Методическая разработка литературно-музыкального вечера к юбилею П.Чонкушова
Оценка 4.7

Методическая разработка литературно-музыкального вечера к юбилею П.Чонкушова

Оценка 4.7
doc
09.06.2020
Методическая разработка литературно-музыкального вечера к юбилею П.Чонкушова
Литературно-муз. вечер Чонкушов..doc

Литературно-музыкальный вечер,

посвященный 75-летию композитора П. Чонкушова.

 

Оформление: мультимедиа, фотография композитора, слайды с изображением степи, Элисты конца 70-х годов, репродукции картин калмыцких художников о депортации, семейные фотографии.

 

( Звучит музыка)

 

      Слово учителя: Мы современники личности, ставшей заметным явлением в калмыцкой культуре. Это наш первый профессиональный композитор Петр Очирович Чонкушов.

      О том, что наш народ очень музыкален и богат на таланты, говорят многие песни, доставшиеся нам от безвестных авторов, песни самобытных мелодистов Сангаджи-Горя Доржина, Бадмы Буханкова, Бадмы Джимбеева. И это соцветие талантов завершает первый профессионал - П.О. Чонкушов, которому 7декабря 2005г. исполнилось бы 75лет.

 

      Как трудно бывает исключительно одаренному музыканту пройти дорогой, полной препятствий, неожиданных поворотов, судьбы и при этом не потерять веру в людей, веру в свое предназначение, жизненный и творческий оптимизм.

      Где начало этого пути? Для большинства музыкантов - в детстве.

 

Ведущий 1: Петр Очирович Чонкушов родился 7 декабря 1930г. в Москве. Его отец, Очир Баторович, окончил 4 класса реального отделения Ставропольской мужской гимназии. Получили образование и две сестры отца – Саглар и Хурган. В 16 лет после смерти родителей Очир стал наследником большого хозяйства.

      У отца Петра Чонкушова были отличительные качества: рациональный ум и колоссальная работоспособность.

 

Ведущий 2: Политрук эскадрона, народный судья, член бюро райкома, обкома. В его короткой жизни представлена география от Калмыкии и Москвы до Улан-Уде и Владивостока. Он всегда был там, где было трудно, где нужны были энергичные и грамотные люди.

 

Ведущий 1: По рассказам родных, семью - жену и двух сыновей - Очир любил беззаветно. Но занятый до предела, их почти не видел. Все заботы о семье легли на плечи двух женщин – жены, Джиджни Шопеновны, и сестры отца, Саглар Баторовны. Тетю Саглар Петр Очирович считает своей второй матерью и многим в жизни обязан ей.

 

 Ведущий 2: Детство композитора прошло в центре Москвы. Когда в доме появлялись гости, мать Джиджни пела. Она обладала красивым голосом и играла на гитаре.

 

Ведущий 1: Мальчики отлично учились в школе. Старший – Джангр – молчаливый и сосредоточенный. Его страстью было рисование. Забываясь, он рисовал везде. Художественному развитию племянников свое время посвящала тетя Саглар. Она купила Джангру все необходимое и вслед за карандашными рисунками появились настоящие картины.

 

Ведущий 2: Младшего сына Чонкушовых – Петра - Саглар пристрастила к чтению. Его любимыми предметами в школе стали литература и история. В прочитанном он запоминал даже незначительные детали, а стихи, казалось, ложились на память сами собой.

 

Ведущий 1: Два качества, определившие его будущность, родились как бы одновременно с ним. Первое– самостоятельность – безусловно от отца, а второе – музыкальность от матери. В три года малыш запел, в четыре – уже играл на балалайке.

 

Ведущий 2:  В этом вроде бы нет ничего удивительного, ведь в семье любили музыку.

 

Ведущий 1: О музыкальном образовании Пети родители не думали, но оно всерьез беспокоило сестру отца, Саглар Баторовну. Именно она привела его в музыкальную школу, внимательно следила за успехами юного музыканта.

