Доклад на тему:
«Формы работы с семьёй по формированию читательской самостоятельности у детей»
Никогда, никакими силами
вы не заставите читателя
познать мир через скуку.
Читать должно быть интересно.
Л. Н. Толстой.
От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.
С. Я. Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник – автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель».
Чтение – это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства.
Основная моя задача как педагога – воспитание у детей любви к книге, воспитание самых талантливых читателей, о которых писал С. Я. Маршак.
Важным компонентом педагогического взаимопонимания школы с семьёй является формирование самостоятельной читательской активности школьников – построение позитивного читательского взаимодействия учащихся с родителями, учителями, сотрудниками детских библиотек, направленного на удовлетворение познавательной потребности в чтении, в творческой активности личности. Школьник в учебно-воспитательном процессе выступает не только как субъект познания, но и как субъект взаимодействия.
Целью педагогического воздействия школы, семьи является формирование читательской самостоятельности учащихся, развитие творческого потенциала, коммуникативных умений, которые обеспечивают становление личности школьника, и является средством реализации потребностей в самообразовании.
Задачами педагогического взаимодействия являются:
1.Формирование читательских потребностей (мотивов, побуждений, интересов, установок) и деятельности, направленной на активизацию читательской самостоятельности.
2.Формирование коммуникативных навыков общения родителей с детьми по поводу прочитанного, общности читательских интересов.
3.Обеспечение преемственности и непрерывности воспитательных воздействий книг на гармонизацию отношений школьников с родителями, учителями, со сверстниками.
4.Становление читательской самостоятельности.
5.Формирование рефлексивной позиции всех субъектов.
Основной акцент учителю нужно делать на мотивы, ценности, читательские интересы школьников, на формирование механизма читательских, творческих отношений, на самоактуализацию и нравственность. Учитель как ключевая фигура не распоряжается, а воспитывает, обучает, мотивирует на творческую деятельность, сам активизируясь вместе с ними.
Организация учителем ЕЧП и управление этой системой возможно через обучение родителей, сотрудников библиотеки, школьников нормам и образцам взаимоотношений, основанных на эмфатическом общении: обеспечение точности восприятия и понимания всеми субъектами ЕЧП друг друга (умению наблюдать, анализировать, сопереживать); создание игровых ситуаций для детей и родителей (конкурсы, викторины) на основе прочитанных книг. Такая работа, проводимая регулярно и систематично, способствует не только значимой активизации читательской самостоятельности, но и урегулированию детско-родительских отношений, повышению педагогической компетентности родителей, привлечению значительного числа детей и взрослых в библиотечные залы.
Ожидаемый результат взаимодействия школы и семьи – становление школьника как активного творческого читателя, со своими сформированными представлениями о книге как ценности, о методах и способах работы с ней, повышение педагогической компетентности родителей, улучшение их отношений с детьми.
Условия педагогического взаимодействия школы и семьи – развитие рефлексивной позиции в процессе формирования читательской самостоятельности младших школьников. В настоящее время понятия «рефлексия» всё чаще звучит в педагогическом лексиконе. Само понятие возникло в философии и означало процесс развития индивида о происходящем в его собственном сознании. В психологии рефлексию рассматривают как процесс самопознания, субъектом своего внутреннего мира, состояния психических процессов. С точки зрения педагогической науки рефлексию можно рассматривать как механизм усвоения, как условие появления у субъекта новых способов деятельности и новых способностей. Под рефлексивной позицией следует понимать способность субъекта к осмыслению жизненных реалий и соотношение их с установками, взглядами и представлениями на основе своего жизненного опыта. Рефлексивная позиция отражает единство субъективного и объективного в становлении личности, формирующейся в совместной деятельности с другими. В случае педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи, направленного на формирование читательской самостоятельности школьников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции: присвоение читателем – школьником жизненного и художественного опыта, отражённого в книге (познание мира и самопознание, самовоспитание, совершенствование эстетического вкуса); расширение «читательского горизонта», становление новых стимулов и ориентиров, интерес к новым темам.
Соблюдение данных условий реализации педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи даёт основание для активизации читательской деятельности школьников на основе индивидуальных, групповых, коллективных и других форм работы во всех сферах специально организованного единого читательского пространства.
