Опыт работы по теме:
«Формирование национального самосознания
подрастающего поколения»
Павлова Е.А., учитель родного языка и литературы
«МКОУ «Лаганская СОШ№3 им.Очирова Л-Г.Б.»
г.Лагань, 2017
«…нация умирает, когда национальное умирает в детях…»
Г.Н.Волков.
Современные демократические преобразования в российском обществе сопровождаются ростом национального самосознания, стремлением народов России к самостоятельному устройству общественной жизни. Идут процессы интенсивного формирования и восстановления национальных сообществ, культур. Происходит возрождение традиций, культуры, образования, языка.
Система образования является неотъемлемой частью общества, она изменяется и развивается вместе с обществом. В сфере образования выделяются три основные тенденции изменения. Во-первых, мировая тенденция – смена основной парадигмы образования (изменения классической модели и системы образования, создание экспериментальных и альтернативных школ). Во-вторых, движение российской школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру (демократизация школы), создание системы непрерывного образования, гуманитаризация, свободный выбор программ обучения. Третья тенденция состоит в восстановлении национальной российской школы.
Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования, развития, гуманизации, дифференциации необходимо обновление содержания и методов образования.
Основными изменениями в области преподавания родного языка являются преемственность обучения, приоритетность развивающей функции, личностно ориентированное обучение, формирование национального самосознания, гражданское образование, а так же усиление проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей по национально-региональному обучению.
Сегодня в педагогике, наряду с традиционными, складываются новые представления о человеке и его образованности.
Основной целью образования является подготовка не только грамотного, эрудированного, творческого человека, способного социально адаптироваться в современной жизни, но и развитие в человеке нравственных идеалов цивилизованного общества, любви к Родине, становления у учащихся личностных черт, которые относятся к менталитету его народа, воспитание национального характера, в структуре которого великодушие, милосердие, любовь к Отечеству, уважение к национальной культуре.
В последнее время заметно снизилось значение и влияние родного языка. С каждым годом родители все больше отдаляются от детей, все меньше беседуют с ними, не работают и отдыхают вместе. Вот-вот совсем порвется тонкая нить, связывающая их.
В юном поколении не воспитываются дух творчества, патриотизма, чувство национальной гордости, стремления обогащать развивать родную культуру, вследствие чего дети недостаточно понимают ее роль .
Сложившиеся противоречия между должным и существующим привели меня к проблеме формирования национального самосознания школьников.
Решением данной проблемы занимались величайшие психологи С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев (теория деятельностного подхода), Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, и известные этнопедагоги Г.Н.Волков, О.Д.Мукаева, А.Б.Панькин (о личностном подходе в формировании психики ребенка, о роли языка и речи на интеллектуальном развитии личности).
Опираясь на их педагогические идеи в своей работе использую следующие принципы:
· Первый принцип - народная педагогика – основа методов воспитания детей.
Этот принцип основывается на следующих требованиях:
- придерживаться развивающей, формирующей ребенка как личности философии народного семейного воспитания;
- давать приоритет в воспитании и развитии ребенка народным методам воспитания:
любой народ всегда был заинтересован в возрождении своей исконной культуры; каждая семья стремилась воспитывать в своем ребенке всесторонне развитую, мыслящую личность и была готова к консолидации всех сил для претворения этой мечты в жизнь;
· Принцип второй - индивидуальность ребенка – великое сокровище его развития.
До недавнего времени, наука избегала проблемы изучения психологии народов. Тем самым нюансы черт национального характера детей воспринимались через призму «усредненного советского школьника», что привело к формальной « индивидуализации; обучения и воспитания. Формализм в этой важной проблеме, породил больше пессимизма, нежели оптимизма в необходимости учета индивидуальности ребенка.
Этот принцип основывается на следующих правилах:
- при воспитании ребенка опираться на этнопсихологические особенности его умственной, эмоционально – волевой, коммуникативной деятельности;
- признать ребенка как личность и развивать в нем самые высокие стремления;
- учитывать особенности возрастной
и половой психологии детей;
- стараться выяснить, какую форму работы предпочитает ребенок: коллективную или индивидуальную;
- беречь и развивать особенности психологии и душевных данных каждого ребенка.
· Принцип третий - народное мастерство – путь к детскому творчеству.
Сознавая, что основной движущей силой в процессе возрождения и развития коренной культуры является талантливая молодежь, нужно создавать необходимые условия для развития талантов, задавать этой работе нужный темп. Для этого каждая семья должна:
- в свою жизнь вносить, широко использовать в воспитании детей устное народное творчество, изобразительное искусство;
- привлекать внимание детей к произведениям народного творчества, что помогает разбудить и развить в ребенке его творческие возможности;
- Распространять в семьях игры, загадки и отгадки, пословицы и поговорки, народные игрушки и национальные игры.
· Четвертый принцип – принцип этнической толерантности.
У калмыцкого народа сложились вековые традиции добросердечных отношений с другими народами. Народ всегда понимал, что только молодежь, уважающая свой народ, сможет понимать и уважать другие народы.
