|
Исследование в современном мире рассматривается не только как уз- коспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека. Как отмечается в современной педагогической литературе, «новый че- ловек» должен быстро решать качественно сложные задачи, уметь видеть и решать проблему, предлагая творческие варианты. Эти и другие задачи, по мнению ряда авторов, может решить человек, обладающий исследователь- ской компетенцией [3]. При всей видимой значимости и актуальности данного вопроса, в на- стоящее время существует многообразие подходов к определению сущности исследовательской компетентности, но отсутствует ее единое понимание. Большинство исследователей склонны рассматривать исследователь- скую компетентность обучающихся, как результат грамотно спланированной исследовательской деятельности (написание исследовательской работы, по- становка и анализ результатов эксперимента и т. д.). Осуществление данного процесса возможно в условиях внеклассной работы, например, в ходе заня- тий соответствующего по направленности кружка. |
|
С.И. Осипова предлагает выделить три основные элемента исследова- тельской компетентности обучающегося, выражающихся в следующих спо- собностях: |
|
выделение цели деятельности; определение предмета, средств деятельности, реализация намеченных действий; рефлексия, анализ результатов деятельности (соотнесение достигнутых результатов с поставленной целью) [4]. |
|
На наш взгляд, формирование всех этих элементов успешно осуществ- ляется в ходе реализации программы кружка «Поиск», нацеленной на совместную работу разновозрастных групп обучающихся, желающих проявить и развить свои способности в сфере познания и творчества. Цель курса — предоставление возможности школьникам развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивиду- альных особенностей и склонностей. |
|
Данный курс ставит перед собой ряд задач: предоставить возможность осознать каждому обучающемуся свою значимость, свою принадлежность к большой науке; ознакомить с методами научной и творческой работы; развить познавательный интерес, любознательность; обучить общаться со сверстниками и единомышленниками; сформировать навыки дискуссии в процессе участия в научных экспериментах и исследованиях. |
|
1 |
![]()
![]()
|
Формирование исследовательской компетентности обучающихся средствами кружка «Поиск» |
|
В ходе выполнения исследовательской работы школьники приобрета- ют следующие навыки: |
|
видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; работать с литературными источниками; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; коммуникативные: умение выступать перед публикой, связно изла- гать свои мысли в процессе полемики, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать во- просы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций. |
|
В отличие от существующих программ, данный курс нацелен не только на расширение знаний школьников по таким дисциплинам как химия, биоло- гия, экология, информатика и ИКТ, но и привитие обучающимся навыков ис- следовательской деятельности (постановка и проведение эксперимента, на- блюдение, работа с научной и методической литературой, умение обобщать и систематизировать полученные результаты и т. д.). Прежде чем знакомить школьников с современными требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам, планируются вводные заня- тия (4 часа) для определения значения научно – исследовательских работ для всестороннего развития личности, изучение уровня подготовленности школьников к исследовательской деятельности. |
|
В разделе «Творчество» (4 ч.) предполагается знакомство с данным по- нятием, формирование навыков решения творческих задач. |
|
Раздел «Интеллект» (10 ч.) посвящен рассмотрению интеллекта, как неотъемлемого инструмента научно - исследовательской работы, проведе- нию работы со словарем парадоксальных определений, развитию наблюда- тельности, ассоциативного мышления, креативности, дикции, речевых уме- ний, словарного запаса. Тема «Научно – исследовательская работа» (22 часа) носит больше теоретический характер, так как позволяет ознакомить школьников с совре- менными требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам, эта- пами их создания и написания. Темы «Создание исследовательской работы» (48 ч.) и «Практическая деятельность по созданию и защите исследовательских работ» (42 ч.) вклю- чают в себя такие методы обучения, как теоретические (рассказ, лекция, дис- куссия); практические (химический и биологический эксперимент, решение химических задач разного уровня, работа учащихся с литературными источ- никами, что позволит, на наш взгляд, не только успешно провести анализ на- копленного научного опыта, но и будет способствовать развитию навыков написания сочинений и рефератов по разным дисциплинам). Современное образование не может существовать оторвано от новых информационных технологий. Поэтому часть времени отводится знакомству обучающихся с программами Microsoft Office. В результате школьники не только овладевают навыками работы с текстовым редактором, но и учатся |
|
2 |
|
строить графики, таблицы, диаграммы и создавать слайдовые презентации, необходимые для защиты любой формы исследовательской работы. На наш взгляд, целесообразно большую часть занятий проводить в форме групповой работы, что способствует формированию навыков обще- ния, дискуссии, воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки. По итогам прохождения программы необходимо проведение защиты тех проектов и исследовательских работ, которые могут быть созданы обу- чающимися в течение года. Защита подразумевает под собой не просто пуб- личное выступление школьников в форме доклада или слайдовой презента- ции, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы. Программа рассчитана на 4 часа в неделю для занятия со школьниками старшего звена (10 – 11 классы), так как подразумевает наличие у обучаю- щихся определенной теоретической базы основ химии, биологии, информа- тики и навыков владения ИКТ. |
|
3 |
![]()
|
Улучшилось качество выполнения практических работ по химии. Это выражается в грамотности проведения опыта, его описания и формулированию выводов, что является наиболее частым «камнем преткно- вения» обучающихся. Возрастает качество исследовательских работ, созданных обучающимися в ходе кружковой деятельности. Об этом свидетельствуют их победы на городских, областных и Всероссийских конкурсах и конференциях. |
|
Все вышесказанное дает право предположить, что внедрение в школьную практику программы кружка «Поиск» способствует формированию у обучающихся исследовательской компетентности.
|
|
Литература |
|
1. |
|
Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методиче- ские рекомендации для учащихся и педагогов) //Завуч, 2005.- № 6.- с. 4-29. |
|
2. 3. 4. |
|
Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирова- ния мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10.- с. 158-161 Осипова С. И. Компетентностный подход в контексте качества обра- зования / http://www.fkgpu.ru/conf/12.doc Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одарен- ных детей.- ГОУ ВПО «Государственный университет цветных ме- таллов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc |
|
4 |
![]()
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.