муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида д/с «Солнышко» п. Маромица
Опаринского района Кировской области
Муниципальный конкурс методических разработок педагогов
«Ярмарка педагогических идей».
Педагог высшей квалификационной категории
Русын Любовь Геннадьевна.
2019 уч. год.
Приложение №1.
Непосредственно-образовательная деятельность – ФЭМП.
Тема: «Порядковое значение числа 5. Геометрические фигуры».
Цели:
· Продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5.
· Закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счёту?», «на котором месте?».
· Упражнять в умении находить предметы в форме геометрических фигур.
· Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Посмотрите – кто к нам пришел?
(Дети называют гостей - это лесные жители: заяц, белка, лиса, волк, сова).
- Смотрите, зайчик в лапках держит кленовый лист. А на нем нацарапана весточка. Я вам её сейчас прочту и мы узнаем, что же случилось у наших гостей.
Воспитатель читает весточку .
«Здравствуйте, ребята из детского садика «Солнышко»! У нас – у зверей к вам одна просьба. Мы очень хотим все вместе отправиться в путешествие на поезде. Но мы не умеем считать и не знаем - хватит ли нам вагончиков в поезде. Помогите нам, пожалуйста».
Заяц, белка, лиса, волк и сова.
Воспитатель:
- Ребята, поможем? А с чего начнём работу?
(надо сосчитать вагоны…)
Воспитатель:
- Да, надо сосчитать их по порядку, чтобы узнать сколько вагонов в поезде.
- Кто желает сосчитать вагончики?
(несколько детей по очереди считают вагоны)
- Сколько у нас вагонов?
Дети:
- Пять.
Воспитатель:
- А теперь что нужно сделать?
Дети:
- Каждый вагон обозначить цифрой.
Воспитатель:
– Правильно. Обозначить цифрой или пронумеровать.
- Молодцы. Все вместе ставим цифры на вагончики. (Счет по порядку…)
- А дальше что будем делать?
- Сосчитаем лесных жителей.
(счет « по одному» и счет «все вместе»)
Дети:
- Пять.
Воспитатель:
- И так. Какой мы можем сделать вывод?
(Лесных жителей – 5 и вагонов – 5. Вагонов столько же – сколько и зверей, а зверей столько же – сколько и вагонов. Одинаково или поровну).
- А как можно узнать действительно ли поровну?
Дети:
- Путём наложения или приложения.
Воспитатель:
- Правильно. Чтобы узнать хватить ли лесным жителям вагончиков, мы вагоны расположим так, чтобы было видно и зверей и вагоны.
- А теперь давайте в каждый вагон посадим по одному лесному жителю.
(Дети «садят» в каждый вагончик зверюшку).
Дети:
- Да, каждому лесному жителю хватит вагончика.
Воспитатель:
- Ребята, чтобы зверей отправить в путешествие, нам нужно ещё знать, кто в котором по счёту вагончике едет?
- Кто едет в первом вагончике?
Дети:
- Зайчик едет в первом вагоне.
Воспитатель:
- Во втором вагончике кто едет? и т.д.
(Во второй вагон посадили белку, в третий лису, в четвёртый волка, в пятый сову).
Воспитатель:
- Ребята, скажите белка в каком вагоне едет?
(дети выходят, считают и называют цифру)
- В котором по счёту вагоне едет Сова?
(проверяют свой ответ)
- Кто едет между вторым и третьим вагоном? и т. д.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод:
- И так, делаем вывод: каждому хватило вагончика и каждый зверь может отправиться в путешествие.
Воспитатель:
- Ребята, а вы заметили какой красивый поезд. А еще каждый вагон в поезде имеет свой цвет. Чтобы порадовать зверей мы назовем цвет вагончика, в котором едет каждый из зверей.
Дети:
- Заяц едет в красном вагончике, белка едет в желтом вагончике, лиса едет в зеленом вагончике, в синем вагоне едет волк и сова едет в коричневом вагоне.
