Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в соревнованиях, организовывать занятия в различных спортивных секциях, проявлять заботу по оснащению спортивной материальной базы.
В основу данной концепции легла идея возможности воспитания подрастающего поколения на базовых ценностяхМногообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в соревнованиях, организовывать занятия в различных спортивных секциях, проявлять заботу по оснащению спортивной материальной базы.
В основу данной концепции легла идея возможности воспитания подрастающего поколения на базовых ценностях
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство.
Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения
обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей
эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и
руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне
проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступления школьных команд в
соревнованиях, организовывать занятия в различных спортивных секциях,
проявлять заботу по оснащению спортивной материальной базы.
В основу данной концепции легла идея возможности воспитания
подрастающего поколения на базовых ценностях существующего стандарта.
Реализация идеи позволит сделать каждый урок, каждое внеклассное
мероприятие, каждую встречу с детьми источником нравственного воспитания.
В основе идеи лежит акцентирование деятельности учителя в образовательном
процессе реализации воспитательных целей.
Современное политическое, экономическое и социальнопсихологическое
переустройство общества требует преобразования многих сторон
жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, его отношения ко
многим явлениям общественной жизни. Решение этой проблемы заключается не
в том, чтобы чтото подправить или заполнить отдельные «пустоты» в
существующих программах по физической культуре, и не в том, чтобы добавить
в них чтото новое или вспомнить старое, а в том, чтобы взглянуть поновому на
феномен и сферу физической культуры.
Более пяти лет в школе не было спортивного зала. Приходилось каждый
урок в зимний период планировать в нескольких вариантах: непогода – занятия в
школьном коридоре; с погодой повезло – лыжная подготовка, подвижные игры,
эстафеты на свежем воздухе. Для внесения разнообразия, «свежей струи»,
резкого перехода с одного на другое, позволяющего нейтрализовать
упорядоченную форму проведения занятия, разрядиться, переключиться и дляпривития большего интереса учащихся к уроку, а также привлечения к
занятиям туризмом начал вводить обучение спортивному ориентированию.
Ориентирование – один из немногих видов спорта, в которых участник
действует сугубо индивидуально, вне поля зрения учителя, зрителей, даже
Поэтому для достижения цели необходимы высокая
соперников.
психологическая подготовка, проявление настойчивости, решительности,
смелости, самообладания. Под воздействием
развиваются объём и переключение внимания, наглядообразная память.
таких занятий значительно
Ориентирование на местности можно проводить в любое время года,
каждый раз изменяя маршруты движения. Для подготовки к уроку требуется
всего лишь картасхема школьного двора и компас, чтобы сориентировать карту
на север. Заранее на полигоне отмечаются контрольные пункты (различные
объекты, постройки) множеством различных номеров в произвольном порядке.
На индивидуальной карте обозначается заданный маршрут прохождения
дистанции. Ученик за кратчайшее время должен выполнить задание, списывая
именно тот номер, который, как он считает, был правильным на его маршруте.
Особый интерес у учащихся проявляется к командным действиям. На каждом
контрольном пункте они находят карточки с теоретическими (тесты, вопросы
различной тематики) и практическими заданиями (оказание доврачебной
помощи, транспортировка пострадавшего и др.) Для достижения поставленных
задач, работая в коллективе, ребята проявляют творчество, единодушие в
решении возникающих проблем. Обучение жизненноважным двигательным
умениям способствует приобретению навыков в самостоятельной деятельности
на уроках с туристским направлением и воспитывает потребности приобретения
необходимых знаний не только в области физической культуры, но и в
географии, ОБЖ, биологии, математике. Обеспечение каждому школьнику
одинакового доступа к занятиям физическими упражнениями, предоставление
ему разноуровневых по сложности и субъективной трудности материалов
программы, создание максимально благоприятных условий для раскрытия иразвития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, помогают
в самоопределении, содействуют развитию психических процессов и свойств
личности.
В настоящее время у нас расширились возможности применения элементов
туризма на уроках физической культуры. В сентябре 2010 года был построен
физкультурнооздоровительный комплекс. В разделе «Гимнастика» помимо
этапов «Параллельные перила», «Наклонная навесная» пробую вводить элемент
альпинизма – скалолазание. Две скальные стены построили своими силами с
помощью родителей и старшеклассников.
Однако времени, отведённого на уроки, практически не хватает для
полноценной реализации воспитательных задач. Внеклассная работа даёт
возможность школьникам посредством свободно избранной деятельности
глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым
повышая уровень нравственного воспитания. Мощным и эффективным
средством воспитания детей является туризм, который способствует
установлению нравственных норм, устранению безнадзорности, преступности,
наркомании и других форм асоциального поведения.
Отработав в сфере туризма более 20 лет, смею утверждать, что:
Туризм – борьба с бродяжничеством. Как известно многие дети
испытывают тягу к бродяжничеству. Что это? Болезнь, инстинкт, потребность в
движении, смена обстановки, желание путешествовать? Важно, чтобы
передвижение происходило под присмотром педагогов.
Туризм – прекрасный метод становления здорового и закалённого человека.
Пусть мускулатуры штангистов у туристов нет, но все мышцы развиты
гармонично. А закалке туристов можно позавидовать. Много времени они
проводят на воздухе. В школах, где есть сильная команда туристов, как
правило высокие результаты в спартакиаде.Туризм – это познание. Информация, полученная на уроках физической
культуры, ОБЖ, географии, биологии, математики в походах приобретает
конкретное значение.
Туризм – это средство обогащения духовной жизни детей. Можно заучить
цитаты Тургенева, Паустовского, Толстого, но понимать красоту природы так,
как её понимали авторы, нельзя, пока сам не прикоснёшься к этой природе.
Туризм – это навыки выживания в природной среде. Уметь оказать
доврачебную помощь, не растеряться в экстремальных условиях, знать какие
дрова горят, какие грибы едят, как сварить кашу, как сориентироваться на
местности и не заблудиться в лесу.
Туризм – это профессиональная ориентация. Многие выпускники выбирают
специальности смежные с туризмом. Становятся геологами, географами,
спасателями, офицерами, врачами.
Туризм – это социальная адаптация ребёнка. Очень важно дать ребёнку
выразиться. Ктото проявляет себя в учёбе, в спорте, в самодеятельности, а
ктото через ненормальное поведение. Туризм – отличное средство
самовыражения для терпеливых, рабочих детей. 1520 километров пешком с
рюкзаком за плечами выявляют и физическую силу, и силу воли, и
психологическую устойчивость. Поэтому поход – это не только удовольствие,
но и огромный труд.
Туризм – это наше российское достояние. Вид спорта здорового и
жизнеспособного народа. Огромные просторы страны способствуют развитию
туризма.
«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений своей
жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое
воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно
соперничать влиянию педагога. Что день, проведённый ребёнком среди рощ и
полей, когда его головой овладевает какойто упоительный туман, в тёплой
влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобыбеззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей,
потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель,
проведённых на учебной скамье»
К.Д. Ушинский
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности
школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных
навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность
принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида
деятельности в формировании духовнонравственных качеств школьника
зависит от грамотности применения разнообразных методов и эмоционального
отклика детей.