 

Ведущий 2: Застенчивый на людях, он преображался как только брал в руки скрипку: в глазах появлялись огоньки, на щеках выступал румянец. Однажды он пришел на урок раньше назначенного времени. В классе играл его учитель – артист оркестра Большого театра Союза ССР – А. Красный. Очарованный волшебными звуками скрипки, мальчик не мог двинуться с места, а после этого случая стал заниматься еще с большим упорством и настойчивостью.

 

Ведущий 1: ( на фоне сюиты Эдварда Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» звучат слова ведущего) Вторым сильнейшим потрясением детства был симфонический оркестр. На концерт классической музыки повела племянников тетя. В памяти композитора стерлись имена дирижера, солистов, название концертного зала. Но ясно слышится голос ведущей: «Эдвард Григ. Сюита из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»». С первых звуков он весь обратился в слух. Слушал, закрывал и открывал глаза. Перед ним медленно и величественно вставало солнце, умирала оставленная солнцем Озе, покоряла легкостью и изяществом движений танцовщица Анитра… Это многоцветье  мелодий, музыкальных образов, тембров создал композитор. И наверное тогда в детскую душу запала эта еще до конца неосознанная мечта – сочинять музыку.

 

Ведущий 2: Семья жила скромно. Но еще труднее пришлось в первые годы войны, когда отказывали себе во многом, но оставить музыку никогда не приходило в голову. Впереди была сессия 1 курса музыкального училища им. Октябрьской революции. Чонкушов усиленно готовился к первым экзаменам. Как страшная трагедия обрушилась весть о выселении.

 

Ведущий 1: Семья Чонкушовых выселена в Омск. Но и в эти трудные годы, Петр не оставляет музыку. После  окончания училища в  1949г  он устраивается на работу в оркестр Омского театра музыкальной комедии.

 

Ведущий 2: Молодой скрипач с увлечением занимается, берется за срочную оркестровку отдельных номеров спектакля, начинает сочинять инструментальную музыку. Творческая фантазия кажется неиссякаемой.

 

Ведущий 1: Как праздник встретили калмыки весть об их реабилитации. Многие калмыцкие семьи потянулись на Родину. Летом 1958 года  Чонкушовы вместе с семьей отправились в обратный путь из Сибири в Калмыкию, но уже со своей женой Любовь Ивановой и полугодовалой дочкой Валей.

 

Ведущий 2: Как и многим возвращенцам им все пришлось начинать. Из руин поднималась Элиста, открывались школы, появлялись цеха и мастерские, восстанавливались творческие коллективы. В гуще этих событий оказался и П.О. Чонкушов.

 

Часть 2 Становление.

 

Ведущий 1: Инструментальная музыка была той сферой, в которой композитор чувствовал себя достаточно уверенно, даже в начале творческого пути. Хорошо владел несколькими музыкальными инструментами он все же отдавал предпочтение скрипке.

 

Ведущий 2: Для неё была написана одна из первых инструментальных пьес – музыкальная картина «Степь» (первое название –« Песня чабана»).

 

( слайды с изображением степи)

 

Ведущий 1: Творческий путь каждого художника индивидуален, но начинается он чаще всего с таких жанров, которых обеспечивает ему наиболее широкий круг зрителей и слушателей. У музыканта этим жанром всегда была песня.

 

Ведущий 2: Так случилось, что волею судеб талантливая, артистическая молодежь была собрана в конце 50 –х годов  под     одной крышей  - в  доме №38  барачного типа  по улице Комсомольской. Здесь появился  «Элистинский  вальс» - первая песня композитора на стихи А.Балакаева

Ведущий 1 За годы творчества композитором написано более 60 песен на стихи А. Сусеева, С.Каляева, А.Балакаева., К Эрендженова, В.Шуграевой.

 

Ведущий 2 Обращение к поэзии народного поэта Д.Н.Кугультинова Калмыки обогатило музыкальную культуру республики новым жанром. На стихи поэта создан цикл романсов «Зов апреля» Это три вокальные  миниатюры весеннего настроения –« Апрель, апрель желанный», «Как вчера», «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле».

                                                                      

Чтец  читает стихотворение Д.Н.Кугультинова «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле».

