«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

  • Педсоветы
  • docx
  • 21.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выступление на педагогическом совете школы ТЕМА «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Иконка файла материала доклад на педсовете Персидская.docx

Выступление на педагогическом совете школы

ТЕМА «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

 

            Для широкой аудитории функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, а другой лишь 100. Но при встрече с иностранцем, первый, у кого словарный запас больше, начинает мычать, жестикулировать. А второй, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить иностранцу на вопрос и показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их применять на практике. Начальное звено образования – фундамент школьной учёбы. Ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности.

           Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

- Мышление   наглядно-действенное перевести в абстрактно-логическое;

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

-Пространственное восприятие;

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

            Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Функциональная грамотность – это способность самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией.

            Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая и естественно - научная.

            Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

            На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности применяем различные методы и приемы, технологии. Главная – технология смыслового чтения, состоящая из 3 этапов:  работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы смыслового чтения:

 1«Чтение с остановками».

            Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Например,  Е.Чарушин  «Страшный рассказ» 2 класс. Читаем название произведения.

 - Предположите, о чём пойдет речь? (Прочитали 1 часть: остановка.) Ставим вопросы:

-  Как звали мальчиков? Где они жили?

- Чем занимались ребята, когда остались одни?

- Предположите, победят ли мальчики страх? Предположите, что произойдёт дальше?

2. «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы:

  - Дайте несколько объяснений, почему...?

  -  Почему Вы считаете (думаете) …?

  - В чем различие…? Предположите, что будет, если…? 

2) Тонкие вопросы

- Кто…?               Что…?            Когда…?           Может…?

- Будет…?           Мог ли …?      Верно ли …?     Было ли …?           Как звали …?    

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

Классификация вопросов помогает лучше усвоить  содержание текста.

  Еще приём:  «Чтение с пометами»

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» используем на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 6. Приём «Написание творческих работ» детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

7. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём используем при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Какие ещё приёмы? Чтение с пометами, реклама книги, создание диафильма, драматизация.

 

Для развития ФГ на уроке русского языка используем такие приемы как

1)Прием  «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием  используем в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже во 2 классе знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок в 3 классе, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

3) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

4) Поиск выхода из проблемной ситуации осуществляем, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи.

5) Прием «Лови ошибку», который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Используем и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Правописание слов с удвоенными согласными»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные?

            Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

            Математическая грамотность - это способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые можно решить средствами математики, используя математические методы.

            Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить различные формы работы над задачей:

1.                  Решение обратных задач.

2.      Решение задач различными способами.

  1. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  2. Представление ситуации, описанной в задаче (моделирование задачи).
  3. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

Дополнительным видом на уроках математики и окружающего мира выступает финансовая грамотность. Это знание и понимание финансовых понятий, а также навыки для принятия решений в разнообразных ситуациях. В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой, стоимостью товара, доходом, семейным бюджетом. На уроках дети учатся пользоваться деньгами: оплачивать товар, считать сдачу, делать покупки  в виртуальных магазинах, считать доходы и расходы семьи. Основное направление такой учебной работы в начальной школе – пропедевтическое.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью

1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.

Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день  кошка съедает 200 граммов сухого корм.

Вопрос 1. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг.      Ответ:_______

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.

  Настя пришла в кафе пообедать, у неё с собой есть 300 рублей. Висит меню:

Первые блюда

Суп гороховый

45 рублей

Суп куриный

50 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

200 рублей

Варники с картофелем и луком

150 рублей

Плов

250 рублей

Напитки

Чай черный

20 рублей

Сок яблочный

40 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить девочка. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

            Естественно-научная грамотность это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность использовать знания о природе, осознание ценностей научных знаний;

- стремление анализировать информацию, полученную из наблюдений за окружающим миром;

- способность на основе проведённого сбора и анализа информации объяснять повседневные процессы, явления и события;

- умение понимать законы природы, применять эти законы и свои знания для решения практических задач.

Наблюдения, опыты, эксперименты, творческие задачи – это обязательные элементы урока окружающий мир и внеурочной деятельности, необходимые для формирования основы естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы.

Составляющие: экскурсии, видео, карточки по экологическим проблемам, карточки по географии, виртуальные экскурсии.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественно - научной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Приведу пример. Тема урока «Песок». Проводим практическую работу: рассматриваем объект, подключаем лупу, открываем неизвестное в известном. Делаем вывод: песок неоднороден. Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно, почему фракции песка разного калибра? Практическая работа: постучим над листом бумаги двумя камушками. Анализируем ситуацию, выскажем предположение, как происходит в природе данное явление при помощи ветра, солнца и воды.

2 класс тема «Термометр». Ведём ежедневные наблюдения за погодой. Дневники наблюдения – это практическая работа ученика. Ребёнок анализирует ситуацию с термометром, аргументирует свой выбор, анализируем графическую информацию, делаем вывод. Одновременно вводим объяснение новых понятий: шкала, граница тепла и холода, облачность, виды осадков, направление ветра.

            Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

 

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

  • Регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
  • Систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.