Фольклор в музыке русских композиторов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской классической музыке. Задачи: 1.Проследить единство и связи литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения. 2. Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора» 3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка» 4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Развивать ассоциативное мышление при помощи музыки.
Иконка файла материала конспект.docx
План­конспект «Фольклор в музыке русских композиторов»                 Цель урока:  Познакомить и заинтересовать народным  фольклором в русской  классической музыке. Цель: познакомить и заинтересовать народным  фольклором в  русской классической музыке. 1Задачи: 1.Проследить единство и связи литературы и музыки, на примере  русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения. 2. Познакомить учеников  с русским композитором ­  А.К.Лядов (1855­ 1914) и его музыкальным произведением «Кикимора» 3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка» 4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Развивать  ассоциативное мышление при помощи музыки. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Ожидаемый результат: 1.Знать понятие программная инструментальная  музыка. 2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору». 3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности:  мелодию, ритм, темп, динамику, лад.   ХОД УРОКА    Организационный момент Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения. Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  и  ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и  приобретенными знаниями. ­ Ребята, каких сказочных персонажей вы знаете? (Ответы детей.) ­ А где вы их встречали. В каких произведениях? (Ответы детей.) – Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем  уроке? (Ответы детей.) 2Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.  Актуализация  знаний Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины,  сказания(фольклор) Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор – устное народное творчеств, зародившееся глубоко в древности. От  английского слова ­  folklore — «народная мудрость». Русские  композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору  своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   И не случайно мы  сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу  его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты  русского фольклора. А.К.Лядов  родился в городе Петербурге, в  семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире,  Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью Лядова  пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних,  добылинных  жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве  Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов  говорил:«Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет,  только  тогда я счастлив». ­ Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам? (Н.А. Римский ­Корсаков) Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой   «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора ­ вредная, относится к отрицательным  героям). – Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно­ русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет  Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд  честной. Народное сказание о Кикиморе. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до  вечера тешит Кикимору Кот­Баюн, говорит сказки заморские. С  3вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке.  Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова­ то у неё малым­малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со  полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу  пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на  весь люд честной.  Слушание музыки. Учитель:Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно  понравилось вам в этой сказочной картинке?    Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из  конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова) ­ Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы  могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему? Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение  музыки. А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное  произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или  название называется программным. Здесь видно, как литературная  основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный,  сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература  описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму  Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста. Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая  вреднючка ­ волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали  незнакомый инструмент? Показ слайда с изображением челесты Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это  тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические  пластинки, по которым и ударяют молоточки. 4Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют   Кикиморе.   Показ слайда с изображением     английского рожка. Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет) ­ На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие  выкрики Кикиморы) Какие инструменты услышали? Показ слайдов флейты и гобоя. Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части  картины. Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на  листках.(Ответы детей). Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение  (Как будто чей­­то визг). Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой­  Кикимора. Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок? Но ведь не все верят в сказки.   Тест­викторина – Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют  словам.   Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника  в каменных горах. Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит  конкретный сюжет или образ. 5Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко  в древности. Кто автор произведения «Кикимора» ­ сказание Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?­ А.К. Лядов Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия Заключение: Оценки детей   Домашнее задание: Нарисовать героя из народной сказки  «Кикимора», запомнившегося больше всего.  6