Не секрет: сейчас книгу затмило телевидение и компьютер. Конечно, рассмотреть сказку в цветном изображении, найти ответ на нужный вопрос в интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остаётся в памяти то, что человек сделал сам. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим собой.
Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему. Вот над совокупностью этих личных качеств человека и работает педагогический коллектив нашей школы. Каждый учебный год учителя начальных классов начинают со знакомства с библиотекой учащихся первых классов. Заведующая детской библиотекой Капитонова Галина Петровна не просто беседует с детьми, а проводит экскурсию по всем отделам библиотеки, знакомит с содержанием стендов и стеллажей, советует первоклассникам, как сделать чтение любимым занятием. Работники «абонементного зала» выдают читательские билеты, которые открывают путь к живому общению с книгой. Со школьниками проводятся конкурсы, читательские конференции и олимпиады по русскому языку: «Слово о словах», по математике: «Магические числа», по истории: «Улицы Крылатского», «Героические защитники Ульяновска в годы ВОВ» и др. Библиотека обеспечивает учащихся необходимым материалом для подготовки к участию в творческих и интеллектуальных мероприятиях. Сколько было заочных встреч с писателями – классиками: Борисом Житковым, Корнеем Ивановичем Чуковским, Виталием Бианки, Валентином Берестовым, где дети узнают об интересной, а подчас трудной писательской стезе, про любовь к окружающим людям, к природе, к книге, к истории. Делали писателей дарителями добра, благородства, радости многим поколениям людей. Проникаясь уважением и доверием к писателю, учащиеся проявляют больший интерес к написанным ими произведениям.
Экскурсии в Мемориальный центр (посещали исторический музей), а потом беседы в школе и библиотеке помогают понять детям многое, усвоить главное – настоящий человек рождается через познание ценностей, выбранных человечеством и чаще всего облачённых в форму книги. Умелое подведение итогов и яркий обмен впечатлениями от посещений исторического музея «Бородино» и прослушанные события 1812 года ставит учащихся на место героев этой войны и делает их возвышеннее, патриотичнее. Дети писали отзыв об экскурсиях и беседах, создавали свою панораму увиденного. А сколько было прочитано книг учащимися по теме «Великая Отечественная война»: о блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, героях боёв под Москвой, об Орлово – Курской дуге. Дети писали рефераты, оформляли стенды по этим темам, вживались в образы героев, становились соучастниками боёв и побед, испытывали чувство патриотизма и гордости за нашу страну, наш народ. И всем этим мы обязаны книге, школе, библиотеке. Великая мудрость гласит:
«Чтение – вот лучшее учение».
«С книгой дружить – век не тужить».
«Хорошая книга – лучший друг».
Внеклассную деятельность мы рассматриваем как составную часть учебно- воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга, она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию читательской самостоятельности.
Мы выделяем следующие её компоненты:
1. Внеклассные занятия.
2. Работа с учреждениями культуры.
3. Работа с родителями.
Через эти перечисленные компоненты обеспечивается не только взаимодействие, но и взаимодействие данных компонентов, что можно рассматривать как одно из главных условий приобщения ребёнка к книге, введение его в многогранный мир художественной литературы. Немаловажную роль играет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности я подразделяю выражение содержания этой деятельности через определённую структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.
Я выделяю следующие условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательской самостоятельности:
- взаимодействие всех компонентов;
- разнообразие формы организации внеклассной деятельности. Успешность условий осуществляется в процессе реализации следующих методов:
1. Приручение.
2.Упражнение.
3.Показ.
4.Подражание.
5.Требование.
6.Дискуссия.
7.Беседа.
8.Игра.
Педагог для учащихся – прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки. Я практикую следующие формы внеклассных занятий:
- дискуссия;
- коллективное чтение;
- беседа;
- беседа – «приманка»;
- состязание чтецов;
- реклама книг;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- библиотечный час;
- литературная гостиная;
- час «тихого чтения».
Центральным звеном в работе по формированию читательской самостоятельности младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников. Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»).
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию.
