Выступление на педагогическом совете школы
ТЕМА «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Для широкой аудитории функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, а другой лишь 100. Но при встрече с иностранцем, первый, у кого словарный запас больше, начинает мычать, жестикулировать. А второй, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить иностранцу на вопрос и показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их применять на практике. Начальное звено образования – фундамент школьной учёбы. Ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.
- Мышление наглядно-действенное перевести в абстрактно-логическое;
-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;
-Пространственное восприятие;
-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Функциональная грамотность – это способность самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая и естественно - научная.
Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности применяем различные методы и приемы, технологии. Главная – технология смыслового чтения, состоящая из 3 этапов: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы смыслового чтения:
1«Чтение с остановками».
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Например, Е.Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс. Читаем название произведения.
- Предположите, о чём пойдет речь? (Прочитали 1 часть: остановка.) Ставим вопросы:
- Как звали мальчиков? Где они жили?
- Чем занимались ребята, когда остались одни?
- Предположите, победят ли мальчики страх? Предположите, что произойдёт дальше?
2. «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
1) Толстые вопросы:
- Дайте несколько объяснений, почему...?
- Почему Вы считаете (думаете) …?
- В чем различие…? Предположите, что будет, если…?
2) Тонкие вопросы
- Кто…? Что…? Когда…? Может…?
- Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.
Классификация вопросов помогает лучше усвоить содержание текста.
Еще приём: «Чтение с пометами»
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Приём «Уголки» используем на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
6. Приём «Написание творческих работ» детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
7. «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём используем при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Какие ещё приёмы? Чтение с пометами, реклама книги, создание диафильма, драматизация.
Для развития ФГ на уроке русского языка используем такие приемы как
1)Прием «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием используем в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже во 2 классе знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок в 3 классе, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
3) Прием «Проблемная ситуация»
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
4) Поиск выхода из проблемной ситуации осуществляем, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи.
5) Прием «Лови ошибку», который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Используем и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.
Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Правописание слов с удвоенными согласными»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:
весна, коллективный, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, изгиб.
Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные?
Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -
Математическая грамотность - это способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые можно решить средствами математики, используя математические методы.
Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.
Примером могут служить различные формы работы над задачей:
1. Решение обратных задач.
2. Решение задач различными способами.
Дополнительным видом на уроках математики и окружающего мира выступает финансовая грамотность. Это знание и понимание финансовых понятий, а также навыки для принятия решений в разнообразных ситуациях. В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой, стоимостью товара, доходом, семейным бюджетом. На уроках дети учатся пользоваться деньгами: оплачивать товар, считать сдачу, делать покупки в виртуальных магазинах, считать доходы и расходы семьи. Основное направление такой учебной работы в начальной школе – пропедевтическое.
Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью
1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.
Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день кошка съедает 200 граммов сухого корм.
Вопрос 1. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг. Ответ:_______
Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.
Настя пришла в кафе пообедать, у неё с собой есть 300 рублей. Висит меню:
Первые блюда |
Суп гороховый |
45 рублей |
Суп куриный |
50 рублей |
|
Вторые блюда |
Котлета куриная с макаронами |
200 рублей |
Варники с картофелем и луком |
150 рублей |
|
Плов |
250 рублей |
|
Напитки |
Чай черный |
20 рублей |
Сок яблочный |
40 рублей |
Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить девочка. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.
Естественно-научная грамотность это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность использовать знания о природе, осознание ценностей научных знаний;
- стремление анализировать информацию, полученную из наблюдений за окружающим миром;
- способность на основе проведённого сбора и анализа информации объяснять повседневные процессы, явления и события;
- умение понимать законы природы, применять эти законы и свои знания для решения практических задач.
Наблюдения, опыты, эксперименты, творческие задачи – это обязательные элементы урока окружающий мир и внеурочной деятельности, необходимые для формирования основы естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы.
Составляющие: экскурсии, видео, карточки по экологическим проблемам, карточки по географии, виртуальные экскурсии.
Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:
1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественно - научной грамотности.
2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.
Например, задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.
Приведу пример. Тема урока «Песок». Проводим практическую работу: рассматриваем объект, подключаем лупу, открываем неизвестное в известном. Делаем вывод: песок неоднороден. Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно, почему фракции песка разного калибра? Практическая работа: постучим над листом бумаги двумя камушками. Анализируем ситуацию, выскажем предположение, как происходит в природе данное явление при помощи ветра, солнца и воды.
2 класс тема «Термометр». Ведём ежедневные наблюдения за погодой. Дневники наблюдения – это практическая работа ученика. Ребёнок анализирует ситуацию с термометром, аргументирует свой выбор, анализируем графическую информацию, делаем вывод. Одновременно вводим объяснение новых понятий: шкала, граница тепла и холода, облачность, виды осадков, направление ветра.
Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.