· Пятый принцип - Ребенок – будущее семьи, рода и народа.
Этот принцип основывается на том, что ребенок всегда считался надеждой, опорой семьи, рода, его священным талисманом.
Таким образом, целью моей педагогической деятельности является воспитание и образование, направленное на формирование национального самосознания, мышления, гражданственности, развитие творческой личности на этнопедагогических принципах, чтобы каждый ребенок на родном материнском языке впитывал в себя культурное наследие своего народа, богатство души, религию и философию, чтобы это играло преобладающую роль в становлении его личности.
Основными задачами считаю:
· создать условия для того, чтобы каждый ребенок получил понятие о себе, как представителе своего народа, чтобы он не ограничивался только рамками своего дома, республики, но чувствовал себя причастным к развитию всего человечества.
· последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, неповторимого по своему богатству и красочности фольклора, вековой религии.
· развитие гражданских качеств, творческих способностей: готовить детей не к роли пассивного и восторженного созерцателя красот окружающего мира, а к личному участию в жизни общества, к умению использовать для этого свои знания и таланты.
Достижение намеченных целей реализуется мной в условиях урочной деятельности. На родном языке, через родную речь дети узнают и приобщаются к культурному наследию народа, через учебный предмет «калмыцкий язык» осваивают нормативные традиции и закономерности языка. Уже с начальных классов: дети усваивают, что они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного.
Стержнем учебной работы по освоению языка является притягательная сила родного языка. Учащиеся усваивают, что родной язык – ценнейшее народное достояние, часть национальной культуры.
Раскрытию вопроса о национальном языке посвящаю вводные уроки и обобщающие уроки. Урок в 5-ом классе начинаю с глубокой истории. Рисую генеалогическое дерево языков, одна из ветвей которого калмыцкий язык.
Изучая калмыцкий алфавит, кратко знакомлю учащихся с историей письма, отдавая дань уважения ее создателю, Зая-Пандите.
Для формирования языковой компетенции учащихся важна их ориентация на самообразование, расширение эрудиции. С этой целью даю задания типа: «Найдите интересные слова», «Откуда произошла ваша фамилия»… На последующих уроках ученики сообщают сведения, почерпнутые ими из каких-то других источников. Такая зарядка – стимул к приобретению более широких знаний. На уроках повторения или уроках развития речи очень часто провожу беседы, диалоги, диспуты, выступления, таким образом, даю учащимся основные понятия речевой культуры, умение высказываться.
В организации этих уроков как методические приемы использую игру, наглядность. Большое внимание уделяю развитию речи учащихся, стремлюсь расширить словарный запас.
Алгоритм данного вида работы представлен следующим образом:
1. Выяснение точного лексического значения слов, понятий
2. Рассмотрение словообразовательного ряда всего гнезда однокоренных слов
3. Составление и запись словосочетаний, предложений, текстов, раскрывающих содержание понятия, с соответствующей грамматической работой.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Чрезвычайно важным является то, что дети должны говорить на родном языке свободно. К этому я подвожу детей путем многих и разных упражнений, использую графсхемы, опорные слова, рисунки, таблицы.
Разнообразные задания, тексты убеждают учащихся в том, что насколько богат возможностями родной язык.
За время работы я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний через учебное пособие, объяснение приводит к появлению стереотипов мышления, а для учащихся характерны, особенно в период становления личности, стремление проявить индивидуальность, желание творить, исследовать.
Традиционный образовательный процесс строится по следующей логике: цель образования (знания, умения, отношения, ценности) – содержание образования – формы и методы обучения – приемы и средства обучения. Ключевой вопрос: «Чему учить?». Данная логика полностью соответствует «зуновской» (знания, умения, навыки) образовательной парадигме.
Переход от «зуновской» к компетентностной (компетенция –это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать умения в конкретной ситуации) образовательной парадигме предполагает изменение традиционной логики. Новая образовательная парадигма выглядит следующим образом: цель образования (компетенции) – формы и методы образования – содержание образования – приемы и средства обучения. Формы и методы не подбираются под содержание, а наоборот, диктуют правила и принципы отбора содержания. Ключевыми становится не «Чему учить?», а «Как учить?». Именно он определяет способы деятельности учащегося, значит и характер опыта, которым ему предстоит овладеть в процессе обучения. Основой должна стать активная деятельность самих учащихся.
Поэтому данные требования времени привели меня к использованию личностно ориентированной, проектной технологии на уроках. В ходе творческой проектной деятельности учащихся реализуются следующие компетенции: умение исследовать проблему, осмысливать и представлять продукт; умение сотрудничать и работать в группе; умение извлекать пользу из опыта; умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать собственное мнение.
Т ворческая деятельность школьников позволяет проникать в суть вопроса, вызывает у детей познавательный интерес, способствует привлечению внимания к уроку. Благодаря правильно организованной творческой исследовательской деятельности ученик учиться преодолевать трудности.