В определённый срок (месяц или больше – в зависимости от объёма читаемого материала) предлагаю детям самостоятельно прочитать то или иное произведение, по окончании этого срока провожу литературные игры. Я заметила, что ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного. С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций). В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей. Каждый ученик в классе имел своё «дерево достижений», все успехи детей отражены на нём. Победителям литературных игр, самых активных участников творческих заданий вручались ордена. «Дерево достижений» росло вместе с ребёнком от класса к классу, в конце каждого учебного года выявляли интеллектуальных лидеров и активных читателей года.
В своей практике использую следующие формы работы с учреждениями культуры:
- библиотечные часы;
- экскурсии в музеи;
- посещение выставок;
- городские конкурсы:
- посещение театра.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями показываю детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надёжных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Я использую следующие методы работы с родителями:
- коллективные (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции);
- групповой (тематическая консультация);
- индивидуальный (консультация).
Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы. Проводя диагностику, я заметила, что читательский интерес у моих учеников вырос, помимо этого улучшились навык чтения и техника чтения, дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения, все ученики посещают библиотеки. Используя собственный накопленный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых: будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель). Задача всех, кто верит в силу чтения и душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.
Ребёнка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности. Но передо мной встала проблема: как инновационно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал школьнику интересен сам по себе. Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие, после этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга. Основная мысль, которую я стараюсь донести родителям: главное возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотрудничестве, стараясь на уроках формировать интерес к чтению вообще и к конкретным книгам, через выявление актуального, важного, значимого для каждого ребёнка. Огромную роль играет также и тестирование родителей, которые помогли родителям обратить внимание на мир чтения ребёнка и показали пути благотворного влияния на формирование читательской самостоятельности.
Памятка для родителей.
1.Ничего не делайте за ребёнка из того, что он может и умеет делать сам.
2.Воспитывайте читателя своим личным примером.
3.Не заставляйте ребёнка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем – то его привлечь.
4.Можно купить школьную аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу, обсудить с детьми различия.
5.Приучите ребёнка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6.Совместное чтение книг, пересказ прочитанных друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями, естественный путь читательского общения в семье.
7.Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей, о книгах любимых писателей рассказывайте с восхищением.
8.Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя книгу.
9.Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10.Если юный читатель увлёкся книгой, либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребёнка попали действительно хорошие книги.
11.Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать её не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Родители знают, что замечательные произведения создают не только великие писатели, но и наши ученики.
Семья, семейное чтение в приобщении дошкольника к художественной литературе играют первостепенную роль. Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе? В настоящее время семья находится в кризисном состоянии, и в силу ряда объективных причин её воздействие на формирование ребенка как будущего читателя затруднено. Не способствует этому процессу низкая педагогическая грамотность многих родителей, сложное финансовое положение семей, отсутствие должного внимания к процессу развития интереса ребенка к детской литературе со стороны родителей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. Часто родители считают, что чтение книг ребенку является забавой, детским времяпровождением. Читают книги детям редко в силу отсутствия времени и занятости, наспех. Бывает так, что родители не покупают книг совсем или приобретают книги, не соответствующие возрастным возможностям ребенка. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей. Основная цель этого взаимодействия: помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Задачи в организации семейного чтения следующие: ‒ познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприятия произведений детской художественной и познавательной литературы ‒ вовлекать семьи в атмосферу чтения ‒ расширять их представления о детской литературе ‒ знакомить родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и потребностей дошкольников ‒ научить родителей руководить воспитанием детей как будущих читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ ‒ дать рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных произведений, организации книжного уголка в домашних условиях. Все формы работы с родителями по данному направлению можно разделить на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные. К информационным относятся ‒ Проведение анкетирования, опросов «О чтении в семье»; «Любимая книга детства», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге» ‒ «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Они позволяют педагогам изучить состояние приобщения ребенка к книге в семье, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Познавательные формы работы призваны