РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ,
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
«Финансовая грамотность», автор Корлюгова Ю.Н.
2019 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель данного курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Задачи курса:
ü осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
ü определять актуальные и потенциальные источники доходов;
ü анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
ü выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
ü оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
ü оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
ü сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
ü оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
ü оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Личностные :
Осознание себя как члена семьи, общества и государства;
Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные:
познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчётов.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Курс « Основы финансовой грамотности» в 4 классе рассчитан на 34 часа
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Речь. Техника выразительности речи.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
№ урока в разделе |
СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) |
сроки проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
ЧТО ТАКОЕ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ (9 часов) |
|||||
1 |
1.1 |
История появления денег. |
02.09-06.09 |
06.09 |
|
2 |
1.2 |
Как появились деньги. |
09.09-13.09 |
13.09 |
|
3 |
1.3 |
Товарные деньги. |
16.09-20.09 |
|
|
4 |
1.4 |
Преимущества и недостатки разных видов товарных денег. |
23.09-27.09 |
|
|
5 |
1.5 |
История монет. |
30.09-04.10 |
|
|
6 |
1.6 |
Представление творческих работ |
07.10-11.10 |
|
|
7 |
1.7 |
Первые монеты на Руси. |
14.10-18.10 |
|
|
8 |
1.8 |
Устройство монет. |
21.10-25.10 |
|
|
9 |
1.9 |
Бумажные деньги. |
28.10-01.11 |
Каникулы с 04.11 по 10.11 |
|
10 |
1.10 |
Защита бумажных денег от подделок. |
11.11-15.11 |
|
|
11 |
1.11 |
Защита бумажных денег от подделок. |
18.11-22.11 |
|
|
12 |
1.12 |
Безналичные деньги. |
25.11-29.11 |
|
|
13 |
1.13 |
Принцип работы пластиковой карты. |
02.12-06.12 |
||
14 |
1.14 |
Безналичные деньги на банковских счетах. |
09.12-13.12 |
|
|
15 |
1.15 |
Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. |
16.12-20.12 |
|
|
16 |
1.16 |
Валюты. |
23.12-27.12 |
Каникулы с 30.12 по 12.01 |
|
17 |
1.17 |
Валютный курс |
13.01-17.01 |
|
|
18 |
1.18 |
Резервная валюта. |
20.01-24.01 |
|
|
19 |
1.19 |
Проведение простых расчетов с использованием валютного курса. |
27.01-31.01 |
|
|
20 |
1.20 |
Викторина по теме «Деньги» |
03.02-07.02 |
|
|
ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ (5 ЧАСОВ) |
|||||
21 |
2.1 |
Откуда в семье берутся деньги. |
10.02-14.02 |
|
|
22 |
2.2 |
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) |
17.02-21.02 |
|
|
23 |
2.3 |
Дополнительные доходы |
25.02-28.02 |
||
24 |
2.4 |
Доходы нетрудоспособных лиц |
02.03-06.03 |
|
|
25 |
2.5 |
Потребительская корзина. Прожиточный минимум |
10.03-13.03 |
|
|
РАСХОДЫ СЕМЬИ (6 ЧАСОВ) |
|||||
26 |
3.1 |
На что семьи тратят деньги. Классификация расходов. |
16.03-20.03 |
Каникулы с 23.03 по 29.03 |
|
27 |
3.2 |
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. |
30.03-03.04 |
|
|
28 |
3.3 |
Обязательные расходы. Желательные расходы. |
06.04-10.04 |
|
|
29 |
3.4 |
Переменные расходы. Сезонные расходы. |
13.04-17.04 |
|
|
30 |
3.5 |
Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. |
20.04-24.04 |
|
|
31 |
3.6 |
Составление собственного плана расходов |
27.04-30.04 |
|
|
КАК УПРАВЛЯТЬ СВОИМ КОШЕЛЬКОМ (3 ЧАСА) |
|||||
32 |
4.1 |
Как правильно планировать семейный бюджет. |
05.05-08.05 |
|
|
33 |
4.2 |
Семейный бюджет |
18.05-22.05 |
|
|
34 |
4.3 |
Сбережения(накопления). Долг. |
25.05-29.05 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.