Формирование национального самосознания учащихся. Из опыта работы.
Оценка 4.7

Формирование национального самосознания учащихся. Из опыта работы.

Оценка 4.7
doc
09.06.2020
Формирование национального самосознания учащихся. Из опыта работы.
Творч.работа Формирование нац. самосознания.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы по теме:

 

«Формирование национального самосознания

            подрастающего поколения»

 

 

Павлова Е.А., учитель родного языка и литературы

«МКОУ «Лаганская СОШ№3 им.Очирова Л-Г.Б.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Лагань, 2017

 

«…нация умирает, когда национальное умирает в детях…»

Г.Н.Волков.

   Современные демократические преобразования в российском обществе сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов России к самостоятельному устройству общественной жизни. Идут процессы интенсивного формирования и восстановления национальных сообществ, культур. Происходит возрождение традиций, культуры, образования, языка.

    Система образования является неотъемлемой частью общества, она изменяется и развивается вместе с обществом. В сфере образования выделяются три основные тенденции изменения. Во-первых, мировая тенденция – смена основной парадигмы образования (изменения классической модели и системы образования, создание экспериментальных и альтернативных школ). Во-вторых, движение российской школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация, свободный выбор программ обучения. Третья тенденция состоит в восстановлении национальной российской школы.

     Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования, развития, гуманизации, дифференциации необходимо обновление содержания и методов образования.

      Основными изменениями в области преподавания родного языка являются преемственность обучения, приоритетность развивающей функции, личностно ориентированное обучение, формирование национального самосознания, гражданское образование, а так же усиление проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей по национально-региональному обучению.

    Сегодня в педагогике, наряду с традиционными, складываются новые представления о человеке и его образованности.

   Основной целью образования является подготовка не только грамотного, эрудированного, творческого человека, способного социально адаптироваться в современной жизни, но и  развитие в человеке нравственных идеалов цивилизованного общества, любви к Родине, становления у учащихся личностных черт, которые относятся к менталитету его народа, воспитание национального характера, в структуре которого великодушие, милосердие, любовь к Отечеству, уважение к национальной культуре.

В последнее время  заметно снизилось значение и влияние родного языка. С каждым годом родители все больше отдаляются от детей, все меньше беседуют с ними, не работают и отдыхают вместе. Вот-вот совсем порвется тонкая нить, связывающая их.

В юном поколении не воспитываются дух творчества, патриотизма, чувство национальной гордости,  стремления обогащать развивать родную культуру, вследствие чего дети недостаточно понимают ее роль .

Сложившиеся противоречия между должным и существующим привели меня к проблеме формирования национального самосознания школьников.

Решением данной проблемы  занимались величайшие психологи С.А. Рубинштейн,  А.Н. Леонтьев (теория деятельностного подхода), Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, и известные этнопедагоги Г.Н.Волков, О.Д.Мукаева, А.Б.Панькин (о личностном подходе в формировании психики ребенка, о роли языка и речи на интеллектуальном развитии личности).

  Опираясь на их педагогические идеи  в своей  работе использую следующие  принципы:

·        Первый принцип - народная педагогика – основа методов воспитания детей.

Этот принцип основывается на следующих требованиях:

- придерживаться развивающей, формирующей ребенка как личности философии народного семейного воспитания;

 - давать приоритет в воспитании и развитии ребенка народным методам воспитания:

 любой народ всегда был заинтересован в возрождении своей исконной культуры; каждая семья стремилась воспитывать в своем ребенке всесторонне развитую, мыслящую личность и была готова к консолидации всех сил для претворения этой мечты в жизнь;

 

·        Принцип второй - индивидуальность ребенка – великое сокровище его развития.

До недавнего времени, наука избегала проблемы изучения психологии народов. Тем  самым нюансы черт национального характера детей воспринимались через призму «усредненного советского школьника», что привело к формальной « индивидуализации; обучения и воспитания. Формализм в этой важной проблеме, породил больше пессимизма, нежели оптимизма в необходимости учета индивидуальности ребенка.

