Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)
Оценка 5

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

Оценка 5
Лекции
docx
другое
1 кл—4 кл
26.02.2020
Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)
Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов.docx

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

 

Чехунова А.И.

 

В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. такое качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.

Смысловое чтение - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты: понимать; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Смысловое чтение как универсальное учебное действие включает в себя ряд метапредметных умений и навыков:

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 Формировать эти универсальные учебные действия призваны учебники нового поколения. Созданные на основе системно-деятельностного подхода, они дают не только образцы научной мысли в виде системы понятий, но и показывают средства, методы, алгоритмы, приемы получения знаний, т.е. организуют процесс работы со знанием.

Умение школьника самостоятельно работать с учебником, с дополнительной литературой - условие успешного обучения и показатель личностного развития.

Виды смыслового чтения

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

ü Развитие умения анализировать задание.

ü Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

ü Ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные).

ü Определение последовательности событий в тексте.

ü Формулирование простых выводов после прочтения.

ü Преобразование прочитанного текста в таблицу.

ü Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

ü Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

ü Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

ü Нахождение нужной информации в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Этапы формирования смыслового чтения в начальной школе

1класс. Образное чтение (от образа к слову), включая эмоциональное переживание. Формирование предпосылок образно-смыслового чтения. Опора на воображение, его развитие и способы перехода с образного кода восприятия информации на графически-вербальный код. Формирование чувства языка.

2 класс. Эмоционально – образное чтение с переходом на эмоционально-смысловое чтение. Опора на развитие читательских эмоций – от эмоционально- чувствительного восприятия текста к пониманию содержания и смысла. Чтение по ролям для развития лексического опыта. Освоение литературоведческих азов.

3-4 класс. Эмоционально – смысловое чтение на основе включения образно-эмоциональных и смысловых механизмов чтения. Формирование образно-эмоционально-смыслового чтения. Театрализация чтения – основа синтеза чувственной сферы. Формирование жанрового сознания. Гармонизация психологических сфер личности, участвующих в восприятии информации.

Система специальных упражнений

§     Работа со словом.  Словарную работу можно разделить на 3 вида:

- работа с незнакомыми словами;

- работа со словами-ключиками;

- работа со словами образами.

Приёмы и задания в работе со словом.

Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его. Поиск и исправление ошибок заставляют быть внимательным к словам.

Работа с многозначными словами. Найти хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Работа с фразеологизмами.

       Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. Лучше подбирать предложения из текстов, с которыми предстоит работать на уроке. Этот приём поможет научиться хорошо понимать фактуальную и подтекстовую информацию. Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

§  Развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются.  Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками. 

Необходимо использовать методические вопросы при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».

Эффективными будут также словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы.

Этапы формирования умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

 Работу необходимо начинать с 2-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Приемы обучения смысловому чтению

           «Чтение в кружок». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
          «Чтение про себя с вопросами». Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
           «Чтение с остановками». Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
          «Ассоциативный куст». Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы. 
          «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.
Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.
           «Читаем и спрашиваем». Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. Потом объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
            «Дневник двойных записей». Цель: формирование умений задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
              «Чтение с составлением таблицы, диаграммы». Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации. Ученики читают текст, внимательно анализируя его. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу или диаграмму.
                Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. Можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

              «Толстые» вопросы: Объясните почему….? Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….?

               «Тонкие» вопросы:  Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

              Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

            Приём «Составление вопросов к задаче». Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные; останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

            Приём «Вопросы к тексту учебника».  Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Тема: «Окружность и круг» 1. Прочитайте текст. 
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

           Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума».  
            Шесть лепестков – шесть типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяется на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

           Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.

           Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

           Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
           Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

           Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

            Приём «Тетрадь с печатной основой». Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника, пользуясь введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».
            Приём «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения.

1.     Чтение индивидуальное. 

Читая, ученик делает пометки в тексте:

 V – уже знал;

 + – новое;

   – думал иначе; 

? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V).

