Фольклор-народная мудрость
Оценка 4.7

Фольклор-народная мудрость

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
1 кл—5 кл
14.09.2020
Фольклор-народная мудрость
проект ученика первого класса
проект Фольклор-народная мудрость.docx

 

 

 

 

 

 

 

Фольклор-народная мудрость

Содержание

 

 Введение ……………………………………………………………………………………….с.3       

                                                                        

1. Фольклор, история, жанры и особенности

 

1.1. Понятие фольклор…………………………………………………………………………с.4                   

1.2. История фольклора ………………………………………………………………………. с.4                   

1.3. Детский фольклор  ………………………………………………………………………...с.4                   

2. Изучение отношения учащихся 1-ых классов МБОУ «СОШ №48» к фольклору, к русской традиционной народной культуре

2.1. Результаты опроса учащихся 1-ых классов МБОУ «СОШ №48» о знании и отношении к фольклору, к русской традиционной народной культуре……………………………………с.7

2.2. Роль школы в популяризации фольклора как части русской традиционной народной культуры………………………………………………………………………………………...с.8

2.3. Увлечение моей семьи русским фольклором………………………..…………………..с.8

Заключение …………………………………………………………………………………….с.9                          

Список литературы ……………………………………………………………………………с.10                           

Приложение   …………………………………..………………………………………………с.11                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение  людей друг с другом отходит на второй план. Человек живет в ускоренном ритме, на общение остается не так уж много времени.  В давние же времена живое слово сближало, сплачивало народ. Чтобы узнать какую-либо новость или поделиться своей, посоветоваться с мудрым собеседником, собирались вместе, чтобы «послушать, что люди добрые скажут да свое словечко молвить…».

«Всем миром» коротали время долгими зимними вечерами за скорой работой разговорами, веселой шуткой-прибауткой, разными сказками, занимательными и поучительными житейскими историями-бывальщинами. Устное слово, древние рассказы, переходящие от поколения к поколению из уст в уста, были началом, из которого через тысячелетия выросли мифы, сказки и бывальщины, а затем и история, наука и литература.

В истории развития русского народа на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков,  любви к миру, природе. Моё обращение к истокам народной культуры неслучайно. Забываются  традиции, которые связывают старшее и младшее поколения. Я считаю важным знать свои корни, уважать, бережно хранить и передавать своим потомкам традиции народной культуры, а также постараться внести свой вклад в сокровищницу народного творчества. Приобщение к истокам народной культуры помогает увидеть подлинные жизненные ценности. Именно поэтому темой моего проекта является изучение фольклора, как источника  народной мудрости.

Значимость проекта заключается в приобщении младших школьников к русской традиционной народной культуре через песни, танцы, игру на народных музыкальных инструментах, народные игры, народный театр. Влияние музыкального фольклора как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией моего проекта.

Цель проекта:

Приобщение одноклассников к традиционной народной культуре средствами музыкального и театрального фольклора.

 

Задачи проекта:

·         Изучить особенности и жанры фольклора.

·         Выявить интерес к фольклору учащихся 1-ых классов МБОУ «СОШ №48»

·         Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.

·         Ознакомить одноклассников с  фольклорными жанрами, как неотъемлемой части истории русской культуры.

·         Рассказать о моем увлечении фольклором.

 

В процессе работы мной была изучена и проанализирована детская литература о малых жанрах фольклора; опробована игра на разных русских музыкальных инструментах;  принималось личное участие в концертах, театрализованных представлениях; составлена анкета, в которой внимание уделяется  выявлению знаний учащихся в области культурных традиций, музыки и танцев, обрядов и праздников русского народа, нужен ли фольклор в современном мире, а также их личное отношение к наследию русской культуры.

 

Мною были использованы следующие методы:

·         Работа с разными источниками информации (книги, словари, Интернет-ресурсы.);

·         Социологический опрос (анкетирование учащихся 1-ых классов МБОУ «СОШ №48»,  беседы  с фольклористами г. Мариинска и участие в мастер-классах);

·         Анализ результатов опроса;

·         Подведение итогов.

1. ФОЛЬКЛОР, ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ

 

1.1.Понятие фольклор

 

Фольклор (англ.  folklore – "народная мудрость") – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Термин "фольклор" впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом  в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.

А если более конкретно, то фольклор – это устное народное творчество. Это все то, что создано нашими предками на протяжении многих веков: сказки, былины, песни, загадки, пословицы, поговорки и многое другое переданное устным путем - всё это произведения устного народного творчества.