Этот принцип основывается на следующих правилах:

- при воспитании ребенка опираться на этнопсихологические особенности его умственной, эмоционально – волевой, коммуникативной деятельности;

- признать ребенка как личность и развивать в нем самые высокие стремления;

- учитывать особенности возрастной

и половой психологии детей;

- стараться выяснить, какую форму работы предпочитает ребенок: коллективную или индивидуальную;

- беречь и развивать особенности психологии и душевных данных каждого ребенка.

·        Принцип третий - народное мастерство – путь к детскому творчеству.

Сознавая, что основной движущей силой в процессе возрождения и развития коренной культуры является талантливая молодежь, нужно создавать необходимые условия для развития талантов, задавать этой работе нужный темп. Для этого каждая семья должна:

- в свою жизнь вносить, широко использовать в воспитании детей устное народное творчество, изобразительное искусство;

- привлекать внимание детей к произведениям народного творчества, что помогает разбудить и развить в ребенке его творческие возможности;

- Распространять в семьях игры, загадки и отгадки, пословицы и поговорки, народные игрушки и национальные игры.

·        Четвертый принцип – принцип этнической толерантности.

У калмыцкого народа сложились вековые традиции добросердечных отношений с другими народами. Народ всегда понимал, что только молодежь, уважающая свой народ, сможет понимать и уважать другие народы.

·        Пятый принцип - Ребенок – будущее семьи, рода и народа.

Этот принцип основывается на том, что ребенок всегда считался надеждой, опорой семьи, рода, его священным талисманом.

    Таким образом,   целью моей педагогической деятельности является   воспитание и образование, направленное на формирование национального самосознания, мышления, гражданственности, развитие творческой личности на этнопедагогических принципах, чтобы каждый ребенок на родном материнском языке впитывал в себя культурное наследие своего народа, богатство души, религию и философию, чтобы это играло преобладающую роль в становлении его личности.

Основными задачами считаю:

·        создать условия для того, чтобы каждый ребенок получил понятие о себе, как представителе своего народа, чтобы он не ограничивался только рамками своего дома, республики, но чувствовал себя причастным к развитию всего человечества.

·        последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, неповторимого по своему богатству и красочности фольклора, вековой религии.

·        развитие гражданских качеств,  творческих способностей: готовить детей не к роли пассивного и восторженного созерцателя красот окружающего мира, а к личному участию в жизни общества, к умению использовать для этого свои знания и таланты. 

    Достижение намеченных целей реализуется мной в условиях урочной деятельности. На родном языке, через родную речь дети узнают и приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «калмыцкий язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. Уже с начальных классов: дети усваивают, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.

  Стержнем учебной работы по освоению языка является притягательная сила родного языка. Учащиеся усваивают, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры.

   Раскрытию вопроса о национальном языке посвящаю вводные уроки и обобщающие уроки. Урок в 5-ом классе начинаю с глубокой истории. Рисую генеалогическое дерево языков, одна из ветвей которого калмыцкий язык.

Изучая калмыцкий алфавит, кратко знакомлю учащихся с историей письма, отдавая дань уважения ее создателю, Зая-Пандите.  

   Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. С этой целью даю задания типа: «Найдите интересные слова», «Откуда произошла ваша фамилия»… На последующих уроках ученики сообщают сведения, почерпнутые ими из каких-то других источников. Такая зарядка – стимул к приобретению более широких знаний. На уроках повторения или уроках развития речи очень часто провожу беседы, диалоги, диспуты, выступления, таким образом,  даю учащимся основные понятия речевой культуры, умение высказываться.

  В организации этих уроков как методические приемы использую игру, наглядность. Большое внимание уделяю развитию речи учащихся, стремлюсь расширить словарный запас.

Алгоритм данного вида работы представлен следующим образом:

1.     Выяснение точного лексического значения слов, понятий

2.     Рассмотрение словообразовательного ряда всего гнезда однокоренных слов

3.      Составление и запись словосочетаний, предложений, текстов, раскрывающих содержание понятия, с соответствующей грамматической работой.

4.     Самостоятельная работа учащихся.

 Чрезвычайно важным является то, что дети должны говорить на родном языке свободно. К этому я подвожу детей путем многих и разных упражнений, использую графсхемы, опорные слова, рисунки, таблицы.

Разнообразные задания, тексты убеждают учащихся  в том, что насколько богат возможностями родной язык.

