Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС
Оценка 4.9

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
doc
математика
11 кл
21.01.2020
Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС
ИАР.doc

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая аттестационная работа

 

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

(наименование работы)

 

по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

«Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель ___Попович М.А.___________

                             (Ф.И.О.)

Проверил:

руководитель __Горшенина  Н.В. ______

                             (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2015 г.


Содержание

Пояснительная записка. 3

Практическая часть. 11

Приложение 1. 14

Приложение 2. 15

Список литературы. 16

 


Пояснительная записка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения, навыки  рассматриваются как производные от соответствующих  видов целенаправленных действий. Качество  усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

Математика является одним из основных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовке обучающихся.

Универсальные учебные действия  (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студента. Компетентности  подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации  образования России. 

Одной из главных целей обучения математике в колледже является подготовка студентов к повседневной жизни, дальнейшей трудовой деятельности, а так же развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умения и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Для меня, как для математика, основной и важной является математическая компетенция, которая включает в себя способность структурировать  данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать  и преобразовывать ее, интерпретировать полученные  результаты. Иными словами, математическая компетенция обучающегося  способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной и трудовой жизни проблем.

В стандартах среднего (полного) общего  образования сформулированы следующие требования к уровню подготовки обучающихся, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- построения и исследования  простейших математических моделей;

 - описания и исследования простейших математических моделей;

- описания и исследования  с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;

- интерпретация графиков реальных процессов;

- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшее  и наименьшее значения с применением аппарата математического анализа;

- анализа реальных числовых данных, представления в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического анализа;

- исследование (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисление длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Рассмотрим  методы и приемы обучения, способствующие развитию ключевых компетенций, на примере конкретного урока  математики, который был проведен на I курсе  со студентами специальности  08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Тип урока: изучение нового материала

Обоснование практической значимости данного урока состоит в том, что изучаемый материал имеет применение в дальнейшей профессиональной деятельности студентов данной группы.

Тема: Цилиндр

В основу урока положена концепция формирования и дальнейшего развития у студентов математической, исследовательской и коммуникативной компетенций, направленных на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления студентов, устной и письменной математической речи. На данном занятии был использован метод и прием интеграции знаний и учебных дисциплин  в виде постановки перед студентами творческой задачи, решение которой потребовало комплексного применения знаний нескольких дисциплин.

Цель урока: организовать мыслительную деятельность студентов для изучения пространственного тела – цилиндра, для создания потребности обращения к изученным формулам при решении задач профессионального характера;  создать условия для  формирования критического мышления, способствовать развитию коммуникативных умений, Развивать самостоятельное  формирование познавательных целей, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;   Формировать универсальные логические действия;  Развивать регулятивные умения (самоанализ своей деятельности, рефлексия), Самоконтроль.

Ожидаемый результат: После изучения темы студенты должны:

- знать определение цилиндра;

-знать формулы вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра, объема цилиндра

-уметь применять изученные формулы для решения прикладных задач.

В ходе урока реализуются важные для урока математические подходы:

-коммуникативно-деятельный;

-организация самостоятельной деятельности;

- личностно-ориентированный.

Элементы технологии обучения, реализующиеся на уроке:

- индивидуализации и дифференциации обучения;

- группового и коллективного взаимодействия;

- творческого развития личности;

- сотрудничества;

- критического мышления;

- информационно- коммуникационные технологии.

Технологии группового и коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.

Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:

- позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;

- межличностное взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных задач;

- совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии;

- создание организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;

- особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).

Педагогическая технология сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Вариантов этой технологии очень много, но во всех вариантах это организация групповой работы. Особое внимание во всех вариантах уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый участник процесса обучения.

Роль преподавателя в педагогике сотрудничества быть помощником, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении мастерством. Первая обязанность преподавателя – организовать и увлечь студентов в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело студентов– активно сотрудничать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир.

     Главным результатом такого подхода в обучении – способность студента переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить.

Технология развития критического мышления (ТРКМ)  основана на творческом сотрудничестве преподавателя и обучающегося, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Признаки критического мышления:

1.  Критическое мышление – мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

Работая в группах, учащийся решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

Информационно-коммуникативная  технология  —  это  педагогическая  технология,  использующая  специальные  программные  и  технические  средства  для  доступа  к  различным  информационным  источникам  (электронным,  печатным,  инструментальным,  людским)  и  инструментам  совместной  деятельности,  направленные  на  получение  конкретного  результата.

