ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
9 кл—11 кл
30.10.2020
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Мастер-класс
Мастер - класс Шедова.docx

МАСТЕР-КЛАСС

УЧИТЕЛЯ ХИМИИ ШЕДОВОЙ Л.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Цель: формирование мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) посредством применения элементов технологии критического мышления.

Задачи:

·        обоснование целесообразности применения элементов технологии критического мышления на уроках химии;

·        актуализация и обобщение имеющихся у участников знаний по данному вопросу, стимулирование их интеллектуального и творческого потенциала;

·        демонстрация педагогических приёмов (алгоритма действий) в рамках данного мастер - класса.

 

      Педагогическая идея

 

Создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.       критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» – фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любопытен по своей природе. Мы замечаем что-то новое – и хотим узнать, что это такое. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем» - Джон Бин.

Химия, как предмет, дает человеку огромное количество материала, позволяющего исследовать окружающий мир, перерабатывать огромное количество информации и заниматься реальными, взятыми из жизни проблемами. Один из таких моментов – умение разбираться в информации.

Этапы  работы

1.Вызов.

Задача учителя в этой фазе не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания.

Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему известно по данному вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Можно использовать прием «Корзина идей».

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к тексту(в данном МК): идеи, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записываются ключевые слова, словосочетания или фразы из текста.

2.Осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Деятельность учителя на этой стадии: постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся: ученик читает текст, сопоставляет значение выбранных для «корзины» слов, терминов и т.д., рассматривает их вероятность и достоверность.

Дается краткая характеристика или определение выделенных понятий.

3.Рефлексия (размышление).На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся: соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

  Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся в группах.   

Имитационная игра

 

В век компьютеров люди разного возраста обращаются за информацией в сеть Интернет. Часто в социальных сетях просят поделиться ей с друзьями или сохранить для себя. Нередко в тексте переплетается правда и ложь. Хорошо, когда люди, воспользовавшись советами, хотя бы не навредят своему здоровью, не испортят имущество, а получат нулевой результат. Чтобы этого не произошло, необходимо критически относиться к любой информации из непроверенных источников.

Вот пример из группы ВК «Дачные идеи», встречалась данная статья и в «Одноклассниках»

Фрагмент:…ОРГАНИЧЕСКИЕ ПОДКОРМКИ ДЛЯ РАССАДЫ И КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ.
Сохраните, чтобы не потерять!
1. Сахарная подкормка
Сахар — это энергия в чистом виде не только для человека. Растения тоже «сладкоежки» и один раз в неделю можно побаловать их сладеньким. Для этого прямо по поверхности земли в горшке рассыпают чайную ложку сахара, а затем просто поливают растение. Или поливают сладкой водой (2 чайные ложки сахара на стакан воды). Поскольку из сахара растениям нужна преимущественно глюкоза, кто-то использует в качестве удобрения непосредственно таблетки глюкозы, что продаются в аптеках.
Для приготовления подкормки одну таблетку разводят в стакане воды. Подкормки глюкозой проводят раз в месяц, не чаще.
Удобрение сахаром может быть полезно всем комнатным растениям, особенно кактусам.

В «корзину идей» могут попасть: сахар, удобрение, глюкоза, питание растений, вода.

2.Подкормка отваром из картофеля или картофельных очисток
Растения не зря накапливают крахмал в своих семенах, луковицах и клубнях. Крахмал является своего рода «складом питательных веществ про запас». Крахмал питательное вещество. Именно этим законом природы и пользуются дачники, подкармливая рассаду отваром, в котором варился картофель. Или же специально для этих целей отваривают очистки.
Картофельное удобрение может быть полезно всем культурам и комнатным растениям.

В «корзину идей» могут попасть: крахмал, питательное вещество, питание растений.

Группы обсуждают текст (можно один и тот же фрагмент или разные).

Выводы, к которым должны прийти участники:питательные вещества в растения поступают через корневую систему из почвы с водой(т.е. в виде растворов) и через листья(глюкоза, сахар и крахмал синтезируются растениями в процессе фотосинтеза), в картофельных очистках «питательное вещество» не крахмал, а элемент калий. Данная информация не совсем достоверна.

При необходимости ведущий проводит коррекцию.


 

МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ ХИМИИ ШЕДОВОЙ

МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ ХИМИИ ШЕДОВОЙ

Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту

Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются

Сохраните, чтобы не потерять! 1

Сохраните, чтобы не потерять! 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020