Философия и религия

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи лекции: способствовать пониманию студентами многогранности понятия религии; подвести студентов к пониманию, что религия- это исторически сложившаяся форма мировоззрения; помочь студентам на основе межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в колледже, вывести предпосылки возникновения религии, нацелить студентов на восприятие различных концепций религии; способствовать пониманию студентами основных функций религии; воспитывать в студентах уважение к религии и её проявлениям, как огромному пласту мировой культуры; изучение материала вести с позиций светского религиоведения. План лекции: Определение религии. Концепции религии. Религия как форма мировоззрения. Функции религии.
Иконка файла материала конспект.docx
Лекция №2  Тема: Философия и  религия. 2ч.    Задачи лекции:  способствовать пониманию студентами многогранности понятия религии;  подвести студентов к пониманию, что религия­ это исторически  сложившаяся форма мировоззрения;  помочь студентам на основе межпредметных связей с гуманитарными  дисциплинами, изучаемыми в колледже,      вывести предпосылки  возникновения религии,  нацелить студентов на восприятие различных концепций религии;  способствовать пониманию студентами основных функций религии;  воспитывать в студентах уважение к религии и её проявлениям, как  огромному пласту мировой культуры;  изучение материала вести с позиций светского религиоведения.      План лекции:    1. Определение религии.    2. Концепции религии.    3. Религия как форма мировоззрения.    4. Функции религии.     Конспект лекции:           1.    Определение религии.          1.1 На доске записано слово «Религия». Необходимо записать в конспектах  ассоциации студентов с этим словом. Проговариваем ассоциации: Бог, вера,мировоззрение,  церковь, ритуалы, убеждения, поведение, Библия, молитва, мечеть  и  др.            1.2 Делаем попытку определения понятия «Религия». Сложно!             1.3 Слушаем две точки зрения на понятие религии:    а) Сенека (ок.4 г. до н.э.­ 65 г.н.э.), римский философ, прозванный    «дядей  христианства», говорил: «Захочешь ли назвать Бога судьбой? Не ошибешься: ведь  от него все в мире зависит, он причина всех причин… Назовешь ли его природой?  Не согрешишь против истины, ибо от него все рождается, его дыханием мы  живем. Назовешь ли его миром? Не обманешься: ведь он и есть то целое, что  ты видишь, совершенный во всех составляющих его частях, сам сохраняющий  себя своей силой».     б) Августин Блаженный (354­430), крупнейший христианский мыслитель периода  патристики, прозванный «отцом христианства», писал: «Я думаю, что религия,  верование есть специфический продукт человеческого мозга, деятельность  которого, нормальная от природы, так имманентно  препарирует и  преобразует наличествующее в нем ( в знаниях и информации), что в итоге  всегда реализуется представление о Верховном существе или первоначале». Вопрос: какая мысль объединяет два этих суждения? в виде чего видели религию Сенека и Аврелий Августин?              Ответ: религия­ это теория существования Бога, идеи о сотворении мира.           1.4 Слушаем еще две точки зрения на понятие  религии:       а) Фома Аквинский (1225­1274), итальянский философ и богослов, отдавая дань уважения Богу, писал: «Божественная истина есть мера всякой истины…  Всякая разумная истина должна измеряться истиной Бога».      б)Фридрих Энгельс (1820­1895),немецкий философ, создатель марксистской  теории, писал: «…всякая религия является ничем иным, как фантастическим  отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над  ними в их повседневной жизни, ­ отражением, в котором земные силы  принимают форму неземных». 2Вопрос: на каких новых позициях в определении религии стояли Фома Аквинский и Фридрих Энгельс? Ответ:   (подвести   студентов   к   ответу):   религия­   это   поиск   истины,   попытка объяснения мира.           1.5 Интересна точка зрения К.Маркса (1818­1883), немецкого философа,  создателя марксистской теории: «религия­ это вздох угнетенной твари,  сердце бессердечного мира, подобно тому как она ­ дух бездушных  порядков». (Вспомните теорию зарождения христианства!).  И в дальнейшем он писал: «Религия есть самосознание и самочувствие человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял». Традиционный вопрос: какова главная мысль на определение религии в данном  утверждении? Ответ: религия­ это выход из создавшегося положения, утверждение себя в мире.          1.6  Касаемся еще двух точек зрения:      а) Бертран Рассел (1872­1970), английский философ и общественный  деятель: «Страх­ основа религии, страх перед таинством, страх перед  смертью».      