Форма Рондо
Оценка 4.7

Форма Рондо

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
28.09.2017
Форма Рондо
Разработка урока Тема: «Многомерность образа в форме рондо» Класс: 7. Цель урока: познакомиться с особенностями строения формы рондо. Задачи урока: Обучающие: - познакомить с особенностями строения формы рондо; - научиться находить взаимосвязь элементов музыкального языка и содержания; - учиться находить необходимую информацию в учебнике; - учиться применять знания о музыке для решения проблемного вопроса; Развивающая: - через групповые формы работы обучить умению размышлять о форме музыки (рондо) и взаимодействии с с содержанием Воспитывающая: - сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы.
ZZ Рондо.docx
Разработка урока Тема: «Многомерность образа в форме рондо»  Класс: 7. Цель урока: познакомиться с особенностями строения формы рондо. Задачи урока:  Обучающие:  ­ познакомить с особенностями строения формы рондо; ­ научиться находить взаимосвязь элементов музыкального языка и содержания; ­ учиться находить необходимую информацию в учебнике; ­ учиться применять знания о музыке для решения проблемного вопроса;  Развивающая: ­   через   групповые   формы   работы   обучить   умению   размышлять   о   форме   музыки   (рондо)   и взаимодействии с  с содержанием  Воспитывающая: ­ сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы. Место урока в логике раздела: 5 урок. Тип урока: урок­ исследование. Жанр урока: тематический. Используемые   технологии,   методы   и   приёмы:   информационно   –   коммуника¬тивные технологии,   личностно   ­   ориентированные   технологии,   проблемно­   поисковая   технология, метод   проекта,   ме¬тод   проблемного   изложения,   метод   жиз¬ненных   ситуаций,   метод самоконтроля. Информативный материал: справочная литература, интернет ­ ресурсы, раздаточный материал, схемы, презентация . Технические   средства:   мультимедийный   проектор,   экран,   музыкальный   центр,   пианино, компьютер. ­ Любое муз. Произведение живёт для слушателя  только  когда оно звучит. В этом и заключено своеобразие муз.искусства. Другое дело живопись, архитектура, скульптура. Перед нами предстаёт вся композиция сразу. Мы можем по своему как угодно долго рассматривать детали таких композиций. Иное дело в музыке: звучащий поток, не останавливается, устремляется вперед и мы невластны его задержать. Отсюда и особые задачи, стоящие перед композитором. Вспомните тему «Содержание и форма» ­ могут ли они существовать друг без друга? Слайд№1 Название темы урока Слайд№2 ­ Сегодня я хочу начать изучение новой темы с прекрасного стихотворения В. Брюсова.  Обратите внимание на особенности воплощения содержания.  Слайд№3 Чтение стихотворения «Я плачу»… (фраза «я плачу» повторяется несколько раз) ­ Для чего автор  применяет приём повтора? (Наверное, для того чтобы заострить внимание на чём­то.   Слайд №4 ­ На чём именно? (На настроении героя, его  душевного состояния) ­  В   каком   настроении   он   пребывает?  (В   настроении   печали,   уныния,   грусти,   одиночества, ощущения ненужности) ­ Всегда ли одинаков смысл этой фразы? (Каждый раз она связана с новым состоянием) ­  Какие   выводы   можно   сделать?  (Повторяющаяся   фраза     «Я     плачу»     звучит   как   символ произведения, устойчивый элемент, как постоянное  напоминание о главной идее произведения) Слайд №5 ­   Это   стихотворение   называется   «Рондо».   Как   вам   известно,   в   музыке   есть   форма   с   таким названием. Эта форма основана на многократном повторении рефрена,  а изменяющиеся части называются эпизодами. Обратите внимание на схематическое изображение формы. В переводе с французского   «рондо»   означает   круг.   Музыка   как   будто   движется   по   кругу,   постоянно возвращаясь к началу. В рондо действует 2 принципа: контраст, и повторность (репризность). Произошла эта форма от французской народной музыки. Слайд№3 ­   Давайте   попробуем   определить,   что   в   стихотворении   Брюсова   является   рефренами   а   что эпизодами:  (Рефреном   является   всего   одна   фраза   ­   Я   плачу…,   а   эпизодами   остальные четверостишья) Слайд№6 ­ Хорошо, со стихотворением мы разобрались, молодцы. Теперь переходим к музыкальной части нашего   урока.   