 

 

1.2. История фольклора

 

Устное народное творчество существовало ещё в дописьменную эпоху. В глубокой древности произведения фольклора  сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песниувлекательные сказкимудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ.

Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Сказки, загадки, поговорки, пословицы представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

 В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Изучение русского фольклора началось в 19 веке. Многие ученые изучали и изучают до сих пор духовное наследие, завещанное нам нашими предками.

Наука, изучающая народное творчество, называется фольклористика. Людей, изучающих фольклор, называют фольклористами. Фольклористы выезжают в фольклорные экспедиции для встречи с исполнителями фольклора. Они записывают от них фольклор, изучают его и сохраняют в фольклорных архивах. Перед учеными стоит задача- в этих записях найти остатки фольклора, созданного русским народом более тысячи лет тому назад.

 

 

1.3. Детский фольклор, особенности.

 

Фольклорист Георгий Семёнович  Виноградов, один из знатоков народного фольклора, первым стал широко употреблять термин «детский фольклор». Все знатоки фольклора пришли к единому мнению, что к детскому фольклору относятся и произведения детей, и произведения, написанные для детей взрослыми.

Детский фольклор включает в себя небольшие по объёму фольклорные произведения, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

 

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая мамой.

"Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…" Баю-баюшки-баю, ..." Уж ты, котинька-коток, ...

"О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…" ...

 

Пестушка - это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе:

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-воровка,

Кашку варила,

Деток кормила.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Прибаутка - стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку

Лиса по лесу ходила,
Зво́нки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лопатки плела.
Себе — двое,
Мужу — трое
И детишкам
По лаптишкам.

Заклички - короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла, стихотворное обращение к явлениям природы

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Пословицы -краткие изречения, в которых заключен глубокий смысл и народная мудрость.


Хлеб-батюшка, вода-матушка.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Старый друг лучше новых двух.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Как в народе говорится -дело мастера боится.

Считалка -короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Они тесно связаны с народной игрой:

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар и т.д.

 

Скороговорка — стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова Скороговорки ещё называют «чистоговорками»:

 

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!


Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.

 

Загадка -это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

 

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Ответ: метла)

Кто дом стережет. (Ответ: замок)

 

Небылицы-перевертыши - смешные истории о том, чего не бывает, например:

 

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Сказка- один из жанров фольклора произведение волшебного, бытового, героического характера.

«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три медведя», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди».

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

              

 

2.1. Результаты опроса учащихся 1-ых классов МБОУ «СОШ №48»

 о знании и отношении к фольклору, к русской традиционной народной культуре

 

Изучая знания учащихся о фольклоре, мною было проведено анкетирование, в котором приняло участие 25 человек, это учащиеся 1-х классов  МБОУ «СОШ №48».           Им была представлена анкета, состоящая из 10 вопросов.  В ходе анкетирования были проанализированы ответы, касающиеся знаний в области фольклора, русского народного творчества: песен, танцев, музыкальных инструментов, праздников и обрядов.

Проведенный опрос показал, что 32% учащихся на вопрос, что такое фольклор ответили правильно, 68% не знают ответа на вопрос.

Исследуя вопрос, какие произведения устного народного творчества ты знаешь или  слышал? 80% учащихся привели примеры малых жанров фольклора в основном таких как: сказки, частушки, пословицы, скороговорки, песенки 20% учащихся не ответили на этот вопрос.

Анализируя ответы на вопрос, какие темы раскрывают произведения устного народного творчества? Подавляющее число учащихся 52% знают, что произведения устного народного творчества раскрывают темы волшебства, добра, зла и справедливости, 48% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос.

Было предложено определить: Какие образы вам ближе из произведений устного народного творчества? 64% учащихся ответили, что им ближе образы Бабы-Яги, Кощея-Бессмертного, Лешего, Змея Горыныча, Иванушки, Маши, медведя, принцессы, русских богатырей, 36% учащихся затруднились ответить на вопрос.

Отвечая на вопрос, какие вы знаете русские народные песни? 72% учащихся смогли назвать 1-4 русские народные песни - это «Во поле березка стояла», «Во саду ли, в огороде», «Валенки»,  «Каравай», «Калинка-малинка», «Ой, мороз-мороз», «По малину в сад пойдем»; 28% учащихся не смогли привести названия ни одной русской народной песни.

Также было предложено перечислить названия русских народных инструментов? 100% учащихся назвали по 2-3 народных инструмента. Чаще всего в ответах звучало название балалайка, гармошка, ложки, трещетки, бубенцы.