Узнал новое (+).

Думал иначе  (–).

Есть вопросы (?)

После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

           Приём «Кластер». Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Учащимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

           Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

  Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно - «+», не верно – «-».

           Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.

            «Синквейн». Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Посредством смыслового чтения материалов учебника школьники учатся добывать, понимать и преобразовывать учебную информацию, представленную в различных формах. Смысловое чтение вначале выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством обучения и развития детей.

Успешность освоения речемыслительных навыков смыслового чтения оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов, составленных на основе предметных знаний и умений.

          Основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми учащиеся встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи.

Структура комплексной работы включает несплошной текст (текстовая информация, рисунки, фотографии, таблицы) и 12 заданий к нему на межпредметной основе.

Содержание текстов комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой – тексты включают разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям. Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий.

Практически задания можно разделить на три группы:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Обучение в начальной школе это особый этап в жизни каждого ребенка. Он связан с формированием у младшего школьника основ умения учиться. А именно читательские умения обеспечивают ученику начальной школы возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообразования.

 

Контрольная работа по русскому языку и чтению (1 класс)

1. Прочитай рассказ и нарисуй иллюстрацию к нему.

Кролики

Вот клетка. Там сено, кормушка и поилка. В клетке живут кролики. Мама и детки. Пара малышей чёрные, как мама. Остальные пять – рыжие. Крольчиха грызёт капусту и ест овёс. Крольчата спят, прижимаясь друг к другу. Они ещё маленькие. Мать кормит их молоком. Кролики растут быстро. Скоро им будет тесно в одной клетке.

Проверяется умение осознанно читать текст с целью приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

2. Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста. Спиши это предложение. Сверь свою запись с текстом. Если надо, исправь.

Проверяется умение понимать и принимать учебную задачу, письменно отвечать на поставленные вопросы с помощью выборочного списывания. Проверяется умение безошибочно списывать и проверять написанное, сверяя с текстом.

3. Какого цвета крольчиха? Обведи номер правильного ответа. 1) белая 2) рыжая 3) чёрная

Проверяется умение находить и использовать нужную информацию, представленную в тексте.

 4. По тексту составили задачу. Дополни краткую запись числами. Реши задачу устно, запиши ответ. Крольчиха - … ? Кроликов - … Крольчата - … и … ?

Ответ: всего … кроликов.

Проверяется умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде в форме числовых данных

5. К какой группе животных относятся кролики? Обведи номер ответа.

1) Утка, грач. 2) Овца, медведь. 3) Карп, щука.

Проверяется умение группировать, систематизировать объекты по родо-видовому признаку.

6. Подумай, откуда в клетке берётся корм. Запиши свой ответ.

Проверяется умение высказывать устно и письменно оценочные суждения и свою точку зрения. Проверь свою запись, читая слова по слогам.

Проверяется умение находить и исправлять ошибки в собственном письме, а также предотвращать возможные ошибки в последующих письменных работах путём слогового проговаривания

7. Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа. 1) Малыши грызут капусту. 2) В поилке налито молоко. 3) Крольчата разного цвета.

Проверяется умение на основе прочитанного текста обнаруживать недостоверность получаемой информации.

8. Заполни таблицу числами. Найди нужные сведения в тексте рассказа.

Сколько частей (абзацев) в рассказе? Сколько слов в предложениях первого абзаца? Сколько предложений во втором абзаце?

Проверяется готовность выбирать из текста необходимую информацию, представлять её в таблице.

 










 

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение

Развитие читательского воображения

Развитие читательского воображения

Потом объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном

Потом объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном

Применяется на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т

Применяется на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т

Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия

Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия

Контрольная работа по русскому языку и чтению (1 класс) 1

Контрольная работа по русскому языку и чтению (1 класс) 1

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)

Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов средствами учебных предметов (обучение смысловому чтению и работе с различными типами текстов)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020