Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Поиск»
Оценка 4.9

Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Поиск»

Оценка 4.9
doc
17.08.2020
Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Поиск»
Поиск.doc

 

Исследование в современном мире рассматривается не только как уз-

коспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая

часть любой деятельности, как стиль современного человека.

Как отмечается в современной педагогической литературе, «новый че-

ловек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и

решать проблему, предлагая творческие варианты. Эти и другие задачи, по

мнению ряда авторов, может решить человек, обладающий исследователь-

ской компетенцией [3].

При всей видимой значимости и актуальности данного вопроса, в на-

стоящее время существует многообразие подходов к определению сущности

исследовательской компетентности, но отсутствует ее единое понимание.

Большинство исследователей склонны рассматривать исследователь-

скую компетентность обучающихся, как результат грамотно спланированной

исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, по-

становка и анализ результатов эксперимента и т. д.). Осуществление данного

процесса возможно в условиях внеклассной работы, например, в ходе заня-

тий соответствующего по направленности кружка.

С.И. Осипова предлагает выделить три основные элемента исследова-

тельской компетентности обучающегося, выражающихся в следующих спо-

собностях:

выделение цели деятельности;

определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных

действий;

рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых

результатов с поставленной целью) [4].

На наш взгляд, формирование всех этих элементов успешно осуществ-

ляется в ходе реализации программы кружка «Поиск», нацеленной на

совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества.

Цель курса предоставление возможности школьникам развить свой

интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивиду-

альных особенностей и склонностей.

Данный курс ставит перед собой ряд задач:

предоставить возможность осознать каждому обучающемуся свою

значимость, свою принадлежность к большой науке;

ознакомить с методами научной и творческой работы;

развить познавательный интерес, любознательность;

обучить общаться со сверстниками и единомышленниками;

сформировать навыки дискуссии в процессе участия в научных

экспериментах и исследованиях.

1

Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Поиск»


 

 

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобрета-

ют следующие навыки:

видеть проблему;

самостоятельно ставить задачи;

работать с литературными источниками;

планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;

коммуникативные: умение выступать перед публикой, связно изла-

гать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить,

владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать во-

просы по проблемам выступления, с достоинством выходить из

острых ситуаций.

В отличие от существующих программ, данный курс нацелен не только

на расширение знаний школьников по таким дисциплинам как химия, биоло-

гия, экология, информатика и ИКТ, но и привитие обучающимся навыков ис-

следовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, на-

блюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и

систематизировать полученные результаты и т. д.).

Прежде чем знакомить школьников с современными требованиями,

предъявляемыми к исследовательским работам, планируются вводные заня-

тия (4 часа) для определения значения научно исследовательских работ для

всестороннего развития личности, изучение уровня подготовленности

школьников к исследовательской деятельности.

В разделе «Творчество» (4 ч.) предполагается знакомство с данным по-

нятием, формирование навыков решения творческих задач.

Раздел «Интеллект» (10 ч.) посвящен рассмотрению интеллекта, как

неотъемлемого инструмента научно - исследовательской работы, проведе-

нию работы со словарем парадоксальных определений, развитию наблюда-

тельности, ассоциативного мышления, креативности, дикции, речевых уме-

ний, словарного запаса.

Тема «Научно исследовательская работа» (22 часа) носит больше

теоретический характер, так как позволяет ознакомить школьников с совре-

менными требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам, эта-

пами их создания и написания.

Темы «Создание исследовательской работы» (48 ч.) и «Практическая

деятельность по созданию и защите исследовательских работ» (42 ч.) вклю-

чают в себя такие методы обучения, как теоретические (рассказ, лекция, дис-

куссия); практические (химический и биологический эксперимент, решение

химических задач разного уровня, работа учащихся с литературными источ-

никами, что позволит, на наш взгляд, не только успешно провести анализ на-

копленного научного опыта, но и будет способствовать развитию навыков

написания сочинений и рефератов по разным дисциплинам).

Современное образование не может существовать оторвано от новых

информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству

обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не

только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся

2

 

 


 

 

строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации,

необходимые для защиты любой формы исследовательской работы.

На наш взгляд, целесообразно большую часть занятий проводить в

форме групповой работы, что способствует формированию навыков обще-

ния, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки.

По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты

тех проектов и исследовательских работ, которые могут быть созданы обу-

чающимися в течение года. Защита подразумевает под собой не просто пуб-

личное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презента-

ции, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых

сторон выполненной работы.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю для занятия со школьниками

старшего звена (10 11 классы), так как подразумевает наличие у обучаю-

щихся определенной теоретической базы основ химии, биологии, информа-

тики и навыков владения ИКТ.

3

Улучшилось качество выполнения практических работ по химии. Это

выражается в грамотности проведения опыта, его описания и

формулированию выводов, что является наиболее частым «камнем преткно-

вения» обучающихся.

Возрастает качество исследовательских работ, созданных

обучающимися в ходе кружковой деятельности. Об этом свидетельствуют их

победы на городских, областных и Всероссийских конкурсах и конференциях.

Все вышесказанное дает право предположить, что внедрение в

школьную практику программы кружка «Поиск» способствует

формированию у обучающихся исследовательской компетентности.

 

 

 


 

 

Литература

1.

Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методиче-

ские рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- 6.- с.

4-29.

2.

3.

4.

Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирова-

ния мировоззрения //Народное образование, 1999.- 10.- с. 158-161

Осипова С. И. Компетентностный подход в контексте качества обра-

зования / http://www.fkgpu.ru/conf/12.doc

Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одарен-

ных детей.- ГОУ ВПО «Государственный университет цветных ме-

таллов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc

4


Скачано с www.znanio.ru

Исследование в современном мире рассматривается не только как уз- коспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека

Исследование в современном мире рассматривается не только как уз- коспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобрета- ют следующие навыки :  видеть проблему;  самостоятельно ставить задачи;  работать с литературными источниками;  планировать,…

В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобрета- ют следующие навыки :  видеть проблему;  самостоятельно ставить задачи;  работать с литературными источниками;  планировать,…

На наш взгляд, целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков обще- ния, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки

На наш взгляд, целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков обще- ния, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки

Литература 1

Литература 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020