ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
Оценка 4.6

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ

Оценка 4.6
Документация
doc
русская литература
7 кл—11 кл
27.04.2020
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
Написанию данной статьи предшествовал анализ имеющегося положительного опыта по обучению учащихся приемам самостоятельного овладения знаниями.
1. Н.Маматхалилова.doc

Учитель русского языка и литературы Н.Маматхалилова.

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ

Написанию данной статьи предшествовал анализ имеющегося положительного опыта по обучению учащихся приемам самостоятельного овладения знаниями. Человек окружен текстами,  встречает их с первых лет своей жизни в виде подписей к картинкам, в виде сказок, рассказов, позже — в виде объявлений, рецептов, газетных текстов, учебников, произведе­ний художественной литературы, научных статей, указов, писем и т. д. Используются преимущественно только шесть общеизвестных приемов работы с учебными текстами: конспектирование, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование и цитирование. В процессе чтения учебного текста участвуют три стороны — пере­дающая (автор), ориентирующая (педагог) и воспринимающая (ученик), которые в целом образуют социально-психологический синтез данного процесса. Но главным объектом при рассмотрении этого свое­образного коллектива для нас является, несомненно, ученик (воспри­нимающая сторона).

Влияние автора текста на воспринимающего может быть различ­ным, причем автор, безусловно, намечает определенные формы восприятия, хотя не всегда акцентирует их. Этот момент делает роль педагога более активной. Он является не только связующим звеном между передающим и воспринимающим, но и главным направляющим на пути к конечной обучающей цели конкретного текста.

В то время как автор в большинстве случаев передает необходи­мую учебную информацию, констатирует факт ее наличия, препода­ватель избирательно (с точки зрения своего предмета, курса, темы) нацеливает воспринимающего на необходимость отбора и анализа какого-то определенного фактического или цифрового материала. Если бы заранее учитывался этот вариант конкретизации цели самостоятельной работы с текстом первоисточника со стороны педагога, конспекты учеников локализовались бы в ядре каждого отдельного учебного пред­мета.

На фоне группового сходства (возрастного, профессионального) среди учеников существуют заметные индивидуальные различия, которые вы­ражаются в уровне подготовки, интересах, жизненном опыте, миропони­мании, системе взглядов, эмоциональном отношении, оценках, целе­устремленности, т. е. ученики различны по своим социальным, биоло­гическим и психологическим особенностям.

При самостоятельной работе ученика с учебным текстом происхо­дят различные процессы чтения, восприятия, оценки. Все эти процессы взаимосвязаны, но требуют вычленения. Поэтому мы выделили условно три уровня самостоятельной работы с текстом и на этом основании построили свою классификационную схему. Это не значит, что они непременно строго последовательны в предлагаемом нами виде, тем не менее для каждого из них присущ набор определенных приемов. Их в дальнейшем мы разделяем на необходимые для данного уровня, возможные и до­пустимые в определенном конкретном случае работы с учебным текстом.

Первый уровень — составление текстуального конспекта от лица автора, составление простых, кратких планов, простых тезисов, цитирование, выписки, справки.

Второй уровень — усложнение ранее используемых приемов работы с добавлением новых видов записей: тезисное конспек­тирование, подкрепленное отдельными цитатами из текста, с элемента­ми сложного, полного, логически подробного, тематического плана; простые тезисы, справки, выписки, графики, чертежи, формально-логи­ческая модель.

Третий уровень — переосмысление и оценка текста — возможно использование всех видов записи. Здесь также происходит дальнейшее усложнение ранее применявшихся приемов самостоятельной работы — тезисный конспект; сложный, тематический, обобщенного характера план; цитирование; выписки; сложные тезисы; составление справок; использование всех видов графических работ (чертежи, гра­фики, формально-логическая модель, схемы, диаграммы, карты, синхро­нические и хронические таблицы) и добавление новых, более сложных приемов самостоятельной работы: простое и сложное аннотирование текста; простое и сложное рецензирование; работа с эпиграфическим материалом; числовой анализ построения текста; тематическая подбор­ка различных понятий и терминов, фактов и определений; рефераты- сочинения (типа оценок, рассуждений и др.).

  Для того, чтобы ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать из них необходимую информацию, учитель должен быть во­оружен знанием того, что такое текст.                                                                  В настоящее время язык рассматривается не только в качестве системы знаков, но и как речевая деятельность, как средство общения. Язык связан с другими видами социальной деятельности людей и под­чиняется общим закономерностям сознательной целенаправленной дея­тельности. Такое изменение точки зрения на сущность языка повлекло за собой и новый взгляд на высшую единицу коммуникации, которой сейчас признается текст объемом от отдельного высказывания до боль­шого романа. Т е к с т, трактуется исследователями как определенным образом организованная совокупность предложений с единой коммуни­кативной  задачей. Законченная последовательность предложений, составляющих текст, связана друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора.

Исходя из выше сказанного, текст кратко можно определить как единицу коммуникации, где единицы системы языка служат средством его реа­лизации, а содержание задается мышлением.


Скачано с www.znanio.ru

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

На фоне группового сходства (возрастного, профессионального) среди учеников существуют заметные индивидуальные различия, которые вы­ражаются в уровне подготовки, интересах, жизненном опыте, миропони­мании, системе взглядов, эмоциональном отношении,…

На фоне группового сходства (возрастного, профессионального) среди учеников существуют заметные индивидуальные различия, которые вы­ражаются в уровне подготовки, интересах, жизненном опыте, миропони­мании, системе взглядов, эмоциональном отношении,…

Для того, чтобы ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать из них необходимую информацию, учитель должен быть во­оружен знанием того, что такое текст

Для того, чтобы ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать из них необходимую информацию, учитель должен быть во­оружен знанием того, что такое текст
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020