(Звучит музыка. Слайды с изображением степи)

 

Ведущий 1  В творческом багаже появились новые жанры. К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне на стихи  К Эрендженова была написана баллада-монолог «Вечный огонь».

 

Ведущий 2. Первый фестиваль «Музыкальная осень Калмыкии – 79» открыла концертная программа, составленная из произведений Петра Очировича Чонкушова. Это был первый в его жизни авторский концерт.

 

Ведущий 1. В этот вечер состоялась премьера его крупного сочинения – вокально-симфонической поэмы «Сын степей». Стихотворной основой стала одноименная поэма А.Сусеева.

 

Ведущий 2. Вчитываясь в строки поэмы Чонкушов ощутил в них не только суть исторической ситуации, но и поэзию и правду самой жизни, ее простоту и сложность, тревоги и надежды.

 

(звучит фрагмент из поэмы «Сын степей»)

 

Ведущий 1. Высокая оценка была дана произведению на пленуме Волгоградской композиторской организации, готовилась ее запись Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия».

 

Ведущий 2. За создание произведения крупной формы П.О.Чонкушов в 1980г. удостоен звания лауреата Государственной премии имени О.И.Городовикова.

 

Ведущий 1. Фестивальные концерты стали стимулом композиторского творчества и в то же время усилили интерес к произведениям П. Чонкушова. Его приглашают в различные коллективы. Он становится частым гостем в школах, училищах, Калмыцком государственном университете.

 

Ведущий 2. П.Чонкушов – композитор, человек удивительной профессии. День за днем, от произведения к произведению он продолжает учиться, осваивая новые приемы, средства выразительности.

 

Ведущий 1. В начале 80-х годов появляются «Степные эскизы» и «Рапсодия на калмыцкие темы». Само название «Степные эскизы» предполагает некоторую фрагментарность сочинения. Эскизность сохранена на уровне контрастного чередования трех тем. Вступление – величественные аккорды, переливы ятх и флейт – своеобразная прелюдия развертывающейся далее музыкальной картины. Лирическая мелодия завершается стремительным калмыцким танцем.

 

(звучат «Степные эскизы»)

 

Ведущий 2. На концерты, в которых звучала музыка композитора Чонкушовы приходили всей семьей. И неудивительно. Четверо детей Петра Очировича получили профессиональное музыкальное образование. Валя – хоровой дирижер, Адьян и Маргарита – пианисты, Джангар – трубач.

 

Ведущий 1. Еще в годы их учебы в детской музыкальной школе П.Чонкушов задавался вопросом как может формироваться национальный исполнитель, не имея в репертуаре национальной по характеру музыки? Ответ на него пришел не сразу.

 

Ведущий 2. И только в середине 80-х годов, когда активизировалась работа Республиканского методического кабинета по учебным заведениям культуры, стали регулярно проводиться конкурсы юных исполнителей, олимпиады, появились циклы очаровательных миниатюр «Детский альбом» для фортепиано, 10 пьес для скрипки и фортепиано, пьесы для баяна, калмыцкой домбры.

 

Ведущий 1. Но заветной мечтой П.Чонкушова была опера. Она привлекала к себе внимание как жанр синтетический, обладающий большой силой воздействия на массовую аудиторию.

 

Ведущий 2. К опере вел его и путь национального художника. Это был путь к «Джангару». Эпос виделся ему идеальным материалом для оперы. Как и большинство крупных сочинений «Джангар» долго вынашивался. В сознании музыканта складывались отдельные темы, музыкальные фрагменты.

 

Ведущий 1. Лирико-философская концепция произведения в 3-х действиях с прологом и эпилогом. Пролог 1 картина «Во дворце Мангна-хана», эпилог – повествование джангарчи.

 

(звучит фрагмент из оперы «Джангар»).

 

 

Ведущий 2. Завершив один из этапов творческого пути композитора, опера-балет «Джангар» одновременно открыла собой новый.

 

Ведущий 1. Данью памяти всем, кто 50 назад пережил страшную трагедию – депортацию нации в далекую Сибирь, посвящен «Реквием-воспоминание». Этим сочинением открыта еще одна страница истории культуры калм. народа.