б) Поль Анри Гольбах (1723­1789), французский философ: «Религия  представляет собой узду для людей, неуравновешенных по характеру или  пришибленных обстоятельствами жизни. Страх перед богом  удерживает от греха только тех, кто не способен сильно желать или  уже не в состоянии грешить». Вопрос: какая главная мысль прозвучала в данных суждениях? Ответ: религия­ это способ управления людьми.           1.7  Проверяем, что записано  в конспектах, какие даны определения  религии?             а) религия­ это теория Бога, учение о сотворении мира;             б) религия­ это поиск истины, попытка объяснения мира; 3в) религия­ это выход из создавшихся условий жизни, попытка утверждения себя в мире;             г) религия­ это способ управления людьми.         Предлагается  отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара (около 99­55гг. до н.э.)  «О природе вещей» (с предварительным вопросом: какое из приведенных нами определений  иллюстрирует данный отрывок?)                    Смертные видели определенный порядок явлений,                    В небе бывающих, и времен года чреду круговую,                    Им представлялся один лишь исход ­ предоставить богам все                    И допустить, что по воле богов все на свете вершится. Ответ: отрывок иллюстрирует определения  а) и б).          1.8 Дополняем наши определения:             а)   вопрос   о   том,   что   такое   религия,   многогранен   и   обсуждается   на протяжение многих столетий;                   б)   этимология   слова «религия» связана   с   латинским   глаголом   «religare» (связывать)   или,   возможно, «relegere» (перечитывать,   передумывать).   Это точка зрения И.А. Крывелева из книги «История   религий» (в 2­х тт.­ М, 1975.С.9.)           в) это понятие включает в себя ряд компонентов:           церковь, как общественный институт;           культ, как совокупность религиозно­ мистических действий; верования и  представления, составляющие       основу догматов;                      специфические эмоциональные переживания, связанные с верованиями;                нормы нравственности, существующие в той или иной религии. 4( там же, С.10.) Реплика:   Ф.М.Достоевский   считал,   что   «религия   есть   только   форма нравственности».            г)   Из   учебника   П.Ф.Дика   «Основы   религиоведения»   (Астана­ Костанай.2000.С.9.) читаем:           «Во многих десятках определений религии отражаются разные стороны явления,   именуемого   религией.   О   сложности   и   ценности   религии свидетельствует   факт   множества   терминов,   которыми   он обозначается   в   культуре.   В   то   же   время   основной   термин   «религия» (лат.­   набожность,   благочестие,   святыня,   предмет   культа   или   по другому переводу ­ связь, соединение) используют при обозначении таких разных   явлений   как,   мистическое,   конкретное   религиозное   направление (конфессия),   убеждение,   мировоззрение.   Вера,   сознание,   организация, действие,   обряд,   поведение,   сверхъестественное   и   других   относительно самостоятельных частей феномена».         Вывод    : чтобы   определить   понятие   религии,   следует   занять   определенную позицию и увидеть существующие концепции религии.             2.   Концепции религии.           (Концепция­ система взглядов, основная мысль).      Основные концепции религии:           а) теологическая;           б) философская;           в) социологическая;           г) психологическая.           2.1 Теологическая (богословская) концепция, которая, по сути своей, является первой   формой   религиоведения,   разъясняющей   сущность   религии   как формы   особого   миропонимания   и   мироощущения   и   способа   получения 5знаний о мире через божественное откровение. Чтобы разобраться в сути теологической системы взглядов, определимся в термине:            теология   ­   от   греческого   «thеos»­Бог   и «logos»­   слово,   учение   о   Боге   или богословие.                   Центральной идеей теологии является богопознание. Необходимым  условием процесса богопознания является личная религиозность богослова.  Из курса основ философии вы знакомы с яркими личностями теологов­  богословов:       Августином   Блаженным   (IV­V вв.),   крупнейшим   христианским   мыслителем периода  патристики,  который  не  сразу   пришел к  богу,  но когда  истинно уверовал под влиянием книги Цицерона «Гортензий», то стал апологетом христианства   и   в   своих   произведениях   систематизировал   теологические воззрения, критиковал язычество и иные ереси и призывал к познанию бога и божественной любви.        