|
3A: Колебания (гармонические колебания) |
Школа: |
|
|
Дата: |
ФИО учителя: |
|
|
Класс: |
Количество присутствующих: |
Количество отсутствующих:: - |
|
ТЕМА УРОКА: |
Волновое движение |
||||||||||||
|
Цели обучения |
9.2.5.12 - применять формулы скорости, частоты и длины волны при решении задач; 9.2.5.13 - сравнивать поперечные и продольные волны |
||||||||||||
|
Цели урока |
Учащиеся смогут: ● объяснять возникновение волн в упругой среде; ● различать продольные и поперечные волны; ● назвать формулу и определять скорость распространения волны в упругой среде; ● применять формулу скорости распространения волн в упругой среде для решения задач. |
||||||||||||
|
Критерии оценивание |
Учащиеся будут: · особенности возникновени волн в упругой среде; · устно и письменно называть различия между продольными и поперечными волнами; · решать задачи на применение формулы скорости распространения волн в упругой среде |
||||||||||||
|
Языковые цели |
Специальная предметная лексика и терминология: поперечная волна, продольная волна, волновое движение, перпендикулярное, параллельное направление волны, колебание, вибрация, пружина, звук, волна. Полезное (-ые) устойчивое (-ые) выражение (-я) для диалогов/письма Что произойдет в ……….? Какая разница между ………? Вода движется ………….. Каким образом движется ……..? |
||||||||||||
|
Привитие ценностей
|
В процессе учебной деятельности учащиеся будут: творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения; проявлять уважение к культурам и мнениям, чтобы объективно отражать окружающую действительность; ответственными и дружелюбными, чтобы относиться к себе и другим с уважением; готовыми к обучению, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации. |
||||||||||||
|
Материал прошедших уроков
|
Учащиеся должны вспомнить, что такое колебания и величины, их характеризующие. |
||||||||||||
|
Межпредметные связи |
География (землетрясения, образование цунами) |
||||||||||||
|
Навыки использования ИКТ |
Развитие учащимися навыков самостоятельной работы, связанной с поиском информации, ее отбором; сравнение и установление связей и различий между фактами и явлениями |
||||||||||||
|
План |
|||||||||||||
|
Временное планирование |
Планируемые мероприятия |
Ресурсы |
|||||||||||
|
0-5 мин
5 - 10 мин
10-20 мин
20-30 мин
30 – 37 мин
37-39 мин
39 - 40 мин
|
(W)Вызов: Учащимся предлагается для определения темы урока разгадать ребус
Тема урока «Волновое движение» (W) Целеполагание. Учитель вместе с учащимися ставит цели и формулируют критерии оценивания.
(W) Осмысление. (D) (f)Демонстрация поверхностной волны. Демонстрация распространения продольной волны при помощи мягкой пружины. Дайте определение волновому движению. (Если в каком-нибудь месте твердой, жидкой или газообразной среды возбуждены колебания частиц, то вследствие взаимодействия атомов и молекул среды колебания начинают передаваться от одной точки к другой с конечной скоростью. Процесс распространения колебаний в среде называется волной.) Механические волны бывают разных видов. Если в волне частицы среды испытывают смещение в направлении, перпендикулярном направлению распространения, то волна называется поперечной. Примером волны такого рода могут служить волны, бегущие по натянутому резиновому жгуту (рисунок1) или по струне.
Рисунок 1. Распространение поперечного волнового импульса по натянутому резиновому жгуту Если смещение частиц среды происходит в направлении распространения волны, то волна называется продольной. Волны в упругом стержне (рисунок 2) или звуковые волны в газе являются примерами таких волн.
