Физическая культура в формировании личностных качеств

  • Разработки уроков
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со¬знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен¬ным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности. Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо¬кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун¬кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече¬ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес¬ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно¬сти в важностиК числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраженность у человека общественного со¬знания, его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравствен¬ным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности. Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах профилактической медицины, достижении высо¬кого уровня силы, быстроты, выносливости, координации движений, хорошего фун¬кционального состояния, физической готовности к труду и защите своего Отече¬ства, но также о постижении смысла физического воспитания, эстетики физичес¬ких упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены, убежденно¬сти в важности
Иконка файла материала fizicheskaya_kultura_v_formirovanii_lichnostnyh_kachestv.doc
Физическая культура в формировании личностных качеств К   числу   личностных   качеств   относятся   свойства   на   высоком   социальном   уровне, определяющие,   в   большой   степени,   выраженность   у   человека   общественного   сознания,   его отношение к духовным и материальным ценностям, к труду, к нравственным нормам, к культуре, к другим людям, к себе, как члену общества, имеющему широкие гражданские права, и в то же время, не менее важные обязанности. Физическая культура, как часть общей культуры, может оказывать существенное влияние на формирование личности. Речь идет не только о физическом развитии, укреплении здоровья в аспектах   профилактической   медицины,   достижении   высокого   уровня   силы,   быстроты, выносливости,   координации   движений,   хорошего   функционального   состояния,   физической готовности к труду и защите своего Отечества, но также о постижении смысла физического воспитания,   эстетики   физических   упражнений,   спортивной   этики,   знания   основ   спортивной гигиены, убежденности в важности поддержания хорошего физического состояния для каждого человека, выработке устойчивых привычек к регулярным физическим упражнениям, соблюдении соответствующих гигиенических норм. Роль   физической   культуры   в   формировании   личностных   качеств   усиливается   в   связи   с самой   ее   социальной   сущностью,   высокий   эмоциональный   фон   выполнения   различных физических   упражнений,   особенно   в   форме   эмоционально   окрашенных   соревнований, способствует развитию склонности к сопереживанию, взаимопомощи при выполнении дружных коллективных   действий,   взаимной   ответственности   за   достижение   общих   целей.   В   ситуации идеологического   вакуума,   его   частично   заполнить   могут   средства   физической   культуры, определяющие здоровый образ жизни, достижение физического совершенства, развитие многих   органически   связанных   с   понятиями   общей   культуры, человеческих   достоинств, общечеловеческих   ценностей,   духовности.   Регулярность   занятий   физической   культурой определяется   добровольным   желанием   человека,   личным   отношением   к   данным   занятиям, которые, укрепляясь в сознании и привычках, также становятся личностными чертами. Физическая   культура   имеет   отношение   и   к   духовной,   и   материальной   ее   сторонам. Совершенствуя   физические   качества   и   двигательные   навыки,   она   тем   самым   способствует производству   материальных   благ   и   преобразований   физической,   материальной   природы человека. Но на основе этого изменяется и многие ценностные ориентации. Так, достаточно выраженные показатели развития силы, ловкости, выносливости, ряда функциональных реакций имеют   высоко   значимые   корреляционные   связи   с   результатами   тестирования   таких   высокихличностных проявлений как чувство достоинства, смелость, благородство, снисходительность. В аспектах   физической   культуры,   так   или   иначе   осуществляется   воспроизводство   и совершенствование различных сторон человека и на основе обеспечения оптимального развития физического   состояния, совершенствование его природной сущности.   укрепления   здоровья,   закаливания   происходит   позитивное Духовным компонентом физической  культуры личности является  совокупность знаний  в области всестороннего физического развития, представлений о взаимодействии социального и биологического   в   реализации   ценностей   физической   культуры,   наличия   соответствующих убеждений в виде идеалов физического совершенствования или спортивного мастерства, а также представлений   о   способах   их   достижения   без   каких­либо   нарушений   спортивной   этики. Духовные компоненты физической культуры личности выступают в данном случае как способ реализации  социальной  программы  разностороннего развития  личности, включая ее  психоло­ гические, физические и социальные компоненты. Важным элементом развития личностных качеств в процессе занятий физической культурой является   усвоение   знаний   в   данной   области,   а   также   формирование   соответствующих убеждений,   привычек   поведения,   развития   физических   и   психических   профессионально значимых качеств. Рассматривая   разностороннее   влияние   физической   культуры   на   человека,   на   процесс развития у него личностных качеств, целесообразно ориентироваться на определенные критерии их сформированности. Это удобно в свете осмысления феномена физической культуры личности с учетом ее и биологической и социальной сторон. Выделяют четыре уровня физической культуры личности:  Высший уровень ­ достаточно четкие теоретические знания и прочные убеждения в области физической культуры с элементами творчества, участие в ее активной пропаганде, устойчивые привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями, сознательное к ним отношение, широкий   объем   в   развитии   различных   двигательных   навыков,   умений   и   состояние функциональных  возможностей, обеспечивающие  более успешное овладение  многими видами профессиональной   деятельности;   сформированность   достаточно   прочных   морально­ патриотических,   нравственных,   правовых,   эстетических   чувств   в   свете   понятий   физической культуры. Средний уровень ­ знания в области физической культуры преимущественно описательного характера, без элементов творчества, осознанное позитивное отношение к физической культуре, но   не   всегда   в   форме   достаточно   прочных   убеждений,   устойчивые   привычки   к   регулярнымфизическим  упражнениям;  объем  различных двигательных  навыков,  умений, функциональное состояние   в   общем   способствующее   более   успешному   овладению   многими   видами профессиональной   деятельности;   сформированность   ряда   морально­патриотических, нравственных, правовых, эстетических чувств в свете понятий физической культуры, которые в сложных ситуациях не всегда оказываются достаточно прочными. Низкий  уровень  ­  преимущественно  обыденные   знания  в   области   физической   культуры, формальное   отношение   к   занятиям   физическими   упражнениями,   ограниченный   объем двигательных   навыков   и   умений,   мало   способствующий   овладению   отдельными   видами профессиональной   деятельности;   низкие   показатели   развития   морально­патриотических, нравственных, правовых, эстетических качеств в свете понятий физической культуры. Нулевой уровень ­ отдельные бытовые знания в области физической культуры, безразличие к занятиям физическими упражнениями, низкие показатели  двигательных навыков и умений, развитие   морально­патриотических,   нравственных,   правовых,   эстетических   качеств   не   имеет какой­либо связи с ценностями физической культуры. Влияние физической культуры на человека осуществляется в единстве его социальных и биологических   сторон.   Он   развивается   как   существо   социально­биологическое,   при   этом социальная   сторона   должна   сыграть   важную   корригирующую   роль,   поскольку   ей   присущи определенные управляющие функции, например, по удержанию бурной мышечной энергии от антиобщественных проявлений. Агрессивность, развивающаяся в спорте, должна в существенной мере ограничиваться в ходе усвоения спортивной этики, правовых норм, эстетических  чувств, например при понимании красоты благородных поступков, формирования правопослушности.