Цель: познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской классической музыке.
Задачи:
1.Проследить единство и связи литературы и музыки, на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
2. Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»
3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»
4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Развивать ассоциативное мышление при помощи музыки.
Планконспект
«Фольклор в музыке
русских
композиторов»
Цель урока:
Познакомить и заинтересовать народным фольклором в русской
классической музыке.
Цель: познакомить и заинтересовать народным фольклором в
русской классической музыке.
1Задачи:
1.Проследить единство и связи литературы и музыки, на примере
русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
2. Познакомить учеников с русским композитором А.К.Лядов (1855
1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»
3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»
4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Развивать
ассоциативное мышление при помощи музыки.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Ожидаемый результат:
1.Знать понятие программная инструментальная музыка.
2.Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
3.Уметь анализировать составляющие средства выразительности:
мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, и
ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и
приобретенными знаниями.
Ребята, каких сказочных персонажей вы знаете? (Ответы детей.)
А где вы их встречали. В каких произведениях? (Ответы детей.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем
уроке? (Ответы детей.)
2Учитель:Конечно о сказочных героях, о сказке.
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины,
сказания(фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей. Фольклор –
устное народное творчеств, зародившееся глубоко в древности. От
английского слова folklore — «народная мудрость». Русские
композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору
своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы
сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу
его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты
русского фольклора. А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в
семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире,
Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских
песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних,
добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве
Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов
говорил:«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет,
только тогда я счастлив».
Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?
(Н.А. Римский Корсаков)
Учитель:Сегодня мы познакомимся со сказочной картинкой
«Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж,
живет в болоте, Кикимора вредная, относится к отрицательным
героям).
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно
русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет
Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд
честной.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до
вечера тешит Кикимору КотБаюн, говорит сказки заморские. С
3вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке.
Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька
та Кикимора, а голова то у неё малыммалёшенька, со наперсточек, а
туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра
до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со
полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу
пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на
весь люд честной.
Слушание музыки.
Учитель:Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно
понравилось вам в этой сказочной картинке?
Учитель: Какой образ Кикиморы вы себе определили (выбрать из
конверта ту Кикимору, которая соответствует музыке Лядова)
Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы
могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение
музыки.
А в основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное
произведение, в основе. Которого есть определенный сюжет или
название называется программным. Здесь видно, как литературная
основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный,
сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература
описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму
Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая
вреднючка волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали
незнакомый инструмент?
Показ слайда с изображением челесты
Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это
тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические
пластинки, по которым и ударяют молоточки.
4Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая,
напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют
Кикиморе.
Показ слайда с изображением
английского рожка.
Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)
На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие
выкрики Кикиморы)
Какие инструменты услышали?
Показ слайдов флейты и гобоя.
Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.
Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на
листках.(Ответы детей).
Учитель: А кто обратил внимание как закончилось это произведение
(Как будто чейто визг).
Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой
Кикимора.
Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?
Но ведь не все верят в сказки.
Тествикторина
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют
словам.
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника
в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит
конкретный сюжет или образ.
5Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко
в древности.
Кто автор произведения «Кикимора» сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова? А.К. Лядов
Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия
Заключение:
Оценки детей
Домашнее задание: Нарисовать героя из народной сказки
«Кикимора», запомнившегося больше всего.
6