МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа №3 им.Очирова Л-Г.Б.»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Подготовка к олимпиаде»
класс, уровень обучения 6 класс
учитель Павлова Е.А.
г.Лагань,2018
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному языку и словесности, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.
Цель настоящей программы: подготовка учащихся к олимпиаде по калмыцкому языку.
Задачи:
· подготовить школьников к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
· сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
· научить пользоваться справочной литературой и словарями;
· потренировать в решении наиболее часто встречающихся лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе калмыцкого языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по истории языка, сравнительному языкознанию.
Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
· знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
· знать различные виды анализа языковых единиц, а также анализа текста;
· уметь нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
· уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по калмыцкому языку.
К сожалению, невозможно за короткий период обучить всем приёмам решения лингвистических задач и заданий «олимпийского уровня», невозможно увеличить словарный запас ученика, растолковать ему все слова, крылатые выражения, которые могут ему встретиться в заданиях олимпиады. Нельзя рассказать все занимательные истории о происхождении слов – для этого существуют словари. Многое зависит от эрудиции ученика, его культурного уровня. Но помочь учащемуся найти нужную литературу, объяснить темы, вызывающие затруднения, организовать работу по подготовке, потренировать его – это вполне реально, в этом и видит учитель свою роль.
Курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6-7 классов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение. Разные виды олимпиадных заданий |
1 |
1 |
|
2 |
История языка |
2 |
1 |
1 |
3 |
Графика. Фонетика. Фонетические явления |
2 |
1 |
1 |
4 |
Лексикология |
2 |
1 |
1 |
5 |
Фразеология |
2 |
1 |
1 |
6 |
Этимология |
2 |
1 |
1 |
7 |
Морфемика и словообразование |
3 |
1 |
2 |
8 |
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории |
4 |
1 |
3 |
9 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
1 |
2 |
10 |
Стилистика и культура речи |
2 |
1 |
1 |
11 |
Развитие речи. Составление диалогов |
7 |
1 |
6 |
12 |
Различные виды анализа текста |
4 |
1 |
3 |
|
Всего |
34 |
12 |
22 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Олимпиадные задания разных лет
2. Различные справочники и словари.
3. Рабочая тетрадь по калмыцкому языку в 5 кл.Хейчиева Э.Г., Элиста,2008г.
4. Рабочая тетрадь по калмыцкому языку в 6 кл.Хейчиева Э.Г., Элиста,2004г.
5. Рабочая тетрадь по развитию речи в 5-7 кл.Хейчиева Э.Г., Элиста,2008г.
6. Традиции и обычаи калмыков. Челбанова Е.И., Элиста,.2008г.
7. Эңкр hазрм. Менкенова М.Г., Элиста,2008г.
8. Рабочая тетрадь по развитию речи. Менкенова М.Г., Хейчиева Э.Г., Элиста,2009г.
9. Таблицы по изучению калмыцкого языка в 5-9 классах.Харчевникова Р.П. и др.Элиста, 2009г.
10. Рабочая тетрадь к учебнику «Калмыцкий язык» 6 кл.С.Козаева, Элиста,2012г.
11. Умшад, тодл
12. Книга по развитию речи
Подготовка учащихся к олимпиаде по калмыцкому языку
Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы |
К-во часов |
Основные вопросы, рассматриваемые на занятии |
Формы и приёмы работы |
1 |
Введение. Разные виды олимпиадных заданий |
1 |
Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению |
Лекция с элементами беседы, выполнение заданий |
2 |
История языка |
2 |
Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. |
Лекция с элементами беседы Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
3 |
Графика. Фонетика. |
2 |
Соотнесение буквы и звука, йотированные буквы. Фонема. Сильная и слабая позиции гласных и согласных. Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Фонетический анализ слова, транскрипция. |
Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа |
4 |
Лексикология |
2 |
Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы |
Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа со словарями |
5 |
Фразеология |
2 |
Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. |
Работа с толковым и фразеологическим словарями. . Выполнение упражнений |
6 |
Этимология |
2 |
Происхождение слова. |
Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения |
7 |
Морфемика и словообразование |
3 |
Структура слова. Различные способы образования. |
Тренировочные упражнения Самостоятельная работа |
8 |
Морфология. Части речи, их основные грамматические категории |
4 |
Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное: разряды. Глагол. Имя числительное. Местоимение. Служебные части речи. |
Лекция с элементами беседы Самостоятельная работа Работа в группах |
9 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. |
Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний |
10 |
Стилистика и культура речи |
2 |
Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. |
Самостоятельная работа Тренировочные упражнения |
11 |
Развитие речи. |
7 |
Составление диалогов по разным темам |
|
12 |
Различные виды анализа текста |
4 |
Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. |
Практикум Работа с текстом Самостоятельная работа |
|
Всего |
34 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.