Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школьные годы — один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологическихШкольные годы — один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических
Иконка файла материала metodicheskaya_rabota_0.docx
Методическая работа на тему "Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста"Содержание 1. Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе  физического воспитания школьников . 2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений. 3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших  школьников на уроках физкультуры. 4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных  качеств у подростков и юношей. 5. Исследования функций центральной гемодинамики. 6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными  стадиями полового созревания. 7. Вывод. 8. Список использованной литературы. Актуальность Школьные годы — один из важнейших этапов в становлении человека как   активного   члена   общества.   В   этот   период   завершается   развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического   совершенствования   человека.   Формирование   основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть   более   успешным   при   условии   обоснованного   применения   средств   и методов   физической   культуры,   а   также   интенсификации   физических нагрузок,   требующих   напряженной   деятельности   всех   физиологическихсистем.   Однако   при   этом   необходимо   учитывать   возрастно­половые   и индивидуальные   особенности   детей   и   подростков,   а   также   резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и   формировать   психофизические   качества,   обеспечивающие   готовность   к труду   и   активной   деятельности   в   условиях   автоматизированного производства. Вот почему для  теории и  практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок   с   учетом   адаптационных   возможностей   организма   на   отдельных возрастных   этапах,   о   степени   функциональной   зрелости   физиологических систем,   об   уровнях   развития   и   совершенствования   двигательных возможностей в процессе направленной тренировки. Цель работы  ­   показать,   как   важно   нормирование   нагрузок   на уроках физической культуры для детей школьного возраста. Задача работы — дать понять, что уроки физической культуры только тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут  нормироваться нагрузки. Гипотеза   (предположение)  —   правильное   нормирование нагрузок уменьшает травматизм на занятиях по физической культуре. Задача   исследования  —   выявить,   насколько   правильно нормируются нагрузки на уроках физической культуры. Метод   исследования  —   анализ   эксперимента   нормирования физических нагрузок на основе теоретических данных с последующимивыводами. Теоретические   аспекты   нормирования   физических нагрузок в процессе физического воспитания школьников. Физиолого­гигиеническому   нормированию   подлежат   все   основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у   кого   не   возникает   сомнений   в   необходимости   обоснования физиологических   норм   физических   нагрузок   в   процессе   физического воспитания   детей   и   подростков.   Для   решения   этих   задач   необходимо разработать   критерии   нормирования   нагрузок   для   детей   различных возрастных   групп.   При   обосновании   и   градации   физических   нагрузок, адекватных   функциональным   возможностям   исследуемых,   как   правило, подходят с тех позиций: 1. градация   физических   нагрузок   по   отдельным   физиологическим показателям,   в   частности   по   ЧСС,   потреблению   кислорода, легочной вентиляции и др.; 2. дозировки   интенсивности   физической   нагрузки  в  зависимости   от максимальной скорости передвижения; 3. оценки   интенсивности   нагрузки,   исходя   из   максимальных энергетических возможностей организма. В   физиологии   спорта   чаще   всего   используются   две   классификации интенсивности физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность физических   нагрузок   оценивается   величиной   потребления   кислорода   и затраченной   энергии.   В   другом   случае   весь   диапазон   интенсивности физических   нагрузок   делится   на   зоны   в   зависимости   от   показателей механической работы, которую выполняет человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в различных видах спорта с циклическим характером движений, обратил внимание на четкую закономерность между скоростью преодоления   дистанций   и   предельным   временем,   в   течение   которого   этаскорость может поддерживаться. Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены рекорды, укладывающиеся в отрезок времени до 20­30 секунд, ко второй ­ рекорды, время которых находится в диапазоне от 20­30 секунд до 4­5 минут, к третьей ­ рекорды от 5 минут до 30­40 минут и к четвертой   зоне   ­   все   рекорды,   время   которых   превышает   3040   минут. Классифицируют и физические упражнения и с учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя их на: 1. силовые,   выполняемые   с   максимально   возможным   напряжением мышц   в   динамическом   или   статистическом   режимах   при   малой скорости движения; 2. скоросто­силовые,   выполняемые   в   динамическом   режиме одновременно   с   большой   скоростью   и   силой   мышечного сокращения, что обеспечивает большую мощность; 3. упражнения   на   выносливость,   при   выполнении   которых   мышцы сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз возрастает во времени их способность выполнять работу. При   выполнении   физических   упражнений   разной   мощности   и продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с   этим   физические   упражнения   подразделяются   на   группы   с   явным преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного   анаэробно­аэробного   энергообеспечения.   В   спортивной физиологии приводятся соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений. При   нормировании   нагрузок   рекомендуется   учитывать   пять компонентов: 1. продолжительность упражнения; 2. интенсивность; 3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;4. характер отдыха; 5. число повторений упражнения. При   нормировании   выполнения   циклических   упражнений   особое внимание   заслуживают   процессы   возрастного   развития   двигательной системы.   Изменения   физиологических   процессов   в   связи   с   выполнением тренировочных   занятий   обусловлены   воздействием   на   организм повторяющихся   движений.   При   этом   в   первую   очередь   происходят изменения функционального состояния двигательной системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений, сигнализирующих о возможной   гипоксии,   но   главным   образом   ­   под   влиянием   моторно­ висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных занятий и   выборе   нагрузок   важно   учитывать   не   только   обменные   процессы,   но   и возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных навыков. Нормирование режима выполнения                         общеразвивающих упражнений. Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на уроках  физической  культуры  заключается  в том,  что  затраты  энергии, число   повторений   упражнений   и   продолжительность   выполнения   серий упражнений были оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений   малы,   то   эффект   от   упражнений   будет   понижен   вследствие недостаточной   мобилизации   физиологических   функций.   Если   же   затраты энергии   и   число   повторений   и   продолжительность   упражнений   чрезмерно велики,   то   эффект   от   упражнений   будет   понижен   вследствие   ослабления физиологических   процессов   в   связи   с   истощением   веществ,   богатых энергией, и ферментов, а также нервных механизмов регуляции движений. При   выполнении   медленного   равномерного   бега   школьниками   10­11   летпотребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В условиях относительного покоя   у   исследуемых   школьников   этого   возраста   потребление   кислорода равняется   193,0   мл/мин.   Следовательно,   потребление   кислорода   нетто   на выполнение работы медленного бега составляет 771,4 ­ 193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление  кислорода нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5 мл/мин  кг. Созданы   необходимые   предпосылки   для   физиологически обоснованного   планирования   физических   нагрузок   при   разработке структуры урока. Так, у детей 7­8 лет потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту составляло 407,3 мл/мин, а в относительном покое ­ 156,8 мл/мин.Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС у  детей 7­10 лет при выполнении различных физических  упражнений (ходьба, бег игра, ОРУ и др.) На   рисунке   прослежена   зависимость   величины   потребления кислорода от величины ЧСС при выполнении школьниками 7­8­ лет и 9­10 лет   различных   упражнений.   