Администрация города Нижнего Новгорода Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 130»
ул. Краснодонцев 1а, г. Нижний Новгород, 603101,
тел/факс (831) 293-42-30, e-mail: school130@inbox.ru
Педагогические чтения «Прорывные воспитательные идеи А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в повышении качества современных практик по воспитанию личности ребенка в свете реализации государственного национального проекта «Образование» и программы «Десятилетие детства в РФ»»
Формирование интеллектуально-познавательных знаний и
конструктивного мышления у учащихся на уроках математики
на основе научных идей В.А. Сухомлинского
Автор работы:
Кондакова Татьяна Николаевна
учитель математики
Нижний Новгород, 2019 г.
Перед учителями встают извечные вопросы: как научить, как привить интерес к своему предмету. Некоторые ответы на эти вопросы я для себя нашла в трудах Василия Александровича Сухомлинского, который стал основоположником многих педагогический идей, применимых и актуальных в современной школе. Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
• доверия к ребенку
• получение знаний без принуждения
• воспитания без наказаний
• сотрудничество родителей, учителей и детей
• высокая нравственность
• труд как творчество
• свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
• ответственность за свой выбор
Для меня – учителя математики очень важно, чтобы дети не только освоили приёмы решения задач, а научились мыслить. Конечно, математика – сложная наука, поэтому я всё время в поиске таких приёмов и методов, которые способствуют не только получению базовых навыков, но и воспитывают в учениках творчество мысли.
"Для ребенка, писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях ". Самым плодотворным путем познания Василий Александрович считал путь от конкретного к абстрактному: "В младшем возрасте учитель для ребенка - открыватель мира вещей и явлений, а в отрочестве - открыватель мира идей".
В своей практике я использую этот путь «от конкретного к абстрактному». На своих уроках предлагаю ученикам прежде разобрать так называемые «жизненные» задачи, и только после этого подвожу итоговую черту в виде необходимого теоретического материала.
Например, в 7 классе вводится понятие «Функция». Прежде, чем дать определение этого понятия, привожу следующие ситуации:
Ø Если человек будет подниматься высоко в горы, как он будет себя чувствовать?- Трудно дышать. Почему? – Мало кислорода. Получается, что чем выше в горах, тем меньше кислорода? Т.е. наблюдается зависимость наличия кислорода от высоты?
Ø Если вы ныряете, то чем глубже вы опускаетесь, тем сильнее давление воды. Наблюдается зависимость давления воды от глубины?
Ø Если вы положили определенную сумму на сберегательный счет под проценты, то чем дольше вы не будете закрывать его, тем больше денег вы потом получите? Таким образом, ваши накопления напрямую зависят от времени.
Итак, что же общего во всех этих ситуациях? – Зависимость. Всё в этом мире зависит от чего-либо, математика все зависимости может описать с помощью понятия – функция.
Хочу остановиться еще на одной интересной идее Сухомлинского, в своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «на уроке арифметики: замечаю, что детям трудно понять условие задачи, предложенной для самостоятельной работы. На помощь приходит творческий труд-рисование. Ребята еще раз читают задачу, "рисуют" ее. Становятся понятными зависимости, которые до сих пор казались совершенно непостижимыми...».
Ученикам очень трудно даются задачи на сплавы, растворы и т.п. Поэтому я предлагаю им условие задачи нарисовать. Стандартное решение такого типа задач выглядит следующим образом:
«Решу ОГЭ» Задание 22 № 351603
Имеются два сосуда, содержащие 22 кг и 18 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получится раствор, содержащий 32% кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 30% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом растворе?
Решение.
Пусть концентрация первого раствора - х, концентрация второго раствора - y. Составим систему уравнений согласно условию задачи:
Таким образом, в первом растворе содержится килограммов кислоты.
Ответ: 11.
Решение этой же задачи с «нарисованным условием»:
Рисунок занимает главное место при решении геометрических задач. Недаром доказательство теоремы Пифагора древнеиндийскими математиками заключалось в рисунке и одном слове «Смотри!»
В своей книге «Рождение гражданина» Сухомлинский писал: «Поняв, какая большая опасность таится в игнорировании культуры мышления, я решил, что та черта мышления, которая обобщается понятием "математическое мышление", должна пронизывать умственную работу на всех уроках. Ни одно понятие, суждение, умозаключение, закон не должны запоминаться без понимания». Я полностью согласна с ним, так как считаю, что учитель математики обязан не просто научить детей работать по шаблону с математическими понятиями, а доступно объяснить ученикам, с чем они имеют дело. Так, при первых знакомствах с тригонометрией (в 8 классе), после стандартного определения синуса, косинуса и тангенса угла, я всегда задаю вопрос: « Итак, как вы поняли, что такое синус, косинус, тангенс угла? Как, одним словом объяснить что это?»
