«Физическая культура для обучающихся специальной медицинской группы.
Основной проблемой современного
образования на уроках физической культуры является состояние здоровья учащихся,
а так же пути его укрепления и сохранения. В наше время в школах процент
учащихся, которые имеют низкий уровень здоровья, стремительно увеличивается.
С каждым годом растущая нагрузка учебных занятий и
психоэмоциональные факторы негативно сказываются на физическое и функциональное
состояние школьников в процессе физического воспитания. На сегодняшний день
некоторые обучающиеся отнесены к специальной
медицинской группе.
К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры. В специальную медицинскую группу включают также школьников, страдающих другими заболеваниями, из‑за которых в данное время необходимо значительно ограничить физическую нагрузку.
Специальные медицинские группы комплектуются из обучающихся, для которых физическая нагрузка, получаемая на уроках физкультуры, противопоказана или требует значительного ограничения. Поэтому физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе, соответствующей особенностям занимающегося в данной медицинской группе .
Занятия физкультурой в медицинских группах в образовательных учреждениях проводятся по соответствующим программам.
Основная группа. Здесь занятия проводятся по федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) физического воспитания в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная группа. Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя физической культуры и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа. Занятия проводятся по особой программе, срок подготовки удлиняется, а нормативы заменяются выполнением индивидуальных заданий. Основной формой и средством работы специальной медицинской группы являются занятия лечебной физкультурой.
Перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
Цель организации занятий в СМГ: сформировать у обучащихся, отнесенных к СМГ, осознанное отношение к физическим упражнениям как средству, позволяющему улучшить их здоровье.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
Дополнительные цели и задачи:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
обуЧАюЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Комплектование специальных групп в образовательном
учрежде-
нии осуществляеться до 1 июня текущего года по
данным ме-
дицинского обследования, проведенного в апреле-мае.
Окончатель-
ное решение о направлении обучающегося в специальную
медицин-
скую группу врач-педиатр выносит после
дополнительного осмотра в
начале предстоящего учебного года.
Пофамильные списки учащихся
специальной группы, завизирован-
ные врачом школы и заверенные печатью детской
поликлиники, пере-
даются директору школы и учителю физкультуры. Директор
образова-
тельного учреждения до 1 сентября издает приказ, в
котором указан
список учащихся специальной группы.
Наполняемость специальных групп должна составлять 10
человек.
В зависимости от количества учащихся они
комплектуются или по
классам, или по возрастам (младшие – 6-10 лет,
средние – 11-13 лет,
старшие – 14-17 лет). В случае когда в группу
объединяются дети раз-
ных возрастов, занятия необходимо проводить
дифференцированно с
учетом их возрастных особенностей. При значительном количестве
учащихся с нарушением осанки рекомендуется создание
групп по кор-
ригирующей гимнастике, основная задача которых –
формирование
навыка правильной осанки, укрепление мышечной системы
и развитие
силовой выносливости.
На
школьников, занимающихся в спецгруппе, рекомендуется заве-
сти индивидуальные карты, которые оформляются совместно меди-
цинскими
работниками и учителями физкультуры. В карту вносят дан-
ные о физической подготовленности, результаты проб с дозированной
физической нагрузкой, рекомендации врача и учителя физкультуры,
индивидуальные комплексы упражнений, а также домашние задания
на каникулы.
Данные рекомендации нашли отражение и в поурочном планировании, в рабочей программе.
Таким образом, учитывая индивидуальные особенности развития детей, создаем условия для повышения мотивации к посещению уроков физической культуры и в целом к занятиям спортом.
Физическое воспитание детей
специальной медицинской группы
проводится в соответствии с программой физического
воспитания де-
тей с отклонениями в состоянии здоровья
(здоровьекорригирующие и
оздоровительные технологии). В частности мы использ
уем
программы, подготовленные А.П. Матвеевым с соавторами
(2004) на
основе Обязательного минимума содержания образования
и Мини-
мальных требований к уровню подготовки обучающихся в
области физи-
ческой культуры.
На занятие с детьми СМГ мы используем следующие методы:
™ Метод строго регламентированного упражнения.
™ Метод круговой тренировки .
™ Игровой метод
™ Соревновательный метод
™ Вербальные приемы
™ Практические методы
Выводы
Каждый урок в специальной группе
должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические
задачи, которые определяют
содержание урока, выбор средств и методов обучения и
воспитания, способов организации обучающихся специальной медицинской группы.
Грамотно организованная двигательная активность ученика способствует укреплению его здоровья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.