В. В. Шевчук (Минск)
ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО СТРОЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА:
обзорный анализ аспектов обучения синтаксическим и пунктуационным нормам
Речь современных школьников подвержена влиянию со стороны средств массовой информации и Интернета, что приводит к резкому снижению ее правильности, поэтому одной из главных задач учителя на уроке является обучение нормам русского литературного языка.
В учреждениях Республики Беларусь работа над правильностью речи осуществляется на уроках русского языка в процессе изучения всех разделов школьного курса, при этом изучаются различные виды норм: произносительная (нормы произнесения слов и постановки ударения), лексическая (правила выбора слов и уместное их употребление), фразеологическая (традиционное употребление фразеологизмов), словообразовательная (нормы образования слов), морфологическая (нормы образования форм слов), орфографическая (нормы правописания), синтаксическая (нормы построения словосочетаний и предложений) и пунктуационная (нормы постановки знаков препинания).
Многие методисты отмечают, что работа по предупреждению нарушений норм русского языка должна проводиться уже в дошкольных учреждениях и в начальной школе и продолжаться в последующие годы. Осуществление «дотеоретического» предупреждения связано, однако, с определенными методическими трудностями, прежде всего, с невозможностью сформулировать правило использования той или иной языковой единицы при опоре на лингвистическую терминологию. Однако такая работа является вполне возможной. Большую роль на этой стадии обучения приобретают упражнения, связанные с закреплением в речевой практике языковой единицы, правильная форма которой заранее указывается. При формулировании заданий можно избежать использования сложной лингвистической терминологии: упражнение может заключаться в необходимости продолжить начатое предложение, вставить пропущенное слово, изменить слово по указанному образцу.
Не подлежит сомнению прямая зависимость между тем, сколько читают дети, и правильностью их речи. Поэтому один из эффективных способов совершенствования речи, повышения уровня ее нормативности – воспитание любви к книге, развитие читательского вкуса. Чем шире речевая среда, чем выше ее «развивающий потенциал», тем быстрее идет естественный процесс осмысления, освоения языковых норм, и тем самым предупреждаются многие ошибки.
Нельзя не учитывать и взаимосвязь между развитием обеих форм речи: устной и письменной, поскольку они находятся в органической связи, восходят к внутренней речи, не имеющей словесного выражения. Устной формой речи человек пользуется чаще, чем письменной, поэтому ее совершенствование (в частности, развитие навыка соблюдения языковой нормы) играет первостепенную роль.
К основным причинам отступления от языковых норм
относятся: плохое знание самих норм; непоследовательность и противоречия во
внутренней системе языка, воздействие внешних факторов – территориальных или
социальных диалектов, иной языковой системы в условиях билингвизма. Так,
например, все нарушения синтаксических норм
можно разделить на две категории: 1) нарушения
правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с
наличием вариантов в строе языка; 2) грамматически
правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательные
побочные результаты (двусмысленность, комический эффект и т. д.) [1, с. 261].
Среди наиболее актуальных причин отступления от пунктуационных норм
выделяют следующие: 1) незнание пунктуационных правил;
2) недостаточно глубокое и прочное знание синтаксиса, с
которым связаны пунктуационные правила; 3) недостаточно
развитое логическое мышление учащихся; 4) недостаточно
развитый речевой слух пишущего; 5) постановка знаков
препинания не в процессе письма, а после написания текста. При этом пишущий не
понимает и, следовательно, не учитывает основного назначения пунктуации –
членения текста на части, которые имеют значение для выражения мысли и чувства
в акте письма.
Для того чтобы работа по формированию правильной речи была эффективной, необходима четкая установка учителя на то, что ученики должны овладеть нормами грамматического строя русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как «культура», «культура речи», «культурный человек». Школьники должны осмыслить понятие норма как принятые в языке правила произношения, словоупотребления и т. д. и осмыслить определенную конкретную норму.
Как известно, главной задачей учителя при обучении пунктуации является формирование у школьников пунктуационных умений, то есть умений находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, требующие их выделения знаками препинания; ставить знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать выбор места для знака и выбор необходимого знака препинания; находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Особо следует отметить, что пунктуацию нельзя изучить лишь путем запоминания известной суммы правил. К тому же существующие и установившиеся правила пунктуации далеко не всегда могут быть применены “с математической точностью”. Это объясняется тем, что расстановка знаков препинания часто зависит от характера и стиля речи, от оттенка мысли, который вкладывается пишущим в данную конструкцию, а иногда – и от индивидуальной манеры письма того или иного писателя (если мы имеем дело с художественной литературой). Поэтому задания по пунктуации должны быть связаны не только с занятиями по грамматике, но и с занятиями по стилистике, с занятиями по изучению языка писателей и анализом литературных произведений.
Необходимым условием того, чтобы обучение синтаксическим и пунктуационным нормам было эффективным, является качественное усвоение учащимися соответствующих синтаксических понятий и сформированность у школьников умений «видеть» изучаемые синтаксические конструкции. Поэтому общая последовательность формирования учебно-языковых, правописных и речевых (нормативных) умений должна быть такой:
1) формирование учебно-языковых умений находить необходимую синтаксическую единицу;
2) формирование умений правильно расставлять знаки препинания в данной синтаксической конструкции;
3) формирование умений соблюдать синтаксические нормы.
Однако сразу необходимо отметить, что на первом этапе учащиеся уже получают определенные сведения по пунктуации и синтаксическим нормам, поскольку анализ синтаксических конструкций осуществляется на примере правильно построенных предложений, в которых расставлены знаки препинания. При формировании собственно пунктуационных умений вновь обращается внимание учащихся на то, как должны быть правильно построены соответствующие синтаксические конструкции.
К основным видам упражнений, направленных на обучение синтаксическим нормам, относятся: а) упражнения, направленные на формирование синтаксических учебно-языковых умений (составление словосочетаний и предложений с изучаемыми синтаксическими категориями; диктанты разных типов с синтаксическим заданием); б) упражнения, направленные на формирование речевых (нормативных) умений и навыков (анализ правильно построенных синтаксических конструкций; упражнения на формирование умений правильно образовывать определённые синтаксические конструкции и др.).
Среди основных видов упражнений при обучении пунктуационным нормам выделяются: наблюдение над фактами языка; списывание (неосложненное/осложненное); пунктуационный разбор; упражнения на нахождение, классификацию и исправление ошибок; все виды обучающих диктантов; работу со схемами, составление собственных предложений, текстов; изложения и сочинения, осложненные специальными синтаксическими и пунктуационными заданиями, и др.
Таким образом, работа по совершенствованию нормативного строя речи учащихся должна носить непрерывный характер. Необходимо обращать внимание на то, какие книги ученики читают в свободное от занятий время, так как связь между литературными предпочтениями школьника и уровнем правильности его речи бесспорна, а на уроках – использовать специально разработанные комплексы упражнений. Однако самым важным условием эффективности процесса обучения нормам русского литературного языка, на наш взгляд, является личное стремление учащихся к совершенствованию собственной речи.
Литература
1. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников [и др.]. – М.: Высш. шк.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2004. – 508 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.