Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.
Оценка 4.9

Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
21.03.2022
Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.
Выступление на ШМО. Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.
выступление на шмо 2021.docx

Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования.

Выступление на ШМО Саттаровой Лилии Владимировны

Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания.             В ФГОС второго поколения выделяются три группы результатов обучения - личностные, метапредметные, предметные. Если предметные результаты определяются программой обучения и достаточно конкретны для каждого класса, то метапредметные и личностные результаты - несколько новые понятия.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД:

Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.

Умение самостоятельно регулировать работу.

Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Познавательные УУД:

Принимать и сохранять учебные цели.

Трансформировать практические задачи в познавательные.

Работать с информацией и ее источниками.

Проявлять самостоятельность и инициативу.

Использовать символические и знаковые средства.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.

Слушать и включаться в диалог.

Участвовать в групповом обсуждении вопроса.

Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.

Владеть монологической и диалогической речи.

Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

При этом ФГОС начального общего образования определяет только требования к планируемым образовательным результатам младших школьников, но не формулирует сами образовательные результаты. Образовательные результаты конкретизированы в примерной ООП начального общего образования и представлены:

66 умениями базового уровня – «выпускник научится»

13 – личностные универсальные учебные действия,

9 – регулятивные

15 – познавательные

10 коммуникативные

19 - работа с текстом

44 умениями повышенного уровня – «выпускник получит возможность научиться»

10 – личностные универсальные учебные действия

7 – регулятивные

9 – познавательные

10 коммуникативные

8 - работа с текстом

Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений. В этих условиях перед учителем, ориентированным на достижение требований стандарта возникает непосильная задача – на протяжении четырёх лет обучения оценивать качество всех 110 умений, выявлять проблемы в их развитии и корректировать образовательный процесс таким образом, чтобы он обеспечивал становление всех запланированных образовательных результатов.

Из данного ряда умений, которые являются ключевыми для начальной школы и определяют становление всех остальных универсальных учебных действий можно выделить три интегративных метапредметных образовательных, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах

- умение учиться;

- учебное сотрудничество;

- грамотность чтения информационных текстов.

Умение учиться включает 5 основных учебных действий:

умение ставить цель учебной деятельности,

умение планировать решение учебной задачи,

умение решить учебную задачу,

умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи,

умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи.

Учебное сотрудничество (коммуникативная грамотность - коммуникативная компетентность)

Для начальной школы ключевым в становлении данного действия является учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество включает 4 основных умений:

инициатива в учебном сотрудничестве;

планирование учебного сотрудничества;

организация взаимодействия (вступает в диалог, взаимодействие со взрослым, со сверстниками и с самим с собой);

управление коммуникацией.

Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)

 Для начальной школы ключевым в становлении данной компетенции является грамотность чтения информационных текстов. (познавательные УУД +работа с текстом). Грамотность чтения информационных текстов включает 4 основных умения:

умение ориентироваться в тексте, поиск информации;

анализ текстовой информации;

структурирование и фиксация текстовой информации;

использование и применение информации.

Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе одно из важнейших средств формирования метапредметных результатов младших школьников.

Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. В процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, что на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ученика в отдельно взятой группе, и в целом – классе.

Практически ежедневно на уроках учащиеся работают в парах. Работая в парах ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. В самом начале мы договорились, ввели правила дружной работы: говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто говорит. (образец работ)

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных УУД.

Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это формирует личность, обладающую информационной культурой в целом, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет учителю провести нетрадиционный урок, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. (образец проектов «Моя семья», «День рождения класса» )

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи,

Необходимо учить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности, а также взаимооценке и оценке деятельности одноклассников на уроке. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе. (образец работ в ТПО)

Вывод

Применение на уроках метапредметного подхода способствует:

- развитию чувства собственного достоинства;

- снижению уровня агрессивности;

- повышению уровня рефлексии и самосознания;

- росту познавательной активности и познавательных интересов;

- повышению уровня понимания и принятия другого человека;

- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;

- личностному росту; росту креативности;

-повышению качества образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования

Формирование метапредметных УУД в начальной школе – путь повышения качества образования

Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений

Таким образом, всего к концу обучения в начальной школе у младших школьников должно быть сформировано от 66 до 110 умений

Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)

Грамотность чтения информационных текстов (информационная грамотность – информационная компетентность)

В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе

В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022