        За время работы я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний через учебное пособие, объяснение приводит к появлению стереотипов мышления, а для учащихся характерны, особенно в период становления личности,  стремление проявить индивидуальность, желание творить, исследовать.

     Традиционный образовательный процесс строится по следующей логике: цель образования (знания, умения, отношения, ценности) – содержание образования – формы и методы обучения – приемы и средства обучения. Ключевой вопрос: «Чему учить?». Данная логика полностью соответствует «зуновской» (знания, умения, навыки) образовательной парадигме.

    Переход от «зуновской» к компетентностной (компетенция –это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации) образовательной парадигме предполагает изменение традиционной логики. Новая образовательная парадигма выглядит следующим образом: цель образования (компетенции) – формы и методы образования – содержание образования – приемы и средства обучения. Формы и методы не подбираются под содержание, а наоборот, диктуют правила и принципы отбора содержания. Ключевыми становится не «Чему учить?», а «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности учащегося, значит и характер опыта, которым ему предстоит овладеть в процессе обучения. Основой должна стать активная деятельность самих учащихся.

    Поэтому данные требования времени привели меня к использованию личностно ориентированной, проектной технологии на уроках. В ходе творческой проектной деятельности учащихся реализуются следующие компетенции: умение исследовать проблему, осмысливать и представлять продукт; умение сотрудничать и работать в группе; умение извлекать пользу из опыта; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.

Т   ворческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой исследовательской деятельности ученик учиться преодолевать трудности.

В результате такой деятельности происходит развитие психики человека,  формируется творческое и критическое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной  личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Начиная с 5 класса, дети пишут творческие сочинения, составляют устный и письменный отзывы о прочитанном, вдумываясь в отношение автора к героям и событиям. Развивая художественное воображение, практикую такие виды работ, как защита рисунков по теме изучаемого произведения, подбор эпиграфов к обсуждаемой проблеме, составление тем сочинений учащимися, подготовка вопросов для коллективного обсуждения, индивидуальные творческие задания по тексту. Развивая исследовательские навыки, даю задания – составить проект по изученной проблеме. Например, после изучения документальной повести Л.Инджиева «Харалта ɵдрмүд» десятиклассники подготовили проект «Туугдсн, эс даргдсн», «Элст – Хальмг Таңһчин хотл-балһсн» (после изучения песни С.Каляева «Элстин сувсрсн сɵ» и т.д.

   В своей работе я применяю нетрадиционные формы работы: урок –память, урок - игра, урок –экскурсия, урок –путешествие, интегрированные уроки, урок-конференция и т.п.

   Урок – путешествие в страну Бумба, где ребята знакомятся с обычаями, традициями своего народа. Приглашаю на уроки носителей родного языка и знатоков традиций калмыцкого народа, которые ярко и эмоционально рассказывают о быте, обычаях калмыков. В 5  классе  провожу дидактические игры «Үгин урлдан», «Алтн шаһа», которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас.

  Средоточием всех воспитательных начал у калмыков, как и у других народов, была и есть семья. С этой целью провожу уроки  по теме «Моя родословная». Раскрыть эту тему мне помогает обращение к героическому эпосу «Джангар», где ярко выражена идея формирования знаний своей родословной. Ребята предварительно проводят исследовательскую работу и затем по рассказам своих дедушек и бабушек составляет генеалогическое древо своего рода. В 5-8 классах в канун праздника 8 Марта провожу уроки по темам: «Усна экн –булг», «Үлү дурта аакм»,  где дети узнают и гордятся тем, что женщину –мать почитали как священную сокровищницу «Чиндамани» -камень, упавший с неба, приносящий счастье и благополучие семье. В особый культ возводилось уважение к родителям и старшим.

На уроках –беседах «Человек в беде спешит к родителям, а птица –к гнезду», широко раскрывается любовь к родителям дети учатся искренне воспринимать заботы, тревоги и строгость родителей.

  В старших классах я провожу «Уроки – эстетики», где рассказываю о раздельном воспитании калмыками девушек и юношей. Идеал женщины – калмычки – женщина –мастерица, мать, хозяйка дома. А мужчина –это защитник рода, кормилец, отец.

