«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Оценка 5

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

Оценка 5
Педсоветы
docx
21.05.2023
«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
Выступление на педагогическом совете школы ТЕМА «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»
доклад на педсовете Персидская.docx

Выступление на педагогическом совете школы

ТЕМА «Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

 

            Для широкой аудитории функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, а другой лишь 100. Но при встрече с иностранцем, первый, у кого словарный запас больше, начинает мычать, жестикулировать. А второй, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить иностранцу на вопрос и показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их применять на практике. Начальное звено образования – фундамент школьной учёбы. Ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности.

           Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача: развить ребёнка.

- Мышление   наглядно-действенное перевести в абстрактно-логическое;

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение;

-Пространственное восприятие;

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

-Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

            Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Функциональная грамотность – это способность самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, и, чтобы уверенно ориентироваться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией.

            Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило, ведётся по четырём направлениям: читательская, математическая и естественно - научная.

            Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. 

            На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности применяем различные методы и приемы, технологии. Главная – технология смыслового чтения, состоящая из 3 этапов:  работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы смыслового чтения:

 1«Чтение с остановками».

            Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Например,  Е.Чарушин  «Страшный рассказ» 2 класс. Читаем название произведения.

 - Предположите, о чём пойдет речь? (Прочитали 1 часть: остановка.) Ставим вопросы:

-  Как звали мальчиков? Где они жили?

- Чем занимались ребята, когда остались одни?

- Предположите, победят ли мальчики страх? Предположите, что произойдёт дальше?

2. «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. 

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы:

  - Дайте несколько объяснений, почему...?

  -  Почему Вы считаете (думаете) …?

  - В чем различие…? Предположите, что будет, если…? 

2) Тонкие вопросы

- Кто…?               Что…?            Когда…?           Может…?

- Будет…?           Мог ли …?      Верно ли …?     Было ли …?           Как звали …?    

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы.

Классификация вопросов помогает лучше усвоить  содержание текста.

  Еще приём:  «Чтение с пометами»

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Приём «Уголки» используем на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

 6. Приём «Написание творческих работ» детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

7. «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём используем при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Какие ещё приёмы? Чтение с пометами, реклама книги, создание диафильма, драматизация.

 

Для развития ФГ на уроке русского языка используем такие приемы как

1)Прием  «Яркое пятно» Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием  используем в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже во 2 классе знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок в 3 классе, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

3) Прием «Проблемная ситуация»

Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.

Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.

Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..

4) Поиск выхода из проблемной ситуации осуществляем, например, с помощью приемов «Мозговой штурм», когда выдвигаются любые, даже самые невероятные, идеи.

5) Прием «Лови ошибку», который формирует умение анализировать и критически оценивать информацию; применять знания в нестандартной ситуации. Используем и для создания проблемной ситуации, и на этапе первичного закрепления материала.

Пример использования приема «лови ошибку» при изучении темы «Правописание слов с удвоенными согласными»: дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

весна, коллективный, сказка, аккуратный, волнистый, осенний, лесной, изгиб.

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне. Возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные?

            Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

            Математическая грамотность - это способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые можно решить средствами математики, используя математические методы.

            Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить различные формы работы над задачей:

1.                  Решение обратных задач.

2.      Решение задач различными способами.

  1. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.
  2. Представление ситуации, описанной в задаче (моделирование задачи).
  3. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

Дополнительным видом на уроках математики и окружающего мира выступает финансовая грамотность. Это знание и понимание финансовых понятий, а также навыки для принятия решений в разнообразных ситуациях. В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой, стоимостью товара, доходом, семейным бюджетом. На уроках дети учатся пользоваться деньгами: оплачивать товар, считать сдачу, делать покупки  в виртуальных магазинах, считать доходы и расходы семьи. Основное направление такой учебной работы в начальной школе – пропедевтическое.

Практические задачи или задачи, связанные с повседневной жизнью

1. У Софии есть домашний питомец - Британская короткошерстная кошка.

Взрослая кошка должна есть дважды в день. Сухой корм дают 2 раза в день. В противном случае возможны проблемы с весом. В день  кошка съедает 200 граммов сухого корм.

Вопрос 1. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на следующий месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг.      Ответ:_______

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 килограмма. Рассчитай, сколько упаковок сухого корма по 2 килограмма нужно купить, чтобы кошка не была голодной и осталась здоровой.

  Настя пришла в кафе пообедать, у неё с собой есть 300 рублей. Висит меню:

Первые блюда

Суп гороховый

45 рублей

Суп куриный

50 рублей

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

200 рублей

Варники с картофелем и луком

150 рублей

Плов

250 рублей

Напитки

Чай черный

20 рублей

Сок яблочный

40 рублей

Выбери обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который может купить девочка. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда.

            Естественно-научная грамотность это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность использовать знания о природе, осознание ценностей научных знаний;

- стремление анализировать информацию, полученную из наблюдений за окружающим миром;

- способность на основе проведённого сбора и анализа информации объяснять повседневные процессы, явления и события;

- умение понимать законы природы, применять эти законы и свои знания для решения практических задач.

Наблюдения, опыты, эксперименты, творческие задачи – это обязательные элементы урока окружающий мир и внеурочной деятельности, необходимые для формирования основы естественно-научной грамотности обучающихся начальной школы.

Составляющие: экскурсии, видео, карточки по экологическим проблемам, карточки по географии, виртуальные экскурсии.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественно - научной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Приведу пример. Тема урока «Песок». Проводим практическую работу: рассматриваем объект, подключаем лупу, открываем неизвестное в известном. Делаем вывод: песок неоднороден. Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно, почему фракции песка разного калибра? Практическая работа: постучим над листом бумаги двумя камушками. Анализируем ситуацию, выскажем предположение, как происходит в природе данное явление при помощи ветра, солнца и воды.

2 класс тема «Термометр». Ведём ежедневные наблюдения за погодой. Дневники наблюдения – это практическая работа ученика. Ребёнок анализирует ситуацию с термометром, аргументирует свой выбор, анализируем графическую информацию, делаем вывод. Одновременно вводим объяснение новых понятий: шкала, граница тепла и холода, облачность, виды осадков, направление ветра.

            Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

 

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо:

  • Регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
  • Систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

             


 

Выступление на педагогическом совете школы

Выступление на педагогическом совете школы

Чем занимались ребята, когда остались одни? -

Чем занимались ребята, когда остались одни? -

Приём «Написание творческих работ» детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение

Приём «Написание творческих работ» детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне

Слово «осенний» будет включено некоторыми детьми в группу удвоенные согласные в корне

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2023