Наглядно   видно,   что   с   увеличением   ЧСС возрастает потребление кислорода при переходе от исходного положения к ходьбе   и   от   ходьбы   к   бегу.   Однако   при   переходе   от   ходьбы   к   игре потребление   кислорода   почти   не   изменяется,   а   ЧСС   заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим упражнениям потребление кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на уроках физической культуры. Поиск   наиболее   эффективных   тренировочных   режимов   развития двигательных   качеств   —   одна   из  главных   задач   физического   воспитания школьников. К  настоящему   времени  накапливается  все  больше денных   о том,   что   физические   качества   учащихся   следует   как   можно   полнее развивать   уже   в   первые   годы   обучения   в   школе.   Подчеркивается возможность целенаправленного развития выносливости у детей младшего школьного   возраста.  Для   обоснования   тренировочного  режима   развития выносливости у детей 7­10 лет на первом этапе  исследования  мы изучили возрастную   картину   вегетативных   реакций   и   ряда   биомеханических параметров работы при выполнении велоэргометрических нагрузок разной интенсивности.   Было   выявлено,   что   от   7­8   до   9­10   лет   выносливость повышается   только   к   нагрузкам,   выполняемым   в   режиме   аэробного энергообеспечения,  т.е.   к  таким,  предельная   продолжительность   которых более   2,5   минут.   Максимальная   продолжительность   работы   при   70% нагрузке увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при 50% нагрузке   ­   на   4  минуты.   Анализ   естественного   прироста   выносливости   к нагрузкам разной интенсивности к 9­10 годам свидетельствует о том, что у мальчиков   рассматриваемого   возраста   выносливость   интенсивнее увеличивается  к физическим нагрузкам  большой мощности и меньше ­ к умеренным  нагрузкам.   В   7­8  лет   отмечена   несколько   более   напряженная деятельность   систем,   обеспечивающих   транспорт   кислорода,   и   менее эффективная   его   утилизация   из   вентилируемого   воздуха   при   нагрузках аэробной направленности. Меньшая предельная продолжительность работы у школьников 7­8 лет при выполнении 70% нагрузки сочетается с менееэффективной   кислородной   производительностью   дыхательного   и сердечного   циклов.   Таким   образом,   результаты   изучения   возрастной динамики   естественного   развития   показателей   работоспособности школьников 7­8 и 9­10 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и кровообращения   дают   основание   считать,   что   использование   нагрузок большой   и   умеренной   интенсивности   позволит   повысить   эффективность уроков   физической   культуры,   направленных   на   развитие   выносливости младших школьников. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств у подростков и юношей. В   плане   поиска   более   эффективных   форм   и   средств   физического воспитания   нами   в   течение   ряда   лет   апробировался   экспериментальный режим   урочных   и   внеклассных   занятий   с   подростками   и   юношами   7­10 классов.   С   учетом   возрастных   закономерностей   развития   моторики   и ведущих   физиологических   систем,   обеспечивающих   мышечную деятельность,   в   содержание   занятий   включались   упражнения   для формирования   скоростных,   скоростно­силовых   возможностей,   мышечной силы   и   выносливости   в   условиях   более   напряженного   учебно­ тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных уроков физической культуры   дополнительно   вводили   один   час   внеурочных   занятий,   акцент которых был сделан на развитие силы и выносливости. Экспериментальный режим   обусловил   интенсификацию   процесса   физического   воспитания, повышение   моторной   плотности   занятий   и,   естественно,   усиление напряжения у школьников физиологических функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить, насколько адекватны использованные нагрузки функциональным   возможностям   учащихся   7­10   классов,   параллельно   спедагогическим   экспериментом   проводились   комплексные   методико­ физиологические исследования. Для оценки физической работоспособности подростков   и   юношей   7­10   классов   ежегодно   проводились   2   серии обследований.   