Перечисляя названия русских народных танцев 100% учащихся назвали – «Хоровод», «Плясовая», «Камаринская», «Присядка».

Все 100% учащихся смогли определиться с русскими народными праздниками, названа ими была Масленица, Пасха, Рождество, Иван Купала, Троица.

На вопрос: «Хотели бы Вы поближе познакомиться с русскими народными песнями, танцами, инструментами, праздниками и обрядами?» 100% учащихся высказали о желании изучать основы русской народной культуры.

Отвечая на вопрос, нужен ли фольклор в современном мире? 64% учащихся  ответили, что фольклор в современном мире нужен и очень важен для русского человека, а 36%  не смогли определиться.

Анализируя результаты исследования необходимо отметить, что большинство учащихся высказали о своем желании изучать основы русской народной культуры, им интересно данное направление, однако выявились учащиеся, которые не в полной мере осознают смысл  народного творчества, традиций, обрядов. Многие ребята отмечают, что фольклор  нужен и важен в современном мире.

 

 

 

 

2.2. Роль школы в популяризации фольклора

как части русской традиционной народной культуры

 

Наша школа делает многое для приобщения учащихся к исторической памяти народа, и сохранению традиций русской народной культуры.

На базе нашей школы работает отдел «Художественно-прикладного творчества» МБОУДО «ЦДОД» им. В.Волошиной. В объединении «Клуб ремесел» учащиеся нашей школы с большим интересом знакомятся с ремеслами, обычаями и  традициями народов России. Осваивают программу «Возвращение к истокам»

В МБОУ «СОШ №48» работает школьный музей «Лад», в котором имеются уникальные предметы старины.

Так, в рамках городского проекта «Школьный музейный туризм», объявленного Управлением образования администрации г.Кемерово в 2019 году, МБОУ «СОШ №48» принимает гостей из школ  города Кемерово в своем музее «Лад». Я тоже принимаю активное участие во встречах активистов школьных музеев. На встречах мы представляем в нашем музее композицию «Русская изба». В подготовке мероприятий, а также в театрализованных представлениях принимают активное участие и участники объединения «Клуб ремесел», «Я+Ты» МБОУДО ЦДОД им. В.Волошиной – они же учащиеся  МОУ «СОШ №48».

Гости музея знакомятся с культурой, обычаями и традициями русского народа. Рассматривают предметы крестьянского быта, домашнюю утварь, одежду. С удовольствием слушают экскурсовода, участвуют в викторинах, народных играх и танцах, пробуют играть на ложках под гармошку и балалайку.

Школьный музей «Лад» помогает передать учащимся  родственную связь с прошлым через сохранившиеся предметы старины, народное творчество, обычаи и традиции наших предков.

 

2.3. Увлечение моей семьи русским фольклором

 

            В декабре 2019года на внеклассном мероприятии я рассказывал сверстникам об увлечении моей семьи фольклором и русским народным творчеством.

Мое раннее детство прошло в г. Мариинске, в одном из старейших городов Кузбасса. Назван город в честь императрицы Марии, жены императора Александра Второго. Это прекрасный уютный город на кузнецкой земле, с прекрасными неповторимыми улицами, переулками, парками, с замечательными людьми. Жить в таком городе- праздник, гостевать в нём- тоже праздник, который остаётся в душе навсегда…

 Знаменит Мариинск народными мастерами, фольклорными ансамблями, памятниками архитектуры, в том числе деревянного зодчества с кружевной резьбой и росписью, мировым рекордом по сбору урожая картофеля, музеем Бересты.

Моя малая родина - это музей под открытым небом. Здесь и архитектура, и люди, и народные традиции - всё связано с русским народным фольклором.

И живет в этом славном городе моя любимая бабушка – Галинушка- участница фольклорного ансамбля «Веселуха». А как известно, творческий человек талантлив во всём.  И спеть, и сплясать, и мудрое слово сказать, и глиняную игрушку-свистульку смастерить, и костюм народный сшить, и сувенир связать и оберег в дорогу приготовить - на все руки мастерица.

Мое знакомство с фольклором началось еще до моего рождения. Моя мама очень любит музыкальный фольклор. Многие мотивы русских песен запомнились мне еще с младенчества, впитаны с молоком матери. А знакомство с известными в Кузбассе, и за его пределами фольклорными ансамблями состоялось на первом году жизни. Это любимые ансамбли нашей семьи «Скоморохи» г.Прокопьевск, «Скоморохи» г.Кемерово, «Красота» г.Новосибирск, «Спорина» Кемеровский район п.Металлплощадка, дуэт Михайловых г.Мариинск, «Веселуха» г.Мариинск, «Сибирский калейдоскоп» г.Кемерово, Кубанский хор, хор им.Пятницкого. 

