Урок проводится по форме музыкального построения Песня по кругу , когда главная тема звучит одинаково и эпизоды определяют сами учащиеся и исполняют песни , по кругу , Знакомство первоначальное начинается со 2 го класса Учащиеся на примере сказки Теремок знакомятся с персонажами и Спящая княжна романс БородинаФорма музыкального построения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Предмет «Музыка» В.В. Алеев, Т.Н.Кичак
Тип урока: урок « открытия» нового знания
Класс 3
Форма урока: комбинированный
Учитель музыки:
Гулина С.С.
Жанр урока интегрированный
Проблема урока: Формы
музыки
Тема урока – Бег по кругу рондо
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Продолжение изучения «Формы музыки».
Знакомство с новой музыкальной формой в
музыке « Рондо» .Расширить представления
учащихся о роли музыки в жизни человека , о
том какие чувства и мысли она рождает.
Метапредметные
Регулятивные
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему ,определять
учебную цель,
самостоятельно планировать
и оценивать свои действия.
Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать
конечный результат.
Личностные
Расширять
музыкальный и
общий кругозор.
Понимание
единства
деятельности
композитор,
исполнитель,
слушатель,
произведение
искусства.
Словарь урока: « рондо» движение по кругу, эпизод, рефрен
Ресурсы урока: рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
музыкальная палитра ( 1 комплект на парте);
– мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.
кубики разного цвета ,полоски разного цвета, презентация .
1 этап. Орг.
момент
2 этап.
Мотивация
(создание
проблемной
ситуации)
Вход учащихся в класс под музыку. ( по выбору учителя)
Музыкальное приветствие.
Здравствуйте , ребята!
Здравствуйте. Учитель!
Здравствуйте!
Деятельность учителя
Ребята ,я очень рада вас видеть!
Вы все в такой красивой праздничной
форме.
А вы всегда ходите в школу именно в
этой форме?
А почему?
А что означает слово форма?
Да ,действительно всё имеет свою
форму. А какой формы наш с вами
класс? А школа? Ваши дома?
А школа?
А сколько этажей в нашей школе?
Посмотрите на свои рабочие листы и
скажите. Какая тема урока у нас
сегодня?
Да, мы вновь поговорим о
музыкальной форме.
Первое слово вы угадали .Это слово
форма.( открыть слово)
Деятельность учащихся
Ответы детей.
участвуют в обсуждении;
отвечают на проблемные вопросы;
Ответы детей
формулируют предполагаемую тему и
цель урока ( первое словоформа)А какие музыкальные формы знаете
вы?
Ответы детей
Как называется песня , которую мы
выучили на прошлом уроке? Как
называется? Какой характер
произведения?
Кто автор произведения?
Я предлагаю вам исполнить её.
*Упражнение на дыхание
* Распевание:
Вверх идём по лесенке, вниз бежим по
лесенке( до, ре, ми, фа ,соль ,соль, соль;
соль ,фа, ми, ре , до, до, до)
Посмотрите в свои рабочие листы, что
вы ещё видите? Что изображено на
картинке?
А какой формы эти конфеты?
А теперь подумайте и скажите. Что
означает слово «рондо», если связать
его с формой этих леденцов? И как
называется тема нашей встречи?
Правильно ребята. Рондо в переводе с
французского языка означает круг.
Внимательно посмотрите в рабочие
листы .И скажите ,что изображено на
картинке? Герои, какого произведения?
Давайте вспомним сюжет сказки. С
чего начинается сказка?
Развитие действия сказки идёт по
кругу. Есть события переменчивые, как
желания жадной старухи. Происходит т
повторяющееся события .Какие?
Правильно. Старик и рыбка
волшебное превращение, ещё раз
встреча старика с рыбкой очередное
превращение.
А как закончилась сказка?
Ребята, такой же круг событий можно
передать в музыке.
Главная тема чередуется с различными
эпизодами.
Придумайте своё « рондо» например
со слова дом. ( работа в парах)
Ответы детей ( двухчастная)
« Сложим песенку»
Песня носит весёлый характер
Музыка Е Тиличеевой ,слова Л.
Дымовой
Выполнение упражнений, исполнение
песни.
Рассматривают рабочие листы.