В   1­й,   осенней   серии   определяли   общую   физическую работоспособность мальчиков при двух велоэргометрических нагрузках ­ 7 и 3   Вт/кг.   Отказ   от   работы   регистрировался   при   снижении   частоты педалирования на 10% ниже заданной. В процессе работы, в течение 5 минут регистрировалась   ЧСС.   Аналогичная   серия   проводилась   весной.   Затем данные обеих серий сопоставлялись соответственно по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна серия ­ в середине учебного года была направлена на выявление особенностей гемодинамики у мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней участвовали только те испытуемые, которые успешно справились с нагрузками 1­й серии. Исследования функций центральной гемодинамики. Анализ динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в состоянии   относительного   физического   покоя   величина   этого   параметра кровообращения   постепенно   уменьшается.   Наибольшее   снижение   ЧСС отмечается к 16­17 годам. Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе выполнения вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В восстановительном периоде после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по этому показателю практически также не различаются.На рисунке показана физическая работоспособность и   долга  интенсивность накопления     пульсового       v     школьников 10 класса. Вывод: Исследование ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем   быстрее   она   накапливается.   Существенный   сдвиг   в   сторону уменьшения ИНПД при исследуемых нагрузках происходит к 15­17 годам. Представляется интересным, что у мальчиков контрольной группы при задаваемых нагрузках интенсивность накопления пульсового долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок). В состоянии относительного физического покоя ЧСС с возрастом постепенно уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенныйсдвиг в сторону увеличения УО крови происходит к 1415 годам. У школьников  ЭГ 8 класса УО существенно  больше, чем в КГ. Очевидно, что в связи с противоположной возрастной динамикой ЧСС и УО МОК в состоянии относительного физического покоя в возрасте 13­ 17 лет увеличивается незначительно. У школьников КГ МОК меньше, чем у их сверстников ИЗ ЭГ. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями полового созревания. При   анализе   у   подростков   с   разными   стадиями   полового созревания   параметров   центральной   гемодинамики   при   выполнении нагрузки   возрастающей   мощности   отмечена разнонаправленность   изменений.   ЧСС   в  процессе   полового   созревания уменьшается. Однако существенные различия выявляются только при ступенчато   ♦ работе предельной и околопредельной мощности (4 и 5 ступени нагрузки) между школьниками на 1 и 4, а также 1 и 5 стадиях полового созревания. Таким   образом,   процесс   полового   созревания   не   оказывает существенного   влияния   на   хронотропную   функцию   центрального кровообращения   при   нагрузках   умеренной   и   большой   мощности.   При нагрузке в зоне максимальной мощности, соответствующей уровню МПК, ЧСС ниже, чем у подростков с начальными стадиями полового созревания.УО   крови   по   мере   полового   созревания   нарастает.   Его   различия   более выражено отличаются при работе в зоне большой мощности у подростков с 3­й   стадией   полового   созревания.   Однако   при   работе   критической мощности эти различия сглатываются из­за снижения УО при увеличении мощности нагрузки. У подростков с 4­5 стадиями полового созревания УО становится достоверно выше (р<0,001) во время выполнения нагрузок всех диапазонов, (таблица). Изучение   кинетики   КО   крови   в   процессе   выполнения   различных физических нагрузок свидетельствует о том, что максимальные значения его   регистрируются   при   работе   умеренной   и   большой   мощности.   При выполнении предельных нагрузок УО крови у подростков имеет тенденцию в уменьшению. Причем с увеличением стадии полового созревания степень и число случаев уменьшения УО крови снижается. Вопреки сложившемуся представлению о том, что наибольшие значения УО крови наблюдаются при ЧСС   110­140   уд/мин,   мы   регистрировали   увеличение   УО   крови   при значительно большей ЧСС. В процессе выполнения подростками нагрузки ступенчато   возрастающей   мощности   наибольшие   значение   УО   крови нередко отличались при ЧСС более 170 уд/мин. Интегральный параметр центральной гемодинамики МОК изменяется в процессе полового созревания в состоянии относительного физического покоя   мало.   