Физика_9кл_Колебания_Превращение энергии в колебательном движении

  • docx
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Физика_9кл_Колебания_Превращение энергии в колебательном движении.docx

План урока

Раздел долгосрочного плана:

Раздел: Раздел 9.3С – Колебания

Школа:

Дата:

Ф.И.О учителя:

Класс: 9

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Закон сохранения энергии в колебательном движении.Затухающие колебания

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.2.5.9 - описывать сохранение энергии в колебательных процессах;

 

Цели урока

Учащиеся будут:

-описывать изменения  энергии в колебательных процессах

-строить графики изменения энергии пружинного и математического маятников

-применять закон сохранения энергии для решения задач, описывающих колебательное движение.

 

 

Критерии оценивания

Учащиеся продемонстрируют:

·          Умения строить графики скорости и ускорения

·          Заполнят таблицу и построят график изменения энергии для математического маятника

·          Выполнят не менее 4 заданий из 5

Языковые цели

 

Учащиеся могут:

предлагать гипотезы и описывать эксперимент по исследованию гипотез.

Предметная лексика и терминология

русский

английский

казахский

Механические колебания

Mechanical oscillations

Механикалық тербелістер

Период колебания

Period of oscillations

Тербеліс периоды

Частота колебания

Frequency of oscillations

Тербеліс жиілігі

Положение равновесия

Equilibrium position

Тепе-теңдік күйі

Амплитуда

Amplitude

Амплитуда

Смещение

Displacement

Ауытқу

Гармоническое колебание

Simple harmonic motion

Гармоникалық тербеліс

Свободные колебания

Free oscillations

Еркін тербелістер

Серия полезных фраз для диалога письма

Я предполагаю, что энергия будет максимальной (минимальной), так как………

Так как скорость в этой точке......., то энергия.........................

Так как скорость на этом отрезке увеличивается, то энергия...........…..

Если кинетическая энергия увеличивается, то потенциальная энергия....

Привитие ценностей

 

 

Способность анализировать и давать оценку проблеме с различных точек зрения; развитие навыков и исполнение различных ролей при работе в команде.

Привитие ценностей осуществляется посредством работы в группе, обсуждения идей других.

Межпредметные связи

 

Уметь устанавливать связи между характеристиками колебательного движения при решении задач (связь с математикой).

Уметь применять знания из курса математики (синусы, косинусы и их графики)

Понимать единство процессов в природе (разделы физики)

Навыки использования ИКТ

Презентация, Использование видео роликов.

Предварительные знания

 

Основы динамики, особенно 2 закон Ньютона в виде F = ma, закон Гука, графики синуса  и косинуса, угловая мера (радианы) и движение по  окружности

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

Начало урока

 

 

 

 

 

 

 

10мин

 

 

        I.            Организационный момент.

Учитель: Для определения темы и целей урока предлагаю просмотреть видеофрагмент.

Просмотр видеоролика

Обсуждение:

Предположите тему урока.

Учитель, обобщая ответы учеников, предлагает записать тему и цель урока в тетради. (слайд 1)

УчительОбъясняет цели урока, ожидаемые результаты.

Учащиеся заполняют таблицу

Что вы знаете о колебаниях (записывают),

Что узнали нового?

Учитель:

 Какие вопросы вы можете поставить к видео?

(повторный просмотр видео)

 

Видео "Попрыгунья"

1 мин

 

 

 

Презентация

 

(приложение 1)

Середина урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка вопросов к видео.

Нарисовать график изменения координаты спортсменки

Выполнить задание по графику

Проанализировать изменение энергии на разных участках графика

 

1.       Задания к графику:

2.1.            Внимательно посмотрите на график; какую форму он имеет? Когда скорость спортсмена равна нулю? Какойэтомоментдвижения?

2.2.            Как бы вы описали движение спортсмена?

2.3.            Движение спортсмена можно распределить следующим образом:
(a) спортсмен двигается вверх в воздухе.
(b) спортсмен двигается вниз в воздухе.
(c) спортсмен двигается вниз, коснувшись батута.
(d) спортсмен двигается вверх, коснувшись батута.
(e) спортсмен совершает кувырок.

·         Зарисуйте графики v(t) и a(t) каждый отдельно.

(приложение 2)

·         Покажите части (a) (b) (c), (d) и (e) в графике зависимости v от t.

·         Покажите части (a), (b), (c) (d) и (e) в графике зависимости а от t.

Дайте объяснение различным частям диаграммы

Заполнить таблицу.

Включить анимацию  математического маятника

Задание. Маятник начинает движение от положения равновесия. Построить графики координаты, скорости и энергии

Поясните, график энергии. Почему вид графика совпадает с видом графика движения? Что происходит в точках пересечения графиков?

Опишите процесс превращения энергии на примере математического маятника.

Просмотр видеоролика о превращении энергии при колебаниях математического маятника.

Самостоятельная работа в парах по превращению энергии при колебаниях пружинного маятника.

Учитель контролирует, оценивает и оказывает помощь, если это необходимо.

Действия учащихся. Каждая пара оформляет свою работу и защищают ее. Идет взаимооценивание между парами.

Критерии оценивания.

1.         Доступность изложения.

2.         графическое изображение.

3.         (третий критерий предложить выбрать самим ученикам)

 

Закрепление изученного:

Почему свободные колебания затухают? Как изменится при этом график амплитуды?

При каких условиях колебания могут стать незатухающими?

В каких машинах применяются вынужденные колебания?

 

Решение задач:

Зависимости координаты х двух пружинных маятников, которые находятся на гладкой горизонтальной поверхности, от времени t изображены на рисунке.

http://fizportal.ru/z/test-2010-15.jpg

Определите отношение полных энергии W2/W1 маятников, если жесткости пружин маятников связаны соотношением k1 = 2k2

Решение задачи.Тело массой m = 2,0 кг совершает гармонические колебания по закону х = 50cos(π/3)t. Определить максимальные значения смещения, скорости, ускорения. Найти полную энергию тела.

http://fizportal.ru/k/4293.jpg

Максимальные значения смещения____________________________________________

Максимальные значения смещения скорости______________________________________

Максимальные значения ускорения________________________________________

Найти полную энергию тела_________________________________________________

____________________________________________________.

 

Учитель контролирует, оценивает и оказывает помощь, если это необходимо.

Подведение итогов урока:

Возвращаемся к таблице №1, заполненной в начале урока.

Обсуждение в форме фронтальной беседы: что узнали о изменениях энергии в колебательном движении?

Учитель выслушивает ответы учащихся и обобщает, используя цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приложение 3)

 

model1

 

 

 

(Приложение 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=mhIOylZMg6Q

 

Конец урока

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

1мин

Домашнее задание

Рефлексия.

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

1

2

3

Сегодня я научился….

Мне было интересно (или нет), потому что…

Во время работы я испытывал затруднения, так как …

Ученики делают записи в рабочих листах, заполняя только 1 столбец (по своему усмотрению) после чего сдают рабочие листы учителю для оценивания

 

·         маятник Фуко

·         физический маятник

·         сферический маятник.

·         маятник Максквелла

или для любителей истории: как  измерялось время в различных эпохах.

 

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


 

 

 

Рефлексия по уроку

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также