В результате такой деятельности происходит развитие психики человека, формируется творческое и критическое мышление, умение работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Начиная с 5 класса, дети пишут творческие сочинения, составляют устный и письменный отзывы о прочитанном, вдумываясь в отношение автора к героям и событиям. Развивая художественное воображение, практикую такие виды работ, как защита рисунков по теме изучаемого произведения, подбор эпиграфов к обсуждаемой проблеме, составление тем сочинений учащимися, подготовка вопросов для коллективного обсуждения, индивидуальные творческие задания по тексту. Развивая исследовательские навыки, даю задания – составить проект по изученной проблеме. Например, после изучения документальной повести Л.Инджиева «Харалта ɵдрмүд» десятиклассники подготовили проект «Туугдсн, эс даргдсн», «Элст – Хальмг Таңһчин хотл-балһсн» (после изучения песни С.Каляева «Элстин сувсрсн сɵ» и т.д.
В своей работе я применяю нетрадиционные формы работы: урок –память, урок - игра, урок –экскурсия, урок –путешествие, интегрированные уроки, урок-конференция и т.п.
Урок – путешествие в страну Бумба, где ребята знакомятся с обычаями, традициями своего народа. Приглашаю на уроки носителей родного языка и знатоков традиций калмыцкого народа, которые ярко и эмоционально рассказывают о быте, обычаях калмыков. В 5 классе провожу дидактические игры «Үгин урлдан», «Алтн шаһа», которые развивают любознательность, память, обогащают словарный запас.
Средоточием всех воспитательных начал у калмыков, как и у других народов, была и есть семья. С этой целью провожу уроки по теме «Моя родословная». Раскрыть эту тему мне помогает обращение к героическому эпосу «Джангар», где ярко выражена идея формирования знаний своей родословной. Ребята предварительно проводят исследовательскую работу и затем по рассказам своих дедушек и бабушек составляет генеалогическое древо своего рода. В 5-8 классах в канун праздника 8 Марта провожу уроки по темам: «Усна экн –булг», «Үлү дурта аакм», где дети узнают и гордятся тем, что женщину –мать почитали как священную сокровищницу «Чиндамани» -камень, упавший с неба, приносящий счастье и благополучие семье. В особый культ возводилось уважение к родителям и старшим.
На уроках –беседах «Человек в беде спешит к родителям, а птица –к гнезду», широко раскрывается любовь к родителям дети учатся искренне воспринимать заботы, тревоги и строгость родителей.
В старших классах я провожу «Уроки – эстетики», где рассказываю о раздельном воспитании калмыками девушек и юношей. Идеал женщины – калмычки – женщина –мастерица, мать, хозяйка дома. А мужчина –это защитник рода, кормилец, отец.
«Через красивое к человеческому – такова закономерность воспитания»,- эти слова Сухомлинского соответствует уроку литературы, посвященному дню рождению А.С.Пушкина.
Пройдут годы, но ребята, наверное, никогда не забудут эмоциональное звучание на уроке гениальных строк А.С.Пушкина в переводе В.Шуграевой «Я Вас любил» или знаменитое «Прощай, любезная калмычка» в переводе Д.Кугультинова «Һольшг күүкн, менд бǝ!». Сравнение двух стихотворений заставляет учащихся задуматься о значении калмыцкого языка в системе мировой литературы. Таким образом, я включаю в свои уроки элементы интеграции для привития любви к родному краю, родному дому. Провожу уроки – викторины «Знаешь ли ты свою республику?», «Знаешь ли ты свой край?»
Уроки – экскурсии по теме: «Не говорите плохо о степи» проводятся на свежем воздухе, знакомлю детей с разнотравьем степи. И как итог пишем сочинения –миниатюры.
Таким образом, опора на народную педагогику помогает мне глубже и ярче показать традиции калмыков на уроках и воспитывает нравственность у подрастающего поколения.
Одним из главных тезисов народной педагогики и методики сотрудничества гласит: «Не с предметом - к ученику, а вместе с учеником –к предмету».
Достижение намеченных целей по воспитанию творческой личности в условиях урочной системы недостаточно, поэтому оно реализуется в системе внеурочных и внеклассных занятий. Ежегодно в школе проводятся конкурсы творческих, исследовательских работ, конференции, викторины, фестивали, в которых самое активное участие принимают мои ученики. В рамках реализации программы «Одаренные дети» проводится индивидуальная работа с учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, интерес к проектной деятельности. Ими выполняются разные виды проектов: практико-ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта (например, учащиеся 5 кл. работают над проектом «Люби и знай родной язык»); исследовательский проект, наиболее распространенный; творческий проект ( например, «Хальмг Таңhчд ирхитн эржǝнǝвидн», «Эңкр ээҗ– мини тег» и т.п.).
Перечисленные выше виды и формы внеклассной работы, а также урочная деятельность способствует готовности учащихся к творческому применению полученных знаний.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Чтобы стать хорошим учителем, важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
Данная система работы дает определенные результаты: мои ученики являются победителями и призерами районных и республиканских олимпиад, конкурсов.
«Учитель и ученик растут вместе»,- говорил известный китайский философ Конфуций.
И я развиваюсь, расту вместе со своими учениками.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.