У девочки конфеты « Рондо»
Ответы детей ( круглые)
Ответы детей ( круг)
Музыкальная форма « рондо»
Сюжет из сказки А.С. Пушкина
« Сказка о рыбаке и рыбке»
Ответы детей. Встреча старика с
золотой рыбкой.
Ответы детей. Заканчивается тем же .
чем начиналась.
Ответы детей3 этап.
Актуализация
знаний
Деятельность учителя
Сейчас мы с вами прослушаем
произведение великого австрийского
композитора В.А. Моцарта».
«Рондо в турецком стиле».
Слушание музыки.
( первое прослушивание)
Что вы можете сказать о строении
произведения?
Деятельность учащихся
Дети слушают учителя
Ответы детей
Форма« рондо». Главная мелодия
несколько раз повторяется, чередуясь
эпизодами
Ответы детей .
4 этап.
Целеполагание
и
планирование
5 этап.
Деятельность учителя
Посмотрите ещё раз в свои рабочие
листы и скажите , что изображено под
главной темой, а что является
эпизодами
Правильно они чередуются с главной
темой.
Возьмите все свои цветные карточки.
Работать мы будем в парах.
Сейчас мы ещё раз прослушаем
произведение В.А. Моцарта « Рондо в
турецком стиле» .А вы будете
«Строить» музыкальную форму с
помощью цветных карточек.
На какое средство выразительности вы
обратили внимание?
Можно ли сказать. Что главная
мелодия отличается от эпизодов.
контрастна им?
Деятельность учащихся
Ответы детей
Главная тема – школа. Она
повторяется (рефрен). А урок,
дежурные в столовой, прогулка. дом это
эпизоды.
Второе прослушивание и выполнение
задания
Ответы детей (На смену звучания)
Ответы детей«Открытие»
нового знания
( продолжение
изучения новой
темы)
Деятельность учителя
На сегодняшнем уроке мы выучим
новую песню написал её для нас
композитор Д.Б. Кабалевский и поэт
Викторов. Называется эта песенка
«Зачем нам выстроили дом». Сейчас вы
прослушаете эту песенку и определите
форму построения этой песни
Прослушивание песни :
В какой форме построено это
музыкальное произведение?
Посмотрите на доску и определите
главную тему и эпизоды.
6 этап.
Включение
нового знания
в систему
знаний
(закрепление)
7 этап.
Разучивание песни по фразам
произведения
* Посмотрите на экран, здесь
вам показаны три схемы построения
музыкального произведения, вам нужно
выбрать из трёх ту, которая является
схемой формы рондо.
* Какие инструменты относятся к
группе ударных инструментов.
Назовите?
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ответы детей рондо
Ответы детей (форма рондо)
Главная: град и стужа за окном
Эпизоды:
1)Зачем, зачем;
2)А мама спокойна;
3)Вот для чего нам построили дом
Ответы детей
Ответы детей
Деятельность учащихсяРебята, с какой формой построения
музыкальных произведений мы
познакомились?
Что в переводе с французского
означает слово РОНДО?
Из чего состоит произведение,
написанное в форме рондо?
С каким произведением мы
познакомились на сегодняшнем уроке?
Кто автор данного произведения?
Как называется песня, которую мы
сегодня начали учить? (Зачем нам
выстроили дом»
Кто авторы данного произведения?
Ответы детей ( рондо)
Ответы детей (круг)
Ответы детей (из повторяющейся
несколько раз главной партии и
различных эпизодов)
Ответы детей (Рондо в турецком стиле)
Ответы детей( В.А.Моцарт)
Ответы детей («Зачем нам выстроили
дом»)
Ответы детей(Д.Б. Кабалевский, В.
Викторов)
Сегодня вы хорошо работали, и мне
хотелось бы поставить вам всем одну
общую оценку «отлично»
Ребята , как вы оцениваете своё
настроение, в какой цвет вы его
окрасите, поднимите карточку.
Дома вы раскрасите рисунок , который
у вас в ваших рабочих тетрадях,
подберите соответствующее рисунку
стихотворение и песню.
дети поднимают цветную карточку.
Дети выходят из класса под музыку
В.А. Моцарт «Рондо в турецком стиле»
Рефлексия и
оценивание
8 этап.
Домашнее
задание