Каждый год я вместе с мамой принимаю участие в праздниках Рождества, Троицы, Масленицы, Пасхи. Интересно мне стало научиться играть и на музыкальных инструментах. По душе пришлась гармошка и домра. В детской музыкальной школе г.Мариинска я год занимался по классу гармони. Захаживал в гости на занятия и к ребятам-фольклористам. Уж очень у них интересно, душевно и весело было.

В Мариинске живёт художник, скульптор, народный мастер, музыкант, педагог - всеми любимый Михайлов Юрий Михайлович. Большой вклад сделал наш мастер в развитие Кузбасса. Его деревянные скульптуры украшают Мариинские улочки.  Юрий Михайлов –ремесленник, возродивший на Кузбассе берестяной промысел. Для меня это родной по духу человек, а для Мариинска – душа города. Потому как его творчество неразделимо связано с историей города, с моим детством, с детством и юностью моей мамы, молодостью и зрелостью моей  бабушки.

Мой рассказ вызвал живой интерес у одноклассников. У многих появилось желание участвовать в традиционных народных праздниках («Колядки», «Масленица»),  ближе познакомиться с работами народных мастеров, попробовать играть на русских народных музыкальных инструментах.

 

           

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования, мной была достигнута поставленная цель, и решены поставленные задачи. Я показал жанры и особенности фольклора, путем опроса выявил знания и интерес учащихся МБОУ «СОШ №48» к народной культуре. Показал роль школы в популяризации фольклора как части русской народной традиционной культуры.

Новизна моего проекта заключается в том, что мной были представлены материалы из семейного архива по увлечению моей семьи фольклором и народной традиционной культурой. И этот материал исследования сыграл важную роль для приобщения первоклассников МБОУ «СОШ №48№» к русской народной традиционной культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Горохова И. В., Школьникова О. А., Новикова Л. М. Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника // Молодой ученый. -2015. - №13. - С. 613-616.

2.      Новикова Я. В. Значение русской народной культуры в процессе изучения предметов художественно-эстетического цикла // Молодой ученый. -2014. -№15. - С. 292-293.

3.      Половицы. Поговорки. Загадки. /Сост.авт.предисл. и комплект. А.Н. Мартынова, В.В. Митрофановой.-М.:Современник, 1986.-512с.-(Классическая б-ка «Современника»).

4.      Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть:Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся /Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995.

5.      Русские народные сказки. /Сост. и вступ. Р89ст. В.П.Аникина; Ил.Р.Ж. Авотина.-М.:1990.-560с.ил.

6.      Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. - М.: Наука 2001.-256 с.

7.      https://gufo.me/dict/kuznetsov/фольклор

8.      https://slovar.cc/rus/ushakov/464798.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Приложение 1

АНКЕТА

 

1.Что такое фольклор?

2.Какие произведения устного народного творчества ты знаешь или слышал?

3.Какие темы раскрывают произведения устного народного творчества?

4.Какие образы вам ближе из произведений устного народного творчества? Почему?

5. Какие вы знаете русские народные песни?

6. Перечислите названия русских народных инструментов?

7. Перечислите названия русских народных танцев?

8. Перечислите названия русских народных праздников?

9.  Хотели бы Вы поближе познакомиться с русскими народными песнями, танцами, инструментами, праздниками и обрядами?                                                                                        

10.Нужен ли фольклор в современном мире и почему?


 

Скачано с www.znanio.ru

Фольклор-народная мудрость

Фольклор-народная мудрость

Содержание Введение ………………………………………………………………………………………

Содержание Введение ………………………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план

ВВЕДЕНИЕ Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план

ФОЛЬКЛОР, ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ 1

ФОЛЬКЛОР, ЖАНРЫ И ОСОБЕННОСТИ 1

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора

Пословицы -краткие изречения, в которых заключен глубокий смысл и народная мудрость

Пословицы -краткие изречения, в которых заключен глубокий смысл и народная мудрость

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ

Роль школы в популяризации фольклора как части русской традиционной народной культуры

Роль школы в популяризации фольклора как части русской традиционной народной культуры

Мариинск, «Веселуха» г.Мариинск, «Сибирский калейдоскоп» г

Мариинск, «Веселуха» г.Мариинск, «Сибирский калейдоскоп» г

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1 АНКЕТА 1.Что такое фольклор? 2

Приложение 1 АНКЕТА 1.Что такое фольклор? 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020