Романс,   с   которым   мы   сегодня   познакомимся   называется   «Спящая   княжна», написанный русским композитором А.П.Бородиным. Что мы уже слушали из репертуара этого композитора? (Симфония №2). А.Бородин написал 16 романсов. Из них 4 относятся к раннему периоду, а что касается зрелого периода его творчества, то первым из романсов этого времени был «Спящая княжна».   Послушайте внимательно текст и определите жанровую принадлежность стихотворения, кто главные герои? Слайд№7 Текст романса. Работа над текстом ­ Итак: какой жанр использовал композитор, а также автор слов для написания этого романса? Подсказываю ­ Этот романс воплотил в себе образ народного эпоса и (сказки). Действительно, автор стихотворения опирался   на известные сказочные мотивы о прекрасной царевне, усыплённой злыми силами (читаем текст определяем образы)  (Спящая княжна, рой ведьм и леших, могучий богатырь­освободитель)  Проследим     последовательность   действий   в     сюжете  (Картина   со   спящей   княжной,   затем следует эпизод с ведьмами и лешими) ­   Разбудили   ли   они   княжну?   К   какому   образу   возвращаемся?   (К     спящей   княжне.   Далее появляется богатырь для того, чтобы разбудить княжну. Но и ему не удалось это сделать. Вновь возвращаемся к образу княжны) ­ Сколько разделов у нас получилось? (Пять) ­ Есть ли повторяющиеся разделы? (Разделы о спящей княжне) ­ По   какому   принципу расположились части произведения?   (Спокойный,  тихий     эпизод  со спящей княжной сочетается  с шумным образом ведьм, с могучим,  сильным образом  богатыря) ­ Одинаковы ли образы по характеру? (Конечно, нет) ­ Если бы вы были композиторами,  как бы вы распределили музыкальные темы? (Для княжны выбрали бы спокойную, нежную, мягкую, и раз это сказка, похожую на народную песню  мелодию. При     появлении   ведьм   и   леших     резко   меняется   темп,   т.к.само   слово     тексте   «промчался» подразумевает изменение темпа, характера музыки, она становится более напряжённой, резкой по звучанию. Образу богатыря соответствует  громкое, мощное богатырское звучание) ­ Давайте теперь определим жанровую природу  темы княжны (Колыбельная) ­ Я предлагаю вам сейчас послушать этот романс. Слайд№8 Слушание романса ­ Сравните услышанную музыку с вашей моделью. Совпал ли наш план с  композиторским? (В основном совпал) Слайд№9 Схема романса. Определяют сами. ­ По какому принципу расположены разделы? (Контрастному сочетанию) ­ Правильно, музыкальная форма основана на повторах и контрастах. Рефрен: Образ княжны рисует ровный ритм, передающий ощущение покачивания, свойственное колыбельной песне и эта ритмическая фигура проходит неизменной через весь романс. Создается впечатление застылости и неподвижности. Эпизод 1:  Своей речитативностью ассоциируются с силами зла.  Эпизод   2:   Образ   богатыря   звучит   торжественно   мажорно,   будто   лучи   солнца   ворвались   в непроглядную рощу. Своим   романсом   Бородин   утверждает   мысль   о   том,   что   освобождение   от   власти   злых   сил возможно. Мы сами определили форму произведения по содержанию. Выводим определение формы рондо. Форма рондо – это музыкальная форма, основанная на чередовании неизменяющейся основной темы  с контрастными эпизодами. Основная повторяющаяся тема  называется рефрен. ­ Давайте подумаем и назовём примеры рондо в нашей повседневной жизни. Примеры: Архитектура, литература, времена года. Подводя итоги нашего урока хочется сказать следующее: Когда Будда беседовал с учениками, он всегда вставал на колесо. Так он давал понять ученикам, что всё идёт по кругу. Сама наша жизнь – идёт по кругу: рождение с её чередующимися эпизодами и финал жизни. Спасибо всем за внимание!

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо

Форма Рондо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2017