Я выслушиваю все ответы на поставленный вопрос, задаю наводящие, пока не услышу от ребят, что эти понятия можно объединить одним словом – числа! Когда они выяснили это для себя, что синус, косинус, тангенс угла – это просто числа, которые составляются из отношений сторон прямоугольного треугольника, тогда всё встает на свои места. Ведь ребята знают, что они умеют работать с числами.
В заключение хочу остановиться ещё на одном высказывании Василия Александровича: «я подметил очень тонкую, на мой взгляд, черту педагогического искусства! умение пробудить в сердцах и умах детей интеллектуальное чувство радости познания. Никакие, даже самые скромные успехи не доставались ни одному ребенку у этих учителей без радостного духовного подъема, связанного с открытием истины, с исследованием, узнаванием».
Я считаю, что наибольший эффект в развитии этого чувства радости познания достигается при вовлечении детей в проектную и исследовательскую деятельность. Даже небольшие проекты, например изготовление моделей геометрических тел, дают положительные результаты. Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, которым дается возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Применение проектного метода обучения позволяет мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса, а значит, мотивирует детей на обучение, активизирует их познавательную деятельностью, повышает эффективность обучения математике. Представляю вашему вниманию один из проектов учеников начальной школы.
Перечитывая труды Сухомлинского, я открываю для себя всё новые и новые идеи педагогических приёмов и практик. Мы можем бесконечно рассуждать о педагогическом мастерстве, о методиках, о технологиях, но не стоит забывать о главном, о детях, которых мы учим, а самое главное – воспитываем. Хочу завершить своё выступление обращением уникального педагога Василия Александровича Сухомлинского к нам, учителям:
«Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами хмурые, настороженные или равнодушные ко всему двоечники. Это зеркало низкой педагогической культуры нашей, уважаемые коллеги-учителя. Нельзя допустить, чтобы человек выходил из школы не только недоученным, но и равнодушным к знаниям. Там, где не воспитывается любовь к знаниям, образованию, науке, книге, культуре, нет настоящей школы».
Литература и интернет источники
1. Сухомлинский В.. Рождение гражданина - royallib.ru
2. Сухомлинский В.. Сердце отдаю детям - royallib.ru
3. https://royallib.com/book/suhomlinskiy_v/rogdenie_gragdanina.html
4. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/%C2%ABrazlichnie_sposobi_dokazatelstva__teoremi_pifagor_191407.html
5. https://yandex.com/collections/card/5ace623d0265c1d2bab5d389/
6. https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2.%D0%B0&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjJtbik5prhAhVP2aYKHcYKBU8QsAR6BAgHEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=_DQN7tV6iTysnM:
7. https://www.google.com/search?q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D1%81%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2.%D0%B0&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjJtbik5prhAhVP2aYKHcYKBU8QsAR6BAgHEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=kPGgkvNvyTgLNM:
8. https://www.google.com/search?q=%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA+%D0%B8%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%B9+%D0%B2+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%83&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjOx5W66JrhAhUixKYKHVRhDkQQsAR6BAgJEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=eG6tuV3p-R1wIM:
9. https://www.google.com/search?q=%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA+%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%B4+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjgq-3t6JrhAhXKR5oKHSRVD74Q_AUIDigB&biw=1350&bih=588#imgdii=NZRvC9ieGGqbaM:&imgrc=UDFKpLln3tF8IM:
10. https://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82+%D0%B2+%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D0%B4+%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwiH89vd6ZrhAhVh7aYKHdC4DSoQ_AUIDigB&biw=1350&bih=588#imgdii=qCM4jLPFoMGCqM:&imgrc=pOwzIGiwEd7voM:
11. https://www.google.com/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwieoNeV6prhAhXDxMQBHd-MD9IQsAR6BAgJEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=ybJDv1hm_aguwM:
12. https://www.google.com/search?q=%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8+%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B0%D1%8E+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjM5pSR65rhAhVByKYKHfPIDzEQsAR6BAgJEAE&biw=1350&bih=588#imgdii=iewjsHpB5Eo1VM:&imgrc=lq-ZR_D-nsBg1M:
13. https://www.google.com/search?q=%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B0+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8+%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjZgZj08prhAhUNEpoKHUBYB1EQsAR6BAgJEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=ZdR0TaR7rOoYCM:
14. https://www.google.com/search?q=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D0%A1%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&tbm=isch&source=univ&sa=X&ved=2ahUKEwjig-yD9ZrhAhXNb5oKHX3eAfAQsAR6BAgJEAE&biw=1350&bih=588#imgrc=of-IsRUijNexuM:
15. https://www.google.com/search?biw=1350&bih=588&tbm=isch&sa=1&ei=soyXXJyBIIPo6QTm74D4BA&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F+%D1%81+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8&oq=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0+%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F&gs_l=img.1.4.35i39j0l7j0i5i30j0i8i30.100321.102624..106429...0.0..0.98.488.8......1....1..gws-wiz-img.......0i30.VgFeV_yEK-g#imgrc=qs8xDsc8vSfg2M:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.