Известен  вам также  Фома  Аквинский  (ХIII в.),  теолог,  литератор, философ периода схоластики, когда  разрабатывалась католическая  догматика.   В   своих   произведениях   Ф.Аквинский,   не   отрицая   науки, отдает предпочтение религии, которая получает истину от бога. Он формирует   особенную,   теологическую   систему   знаний   о   мире,   в которой все единичное, сотворенное существует благодаря множеству факторов и не может быть вечным, а бога видит как абсолютного духа, который необходим, трансцендентален и потому вечен.       Не утрачивает своего исторического значения личность немецкого богослова   Николая   Кузанского   (ХVв.),   который   в   своих теоцентрических   концепциях,   несколько   отличающихся   от средневекового   католического   богословия,   но   существующих   в   их рамках,   выдвинул   идею   об   абсолютном   слиянии   божественного   и человеческого   в   Христе   и   проявлении   божественного   в   обычном человеке, задачей которого является    познание пантеистического бога.       Близкий к нашему времени богослов Павел Флоренский (1882­1943) учил   верующих   и   неверующих   радостному   восприятию   мира, построенного на взаимной любви человека и бога. 6         Известен    православный   теолог   и   священник   отец   Александр Мень,   убитый   9   сентября   1990   года   в   период   расцвета   его богословского и литературного таланта. В серии его книг, вышедшей под   общим   девизом:   В   поисках   Пути,   Истины   и   Жизни,   он проповедует правду божию, как высшую ценность в истории и вводит читателей, верующих и неверующих в мир Библии.                  Известны имена многих богословов из различных стран мира, которые  представляют ортодоксальные религии и неортодоксальные теории. Они  продолжают создавать современную теорию религии, приспосабливая её к  новым условиям существования,  объясняя особенности современных  религиозных теорий, призывающих к истинной вере, через которую может  придти божественное откровение.            Исходя из теологической концепции религия­это духовная жизнь человека, соразмеренная с существованием Бога!              2.2 Философские концепции,   которые,   по   сути   своей,   достаточно   близки религиозному   мировоззрению,   формируют   представление   о   религиозной философии, которая не является однородной, а состоит из множества точек зрения по проблеме взаимоотношений религии и философии.           Видными представителями философских концепций являются:      Бенедикт Спиноза (1632­1677), сделавший научный анализ Библии;  Иммануил   Кант   (1724­1804),который   критически   подошел   к доказательствам существования бога, принятым в теологии;  Георг   Вильгельм   Фридрих   Гегель   (1770­1831),   который   увидел религию как порождение бога через человека;  Людвиг Фейербах (1804­1872), который увидел в основе религиозного мировоззрения человека страх и зависимость от сил природы.            2.3 Социологические   концепции исходят   из   понимания   роли   общества   в формировании религиозных представлений у людей. Известны следующие социологи: 7   Макс   Вебер   (1864­1920),Эмиль   Дюркгейм   (1858­1917),   которые показали   большое   влияние   на   развитие   человека   коллективной психологии, общественных идеалов и представлений.  Этнолог Дж. Фрэзер (1854­1941), который, на основании богатейшего этнологического   материала,   показал   роль   различных   верований   в жизни человека.            2.4 Психологические концепции,  которые  показывают  религию  как  форму мировоззрения,   зависящую   от   особенностей   индивидуальной   психики человека, созданы великими учеными У.Джеймсом (1842­1910), З.Фрейдом (1856­1939), К.Юнгом (187521961), Э.Фроммом (1900­1980). Вывод    : множество различных концепций не позволяют иметь единое определение религии. 3.   Религия как форма мировоззрения.            3.1   Человек   приходит   в   этот   мир   «на   новенького»,   взрослея,   удивленно оглядывается   и   пытается   понять   его.   У   человека   возникает   множество вопросов: как устроен мир? Кто его создал? Как он появился? В чем смысл существования человека? Есть ли у человека душа? Всемогущ ли Бог? И т.