Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный колледж»
Итоговая аттестационная работа
Формирование ключевых компетенций студентов на уроках математики в рамках ФГОС
(наименование работы)
по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
«Методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС СПО»
Выполнил: слушатель ___Попович М.А.___________ (Ф.И.О.) Проверил: руководитель __Горшенина Н.В. ______ (Ф.И.О.) |
Оренбург, 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка. 3
Практическая часть. 11
Приложение 1. 14
Приложение 2. 15
Список литературы. 16
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих студентам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения, навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.
Математика является одним из основных предметов: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовке обучающихся.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студента. Компетентности подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации образования России.
Одной из главных целей обучения математике в колледже является подготовка студентов к повседневной жизни, дальнейшей трудовой деятельности, а так же развитие их личности средствами математики. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умения и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Для меня, как для математика, основной и важной является математическая компетенция, которая включает в себя способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция обучающегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной и трудовой жизни проблем.
В стандартах среднего (полного) общего образования сформулированы следующие требования к уровню подготовки обучающихся, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- построения и исследования простейших математических моделей;
- описания и исследования простейших математических моделей;
- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
- интерпретация графиков реальных процессов;
- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшее и наименьшее значения с применением аппарата математического анализа;
- анализа реальных числовых данных, представления в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического анализа;
- исследование (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисление длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Рассмотрим методы и приемы обучения, способствующие развитию ключевых компетенций, на примере конкретного урока математики, который был проведен на I курсе со студентами специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Тип урока: изучение нового материала
Обоснование практической значимости данного урока состоит в том, что изучаемый материал имеет применение в дальнейшей профессиональной деятельности студентов данной группы.
Тема: Цилиндр
В основу урока положена концепция формирования и дальнейшего развития у студентов математической, исследовательской и коммуникативной компетенций, направленных на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления студентов, устной и письменной математической речи. На данном занятии был использован метод и прием интеграции знаний и учебных дисциплин в виде постановки перед студентами творческой задачи, решение которой потребовало комплексного применения знаний нескольких дисциплин.
Цель урока: организовать мыслительную деятельность студентов для изучения пространственного тела – цилиндра, для создания потребности обращения к изученным формулам при решении задач профессионального характера; создать условия для формирования критического мышления, способствовать развитию коммуникативных умений, Развивать самостоятельное формирование познавательных целей, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Формировать универсальные логические действия; Развивать регулятивные умения (самоанализ своей деятельности, рефлексия), Самоконтроль.
Ожидаемый результат: После изучения темы студенты должны:
- знать определение цилиндра;
-знать формулы вычисления площадей боковой и полной поверхностей цилиндра, объема цилиндра
-уметь применять изученные формулы для решения прикладных задач.
В ходе урока реализуются важные для урока математические подходы:
-коммуникативно-деятельный;
-организация самостоятельной деятельности;
- личностно-ориентированный.
Элементы технологии обучения, реализующиеся на уроке:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- группового и коллективного взаимодействия;
- творческого развития личности;
- сотрудничества;
- критического мышления;
- информационно- коммуникационные технологии.
Технологии группового и коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Технологии группового и коллективного взаимодействия позволяют создать условия совместной деятельности, в которой происходит:
- позитивная взаимозависимость участников, то есть направленность на совместное достижение результата, понимание учащимися зависимости успеха каждого от успеха других;
- межличностное взаимодействие, взаимопомощь друг другу как условие совместного решения учебных задач;
- совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии;
- создание организационных условий: пространственного расположения групп, обеспечивающего диалогическое взаимодействие и общение участников; определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности;
- особая позиция педагога, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (англ. facilitate – облегчать, содействовать, способствовать).
Педагогическая технология сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Вариантов этой технологии очень много, но во всех вариантах это организация групповой работы. Особое внимание во всех вариантах уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый участник процесса обучения.
Роль преподавателя в педагогике сотрудничества быть помощником, советчиком и соратником в поисках истины, в овладении мастерством. Первая обязанность преподавателя – организовать и увлечь студентов в активный процесс решения познавательных и практических учебных задач. Дело студентов– активно сотрудничать в коллективном труде, постоянно совершенствовать себя и окружающий мир.