Уроки с применением мультимедийного проектора и интерактивной доски вызывают у студентов интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на занятиях превра­щает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к получению новых знаний, значи­тельно улучшает четкость в организации работы.  

Использование Интернет – ресурсов при  выполнении самостоятельной  работы позволяет студентам:

  • находить нужную информацию при подготовке докладов, рефератов, сообщений и т.д. Для этого им предоставляется большой объём информации;
  • проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в учебном заведении, так и в домашних условиях.

Анализ уроков математики с применением информационно-коммуникативных технологий показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий.

Принципы обучения, реализующиеся на уроке:

Общедидактические принципы: научности, последовательности и систематичности; развивающего обучения, сознательности и активности; доступности; преемственности и перспективности обучения; связи обучения с жизнью; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы; наглядности.

Методы обучения и их приемы их реализации:

Метод обучения

Прием реализации метода

Репродуктивный:

Объяснительно – иллюстративный

Демонстрационный

учебный фильм

Самостоятельная работа с учебными картами, учебниками

Продуктивный:

Исследовательский метод

Эвристический диалог

Развитие творческих способностей

Эвристическая беседа

Практические и теоретические задания проблемного характера

Средства обучения: учебники, интерактивная доска, рабочие карты, презентации, учебный фильм «Цилиндр».

В ходе работы были выполнены проекты использования цилиндрических колонн в архитектурных сооружениях. Данные проекты представляли на обсуждения руководители творческих групп. Выполненные задачи были проверены студентами расчетной группы, которые решали задачу с помощью программы Excel.

Студенты  в конце занятия оценили свою деятельность с помощью рефлексии «Анкета». Анализируя рефлексию деятельности студентов на уроке можно сделать вывод, что цели урока были достигнуты.

Оценка  следующих достижений учащихся может говорить о компетентностном подходе к занятию:

 - студенты используют знания,  умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности;

 - учащиеся осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;

 - у студентов формируется представление  о математике как о предмете, где каждому есть возможность высказаться;

- приобретая навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты;

 - учащиеся адекватно оценивают свою деятельность и деятельность однокурсников;

 - изменяется поведение студентов  в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказать свое мнение.

На данном занятии студентам предоставлялась возможность:

- взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими студентами, оценить свои поступки, поведение, научиться принимать себя и других  как отдельную личность;

- учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением;

- развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать  усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения.

Именно, компетентностный подход и способствует реализации этих условий.


Практическая часть

Технологическая карта (план) занятия № __116__

 

 

Группа

Дата

Дисциплина

Математика

 

 

 

 

Тема занятия

Цилиндр.

 

 

Вид занятия

Теоретическое

 

 

Цель занятия

- Рассмотреть понятие  цилиндра, как тела вращения, рассмотреть элементы цилиндра

- Рассмотреть применения тела вращения – цилиндра  в реальной жизни

-учить решать задачи на применение формул вычисление площади основания цилиндра, площади поверхности  и объема цилиндра.  

 

-создавать условия для развития критического мышления, логического мышления, памяти, внимания.

 

-стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга

Формируемые

 

 

 

компетенции

 

 

 

Результат

Должны

знать

Определение цилиндра, элементы цилиндра

Формулы вычисления площади поверхности, объема цилиндра

 

 

Должны

уметь

Вычислять геометрические величины цилиндра

 

Показатели оценки

результата

Умеют примять изученные формулы для решения задач

 

 

 

 

Межпредметные связи

Физика, архитектура, строительные материалы, информатика

 

 

 

Средства

Рабочие карты,  модели, эпиграф, тетради, чертежные инструменты

 

обучения

Учебники

 

 

Интерактивная доска, презентация, учебный фильм, ноутбук

 

Основная

 Л.С. Атанасян «Геометрия 10-11»

 

литература

 

 

 

 

 

 

 


содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа          

1.

Организационный этап:

2 мин.

 

- проверка готовности студентов к занятию;

 

 

- проверка посещаемости;

 

2

Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап

Презентация к уроку (Приложение 1)

- (Слайд 1)  Решение логической задачи (разделить тремя прямыми разрезами торт таком образом, чтобы на каждом кусочке была одна розочка)

-Каким геометрическим телом является торт?

- Итак, тема нашего урока: Цилиндр

Эпиграф занятия:

Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира.

                                                                                         Н. Лобачевский

8 мин

 

- Мы все прекрасно знаем, как выглядит цилиндр (демонстрация модели), а вот что мы можем о нем узнать нового?