д.           3.2 Современный человек окружен разнообразными теориями, идеологиями, верами и вынужден в этом мире искать знание, которое принимает его ум, сердце, его сущность. Так формируется мировоззрение человека. С понятием «мировоззрение» вы знакомились в курсе основ философии, попытайтесь дать определение данного понятия: (мировоззрение­ это система знаний, убеждений, чувств, эмоций, целей, прогнозов и др. о мире и понимание места   человека   в   этом   мире). Мировоззрение­   это   «сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и   эмоций,   миропонимания   и   мироощущения,   разумного   обоснования   и веры,   общественно   значимого   и личностного, традиционного   и творческого   мышления» (Введение   в философию. В 2­х чч.­М., 1990.Ч.1.С.27.)   убеждений   и   сомнений,           Примерим это определение на себя. Без каких составляющих мировоззрение отдельной личности будет неполным? (Объяснение). 8Мировоззрение в общественно­ историческом   плане ­ это преобладание на различных   этапах   развития   общества   общих   идеалов,   этических   и нравственных норм, духовного настроя.          3.3 В философии общепринятой является мысль об исторически сложившихся формах  мировоззрения: мифологии, религии, философии, науке; религии отведено место после мифологии, когда попытки объяснить мир при помощи мифов и сказаний уже не устраивали пытливый ум человека.                      Как трудно было им, единственным   На человеческом рассвете.            На неуютной и таинственной,     На необстроенной планете.         …Еще не поклонялись идолам, Еще анналов не писали…                 А Прометей был после выдуман,­ Огонь они добыли сами.                                                (Вадим Шефнер)                 Попытки   объяснения   мира   существовали   всегда,   с   самой   зари человечества   и   объяснение   мира   происходило   с   опорой   на   накопленные знания.   Давайте   постараемся   увидеть   место   религии   в   исторически сложившихся   типах   мировоззрения.   В   течение   многих   тысячелетий религиозные   верования   носили   политеистический   характер:   многобожие, язычество.   Это   был   период,   когда   верования   еще   нельзя   было   считать сформировавшимся религиозным мировоззрением. Как считают философы, эти   верования   можно   назвать   натуралистической   религией.   Первые   боги были антропоморфны и наделялись всеми человеческими качествами: они воевали,   любили,   ревновали,   рожали   детей,   ссорились,   правда,   были бессмертны в отличие от человека: 9Это было, когда человечеству мир                    Весь казался великой, непознанной сказкой.                    Мир богов всемогущих ­ таинственный пир,                                Люди с трепетом ждали их гнева иль ласки.                   Мать­ природа смогла человечеству дать,                    Как венец, ум пытливый и жажду познанья.                   И упрямый мыслитель пытался понять                   Тайны звездного неба, секрет мирозданья.  Воспользуемся простой схемой:     Типы мировоззрения.                                                                   Мировоззрение                               (система взглядов на мир и место в нем  человека)                                                        Мифологическое                Религиозное                  Философское                                                                                                                     мировоззрение                 мировоззрение               мировоззрение        (попытка объяснения мира                     (попытка объяснения мира            (объяснение мира через посредством  легенд,                                     через  веру в существование            теоретическое   понимание сказаний, преданий и т.д.)                         высших сил)                                                  закономерностей развития                                                                                                                                                                               мира и  человека)                      10Обсуждение схемы, поиск общего и отличного в мифологическом,  религиозном и философском мировоззрениях. Вопрос:  какие формы  мировоззрения   можно  наблюдать  в  сегодняшней  жизни? Можно ли отметить, что названные формы мировоззрения, в частности ­ религиозное, развиваются? Запись   определения: «Под   религиозным   мировоззрением   понимается совокупность   различных   мировоззренческих систем,   исторически существовавших   или   существующих   в   рамках   конкретных   форм религии.» (Дик П.Ф. Основы религиоведения. ­Астана­Костанай. 2000.