«Через красивое к человеческому – такова закономерность воспитания»,- эти слова Сухомлинского соответствует уроку литературы, посвященному дню рождению А.С.Пушкина.

  Пройдут годы, но ребята, наверное, никогда не забудут эмоциональное звучание на уроке гениальных строк А.С.Пушкина в переводе В.Шуграевой «Я Вас любил» или знаменитое «Прощай, любезная калмычка» в переводе Д.Кугультинова «Һольшг күүкн, менд бǝ!». Сравнение двух стихотворений заставляет учащихся задуматься о значении калмыцкого языка в системе мировой литературы. Таким образом, я включаю в свои уроки элементы интеграции для привития любви к родному краю, родному дому. Провожу уроки – викторины «Знаешь ли ты свою республику?», «Знаешь ли ты свой край?»

  Уроки – экскурсии по теме: «Не говорите плохо о степи» проводятся на свежем воздухе, знакомлю детей с разнотравьем степи. И как итог  пишем сочинения –миниатюры.

  Таким образом, опора на народную педагогику помогает мне глубже и ярче показать традиции калмыков на уроках и воспитывает нравственность у подрастающего поколения.

  Одним из главных тезисов народной педагогики и методики сотрудничества гласит: «Не с предметом -  к  ученику, а вместе с учеником –к предмету».

Достижение намеченных целей по воспитанию творческой личности в условиях урочной системы недостаточно, поэтому оно реализуется в системе внеурочных и внеклассных занятий. Ежегодно в школе проводятся конкурсы творческих, исследовательских работ, конференции, викторины, фестивали, в которых самое активное участие принимают мои ученики.  В рамках реализации программы «Одаренные дети» проводится индивидуальная работа с учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, интерес к проектной деятельности. Ими выполняются  разные виды проектов: практико-ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта (например, учащиеся 5 кл. работают над проектом «Люби и знай родной язык»); исследовательский проект, наиболее распространенный; творческий проект ( например, «Хальмг Таңhчд ирхитн  эржǝнǝвидн», «Эңкр ээҗ– мини тег» и т.п.).

  Перечисленные выше виды и формы внеклассной работы, а также урочная деятельность способствует готовности учащихся к творческому применению полученных знаний.

   Настоящий педагог должен оценивать  свои успехи успехами своих учеников. Чтобы стать хорошим учителем, важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики. 

        Данная система работы дает определенные результаты: мои ученики являются победителями и призерами районных и республиканских олимпиад, конкурсов. 

 «Учитель и ученик растут вместе»,- говорил известный китайский философ Конфуций.

И я развиваюсь, расту вместе со своими учениками.


 

 


Опыт работы по теме: «Формирование национального самосознания подрастающего поколения»

Опыт работы по теме: «Формирование национального самосознания подрастающего поколения»

Г.Н.Волков. Современные демократические преобразования в российском обществе сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов

Г.Н.Волков. Современные демократические преобразования в российском обществе сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов

Отечеству, уважение к национальной культуре

Отечеству, уважение к национальной культуре

Принцип второй - индивидуальность ребенка – великое сокровище его развития

Принцип второй - индивидуальность ребенка – великое сокровище его развития

У калмыцкого народа сложились вековые традиции добросердечных отношений с другими народами

У калмыцкого народа сложились вековые традиции добросердечных отношений с другими народами

Стержнем учебной работы по освоению языка является притягательная сила родного языка

Стержнем учебной работы по освоению языка является притягательная сила родного языка

Чрезвычайно важным является то, что дети должны говорить на родном языке свободно

Чрезвычайно важным является то, что дети должны говорить на родном языке свободно

Т ворческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку

Т ворческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку

Алтн ша һ а », которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас

Алтн ша һ а », которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас

Уроки – экскурсии по теме: «Не говорите плохо о степи» проводятся на свежем воздухе, знакомлю детей с разнотравьем степи

Уроки – экскурсии по теме: «Не говорите плохо о степи» проводятся на свежем воздухе, знакомлю детей с разнотравьем степи

Учитель и ученик растут вместе»,- говорил известный китайский философ

Учитель и ученик растут вместе»,- говорил известный китайский философ

Формирование национального самосознания учащихся. Из опыта работы.

Формирование национального самосознания учащихся. Из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020