(Добиваться от детей полных ответов).
Воспитатель:
- Ребята, а вы слышите – кто-то плачет…
- Совушка, а ты почему плачешь?
- Я лишняя в этом поезде и не могу путешествовать с друзьями…
- А почему ты считаешь себя лишней?
- Потому что я…(сова «плачет»…)
Ответы детей…
- Потому что она птица, а остальные лесные жители звери.
Воспитатель:
- Как нам поступить?
Дети:
- Отправим сову в путешествие вместе со всеми лесными зверями. Ведь сова тоже живет в лесу - хоть и птица, а не лесной зверь.
Воспитатель:
- Правильно, вы же у нас добрые ребята, нельзя сову отделять от друзей, пускай едет в путешествие со всеми зверями.
А за то, что вы сегодня хорошо занимались и помогли лесным жителям отправиться в путешествие каждому в своем вагончике большого поезда, они перед отправлением предлагают поиграть в игру «Паровозик» - физкультминутка под музыку.
Паровозик: «Чух-чух-чух».
Он везёт нас всех на юг.
Мы там будем отдыхать,
Прыгать, бегать, загорать,
Отдохнули мы с тобой,
И теперь пора домой.
Паровозик: «Чух-чух-чух».
Мы приехали, мой друг.
Воспитатель:
- Ребята, пока наши звери не уехали, давайте проверим: исправны ли наши вагоны? Всё ли в порядке с нашими вагонами?
- Внимательно осмотрите их, пожалуйста.
(Дети ищут неисправные вагоны)
Дети:
- Первый вагон не поедет, так как у него колеса квадратной формы.
Воспитатель:
- А какой формы должны быть колеса?
(круглые)
- Да ребята, давайте исправим.
( Ребёнок выходит и меняет у первого вагона квадратные колёса на круглые.
Затем дети проверяют все остальные колёса.)
Дети:
- А у второго и третьего вагонов колеса разные по величине. У второго вагона первое колесо совсем маленькое.
Воспитатель:
- Что нам надо сделать?
Дети:
- Надо маленькое колесо заменить на колесо того же размера, что и все остальные колеса.
Воспитатель:
- А какой метод надо применить.
Дети:
- Метод наложения.
(проверяют – используя «метод наложения»)
Воспитатель:
- Молодцы. Исправили. Теперь у второго вагона все колеса одинаковой формы и величины.
Дети:
- А у третьего вагона второе колесо очень большое по размеру.
Воспитатель предлагает одному из детей исправить колесо в вагоне, используя «метод наложения».
Воспитатель:
- Молодцы. Теперь у вагончиков все колеса какие?
Дети:
- По форме (круглые) и по величине (по размеру) одинаковые.
Воспитатель:
- Ребята, внимательно посмотрите, какие еще есть предметы круглой формы?
(Ребята находят в группе предметы круглой формы: часы…и т.д)
Воспитатель:
-Ребята, а какой формы окна в вагончиках?
(прямоугольной формы)
Воспитатель:
- Найдите и назовите предметы в группе прямоугольной формы?
(Дети называют предметы в группе: столы, окна, кровати…)
Воспитатель:
- Всё мы проверили, все готовы отправиться в путешествие. Что мы пожелаем нашим друзьям перед дорогой?
Дети:
- Счастливого пути!
Воспитатель:
- Ребята, что нового мы сегодня узнали на занятии? С какими геометрическими фигурами повстречались и т.д.
Дети:
-Выполнили желание лесных жителей, считали вагоны и зверей, исправили колеса в первом, во втором и в третьем вагонах, нашли предметы похожие на геометрические фигуры. А еще назвали цвет каждого вагончика.
- Ребята, звери очень вам благодарны, что вы им помогли. Никогда нельзя отказывать в помощи никому. В знак благодарности лесные жители угощают вас орехами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.