С.21) Выделяем особенности религиозного мировоззрения:  доступность массовому сознанию;  наличие религиозной веры;  культовая деятельность;  идея существования Бога;  признание взаимоотношений Бога и человека;  признание идеи творения (креационизм);  признание идеи предопределения (провиденциализм);  понимание   человека   как   продукта   деятельности   Бога   по   образу   и подобию своему (антропоцентризм);  вера в конец света, мира (эсхатология). При наличии времени можно предложить и работу со схемой «Общее и различное в типах мировоззрения. ( См. пункт 3.4)            3.4   Стараемся   углубиться   в   типы   мировоззрения   и   найти   существенные отличия, используя схему: 11Общее и различное в типах мировоззрения.                                                        Мифология                 Религия                    Философия                                                                          Общее:  Поиск   ответов   на   вопросы   о   происхождении   мира,   о   смерти   и бессмертии, о месте человека в этом мире.                                                                                                Различное:  Затрагивает   чувства   и   эмоции   человека,   опирается   на   потребность знания и объяснения процессов и явлений.  Затрагивает чувства и эмоции человека, опирается на веру.  Обращается к разуму человека, опирается на научные знания и мире и человеке.   Обсуждение схемы.           3.5   От   типа   мировоззрения,   который   сформировался   у   человека   (   и человеческого общества), зависит и его картина мира. Делаем  попытку пока без особой подготовки создать различные картины мира и указать в них место Бога и человека:                  Я                            Бог                      Мир                      Мир  12Мир                            Я                      Бог? Я                  Человек         обыденная        религиозная        философская         научная                                                        Условие: опираясь на тип мировоззрения, показать на картине ( в круге) место человека,   бога   или   богов,   природы,   общества,   мира   в   целом (символами, буквами и т.д.) Обсуждение картин. Возможна работа группами. Задача: увидеть различия в картинах мира и объяснить их.   Вывод           (подвисти студентов к нему): религия­ это исторически сложившийся тип мировоззрения, который будет существовать очень долго.                     Религия­ это явление, которое присуще человеческому обществу, живет с   ним   на   протяжении   большей   части   его   истории   и   охватывает большинство   населения   земного   шара,   но,   всё­таки,   является непонятной для многих людей и недоступной для понимания. Отсюда ­ различные   трактовки   религии,   поэтому   так   важно   понять   предмет религии.   Ищем   определение   в   учебнике   Дика   П.Ф.: «Религия   есть сфера   духовной   жизни общества,   индивида,   способ   духовно­ практического освоения мира и область духовного производства».                      В   философском   словаре   читаем: «Религия   ­   специфическая   форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувства и культа. Основной и решающий признак религии ­ вера в сверхъестественное». Вывод    :              единого   определения   религии   не   существует,   но   есть   общие характеристики во всех дефинициях. Выделите их! 134.   Функции религии    (объяснение каждой функции).    Мировоззренческая   (формирование   религиозного мировоззрения).  Компенсаторная   (   замена   ограниченности   сознания активностью).  Коммуникативная (связь, общение).  Регулятивная (управление сознанием верующих).  Культуротранслирующая (религия – часть культуры).  Интегративная (объединение верующих).  Легитимирующая  (узаконивание определенных норм) и др. Изучение функций религии дается студентам на СРС по учебнику А.А.Горелова   СРС: 1.     Выписать в тетрадь несколько определений религии. 2.     Суметь объяснить   понятия: церковь, религиозность, культ, догмат, вера,   религия,   мировоззрение, апологет, антропоцентризм, креационизм, провиденциализм, эсхатология. теоцентризм,     богословие,  Вопросы для повторения материала лекции:  1.     Существует ли единое определение религии? 2.     Что есть общего у религии и мифологии? 3.     Что есть общего у религии и философии? 4.     Что отличает мифологию, религию и философию? 5.     Какие существуют концептуальные подходы к религии? 6.     Каковы основные функции религии? 147.     Дайте определение понятиям, предложенным преподавателем. 8.     Что такое религия?         15