Физический смысл производной
Оценка 4.9

Физический смысл производной

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
Взрослым
20.01.2017
Физический смысл производной
Из всех теоретических успехов знания вряд ли какой-нибудь считается столь высоким триумфом человеческого духа, как изобретение исчисления бесконечно малых во второй половине XVII века” Ф.Энгельс. Посмотрите на слова Ф.Энгельса. Речь идет о производной. Производная – одно из фундаментальных понятий математики. Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики, но в первую очередь следующих задач: – определение скорости прямолинейного движения, – построения касательной к кривой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время. Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциальное исчисление. С его помощью был решен целый ряд задач теоретической механики, физики, астрономии. В частности, используя методы дифференциального исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки 18 века.
Цели урока.doc
1. Обучающие Физический смысл производной     познакомить учащихся с физическим смыслом производной, рассмотреть использование механического истолкования производной при решении задач, связанных с физическим  смыслом, расширить знания учащихся о производной, ввести понятие второй производной, закрепить навыки вычисления производных. 2. Развивающие     развитие логического мышления при установлении связи физических величин с понятием производной, развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснований выполняемых действий (аргументированная  математическая речь), развитие умений наводить справки с помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, развиваем познавательный интерес к предмету. 3 Воспитывающие    воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание навыков коммуникативности в работе (умение слушать; признать ошибку; оказать помощь товарищу) воспитание таких качеств личности, как инициатива, организованность, привычка к системному труду, дисциплина,  добросовестное отношение к порученному делу, самостоятельность. Девиз урока: “Добывай знания сам!” Форма проведения урока: семинар. К семинару учащиеся готовят вопросы: 1. О происхождении терминов “производная”, “предел” и их обозначений. 2. Физический смысл производной. 3. Применение производной в физике. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Учитель. “Из всех теоретических успехов знания вряд ли какой­нибудь считается столь высоким триумфом человеческого духа, как изобретение исчисления бесконечно малых во второй половине XVII века” Ф.Энгельс. Посмотрите на слова Ф.Энгельса. Речь идет о производной. Производная – одно из фундаментальных понятий математики.  Оно возникло в 17 веке в связи с необходимостью решения ряда задач физики, механики и математики, но в первую очередь  следующих задач: – определение скорости прямолинейного движения, – построения касательной к кривой. Независимо друг от друга И.Ньютон и Г.Лейбниц разработали аппарат, которым мы и пользуемся в настоящее время.  Исчисление, созданное Ньютоном и Лейбницем, получило название дифференциальное исчисление. С его помощью был  решен целый ряд задач теоретической механики, физики, астрономии. В частности, используя методы дифференциального  исчисления, ученые предсказали возвращение кометы Галлея, что было большим триумфом науки 18 века. Основные понятия дифференциального исчисления долгое время не были обоснованны теоретически. И только в начале 19  века французский математик О.Коши дал строгое построение дифференциального исчисления на основе понятия предела. Вопрос классу: Вспомним определения предела и производной. Смотрим “Презентация 1”. XVII век. Зарождение дифференциального исчисления. Мы живем в 21 веке и сейчас используем уже известные нам  обозначения. А с чего все начиналось? Каково происхождение терминов и обозначений? Сообщение учащегося о происхождении терминов и обозначений предела и производной. 3. Актуализация знаний. К доске вызываются двое учащихся:  “Заполните таблицу” и “Найди ошибку”. Остальные в это время по вариантам выполняют задание “Заполните “окошки”(5 мин.). “Заполните таблицу”: Функции Производные функций у=х5­17/х2+28х+16 у=х2/(4х­7) У/= У/= у= у= У/=­1/х2 У/=14х+14 “Найди ошибку”: Проверьте правильность заполнения таблицы. Функция у Производная функции У/ 3х3­27х2+15 9х2­54х+15 х3/(3­х2) х2(х­3)(х+3)/(3­х2)2 1/х+4х2 (8х3­1)/х2 100х3+35х2 300х2+70х “Заполните “окошки””: Вариант 1 Вариант 2         (..........) /=х2­6х+8; (14/(х4­8х2+2))/=(..........); (..........) /=24х3+13х2+5; ((3­х)/8)/=(..........). (..........) /=х3+5­6х4; (13х/(х­2))/=(..........); (..........) /=0,5х2+4х; (1/7 х3­24х2­х/2)/=(..........). Класс сдает листочки и проверяет ответы у доски (5­7 мин.). Перед проверкой ещё раз повторяем правила  дифференцирования (смотрим “Презентация 2”). 4. Проблемная задача. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам S1(t)=2,5t2­6t+1, S2(t)=0,5t2+2t­3. В какой момент времени скорости их равны, т.е.V1(t 0 )=V2(t 0 ), t 0 ­? “Лишь дифференциальное исчисление дает естествознанию возможность изображать математически не только состояния, но и процессы: движение” Ф.Энгельс. Учитель. Рассмотрим физический смысл производной. Учащиеся, которые готовили этот вопрос, защищают свои проекты (остальные слушают, делают записи в тетради, уточняют  непонятные моменты). Проекты учащихся о применении производной в физике:  физический смысл производной,  вторая производная (понятие) и ее физический смысл. Презентация учащегося. После просмотра презентации записываем вывод: В чем состоит физический смысл производной? ­­­­­Если материальная точка движется прямолинейно по закону S(t) , то производная функции y= S(t)выражает мгновенную скорость материальной точки в момент времени t0 , т.е. v=S (′ t).Производная от координаты по времени есть скорость  .Производная от скорости по времени есть ускорение. 5. Закрепление и проверка уровня усвоения  ­ решение примеров. Пример 1. Решим задание В9 (№ 119975) из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике.  Материальная точка движется прямолинейно по закону  отсчета в метрах,  момент времени  — расстояние от точки   — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в   .  , где   Решение. 1. Найдем производную функции  : 2. Найдем значение производной в точке  : Ответ: 60 м/с. Пример 2. Решим задание В9 (№ 119978) Материальная точка движется прямолинейно по закону  отсчета в метрах,   — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее  скорость была равна 3 м/с?  — расстояние от точки    , где  Решение. Если нам известна скорость точки в некий момент времени , следовательно нам известно значение производной в точке   . Найдем производную функции По условию, скорость точки равна 3 м/с, значит, значение производной в момент времени   равно 3. Получаем уравнение: Отсюда    с. Ответ: 8 Пример 3. Аналогичное задание.  Задание В9 (№119979) Материальная точка движется прямолинейно по закону  отсчета в метрах,   — время в секундах, измеренное с начала движения. В какой момент времени (в секундах) ее  скорость была равна 2 м/с? — расстояние от точки  , где   Решение. Найдем производную функции   : По условию, скорость точки равна 2 м/с, значит, значение производной в момент времени   равно 2. Получаем уравнение: Решим его: ,   ­ не подходит по смыслу задачи: время не может быть отрицательным. Ответ: 7 Пример 4. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=65t2+45t+3, где x — расстояние от точки отсчета в метрах, t —  время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t=3 с.

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной

Физический смысл производной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017