ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
преподавание
06.11.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Формирование функциональной грамотности.docx

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Ретунская Елена Николаевна

 

Средняя общеобразовательная школа № 25

город Караганда, Карагандинская область, Республика Казахстан

 

 

Сегодня образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050». Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым была поставлена задача вхождения республики в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В достижении данной задачи немаловажную роль играет совершенствование системы образования.

Неудивительно, что основной целью образования является развитие конкурентно - способной личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться, и как следствие - становление их независимыми, самомотивированными, увлечёнными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях, - возможно уже сегодня, уже сейчас.

Оценить и переосмыслить свою педагогическую практику мне помогло обучение на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего (базового) уровня в городе Караганде.

В настоящее время особое внимание уделяется функциональной грамотности учащихся школы. И, разумеется, формирование функциональной грамотности младшего школьника является одной из важных составляющих успешного обучения образовательным областям и отражает общеучебную компетенцию. Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. [1, с.5]

Из числа современных подходов, используемых разными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются  подходы, основанные на конструктивистских теориях преподавания и обучения. Данная теория основывается на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новым, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. [2, с.110]

Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия.

Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer,1995, Alexander,2008) служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей.

По мнению Шульмана(2007) «ученик становится ответственным за свое обучение. Эта ответственность принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях».

Научные исследования, представленные в модуле, доказывают важность диалога в классе, роль диалога в интеллектуальном развитии учащихся. Посредством использования диалога в классе учителя могут добиться невероятно положительного влияния на качество образования учеников.

Изучив теорию новых подходов, применяя на практике в системе на уроках в начальной школе можно говорить о возможностях повышения образовательного уровня младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

Идеи модуля "Новые подходы в преподавании и обучении " реализовывались мной на уроках в начальной школе через организацию парной и групповой формы работы, которые были направлены на развитие коммуникативных качеств учащихся, для обмена способов деятельности в обучении.

Модель «инициатива-ответ-последующее действие» демонстрирует ситуацию во многих классах, когда учитель является тем, кто инициирует и контролирует беседу (Мерсер,1995), мне хорошо знакома.

 Согласно новым подходам в преподавании и обучении, меняется роль учителя в диалоге, учитель должен управлять диалогом, помочь, направить и скорректировать. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.

Несомненно, диалог является методом познания окружающего мира. Через диалог при работе в паре, малой группе учащиеся  имеют возможность говорить, обсуждать аргументировать, кроме того перестают быть пассивными слушателями.

Разумеется, диалог присутствует на каждом этапе урока. Л. Выготский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками. [2, с.144]  Работа в парах сменного состава, работа в тройках - вот условие общения учащихся с более способными учениками, поэтому я планировала на каждом уроке работу в парах и группах.

Совместная беседа учеников приносит большую пользу, так как: позволяет ученикам выражать своё понимание темы; помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи, и правильно было бы этими идеями воспользоваться; содействует аргументированию учениками своих идей; помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения.

Для меня было важно научить учащихся работать в группах, в сотрудничестве, ведь «ученики не обучаются изолированно. Существует понятие «учебное сообщество», при котором и ученики, и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде обучающихся поощряется работа сообща, взаимоподдержка, командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. В итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении жизни». [2,с.142]

Мерсер различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: дебаты, кумулятивная и исследовательская беседа.

При работе в группах, чаще можно было наблюдать кумулятивную беседу, в которой: «Каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие. Беседа используется для обмена знаниями, но участники беседы терпимы по отношению к идеям других. Идеи повторяются и разрабатываются, но не всегда тщательно оцениваются». [2, с.145]

Достаточно вспомнить, что большинство обсуждений обычно состоят не из одного, а из нескольких типов бесед. В процессе обучения младших школьников важно вовлечь их и в исследовательскую беседу. Так как подобный тип беседы не является для них естественным, согласно утверждениям Барнса (1976) и Мерсера (2000), исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям. Во время исследовательской беседы ученики совместно размышляют, выдвигают гипотезы, обмениваются мнениями, обсуждают все идеи и оценивают друг друга. При этом они могут использовать такие фразы и обороты, как «возможно», «если», «может быть», «вероятно»; обосновывают свои идеи («потому что») и обращаются за поддержкой со стороны группы, задавая такие вопросы, как «Не так ли?». Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. Наиболее ярким примером этого бесспорно следует признать диалоговое обучение.

Хочется отметить положительные моменты использования диалогового обучения, то есть то, чему научились младшие школьники: оценивать себя и других; работать в группе и парах; прослеживать понимание темы на каждом этапе урока; позитивно воспринимать критику, оценивать себя и других.

 

Литература

1. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2015-2016 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2015. – 234 с.

2. Руководство для учителя: Третий (базовый) уровень-Астана: Рекомендовано к печати Методическим советом ЦПМ, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. - 306 с.


 

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer,1995,

Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer,1995,

Для меня было важно научить учащихся работать в группах, в сотрудничестве, ведь «ученики не обучаются изолированно

Для меня было важно научить учащихся работать в группах, в сотрудничестве, ведь «ученики не обучаются изолированно

Руководство для учителя: Третий (базовый) уровень -

Руководство для учителя: Третий (базовый) уровень -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020