Программа внеурочной деятельности «Мой родной край»
Павлова Елена Александровна, учитель родного языка и литературы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта и Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование). Программа ориентирована на учащихся 6-7 классов, осуществляется в рамках исследовательской деятельности на занятиях, рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель курса «Мой родной край» - формирование позитивного отношения обучающихся к своей малой Родине, на основе изучения ее истории, культуры.
Задачи:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;
- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Программа внеурочной деятельности по краеведению «Мой родной край» является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт.
Неотъемлемой частью краеведческого направления является исследовательская деятельность учащихся. Всем известен тот факт, что каждый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – нормальное, естественное состояние ребёнка.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
-готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
-личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
-формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих земляков;
-воспитание уважительного отношения к своему городу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
-овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения программы «Мой родной край» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания обучающегося терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:
Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.
Практические умения и навыки.
Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
В процессе изучения данного курса обучающиеся должны знать:
-основные понятия «патриот», «патриотизм», «малая Родина»;
- историю своего края;
- знаменитых людей своего края.
Уметь:
- вести беседу-диалог по теме;
-собирать и обрабатывать материал об истории родного края, знаменитых людях края;
- оказывать посильную помощь пожилым людям, ветеранам и участникам Вов;
К концу обучения по данной программе обучающиеся научатся:
- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
- приводить примеры из Красной книги своей местности.
- рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
-рассказывать об особенностях быта людей
-самостоятельно выбирать тему для проекта;
-выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Учебно-тематический план
(кол-во часов в неделю - 1, кол-во часов всего-34)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|||
Всего |
Уроки |
Проекты |
Контрольн. |
||
1. |
Природа моего края |
7 |
4 |
1 |
1 |
2. |
История моего города |
11 |
8 |
2 |
1 |
3. |
Знаменитые люди района |
8 |
7 |
1 |
|
4. |
Любить свой край - значит быть ему полезным |
8 |
6 |
2 |
|
Содержание тем учебного курса
1. Природа моего края.
Цели, задачи и содержание программы «Мой родной край». Особенности работы. Организация занятий. Значение работы. Понятие «родной край», краеведение, экология.
Растительный и животный мир. Красная книга нашего края.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Знать:
-особенности растительного и животного мира края;
- жизнь зверей зимой;
-диких и домашних животных своего края;
-как зимуют птицы.
Уметь:
-различать дикорастущие и культурные растения;
- растения, влияющие на здоровье человека;
-лекарственные растения
-составлять Красную книгу своего района.
2. История моего города.
Сбор материала об истории города и интересных фактов из его жизни. Обработка материала. История образования города, происхождение названия. Первые жители. Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. Трудовые династии, земляки – участники войны, труженики тыла, дети войны, участники современных конфликтов. Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Знать:
- историю образования города, происхождение названия;
- трудовые династии, земляков – участников войны, тружеников тыла,
3. Знаменитые люди города
Интервью со знаменитыми людьми, сбор материала, обработка его. Оформление стенда.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Уметь:
-брать интервью со знаменитыми людьми города, сбор материала, обработка его.
-оформлять материал для музея.
4. Любить свой край – значит быть ему полезным.
Оказание конкретной посильной помощи: трудовой десант, оказание помощи пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны. Социальный проект.
Знания и умения, которыми должны овладеть обучающиеся в результате прохождения темы.
Уметь:
- оказывать конкретную посильную помощь пожилым людям, участникам Великой Отечественной войны;
-участвовать в социальном проекте.
Список литературы для обучающихся
3. Материалы сайта «Википедия»
Список литературы для учителя
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
4. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
5. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во ча сов |
Тип занятия |
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки уч-ся
|
Вид контроля |
Элементы дополнитель ного содержания |
||
|
|||||||||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
Комбинированное занятие |
Беседа-диалог «Кого можно считать патриотом», понятие «патриот», «патриотизм», «малая Родина» |
Знать: -основные понятия «патриотизм», «патриот», «малая Родина»; Уметь: -любить свою малую Родину |
Текущий |
Видеоролик «Любимый уголок» (о Лагани) |
||
2. |
Растительный и животный мир нашего края |
3 |
Экскурсия в степь |
Растительный и животный мир Лаганского района. Какие растения мы встретили в степи Животные вокруг нас |
Знать: -историю и природу своего родного края. Уметь: -формировать мотивацию к изучению истории и природы родного края. |
Текущий |
|
||
3.