(из чего он состоит, как получается, как вычисляется площадь боковой и полной поверхности)

- Где мы встречаемся с цилиндрами в жизни?

- «Тела вращения в архитектуре» (Выступление студентов с презентацией).

 

 

Работа над новым материалом

25 мин.

3

 

4

 

 

 

5

 

 

 

 

Первичное усвоение новых знаний

- Просмотр учебного фильма «Цилиндр»

Первичная проверка понимания

- Заполнение рабочих карт, (Приложение 2)

- работа с учебником:  стр. 130 § 59.

- Проверка заполненных карт.

Первичное закрепление

- работа в группах. (Приложение 1. Слайд 2)

 - В начале урока мы рассмотрели несколько архитектурных сооружений, в конструкции которых использованы колонны, являющиеся цилиндрами.

- Представьте себе, что  вам предстоит строить здание с колоннами, и под здание нужно рассчитать глубину  фундамента,  а для этого следует знать, какое давление оказывает объект на грунт.

- Для выполнения расчеты давления вы можете использовать справочники по физике

- колонны можно выполнять из различного материала: мрамора, гранита, бетона. Для вычисления нужно знать плотность этих материалов (заполнение таблицы на доске)

материал

ρ

плотность,

кг/м3

Цена за 1м3, руб

Р (давление), кПа

Стоимость, руб

Мрамор

2800

10000

112

61575

Гранит

3000

9000

120

55417

Бетон

2400

3100

96

19088

 

Каждая группа будет работать с одним из материалов: (выбор материала)

- Рассчитайте давление одной колонны высотой 4 метра и радиусом основания 70см на грунт. Подумайте над вопросом: при строительстве,  какого здания вы могли бы использовать колонны из данного материала? Время работы 5 мин.

Индивидуальное задание: произвести расчеты с помощью программы Excel (2 студента)

- обсуждение решений, заполнение таблицы на доске

 

6

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Заполнить таблицы, расположенные на обороте рабочей карты

2 мин

7.

Рефлексивно – оценочный этап

5 мин.

 

Подведение итогов занятия

Итак, давайте еще раз вспомним, о каком геометрическом теле шла речь?

Что узнали нового о цилиндре? Где могут пригодиться данные знания?

 

 

- Рефлексия «Анкета»

А теперь подумайте, какую оценку вы бы поставили себе за урок? И почему?

 

 

Выставление оценок

 

 

Преподаватель

 

 

Попович М.А.

 

 

 

 

(И.О.Фамилия)

 


Приложение 1

Слайд 1                                            Слайд 2

                

Слайд 3.                                                    Слайд 4

    


Приложение 2

Рабочая карта

 

ЦИЛИНДР

Х1

 
________________ - называется тело, состоящее из двух __________, лежащих в параллельных плоскостях и совмещаемых параллельным переносом, а так же ___________________, соединяющих соответствующие точки этих кругов.

А1

 

О1

 
                                    Круги - ________________________________

В1

 
                                    Отрезки - ______________________________

                                    ОО1 - __________________________________

                                    ОА=О1 А - ______________________________

R

 
                                                          Свойства

 

 

 


1.Основания цилиндра  _________________ и ______________.  

2.Образующие цилиндра _________________ и _____________.

3.Высота прямого  цилиндра равна ________________________.

М1

 

О1

 
4. При вращении  _____________________ вокруг  одной из сторон как оси образуется   цилиндр.

ОММ1О1 - _______________________

ОО1 - ___________________________

М

 

О

 
R =_____=_____   H=_____=_____

Sосн.цил      =____________

С (длина окружности основания)= __________

S бок.пов.    = ___________ =__________________

S пол.пов.   = ___________ =__________________

Vцилиндра = ___________ = __________________

 

 

Домашнее задание

Зная, что R – радиус основания цилиндра, Н – его высота, Sосн.-площадь основания, S – полная поверхность, вычислить неизвестные величины

 

1

2

3

4

R

10см

2дм

 

 

H

2дм

 

1дм

 

Sосн

 

 

600см2

320см2

S

 

628дм2

 

1640см2

V

 

 

 

 

 


Список литературы

 

1.     Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

2.     Кудашева О.А. Использование современных технологий на уроках математики. [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа: http://festival.1september.ru/articles/585992/

3.      Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. Самарский государственный технический университет, Самара, 1998.- 172 с.

4.     Педагогические  технологии: Учебное пособие/ Авт.- сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

5.      Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенции//Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

 

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020