Главным результатом такого подхода в обучении – способность студента переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве преподавателя и обучающегося, на развитии у студентов аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Признаки критического мышления:
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
Работая в группах, учащийся решает более сложные задачи, нежели только конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.
Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.
Информационно-коммуникативная технология — это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Уроки с применением мультимедийного проектора и интерактивной доски вызывают у студентов интерес, заставляют работать всех. Использование мультимедиа на занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к получению новых знаний, значительно улучшает четкость в организации работы.
Использование Интернет – ресурсов при выполнении самостоятельной работы позволяет студентам:
Анализ уроков математики с применением информационно-коммуникативных технологий показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий.
Принципы обучения, реализующиеся на уроке:
Общедидактические принципы: научности, последовательности и систематичности; развивающего обучения, сознательности и активности; доступности; преемственности и перспективности обучения; связи обучения с жизнью; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы; наглядности.
Методы обучения и их приемы их реализации:
Метод обучения |
Прием реализации метода |
Репродуктивный: Объяснительно – иллюстративный Демонстрационный |
учебный фильм Самостоятельная работа с учебными картами, учебниками |
Продуктивный: Исследовательский метод Эвристический диалог Развитие творческих способностей |
Эвристическая беседа Практические и теоретические задания проблемного характера |
Средства обучения: учебники, интерактивная доска, рабочие карты, презентации, учебный фильм «Цилиндр».
В ходе работы были выполнены проекты использования цилиндрических колонн в архитектурных сооружениях. Данные проекты представляли на обсуждения руководители творческих групп. Выполненные задачи были проверены студентами расчетной группы, которые решали задачу с помощью программы Excel.
Студенты в конце занятия оценили свою деятельность с помощью рефлексии «Анкета». Анализируя рефлексию деятельности студентов на уроке можно сделать вывод, что цели урока были достигнуты.
Оценка следующих достижений учащихся может говорить о компетентностном подходе к занятию:
- студенты используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности;
- учащиеся осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности;
- у студентов формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность высказаться;
- приобретая навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты;
- учащиеся адекватно оценивают свою деятельность и деятельность однокурсников;
- изменяется поведение студентов в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказать свое мнение.
На данном занятии студентам предоставлялась возможность:
- взглянуть на себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими студентами, оценить свои поступки, поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность;
- учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением;
- развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения.
Именно, компетентностный подход и способствует реализации этих условий.
Технологическая карта (план) занятия № __116__
|
|
Группа |
Дата |
|||||
Дисциплина |
Математика |
|
|
|||||
|
|
|||||||
Тема занятия |
Цилиндр. |
|||||||
|
|
|||||||
Вид занятия |
Теоретическое |
|||||||
|
|
|||||||
Цель занятия |
- Рассмотреть понятие цилиндра, как тела вращения, рассмотреть элементы цилиндра - Рассмотреть применения тела вращения – цилиндра в реальной жизни -учить решать задачи на применение формул вычисление площади основания цилиндра, площади поверхности и объема цилиндра. |
|||||||
|
-создавать условия для развития критического мышления, логического мышления, памяти, внимания. |
|||||||
|
-стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга |
|||||||
Формируемые |
|
|||||||
|
|
|||||||
компетенции |
|
|||||||
|
|
|||||||
Результат |
Должны знать |
Определение цилиндра, элементы цилиндра |
||||||
Формулы вычисления площади поверхности, объема цилиндра |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Должны уметь |
Вычислять геометрические величины цилиндра |
|||||||
|
||||||||
Показатели оценки результата |
Умеют примять изученные формулы для решения задач |
|||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Межпредметные связи |
Физика, архитектура, строительные материалы, информатика |
|||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
Средства |
Рабочие карты, модели, эпиграф, тетради, чертежные инструменты |