При   работе   в   зонах   умеренной   и   большой   мощности   у подростков с 3 стадией полового созревания он больше, чем у подростков с   1   и   2   стадиями.   Во   время   работы   в   зоне   критической   мощности достоверных   различий   не   выявлено.   Наиболее   выраженные   изменения   в кинетике МОК при работе в различных зонах мощности определяются к концу периода полового созревания (таблица)Показа Ступени тели 1­я нагрузки Исходн. 83,7±2,9 118,5±2,1 I Стадии полового созревания 2­я 4­я 84,1±2,5 87,7±4,9 118,6±2,8 120,9±4,9 3­я 82,6±3,7 117,5±3,7 Таблица 5­я 75,9±4,9 114,7±б,5 н и м / д у   , С С Ч н и м / л м   , и в о р к О У   II III IV V 133,1 ±4,5 133,2±4,4 140,9±4,0 135,7±3,8 138,5±7,9 161,3±3,6 160,4±3,6 160,5±5,2 154,5±2,5 152,2±6,1 179,4±2,6 174,2±3,4 155,7±4,8 171,0±1,8 170,1±3,5 192,9±1,2 188,8±3,1 189,9±3,4 182,7±1,6 180,8±3,5 Исходн. 52,9±5,6 72,5±8,8 I II III 73,1±7,5 70,3±4,3 56,3±5,2 75,7±6,7 79,9±8,8 82,3±7,6 60,0±3,5 80,4±4,1 88,0±7,2 86,6±6,2 68,8±3,5 94,6±2,8 98,0±3,1 99,6±2,99 74,3±4,4 97,0±6,8 104,3±7,3 109,4±8,6 IV V 68,9±5,2 84,5±7,3 87,1±5,4 98,9±3,6 110,7±7,8 72,0±4,8 68,0±6,5 83,2±4,2 98,4±4,0 108,0±4,6Исходи. 4,7±0,9 4,7±0,5 4,99±0,3 5,9±0,3 5,7±0,3 I II III IV V 8,5±0,97 89,6±0,8 9,5±0,05 11,1 ±0,4 11,3±0,7 9,6±0,8 10,5±1,1 12,4±1,0 13,5±0,5 14,2±0,6 11,2±0,6 12,8±1,0 13,8±0,98 15,5±0,5 16,5±0,8 12,3±0,8 14,4±0,9 15,2±0,99 17,0±0,7 18,7±1,3 13,8±0,95 13,96±0,8 15,7±0,8 18,1 ±0,6 19,8±1,1 н и м / л   , К О М Таким   образом,   изучение   динамики   параметров   кровообращения   при мышечной деятельность показано, что в процессе полового созревания адаптация функций  центрального кровообращения к физическим нагрузкам происходит главным образом за счет увеличения УО крови. Переход на более экономичную форму   адаптации   кровообращения   к   физическим   нагрузкам   в   процессе полового  созревания  сказывается   и  на  физической  работоспособности.   Так, подростки   с   5­1   стадией   полового   созревания   по   показателям   мощности работы   в   зоне   большой   мощности   работы   превосходят   подростков   с   1­й стадией в 1,7 раза, а в зоне субмаксимальной ­ в 1,4 раза. Обращает на себя внимание   отсутствие   в   процессе   полового   созревания   прироста   времени работы в зоне большой мощности, что, по­видимому, связано с недостаточным развитием  способности  удержания стабильного уровня кровообращения  при переходе на новый уровень функционирования.Вывод Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам разной мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для понимания   возрастно­половых   закономерностей   функционирования регуляторных систем при мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате проведенного комплексного исследования удалось выяснить и выявить   возрастные   особенности   ряда   приспособительных   реакций двигательной   системы,   центрального,   регионального   кровообращения   и дыхания, обеспечивающих повышение в процессе индивидуального развития физической работоспособности человека. В   период   от   7­8   лет   к   подростковому   возрасту   значительно увеличиваются   функциональные   возможности   двигательного   аппарата.   Об этом   свидетельствуют   повышение   мощности   и   объема   выполняемых нагрузок,   рост   величины   максимального   темпа   движений,   предельной продолжительности   работы,   быстрое   восстановление   после   нагрузок функционального состояния нейромоторного аппарата. Отмечено,   что   с   уменьшением   интенсивности,   но   одновременно   с увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема работы у мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального состояния нервно­мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у мальчиков после большинства нагрузок период * восстановления   величины   ЛВ   ЧМП   короче,   чем   у   девочек.   Анализ показателей   центральной   гемодинамики   при   физической   работе свидетельствует   о   том,   что   у   всех   исследованных   детей   с   возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает своих максимальных   значений   при   нагрузке   50%   и   при   дальнейшем   повышении мощности   работы   меняется   незначительно.   У   мальчиков   710   лет   ЧСС равномерно растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин привыполнении умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13­14 годам.   