Смотрите, зайчик в лапках держит кленовый лист. А на нем нацарапана весточка. Я вам её сейчас прочту и мы узнаем, что же случилось у наших гостей.

Воспитатель читает весточку .

«Здравствуйте, ребята из детского садика «Солнышко»! У нас – у зверей к вам одна просьба. Мы очень хотим все вместе отправиться в путешествие на поезде. Но мы не умеем считать и не знаем -  хватит ли нам вагончиков в поезде. Помогите нам, пожалуйста».

Заяц, белка, лиса, волк и сова.

Воспитатель:

- Ребята, поможем? А с чего начнём работу?

(надо сосчитать вагоны…)

Воспитатель:

 - Да, надо сосчитать их по порядку,  чтобы узнать сколько вагонов в поезде. 

-  Кто желает сосчитать вагончики?

(несколько детей по очереди считают вагоны)

 - Сколько у нас вагонов?

Дети:

 - Пять.

Воспитатель:

 - А теперь что нужно сделать?

Дети:

 - Каждый вагон обозначить цифрой.

Воспитатель:

– Правильно. Обозначить цифрой или пронумеровать.

 - Молодцы. Все вместе ставим цифры на вагончики. (Счет по порядку…)

 - А дальше что будем делать?

 - Сосчитаем  лесных жителей.

(счет « по одному» и счет «все вместе»)

Дети:

 - Пять.

Воспитатель:

 - И так. Какой мы можем сделать вывод?

(Лесных жителей – 5 и вагонов – 5. Вагонов  столько же – сколько и зверей, а зверей столько же – сколько и вагонов. Одинаково или  поровну).

 -  А как можно узнать действительно ли поровну?

Дети:

 - Путём наложения или приложения.

Воспитатель:

 - Правильно. Чтобы узнать хватить ли лесным жителям вагончиков, мы вагоны расположим так, чтобы было видно и зверей и вагоны.

 - А теперь давайте в каждый вагон посадим по одному лесному жителю.

(Дети «садят» в каждый  вагончик зверюшку).

Дети:

 - Да, каждому лесному жителю хватит вагончика.

Воспитатель:

 - Ребята, чтобы зверей отправить в путешествие,  нам нужно ещё знать, кто в котором по счёту вагончике едет?

 -  Кто едет в первом вагончике?

Дети:

 - Зайчик едет в первом вагоне.

Воспитатель:

 - Во втором вагончике кто едет? и т.д.

(Во второй вагон посадили белку, в третий лису, в четвёртый волка, в пятый сову).

Воспитатель:

 - Ребята, скажите белка в каком вагоне едет?

(дети выходят, считают и называют цифру)

- В котором по счёту вагоне едет Сова?

(проверяют свой ответ)

 - Кто едет между вторым и третьим вагоном? и т. д.

Воспитатель вместе с детьми делает вывод:

 - И так, делаем вывод: каждому хватило вагончика и каждый зверь может отправиться в путешествие.

Воспитатель:

- Ребята, а вы заметили какой красивый поезд. А еще каждый вагон в поезде имеет свой цвет. Чтобы порадовать зверей мы назовем цвет вагончика, в котором едет каждый из зверей.

Дети:

 - Заяц едет в красном вагончике, белка едет в желтом вагончике, лиса едет в зеленом вагончике, в синем вагоне едет волк и сова едет в коричневом вагоне.

(Добиваться от детей полных ответов).

 

Воспитатель:

 - Ребята, а вы слышите – кто-то плачет…

 - Совушка, а ты почему плачешь?

 - Я лишняя в этом поезде и не могу путешествовать с друзьями…

 - А почему ты считаешь себя лишней?

 - Потому что я…(сова «плачет»…)

Ответы детей…

 -  Потому что она птица, а остальные лесные жители  звери.

Воспитатель:

 -  Как нам поступить?

Дети:

  - Отправим сову в путешествие вместе со всеми лесными зверями. Ведь сова тоже живет в лесу -  хоть и птица, а не лесной зверь.

Воспитатель:

 - Правильно, вы же у нас добрые ребята, нельзя сову отделять от друзей, пускай едет в путешествие со всеми зверями.

А за то, что вы сегодня хорошо занимались и помогли лесным жителям отправиться в путешествие каждому в своем вагончике большого поезда, они перед отправлением предлагают поиграть в игру «Паровозик» - физкультминутка под музыку.

 

Паровозик: «Чух-чух-чух».

Он везёт нас всех на юг.

 Мы там будем отдыхать,

 Прыгать, бегать, загорать,

Отдохнули мы с тобой,

 И теперь пора домой.

 Паровозик: «Чух-чух-чух».

Мы приехали, мой друг.

Воспитатель:

 - Ребята, пока наши звери не уехали, давайте проверим: исправны ли наши вагоны? Всё ли в порядке с нашими вагонами?

 -  Внимательно осмотрите их, пожалуйста.

(Дети ищут неисправные вагоны)

Дети:

-  Первый вагон не поедет, так как у него колеса квадратной формы.

 Воспитатель:

 - А какой формы должны быть колеса?

(круглые)

 - Да ребята, давайте исправим.

( Ребёнок выходит и  меняет у  первого вагона квадратные колёса на круглые.

Затем дети  проверяют все остальные колёса.)

 

 

Дети:

 - А у второго и третьего вагонов колеса разные по величине. У второго вагона первое колесо совсем маленькое.

Воспитатель:

 - Что нам надо сделать?

Дети:

 - Надо маленькое колесо заменить на колесо того же размера, что и все остальные колеса.

Воспитатель:

 - А какой метод надо применить.

Дети:

- Метод наложения.

(проверяют – используя «метод наложения»)

Воспитатель:

 - Молодцы. Исправили. Теперь у второго вагона все колеса одинаковой формы и величины.

Дети:

 - А у третьего вагона второе колесо очень большое по размеру.

Воспитатель предлагает одному из детей исправить колесо в вагоне, используя «метод наложения».

Воспитатель:

- Молодцы. Теперь у вагончиков все колеса какие?

Дети:

 - По форме (круглые) и по величине (по размеру) одинаковые.

Воспитатель:

 - Ребята, внимательно посмотрите, какие еще есть предметы круглой формы?

(Ребята находят в группе предметы круглой формы: часы…и т.д)

Воспитатель:

 -Ребята, а какой формы окна в вагончиках?

(прямоугольной формы)

 Воспитатель:

 - Найдите и назовите предметы в группе прямоугольной формы?

(Дети называют предметы в группе: столы, окна, кровати…)

Воспитатель:

 - Всё мы проверили, все готовы отправиться в путешествие. Что мы пожелаем нашим друзьям перед дорогой?

Дети:

 - Счастливого пути!

Воспитатель:

 - Ребята, что нового мы сегодня узнали на занятии? С какими геометрическими фигурами повстречались и т.д.

Дети:

-Выполнили желание лесных жителей,  считали вагоны и зверей, исправили колеса в первом, во втором и в третьем вагонах, нашли предметы похожие на геометрические фигуры. А еще назвали цвет каждого вагончика.

 - Ребята, звери очень вам благодарны, что вы им помогли. Никогда нельзя отказывать в помощи никому. В знак благодарности лесные жители угощают вас орехами.