|
Красная книга России |
1 |
Комбинированное занятие |
Закон об охране природы в России. Красная книга России. Марафон по страницам Красной книги |
Знать: -о существовании Красной книги Уметь: -работать с материалами Красной книги |
Текущий |
Красная книга нашего края |
||
4. |
Работа над проектом «Растительный мир родного края», «Животный мир родного края» |
1 |
Практическая работа |
|
Знать: Растительный и животный мир |
Защита проекта |
|
||
5. |
Контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
|
||
2. История моего города (11 часов) |
|||||||||
6 |
История становления города Лагани |
1 |
Комбинированное занятие |
История становления города Лагани Мой город: прошлое, настоящее, будущее |
Уметь: -делиться собранной информацией с одноклассника ми.; самостоятельно обобщать собранную информацию, участвовать в КТД. |
Текущий |
|
||
|
Проект «Составление карты города» |
1 |
Практическая работа |
Улицы, различные важные объекты города
|
Знать: - улицы, различные важные объекты Уметь: -составлять карту города |
Защита проекта |
Карта города |
||
6. |
Лагань в годы Великой Отечественной войны. |
2 |
|
Лагань в годы Великой отечественной войны
|
Знать: -о жизни и условиях труда жителей города в годы Вов и послевоенном восстановлении |
Текущий |
|
||
7. |
Лагань в годы Великой Отечественной войны. |
1 |
Экскурсия в районный музей |
|
|
|
|
||
8. |
Герои Советского Союза Л.И.Манджиев, К.М.Жигульский, Н.И.Баташев |
2 |
Экскурсия в школьный музей |
|
Уметь: -слушать экскурсоводов -вести диалог обмен- мнениями |
Текущий |
Выступление экскурсоводов |
||
9 |
Наша школа |
1 |
Комбинированное занятие |
Родная школа, ее история, традиции, выпускники, которыми школа гордиться. |
Знать: - историю традиции школы Уметь: -гордиться своей школой, выпускниками своей школы |
Текущий |
|
||
10. |
Спорт в районе |
1 |
Комбинированное занятие |
Спорт в нашей школе, в городе, районе Лучшие спортсмены, которыми мы гордимся |
Знать: -как развивается спорт в нашей школе, в районе; -лучших спортсменов школы, района Уметь: -брать интервью у спортсменов; -собирать материал об интересных фактах из жизни спортсменов |
Текущий |
|
||
11. |
Контрольная работа |
|
|
|
|
|
|
||
3.Знаменитые люди района (8 часов) |
|||||||||
12. |
Ветераны и участники Вов |
3 |
Посещение семей |
Знаменитые люди города, района
|
Уметь: -собирать материал о ветеранах и участниках войны. |
Текущий |
|
||
13 |
Труженики тыла |
2 |
Комбинированное занятие |
Учителя-ветераны. Ветераны труда. Труженики тыла.
|
Уметь: -собирать материал о тружениках тыла, -оформить стенгазету по данной тематике |
Текущий |
|
||
14. |
Проект «Лагань сегодня» Где работают родители |
1 |
Проектная работа |
Перспективы развития города. Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка» |
Уметь: -делать фотовыставки, выставки рисунков по теме |
Защита проекта |
Проект |
||
15. |
Герои нашего времени |
2 |
Экскурсии в ЧП |
Экскурсии в ЧП, беседа с руководителем и тружениками хозяйства |
Уметь: - вести исследовательскую работу «Герои среди нас» Занесение своих наблюдений в тетрадь исследователя, выступление на занятии |
Текущий |
|
||
4. Любить свой край - значит быть ему полезным (8 часов) |
|||||||||
16 |
Род, семья и я. Моя родословная. |
2 |
Комбинированное занятие |
Уметь: - рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; Знать: -об особенностях быта своей семьи |
Текущий |
|
|||
17. |
Проект «Родословная моей семьи» |
1 |
Комбинированное занятие |
Уметь: -рассказывать о родословной семьи . |
Защита проекта |
|
|||
18. |
Проект «Роль семьи в истории города, района» |
1 |
Комбинированное занятие |
Уметь: -рассказывать о роли своей семьи в истории родного края. |
Защита проекта |
Проект |
|||
19 |
:Трудовой десант
|
3 |
Практическое занятие |
Уметь: -оказывать посильную помощь пожилым людям |
КТД |
|
|||
20 |
Итоговое занятие |
1 |
Обобщающее занятие |
Уметь: -анализировать свою деятельность, давать оценку своим действиям и поступкам, а также своих одноклассников |
Рефлексия |
|
|||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.