особенности     Выявленные возрасто­половые центральной гемодинамики   при   мышечной   деятельности   можно   связать   с   разными факторами.   Более   ограниченные   пределы   возрастания   МОК   у   женского организма при физической нагрузке объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами. В возрасте от 7­8 до 13­14 лет происходит   совершенствование   механизмов   адаптации   системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе становления гемодинамических   реакций   в   рассматриваемый   возрастной   период   у мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9­10 годам у мальчиков   расширяются   адаптационные   возможности   центральной гемодинамики,   в   то   время   как   у   девочек   в   большей   степени   выражено совершенствование регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13­14 годам уже у девочек более выражено совершенствуются функции   центральной   гемодинамики.   Это   особенно   четко   проявляется   в реакциях на нагрузки, энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно­анаэробных процессов. Особенности   координационной   структуры   и   регуляции   движений предопределяли   методический   подход   к   нормированию   соответствующих упражнений. Нормирование нагрузок при упражнениях типа ходьбы и бега обычно   основывается   на   оптимизации   процессов   энергообеспечения   и процессов   кислородного   режима.   Факторы,   ограничивающие   нагрузку   для упражнений подобного типа, ­ развитее гипоксии и процессов, затрудняющих доставку кислорода и богатых энергией веществ к месту их потребления в организме.   По   этим   физиологическим   параметрам   классифицируются нагрузки ходьбы и бега в зависимости от возраста. При таком нормировании допустимо   применение   показателя   ЧСС.   Для   нормирования   циклических упражнений, используемых на уроке физической культуры, важно выделить такую   умеренно   напряженную   мышечную   деятельность,   которая   может поддерживаться   в   течение   продолжительного   времени   без   значительногоувеличения   кислородного   долга.   Нагрузка   50%   от   максимальной   может поддерживаться   длительное   время.   Для   оценки   влияния   физических нагрузок   на   организм   школьников   можно   пользоваться   классификацией нагрузок, включающей 5 зон: 1. Зона низкой интенсивности (20­30%). Здесь   работа   может   выполняться   очень   длительное   время.   При   этом   все физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не превышает   100­120   уд/мин.   Сюда   относятся   режимы   выполнения упражнений с низкой интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на лыжах и т.д.) 2. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки). Режим   выполнения   физических   упражнений   в   этой   зоне   способствует развитию общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130­160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия между функциями сердечно­сосудистой системы, дыхания и двигательного аппарата. 3. Зона большой интенсивности (70%). Вызывает напряжение физиологических  функций в организме школьников при мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4­5 минут у младших школьников, и 10 минут ­ у старших. 4. Зона   субмаксимальной   или   высокой   интенсивности   (80%). Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно­силовые упражнения, статические  нагрузки и др.), при котором работа   мышц,   сердца   и   др.   Органов   и   тканей   обеспечивается   в   основном анаэробными   источниками   энергии.   Предельная   продолжительность выполнения циклических нагрузок у младших школьников ­ 50 с., а у старших ­ 1 мин. и более. 5. Зона максимальной интенсивности (100%). Соответствует   выполнению   физических   упражнений   с   максимальной скоростью,   предельным   темпом   и   усилением   предельного   временивыполнения   нагрузок   до   10   сек.   За   столь   малое   время   функциональные сдвиги   сердечно­сосудистой   системы,   дыхания   и   других   функций   не достигают высоких величин.Список используемой литературы 1. “Нормирование   нагрузок   в   физическом   воспитании школьников»   под   ред.  Е.   Любомирского;   научно­ исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.  JI. 2. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры. 3. «Теоретические основы методики физического воспитания». Ч. Т. Иванков. 4. «Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой. 5. «Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.