07.09.2021
Физика
Тема: «Физика – фундаментальная наука о природе»
Рекомендации по изучению:
1. По ссылке https://www.youtube.com/watch?v=rgfegT5h_OI просмотреть видео-урок
2. Ознакомиться и законспектировать
Глоссарий по теме
Моделирование – это процесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью.
Модель – упрощенная версия реального объекта, процесса или явления, сохраняющая их основные свойства.
Научный факт – утверждение, которое можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий.
Научная гипотеза – предположение, недоказанное утверждение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
Постулат – исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств.
Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.
Физическая величина – свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них.
Физический закон – основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состоянием тел и других материальных объектов в окружающем мире.
Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерения. Способы измерения: прямой и косвенный
Основное содержание урока
Физика тесно связна с астрономией, химией, биологией, геологией и другими естественными науками. Физическими методами исследования пользуются ученые всех областей науки. За последние четыре столетия люди освоили географию, проникли в недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, благодаря которым он может передвигаться по земле и летать, общаться с жителями других континентов, не покидая собственного жилища. Люди научились использовать источники энергии, предотвращать эпидемии смертоносных болезней. Эти и другие достижения – результат научного подхода к познанию природы
Физика – фундаментальная наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира.
Физика основывается на количественных наблюдениях. Основателем количественного подхода является Галилео Галилей.
Материя – объективная реальность, существующая независимо от нас и нашего знания о нем. Материя существует в виде вещества и поля.
Формы материи: пространство, время. Движение – способ существования материи.
Все физические процессы и явления, происходящие в природе можно объяснить типами фундаментальных взаимодействий:
гравитационное взаимодействие;
электромагнитное взаимодействие;
сильное взаимодействие;
слабое взаимодействие.
Естественнонаучное познание происходит по этапам: Наблюдение – Гипотеза – Теория – Эксперимент. Именно эксперимент является критерием правильности теории.
Особенности научного наблюдения: целенаправлено; сознательно организовано; методически обдумано; результаты можно записать, измерить, оценить; наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса.
Эксперимент, как исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования, следует различать на мысленный и реальный.
Примерный план проведения эксперимента
1.Формулировка цели опыта
2.Формулировка гипотезы, которую можно было положить в основу опыта.
3.Определение условий, необходимых для проверки гипотезы, установления причинно-следственной связи.
4. Подбор оборудования и материалов, необходимых для опытов.
5. Практическая реализация опыта, сопровождаемая фиксированием результатов измерений и наблюдений выбранными способами.
6. Математическая обработка полученных данных.
7.Анализ результатов.
8. Вывод.
Структура физической теории: основание (фундамент) – ядро – выводы (следствие) – применение. Особенностью фундаментальных физических теории является их преемственность.
Принцип соответствия - утверждение, что любая новая научная теория должна включать старую теорию и её результаты как частный случай.
Гипотеза (от греч. hypóthesis - основание, предположение) - предположение, выдвигаемое перед началом наблюдения или эксперимента, которое должно быть проверено в результате их проведения.
Стандартная формулировка гипотез: «Если …. (факт, следствие), то (значит, при условии) ...(причина).
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. В ходе эксперимента гипотезу доказывают, превращая её в установленный факт (теорию, теорему, закон), ИЛИ же опровергают.
Примерный план изучения физических законов:
1. Связь между какими явлениями (или величинами) выражает закон
2. Формулировка и формула закона.
3. Каким образом был открыт закон: на основе анализа опытных данных или теоретически (как следствие из теории)
4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
5. Примеры использования и учета действия закона на практике.
6. Границы применимости закона.
Одним из важнейших методов исследования является моделирование. Модель – это идеализация реального объекта или явления при сохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление. Примеры физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, др.
Для того, чтобы понять и описать эксперимент вводятся физические величины.
С развитием научных знаний появилась необходимость в развитии единой системы единиц измерений.
На Генеральной конференции мер и весов в 1968 г. достигнуто соглашение о международной системе единиц - «единиц измерения СИ», согласно которому базовыми единицами измерения являются семь следующих : метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль (грамм-моль).
Измерить величину - это значит сравнить ее с эталоном, с единицей измерения. Прямое измерение - определение значения физической величины непосредственно средствами измерения. Косвенное измерение – определение значения физической величины по формуле, связывающей её с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями.
При обработке результатов измерений нужно оценивать, с какой точностью проводится измерение, какую ошибку допускает ваш прибор, то есть определить погрешность измерений и как влияет сам процесс измерения на объект, который вы измеряете.