знакомить родителей с рациональными методами и приемами ознакомления дошкольников с детской литературой, формируют практические навыки взаимодействия с детьми. Воспитатель проводит индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как привлечь ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать книгу для развития связной речи). Очень важно консультируя родителей показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. На родительских собраниях педагог знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освящает имеющиеся проблемы, рассказывает о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, смотреть все подряд. Основное внимание обратить на то, как важны для воспитания дошкольника — зрителя совместный с родителями просмотр детских телепередач, спектаклей и их последующее обсуждение. И самое главное условие для приобщения детей к чтению — собственный пример. Только читающие родители становятся образцом для подражания Важной формой работы по приобщению детей к чтению является семинар — практикум. На семинаре рассматриваются и обсуждаются различные вопросы, посвященные детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы и других проблемах. Например, на семинаре — практикуме на тему «Учим стихи с детьми» родителям предоставляется информация и практические рекомендации о том, как подобрать стихи соответственно возрасту детей, как учить стихи с детьми дома, как развивать интонационную выразительность речи. Многие сталкиваются с проблемой — дети не умеют выразительно читать стихи, родители учат их только запоминать механически текст, не обращая внимания на интонацию. По ходу встречи родители участвуют в практическом выполнении заданий — прочитать выразительно, с разной силой голоса, темпом различные отрывки детских стихотворений. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например «Нужно ли прививать интерес к книге?». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть, как взаимодействуют педагоги с детьми в процессе ознакомления с произведениями детской литературы. В этот день родители могут познакомиться с тем, каких успехов достиг ребенок в чтении стихов, умении рассказывать сказки, принимать участия в драматизации детских произведений. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, продуктивной деятельности. Посещение на дому также относится к познавательным формам взаимодействия с семьей. Воспитатель может оказать конкретную помощь, например, посоветовать, где разместить книжный уголок в соответствии с необходимыми требованиями: освещение, доступность его для самостоятельного использования ребенком. Педагог на месте может посоветовать, как обращаться с книгой, какие книги оставить в детском уголке, а какие убрать, как не подходящие по возрасту ребенка. Интересной формой работы является работа над проектом. Дети вместе с родителями работают над определенной темой, например, «Книги К. И. Чуковского». В результате работы над проектами узнают много нового о творчестве Чуковского, его биографии, рисуют иллюстрации к его стихам, изготовляют книжки — малышки по его сказкам, макеты, декорации, мягкие игрушки, маски. Затем на заседаниях читательского клуба или на родительских собраниях представляют свой проект, рассказывают о том, что нового узнали, как выполняли творческую работу. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. Очень эффективно решаются задачи приобщения дошкольников к литературе в детско-родительских читательских клубах. В ходе работы клуба могут проводиться консультации, открытые мероприятия с участием родителей, выставки детских работ, литературы, совместное придумывание сказок детьми и родителями, совместные вечера-развлечения, например «Вечер С. Я. Маршака», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки детских произведений. На заседание клуба можно пригласить работников библиотеки, которые дадут консультации по воспитанию будущего читателя, обогатят представления родителей о детской литературе или посетить библиотеку вместе с родителями. Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка. К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка. Нужно отметить, что очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Если у маленьких почемучек будут возникать вопросы из мира техники, природы, всегда можно вместе почитать справочную литературу. Интересной формой работы клуба может быть создание семейных библиотек. Предложите родителям воспитанников принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Таким образом, дети смогут увидеть очень старые экземпляры, книги-малютки и книги-великаны; альбомы, посвященные технике, моде, спорту, которые начали собирать еще их родители, старые детские журналы. Ребята с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги. Кроме того, на родительских собраниях, конференциях родители рассказывают о том, как они приучают детей к чтению, с какого возраста, что интересно детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к книге в семье. Как правило очень интересно и увлекательно проходят такие мероприятия как викторины, литературные развлечения. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Широко используется такая форма работы, как конкурсы детских рисунков, поделок. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Главная задача наглядно-информационных форм работы — познакомить родителей с содержанием и методами ознакомления детей с художественной литературой детей в ДОУ (группе). Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться в совместной деятельности в детском саду и что рекомендуется для домашнего чтения. На стендах для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги». Здесь же может быть представлена постоянная рубрика: «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним. Можно предложить родителям памятки, рекомендации, папки-передвижки. И в заключении отметим, что если ребенок растёт и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, то он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.