 

Ведущий 2. Реквием задуман П.Чонкушовом в 1992 г. Общая концепция сочинения – народ, прошедший через отлучение от Родины, суровые жизненные испытания. Не потерявший силу духа и веру в справедливость достоин лучшей жизни – мирной и благополучной. Поэтому, несмотря на скорбно – лирический характер произведения, оно несет в себе оптимистическое начало.

 

Ведущий 1. Идея сочинения раскрывается в семи частях «Реквиема», имеющих программные заголовки:

1.     «Прелюдия»

2.     «28 декабря»

3.     «Степь осиротевшая»

4.     «Сибирь»

5.     «Молитва»

6.     «Вокализ-воспоминание»

7.     Финал»

 

(звучат фрагменты из «Реквиема», слайды с репродукциями картин)

 

Чтец 1. Однажды холодным утром

              Нагрянули солдаты

              Из домов выгнали калмыков,

              Выселили безвозвратно.

               Скот мычал в загонах,

               Оставшись без хозяев,

               Собаки жалобно выли.

 

Чтец 2. Разбросанные по холодной Сибири

             Калмыки сохранили в душе

             Мечты о степи.

             Воспоминания о родной степи

             Навевают горькую тоску

              И острую душевную боль.

 

Чтец 3. Сегодня те, кто выжил

              Погибших людей вспоминают

             В память о них все вместе

             Единством республику возродим.

 

Ведущий 2. На протяжении творческого пути композитор обращался к сочинениям разных жанров, но через все творчество сумел пронести целостность мировоззрения автора, никогда не искавшего легких путей в музыкальном искусстве.

 

      Ведущий 1. П.О.Чонкушов умер 6 мая в 1998 году, не дожив до своего юбилея, 70-летия. Его музыка сегодня стала частью нашей повседневной жизни. Она звучит с концертной эстрады, по радио, телепередачах, записаны на кассетах, пластинках. Сочинения Чонкушова любят исполнители – маститые профессионалы, начинающие концертанты и совсем юные музыканты. Не любить эту музыку – яркую, мелодичную, созданную чистой, искренней душой  и чутким добрым сердцем просто невозможно.

 

Чтец 4.          Нечасто бьют в степи ключи,

                       Что в пекло утоляют жажду…

                        Так музыка твоя звучит

                        Усталым путникам в награду.

                        Кричит над Манычем мартын

                        И бьется грудью в стену ветра.

                        Лишь ты беседуешь на «ты»

                        И с ним, и с лепестком, и с ветром;

                        С протяжной песней джангарчи,

                         И с тайной девичьего взгляда,

                         Чтоб звуки хлынув, как лучи,

                          Перемежали грусть и радость.

                          И это все перенесешь

                          Свою симфонию степную.

                          И верить в счастье

                          Вновь начнешь,

                          Услышав музыку такую.

                          О, степь, возьми и научи

                          Понять судьбу былинки каждой.

                          Пусть музыка твоя звучит

                          И утоляет сердца жажду.

 


Литературно-музыкальный вечер, посвященный 75-летию композитора

Литературно-музыкальный вечер, посвященный 75-летию композитора

Ведущий 2: Детство композитора прошло в центре

Ведущий 2: Детство композитора прошло в центре

И наверное тогда в детскую душу запала эта еще до конца неосознанная мечта – сочинять музыку

И наверное тогда в детскую душу запала эта еще до конца неосознанная мечта – сочинять музыку

Ведущий 2 : Так случилось, что волею судеб талантливая, артистическая молодежь была собрана в конце 50 –х годов под одной крышей - в доме №38…

Ведущий 2 : Так случилось, что волею судеб талантливая, артистическая молодежь была собрана в конце 50 –х годов под одной крышей - в доме №38…

Его приглашают в различные коллективы

Его приглашают в различные коллективы

Ведущий 1 . Лирико-философская концепция произведения в 3-х действиях с прологом и эпилогом

Ведущий 1 . Лирико-философская концепция произведения в 3-х действиях с прологом и эпилогом

Воспоминания о родной степи

Воспоминания о родной степи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020