Объективность получаемых данных обеспечивают различные физические приборы. Следует различать: приборы наблюдения (микроскоп, телескоп, бинокль и др.) и приборы измерения (термометр, барометр, линейка, весы и др.).
Срок сдачи работ (фотоотчетов) 09.09.2021. При несвоевременной сдаче оценка будет снижена.
При возникновении вопросов можно обратиться к преподавателю, используя Интернет ресурсы, обозначенные ниже: kruchkov4991@gmail.com или в ВК https://vk.com/id9053202
07.09.2021
Физика
Диагностическая контрольная работа
Часть А
1. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ |
ПРИМЕРЫ |
А) физическая величина Б) единица физической величины B) прибор для измерения физической величины
|
1) ареометр 2) равномерное движение 3) ускорение 4) минута 5) траектория |
2. Расстояние между центрами двух однородных шаров равной массы уменьшили в 2 раза. В ре-зультате модуль силы гравитационного взаимодействия шаров
1) уменьшился в 4 раза 2) уменьшился в 2 раза
3) увеличился в 4 раза 4) не изменился
3. На какое из трех тел действует большая архимедова сила?
1) 1; 2) 2; 3) 3;
4) на все тела действует одинаковая архимедова сила
4. На рисунке представлен график зависимости проекциискорости от времени для тела, движущегося прямолинейно
вдоль оси Ох. Путь, соответствующий равномерному
движению, составляет
1) 4м 2) 16м 3) 32м 4) 8м
5. На рисунке представлен график зависимости температу-ры вещества t от полученного количества теплоты Q в
процессе нагревания. Первоначально вещество находилось
в твёрдом состоянии. Какому агрегатному состоянию
соответствует точка А на
графике?
1) твёрдому состоянию 2) жидкому состоянию
3) газообразному состоянию 4) частично твёрдому, частично жидкому состоянию
6.К магнитной стрелке медленно поднесли справа постоянный магнит, как показано на рисунке.
Как повернётся магнитная
стрелка?
1) на 90° по часовой стрелке 2) на 90° против часовой стрелки
3) на 45° по часовой стрелке 4) никак не повернётся
7. Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.
1) 5,5 см 2) (5,0 ± 0,5) см
3) (5,0 ± 0,25) см 4) (5,50 ± 0,25) см
8. Два шарика, стальной и алюминиевый, одинакового объема, падают с одной и той же высоты. Сравните их импульсы в момент, соприкосновения с землей.
1) импульс стального шара меньше импульса алюминиевого
2) импульсы обоих шаров имеют одинаковое значение
3) импульсы обоих шаров равны нулю
4) импульс стального шара больше импульса алюминиевого
9. На рисунке изображены три тела, сделанных из разных веществ. Наименьшая масса
1) у тела 1 2) у тела 2
3) у тела 3 4) у всех тел одинакова
10. Человек стоит перед вертикально поставленным зеркалом. Чтобы расстояние между человеком и его изображением уменьшилось на 1 м , человеку нужно
1) удалиться от зеркала на 1 м 2) приблизится к зеркалу на 2 м
3) приблизится к зеркалу на 0,5 м 4) приблизится к зеркалу на 1 м
11. Установите соответствие между физическими величинами и приборами, которыми эти
величины измеряются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в
таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА |
ПРИБОР |
А) Сила тока Б) Электрическое напряжение B) Работа электрического тока |
1) спидометр 2) вольтметр 3) амперметр 4) счетчик 5) омметр |
12. Сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, равно
1) 9 Ом 2) 8 3) 4 Ом 4) 3 Ом
Часть В
1.С помощью кипятильника, имеющего КПД 90% нагрели 3 кг воды от 19ºС до кипения за 15
мин. Какой ток при этом потреблял кипятильник в сети напряжением 220 В?
2.Тележка с песком общей массой 10 кг движется без трения по горизонтальной поверхности со
скоростью 2 м/с. Вслед за тележкой летит шар массой 2 кг со скоростью 8 м/с. После попадания
в песок шар застревает в нем. Какую скорость при этом приобретает тележка с шаром?
Срок сдачи работ (фотоотчетов) 09.09.2021. При несвоевременной сдаче оценка будет снижена.
При возникновении вопросов можно обратиться к преподавателю, используя Интернет ресурсы, обозначенные ниже: kruchkov4991@gmail.com или в ВК https://vk.com/id9053202
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.