финансовая грамотность 2

  • docx
  • 27.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала finansovaya_gramotnost.docx

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

 

«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

4 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,

НАЧАЛЬНОЕ  ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

ОДИН ГОД

 

 

 

 

 

 

составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:

        «Финансовая грамотность», автор Корлюгова Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г.

I РАЗДЕЛ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель данного курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

 

Задачи курса:

ü  осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;

ü  определять актуальные и потенциальные источники доходов;

ü  анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;

ü  выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;

ü  оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;

ü  оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;

ü  сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;

ü  оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;

ü  оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

 

Личностные :

Осознание себя как члена семьи, общества и государства;

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные:

познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

понимание цели своих действий;

составление простых планов  с помощью учителя;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения  действий;

адекватное  восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в  совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их  решения;

проведение элементарных финансовых расчётов.

 

II РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Курс « Основы финансовой грамотности» в 4 классе  рассчитан на 34 часа

 

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Речь. Техника выразительности речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

 

 

 

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

По организации обучения: очная

По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)

По месту обучения: школьная, внешкольная

По продолжительности: академический час (45 минут)

По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III РАЗДЕЛ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в разделе

СОДЕРЖАНИЕ

(раздел, тема урока)

сроки проведения

Примечание

план

факт

ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ (9 часов)

1

1.1

История появления денег.

02.09-06.09

06.09

2

1.2

Как появились деньги.

09.09-13.09

13.09

3

1.3

Товарные деньги.

16.09-20.09

 

4

1.4

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.

23.09-27.09

 

5

1.5

История монет.

30.09-04.10

 

6

1.6

Представление творческих работ

07.10-11.10

 

7

1.7

Первые монеты на Руси.

14.10-18.10

 

8

1.8

Устройство монет.

21.10-25.10

 

9

1.9

Бумажные деньги.

28.10-01.11

Каникулы с 04.11 по 10.11

10

1.10

Защита бумажных денег от подделок.

11.11-15.11

 

11

1.11

Защита бумажных денег от подделок.

18.11-22.11

 

12

1.12

Безналичные деньги.

25.11-29.11

 

13

1.13

Принцип работы пластиковой карты.

02.12-06.12

14

1.14

Безналичные деньги на банковских счетах.

09.12-13.12

 

15

1.15

Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

16.12-20.12

 

16

1.16

Валюты.

23.12-27.12

Каникулы с 30.12 по 12.01

17

1.17

Валютный курс

13.01-17.01

 

 

18

1.18

Резервная валюта.

20.01-24.01

 

 

19

1.19

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.

27.01-31.01

 

 

20

1.20

Викторина по теме «Деньги»

03.02-07.02

 

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ (5 ЧАСОВ)

21

2.1

Откуда в семье берутся деньги.

10.02-14.02

 

22

2.2

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

17.02-21.02

 

23

2.3

Дополнительные доходы

25.02-28.02

24

2.4

Доходы нетрудоспособных лиц

02.03-06.03

 

25

2.5

Потребительская корзина. Прожиточный минимум

10.03-13.03

 

РАСХОДЫ СЕМЬИ (6 ЧАСОВ)

26

3.1

На что семьи тратят деньги. Классификация расходов.

16.03-20.03

Каникулы с 23.03 по 29.03

27

3.2

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

30.03-03.04

 

28

3.3

Обязательные расходы. Желательные расходы.

06.04-10.04

 

 

29

3.4

Переменные расходы. Сезонные расходы.

13.04-17.04

 

 

30

3.5

Воздействие рекламы  на принятие решений о покупке.

20.04-24.04

 

 

31

3.6

Составление собственного плана расходов

27.04-30.04

 

 

КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ (3 ЧАСА)

32

4.1

Как правильно планировать семейный бюджет.

05.05-08.05

 

 

33

4.2

Семейный бюджет

18.05-22.05

 

 

34

4.3

Сбережения(накопления). Долг.

25.05-29.05