Рисунок 2. Распространение продольного волнового импульса по упругому стержню Волны на поверхности жидкости имеют как поперечную, так и продольную компоненты. Как в поперечных, так и в продольных волнах переноса вещества в направлении распространения волны не происходит. В процессе распространения частицы среды лишь совершают колебания около положений равновесия. Однако волны переносят энергию колебаний от одной точки среды к другой. (I) Работа с симуляцией (рабочий лист приложение)
С помощью симулятора учащиеся выполняют виртуальный эксперимент по предложенному приложению. В приложении В таблице указанные возможные варианты ответов учащихся. Критерии оценивания. Учащийся считается успешно выполнившим задание, если он, верно, заполнит таблицу верно для 4 серий экспериментов из 5 и даст верные ответы на вопросы
(W) Характерной особенностью механических волн является то, что они распространяются в материальных средах (твердых, жидких или газообразных). Существуют волны, которые способны распространяться и в пустоте (например, световые волны). Для механических волн обязательно нужна среда, обладающая способностью запасать кинетическую и потенциальную энергию. Следовательно, среда должна обладать инертными и упругими свойствами. В реальных средах эти свойства распределены по всему объему. Так, например, любой малый элемент твердого тела обладает массой и упругостью. В простейшей одномерной модели твердое тело можно представить как совокупность шариков и пружинок (рисунок 3).
В этой модели инертные и упругие свойства разделены. Шарики обладают массой m, а пружинки – жесткостью k. С помощью такой простой модели можно описать распространение продольных и поперечных волн в твердом теле. В продольных волнах шарики испытывают смещения вдоль цепочки, а пружинки растягиваются или сжимаются. Такая деформация называется деформацией растяжения или сжатия. В жидкостях или газах деформация такого рода сопровождается уплотнением или разрежением. Продольные механические волны могут распространяться в любых средах – твердых, жидких и газообразных. Если в одномерной модели твердого тела один или несколько шариков сместить в направлении, перпендикулярном цепочке, то возникнет деформация сдвига. Деформированные при таком смещении пружины будут стремиться возвратить смещенные частицы в положение равновесия. При этом на ближайшие несмещенные частицы будут действовать упругие силы, стремящиеся отклонить их от положения равновесия. В результате вдоль цепочки побежит поперечная волна. В жидкостях и газах упругая деформация сдвига не возникает. Если один слой жидкости или газа сместить на некоторое расстояние относительно соседнего слоя, то никаких касательных сил на границе между слоями не появится. Силы, действующие на границе жидкости и твердого тела, а также силы между соседними слоями жидкости всегда направлены по нормали к границе – это силы давления. То же относится к газообразной среде. Следовательно, поперечные волны не могут существовать в жидкой или газообразной средах. На рисунок 4 изображены «моментальные фотографии» поперечной волны в два момента времени: t и t + Δt. За время Δt волна переместилась вдоль оси OX на расстояние υΔt. Такие волны принято называть бегущими.
Длиной волны λ называют расстояние между двумя соседними точками на оси OX, колеблющимися в одинаковых фазах. Расстояние, равное длине волны λ, волна пробегает за период Т, следовательно, λ = υT, где υ – скорость распространения волны.
Первичное закрепление изученного материала. Решение задач 1.Определите длину звуковой волны при частоте 200Гц, если скорость распространения волн равна 340 м/с. 2. Определите расстояние межу вторым и пятым гребнями волны, если длина волны равна 0,6 м. 3.Определите скорость звука в воде, ели источник звука, колеблющейся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м. 4.Расстояние между ближайшими гребнями волн в море 10 м. Какова частота ударов волн о корпус лодки, ели скорость волн 3 м/с? 5. Мимо неподвижного наблюдателя прошло 6 гребней волн за 20 с начиная с первого. Какова длина и период волны, если скорость волн 2 м/с? 6. Период колебания частиц воды равен 2 с, а расстояние между смежными гребнями волн 6 м. Определите скорость распространения этих волн. Критерии оценивания. Учащийся считается успешно выполнившим задание, если он, верно, решит 5 задач из 6.
Рефлексия · сегодня я узнал... · было трудно… · я понял, что… · я научился… · я смог… · было интересно узнать, что… · меня удивило… · мне захотелось…
Домашнее задание
|
Презентация Слайды 1,2
Презентация Слайд 3
Опорный конспект «Механичес- кие волны» Презентация Слайд 4
https://www.youtube.com/watch?v=jBRagzb0DG8
https://www.youtube.com/watch?v=svaYqM7d2UY
Ноутбуки, симулятор http://phet.colorado.edu/sims/normal-modes/normal-modes_en.html Презентация Слайд 5
Опорный конспект «Свойства механических волн»
Презентация Слайд 6
|
|||||||||||
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье
и соблюдение техники безопасности |
|
|
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся,
|
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
||
|
|
|||
|
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.