Учитель русского языка и литературы Н.Маматхалилова.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
Написанию данной статьи предшествовал анализ имеющегося положительного опыта по обучению учащихся приемам самостоятельного овладения знаниями. Человек окружен текстами, встречает их с первых лет своей жизни в виде подписей к картинкам, в виде сказок, рассказов, позже — в виде объявлений, рецептов, газетных текстов, учебников, произведений художественной литературы, научных статей, указов, писем и т. д. Используются преимущественно только шесть общеизвестных приемов работы с учебными текстами: конспектирование, составление плана, тезисов, аннотирование, реферирование и цитирование. В процессе чтения учебного текста участвуют три стороны — передающая (автор), ориентирующая (педагог) и воспринимающая (ученик), которые в целом образуют социально-психологический синтез данного процесса. Но главным объектом при рассмотрении этого своеобразного коллектива для нас является, несомненно, ученик (воспринимающая сторона).
Влияние автора текста на воспринимающего может быть различным, причем автор, безусловно, намечает определенные формы восприятия, хотя не всегда акцентирует их. Этот момент делает роль педагога более активной. Он является не только связующим звеном между передающим и воспринимающим, но и главным направляющим на пути к конечной обучающей цели конкретного текста.
В то время как автор в большинстве случаев передает необходимую учебную информацию, констатирует факт ее наличия, преподаватель избирательно (с точки зрения своего предмета, курса, темы) нацеливает воспринимающего на необходимость отбора и анализа какого-то определенного фактического или цифрового материала. Если бы заранее учитывался этот вариант конкретизации цели самостоятельной работы с текстом первоисточника со стороны педагога, конспекты учеников локализовались бы в ядре каждого отдельного учебного предмета.
На фоне группового сходства (возрастного, профессионального) среди учеников существуют заметные индивидуальные различия, которые выражаются в уровне подготовки, интересах, жизненном опыте, миропонимании, системе взглядов, эмоциональном отношении, оценках, целеустремленности, т. е. ученики различны по своим социальным, биологическим и психологическим особенностям.
При самостоятельной работе ученика с учебным текстом происходят различные процессы чтения, восприятия, оценки. Все эти процессы взаимосвязаны, но требуют вычленения. Поэтому мы выделили условно три уровня самостоятельной работы с текстом и на этом основании построили свою классификационную схему. Это не значит, что они непременно строго последовательны в предлагаемом нами виде, тем не менее для каждого из них присущ набор определенных приемов. Их в дальнейшем мы разделяем на необходимые для данного уровня, возможные и допустимые в определенном конкретном случае работы с учебным текстом.
Первый уровень — составление текстуального конспекта от лица автора, составление простых, кратких планов, простых тезисов, цитирование, выписки, справки.
Второй уровень — усложнение ранее используемых приемов работы с добавлением новых видов записей: тезисное конспектирование, подкрепленное отдельными цитатами из текста, с элементами сложного, полного, логически подробного, тематического плана; простые тезисы, справки, выписки, графики, чертежи, формально-логическая модель.
Третий уровень — переосмысление и оценка текста — возможно использование всех видов записи. Здесь также происходит дальнейшее усложнение ранее применявшихся приемов самостоятельной работы — тезисный конспект; сложный, тематический, обобщенного характера план; цитирование; выписки; сложные тезисы; составление справок; использование всех видов графических работ (чертежи, графики, формально-логическая модель, схемы, диаграммы, карты, синхронические и хронические таблицы) и добавление новых, более сложных приемов самостоятельной работы: простое и сложное аннотирование текста; простое и сложное рецензирование; работа с эпиграфическим материалом; числовой анализ построения текста; тематическая подборка различных понятий и терминов, фактов и определений; рефераты- сочинения (типа оценок, рассуждений и др.).
Для того, чтобы ориентироваться в текстах различных жанров и извлекать из них необходимую информацию, учитель должен быть вооружен знанием того, что такое текст. В настоящее время язык рассматривается не только в качестве системы знаков, но и как речевая деятельность, как средство общения. Язык связан с другими видами социальной деятельности людей и подчиняется общим закономерностям сознательной целенаправленной деятельности. Такое изменение точки зрения на сущность языка повлекло за собой и новый взгляд на высшую единицу коммуникации, которой сейчас признается текст объемом от отдельного высказывания до большого романа. Т е к с т, трактуется исследователями как определенным образом организованная совокупность предложений с единой коммуникативной задачей. Законченная последовательность предложений, составляющих текст, связана друг с другом по смыслу в рамках общего замысла автора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.