К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со¬знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен¬ным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо¬кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун¬кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече¬ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес¬ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно¬сти в важностиК числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со¬знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен¬ным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности.
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо¬кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун¬кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече¬ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес¬ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно¬сти в важности
Физическая культура в формировании личностных качеств
К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне,
определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного сознания, его
отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к культуре,
к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же
время, не менее важные обязанности.
Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на
формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в
аспектах профилактической медицины, достижении высокого уровня силы, быстроты,
выносливости, координации движений, хорошего функционального состояния, физической
готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического
воспитания, эстетики физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной
гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого
человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении
соответствующих гигиенических норм.
Роль физической культуры в формировании личностных качеств усиливается в связи с
самой ее социальной сущностью, высокий эмоциональный фон выполнения различных
физических упражнений, особенно в форме эмоционально окрашенных соревнований,
способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных
коллективных действий, взаимной ответственности за достижение общих целей. В ситуации
идеологического вакуума, его частично заполнить могут средства физической культуры,
определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих
органически связанных с понятиями общей культуры,
человеческих достоинств,
общечеловеческих ценностей, духовности. Регулярность занятий физической культурой
определяется добровольным желанием человека, личным отношением к данным занятиям,
которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами.
Физическая культура имеет отношение и к духовной, и материальной ее сторонам.
Совершенствуя физические качества и двигательные навыки, она тем самым способствует
производству материальных благ и преобразований физической, материальной природы
человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно
выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций
имеют высоко значимые корреляционные связи с результатами тестирования таких высокихличностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность. В
аспектах физической культуры, так или иначе осуществляется воспроизводство и
совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития
физического состояния,
совершенствование его природной сущности.
укрепления здоровья, закаливания происходит позитивное
Духовным компонентом физической культуры личности является совокупность знаний в
области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и
биологического в реализации ценностей физической культуры, наличия соответствующих
убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также
представлений о способах их достижения без какихлибо нарушений спортивной этики.
Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ
реализации социальной программы разностороннего развития личности, включая ее психоло
гические, физические и социальные компоненты.
Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой
является усвоение знаний в данной области, а также формирование соответствующих
убеждений, привычек поведения, развития физических и психических профессионально
значимых качеств.
Рассматривая разностороннее влияние физической культуры на человека, на процесс
развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии
их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности
с учетом ее и биологической и социальной сторон.
Выделяют четыре уровня физической культуры личности:
Высший уровень достаточно четкие теоретические знания и прочные убеждения в области
физической культуры с элементами творчества, участие в ее активной пропаганде, устойчивые
привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательное к ним отношение,
широкий объем в развитии различных двигательных навыков, умений и состояние
функциональных возможностей, обеспечивающие более успешное овладение многими видами
профессиональной деятельности; сформированность достаточно прочных морально
патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической
культуры.
Средний уровень знания в области физической культуры преимущественно описательного
характера, без элементов творчества, осознанное позитивное отношение к физической культуре,
но не всегда в форме достаточно прочных убеждений, устойчивые привычки к регулярнымфизическим упражнениям; объем различных двигательных навыков, умений, функциональное
состояние в общем способствующее более успешному овладению многими видами
профессиональной деятельности;
сформированность ряда моральнопатриотических,
нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры, которые в
сложных ситуациях не всегда оказываются достаточно прочными.
Низкий уровень преимущественно обыденные знания в области физической культуры,
формальное отношение к занятиям физическими упражнениями, ограниченный объем
двигательных навыков и умений, мало способствующий овладению отдельными видами
профессиональной деятельности; низкие показатели развития моральнопатриотических,
нравственных, правовых, эстетических качеств в свете понятий физической культуры.
Нулевой уровень отдельные бытовые знания в области физической культуры, безразличие
к занятиям физическими упражнениями, низкие показатели двигательных навыков и умений,
развитие моральнопатриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств не имеет
какойлибо связи с ценностями физической культуры.
Влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и
биологических сторон. Он развивается как существо социальнобиологическое, при этом
социальная сторона должна сыграть важную корригирующую роль, поскольку ей присущи
определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от
антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной
мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических чувств,
например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.