«Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся»
Оценка 4.6

«Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся»

Оценка 4.6
Лекции
docx
другое
3 кл
29.03.2023
«Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени Дидро). Поэтому, одна из главных задач работника библиотеки – привить любовь к чтению и формировать способности осмысленно воспринимать художественный текст. А это, в свою очередь, входит в понятие функциональной, читательской грамотности.
Формирование аспектов читательской грамотности.docx

ГМО библиотекарей 26.09. 2022 года

«Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся»

 

  «Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Дени  Дидро).

         Поэтому, одна из главных задач работника библиотеки – привить любовь к чтению и  формировать способности осмысленно воспринимать художественный текст. А это, в свою очередь, входит в понятие функциональной, читательской грамотности.

         Функциональное или смысловое чтение — это умение понимать и пересказывать содержание прочитанного текста. В результате отсутствия этого умения школьники, по словам министра образования, «вынуждены тратить много времени на выполнение уроков». Отсутствие навыков функционального чтения отрицательно сказывается при выполнении различных заданий и на уроках по всем предметам: чтобы решить задачу - надо понять о чем она, т.е. понять смысл написанного. Чтобы пересказать текст на предметах устного цикла (история, обществознание, биология, география, физика)  нужно составить план пересказа, переработать в голове, о чем рассказано в параграфе, дополнительном материале. Ученик хорошо перескажет домашнее задание, при условии, что он поймет смысл прочитанного, а не вызубрит  (в лучшем случае) материал.  Именно осмысление прочитанного  и понимается под термином функциональное, смысловое чтение. Несформированность этого умения может привести к неуспешности на итоговой аттестации: по обществознанию, биологии в тестах имеются задания, связанные с пониманием текста и ответом на вопросы по этому тексту, составлением плана данного текста.

Вопросы развития навыков функционального чтения (как одной из составляющих функциональной грамотности)   неоднократно  рассматривались на заседаниях методических объединений учителей  начальных классов, учителей гуманитарного цикла, естественно – научного цикла. Пришло время и нам поговорить об этом.

Библиотека играет большую роль в образовательном процессе. Школьная библиотека,  сотрудничает с учителями  школы.

Сотрудничество учителя и библиотекаря направлено на:

- пропаганду чтения

– расширение кругозора детей, совершенствование  навыка функциональной грамотности;

-подготовку и проведение проектной, исследовательской работы;

– развитие и оценивание информационных навыков и информационных знаний обучающихся, оказание помощи в поиске, подборе, сортировке и использовании информации;

– разработку планов уроков, внеклассных занятий, мероприятий по воспитательной работе с детьми.

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю.

 Новые же образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя и школьного библиотекаря.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса.

 Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой.

Если пополнение учебниками проводится ежегодно и на это выделяются деньги. То с пополнением художественной литературой дела обстоят очень плохо.

Но в некоторых школах ежегодно  проводится акция «Подари книгу школе!» при содействии классных руководителей и учителей – предметников. Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик может внести свой вклад в библиотечный фонд школы.

Совместная работа библиотекаря и учителя помогает в  оформлении книжных выставок, обзоров литературы.

У наших библиотекарей  накоплен большой материал к классным часам,  связанным  с вопросами чтения, про писателей, ученых, исторические презентации, аннотации к книгам – юбилярам. Все это доступно учителям, учащимся.

Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности. 

Это происходит при обслуживании читателей на  абонементе: рекомендательные беседы при выдаче книг,  беседы  о новых поступлениях (книг, журналов, справочников). Формированию библиотечно–библиографической грамотности  способствует  оформление информационных стендов-папок: - Правила пользования книгой. - Правила поведения в библиотеке.

Особое место в привитии детям любви к книге, к чтению отводится библиотечным урокам.   Библиотечные  уроки проводятся с учащимися по плану. Тематика   уроков разнообразна и зависит  от возраста: «Говорящая обложка» - о структуре книги,  Как читать книгу,   первое посещение «Правила обращения с книгой. Бережное  отношение к книге», «Детские книги и журналы» «Апостол – первая печатная книга»,  Культура  чтения периодики, книги по естественным наукам и техники для подростков, научно - познавательная литература, навыки самостоятельной работы с книгой. 

Большую роль в формировании навыков функционального чтения играет внеурочная деятельность, которую могут проводить библиотекари или она организованна на базе библиотеки. Внеурочной деятельности в начальной школе « Волшебный мир книги», «Литературная шкатулка» для  учащихся 5-6 классов.  Основная  задача занятий воспитание грамотного читателя (под термином грамотного  ученика в настоящее время мы понимает не техническую сторону, а смысловую сторону чтения: понимание, осознание, синтез и анализ, т. е. осмысление текста). Поэтому, цель внеурочных занятий в библиотеке  научить  школьников:

-планировать чтение.

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-давать нравственную оценку героям произведения;

- -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

-самостоятельно выбирать книги для чтения;

-работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Наиболее эффективными технологиями, помогающими развивать читательскую компетентность и информационную культуру школьников, выступают: ­конкурсные и воспитательные мероприятия: поле чудес  квест – игры, викторины, которые  способствуют развитию и формированию читательской грамотности учащихся.

  Формированию навыков чтения способствуют мероприятия массового  характера:   день словаря, афоризмы, акции читаем книги о войне, «Передай книгу другу». В  ноябре в России  традиционно отмечается День словаря. Этот праздник приурочен ко дню рождения  Владимира Ивановича Даля – автора самого знаменитого русского словаря.  К этому дню  в  школьной библиотеке  организовывается выставка словарей, на которой учащиеся смогли знакомяться с разнообразием словарей, биографией В.И. Даля.

Проект «Живая классика» - всероссийский ежегодный конкурс чтецов,
проводимый в каждой школе совместно со школьной библиотекой, тоже способствует продвижению чтения книг и направлен на формирование эстетических чувств, навыков выразительного и «смыслового чтения» непрограммных  текстов, творческого осмысления прочитанного.

Школьная библиотека принимает участие в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом. 

Работа школьной библиотеки пересекается с работой учителя. И тесное сотрудничество, содружество, сотворчество библиотекаря с классными руководителями и учителями – предметниками, родителями  становится необходимым условием  качественного образовательного процесса в школе.

Таким образом, школьная библиотека, не только является  участником педагогического процесса, но  с каждым годом  возрастает ее роль в формировании навыков функционального чтения учащихся.

 Спасибо за внимание. Хочу пожелать всем активных посетителей и пополнение библиотеки новыми художественными книгами.

 

Формы проведения различных мероприятий:

 1.Наглядные формы пропаганды книги.

 В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книг. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки.

2. Массовые мероприятия.

Громкое чтение и художественное рассказывание.

Обсуждение книги.

Литературные утренники и вечера

Вечера вопросов и ответов.

Встречи с писателями и известными людьми

Устный журнал

Литературные игры.

«Необычное путешествие по книгам».

Неделя детской книги.

 


 

ГМО библиотекарей 26.09. 2022 года «Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся» «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени

ГМО библиотекарей 26.09. 2022 года «Формирование аспектов читательской грамотности обучающихся» «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дени

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю

Тематика уроков разнообразна и зависит от возраста: «Говорящая обложка» - о структуре книги,

Тематика уроков разнообразна и зависит от возраста: «Говорящая обложка» - о структуре книги,

Школьная библиотека принимает участие в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом

Школьная библиотека принимает участие в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023