||||||
|
обучения |
Учебники |
||||||
|
|
Интерактивная доска, презентация, учебный фильм, ноутбук |
||||||
|
Основная |
Л.С. Атанасян «Геометрия 10-11» |
||||||
|
литература |
|
||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
||||||
содержание занятия
№ этапа |
Этапы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения |
Временная регламентация этапа |
||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный этап: |
2 мин. |
||||||||||||||||||||||||
|
- проверка готовности студентов к занятию; |
|
||||||||||||||||||||||||
|
- проверка посещаемости; |
|
||||||||||||||||||||||||
2 |
Постановка цели и задач урока. Мотивационный этап Презентация к уроку (Приложение 1) - (Слайд 1) Решение логической задачи (разделить тремя прямыми разрезами торт таком образом, чтобы на каждом кусочке была одна розочка) -Каким геометрическим телом является торт? - Итак, тема нашего урока: Цилиндр Эпиграф занятия: Нет ни одной области математики, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира. Н. Лобачевский |
8 мин |
||||||||||||||||||||||||
|
- Мы все прекрасно знаем, как выглядит цилиндр (демонстрация модели), а вот что мы можем о нем узнать нового? (из чего он состоит, как получается, как вычисляется площадь боковой и полной поверхности) - Где мы встречаемся с цилиндрами в жизни? - «Тела вращения в архитектуре» (Выступление студентов с презентацией). |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Работа над новым материалом |
25 мин. |
||||||||||||||||||||||||
3
4
5
|
Первичное усвоение новых знаний - Просмотр учебного фильма «Цилиндр» Первичная проверка понимания - Заполнение рабочих карт, (Приложение 2) - работа с учебником: стр. 130 § 59. - Проверка заполненных карт. Первичное закрепление - работа в группах. (Приложение 1. Слайд 2) - В начале урока мы рассмотрели несколько архитектурных сооружений, в конструкции которых использованы колонны, являющиеся цилиндрами. - Представьте себе, что вам предстоит строить здание с колоннами, и под здание нужно рассчитать глубину фундамента, а для этого следует знать, какое давление оказывает объект на грунт. - Для выполнения расчеты давления вы можете использовать справочники по физике - колонны можно выполнять из различного материала: мрамора, гранита, бетона. Для вычисления нужно знать плотность этих материалов (заполнение таблицы на доске)
Каждая группа будет работать с одним из материалов: (выбор материала) - Рассчитайте давление одной колонны высотой 4 метра и радиусом основания 70см на грунт. Подумайте над вопросом: при строительстве, какого здания вы могли бы использовать колонны из данного материала? Время работы 5 мин. Индивидуальное задание: произвести расчеты с помощью программы Excel (2 студента) - обсуждение решений, заполнение таблицы на доске |
|
||||||||||||||||||||||||
6 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Заполнить таблицы, расположенные на обороте рабочей карты |
2 мин |
||||||||||||||||||||||||
7. |
Рефлексивно – оценочный этап |
5 мин. |
||||||||||||||||||||||||
|
Подведение итогов занятия Итак, давайте еще раз вспомним, о каком геометрическом теле шла речь? Что узнали нового о цилиндре? Где могут пригодиться данные знания? |
|
||||||||||||||||||||||||
|
- Рефлексия «Анкета» А теперь подумайте, какую оценку вы бы поставили себе за урок? И почему? |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Выставление оценок |
|
||||||||||||||||||||||||
Преподаватель |
|
|
Попович М.А. |
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|
(И.О.Фамилия) |
|
||||||||||||||||||||||
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3. Слайд 4
Рабочая карта
ЦИЛИНДР
ОО1 - __________________________________ ОА=О1 А - ______________________________
1.Основания цилиндра _________________ и ______________. 2.Образующие цилиндра _________________ и _____________. 3.Высота прямого цилиндра равна ________________________.
ОММ1О1 - _______________________ ОО1 - ___________________________
Sосн.цил =____________ С (длина окружности основания)= __________ S бок.пов. = ___________ =__________________ S пол.пов. = ___________ =__________________ Vцилиндра = ___________ = __________________
|
Домашнее задание Зная, что R – радиус основания цилиндра, Н – его высота, Sосн.-площадь основания, S – полная поверхность, вычислить неизвестные величины
|
1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
2. Кудашева О.А. Использование современных технологий на уроках математики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/585992/
3. Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. Самарский государственный технический университет, Самара, 1998.- 172 с.
4. Педагогические технологии: Учебное пособие/ Авт.- сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенции//Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.