Формирование временных представлений в процессе коррекционной работы у учащихся с трудностями в обучении
Оценка 4.6

Формирование временных представлений в процессе коррекционной работы у учащихся с трудностями в обучении

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
02.12.2023
Формирование временных представлений в процессе  коррекционной работы у учащихся с трудностями в обучении
формирование и систематизация знаний о временных представлениях у учащихся с нарушениями речи, трудностями в обучении младшего школьного возраста
Формирование временных представлений.docx

 

 

 

 

 

 

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ОКНО ВРЕМЕНИ»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023

 

1. Информационный блок   

         1.1. Тема опыта

         Использование пособия «Окно времени» по формированию временных представлений в процессе коррекционной работыс учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         1.2. Актуальность опыта

Проблема формирования временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста очень актуальна. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними для данной категории детей значительно затруднено. Они обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений. Недостаточная сформированность временных представлений влияет на уровень интеллектуального развития ребенка.

Работая с данной категорией детей, необходим поиск эффективных средств по формированию временных представлений в процессе коррекционной работы. В данном направлении используется достаточно наглядности, игр, упражнений, заданий. Но возникла необходимость составления удобного мобильного пособия, которое можно применять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

         1.3. Цель опыта

         Повышение эффективности коррекционной работы по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста посредством использования пособия «Окно времени».

         1.4. Задачи опыта

         1. Изучить современные методы работы по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         2. Разработать пособие «Окно времени», подобрать игры и упражнения, направленные на формирование временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         3. Апробировать разработанное пособие «Окно времени» на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности с учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         4. Проанализировать результативность и оценить эффективность использования пособия «Окно времени» в процессе коррекционной работы по формированию временных представлений с учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы составила два года и имела три этапа:

1. Подготовительный этап (первое полугодие 2021/2022 учебного года). Изучение теоретических основ, выявление уровня усвоения временных представлений у детей с трудностями в обучении, изготовление пособия.

2. Основной этап (второе полугодие 2021/2022 учебного года, первое полугодие 2022/2023 учебного года). Включение в систему коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности пособия «Окно времени», отбор продуктивных приемов работы, подбор упражнений и заданий.

3. Заключительный этап (второе полугодие 2022/2023 учебного года). Анализ результативности и эффективности опыта, обобщение, представление.

2. Описание технологии опыта

         2.1. Ведущая идея опыта    

          Пособие «Окно времени» по формированию временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста применяется как развивающий элемент на коррекционных занятиях, которое в занимательной форме способствует освоению временных представлений, что позволяет повысить результативность коррекционной работы в этом направлении. Благодаря этой разработке, легче усваиваются временные представления, так как обеспечивается дополнительная визуальная опора, обеспечивается разнообразная деятельность. За счет использования новых способов подачи материала, представления его в занимательной форме, повышается мотивация к усвоению знаний учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста.

         2.2. Описание сути опыта

          Интеллектуальное развитие детей с трудностями в обучении характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения, речи), отставанием в созревании эмоционально-волевой сферы, снижением познавательной активности. Особенности развития мыслительной деятельности так или иначе влияют на процесс восприятия и переработки информации, поступающей извне, и весь процесс восприятия представляется заметно сниженным [3, с.112]. И как указывают многие авторы в своих работах, у детей с трудностями в обучении, отмечается низкий уровень развития восприятия. Для них характерны прежде всего фрагментарность, ограниченность и недостаточность в целом знаний об окружающем мире и явлениях природы [2]. Формирование временных представлений проходит очень медленно и с большими трудностями. У таких детей отчетливо проявляется бедность и поверхностность знаний о сезонных явлениях в природе, а также неумение опереться на имеющиеся конкретные представления, при необходимости сделать какие-либо выводы, умозаключения [5, с. 106].

         Из-за крайней бедности запаса конкретных представлений и элементарных общих понятий о временных представлениях детям постоянно требуется наглядная опора. Материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается учащимися, не запоминается. В связи с тем, что у таких детей связи между словесными и наглядными компонентами образуются с трудом, требуются специальные приемы, обеспечивающие эту связь.

         Любой деятельности предшествует мотивация, интерес, а удивление – путь к познанию. Кроме того, с эмоциями (переживаниями), возникающими у ребенка в процессе деятельности, связана сила мотивации, побуждающей к этой деятельности [1, с. 23]. При формировании временных представлений у младших школьников с трудностями в обучении, эффективно использование различного рода наглядностей, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, представленных в занимательной форме и способных сделать деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

         Использование пособия «Окно времени» на коррекционных занятиях создаёт сюрпризный момент, привлекает внимание, активизирует мыслительную деятельность. Данное пособие мобильно и удобно в использовании, так как все направления по формированию временных представлений собраны в единое целое.

         Пособие включает в себя 5 блоков по развитию временных представлений, представленных в виде графических моделей-кругов, открывающихся как ставни окна. Круги располагаются на рабочем поле из фетра, разделенного на четыре части по цвету, соответствующему временам года. К каждому блоку подобраны виды заданий, игр и упражнений, направленных на формирование временных представлений, которые используются на определенном этапе коррекционного занятия.

         Блок «Времена года». При формировании представлений о временах года используется графическая модель-круг «Времена года», где каждое время года обозначено разными цветами: осень – желтым цветом, зима – синим цветом, весна – зелёным, лето – красным.

         Работа по данному направлению проводится по сезонам, в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года». Необходимо подвести детей к пониманию связей и зависимости изменений жизни растительного и животного мира. Учащимся предлагается игра «Когда это бывает», основной дидактической целью которой является систематизация знаний детей о сезонных изменениях в природе. Педагогом озвучиваются загадки, которые ребенок отгадывает, затем распределяет по временам года картинки, изображающие сезонные явления в природе и в труде людей. Выполнение заданий сопровождается пояснением ученика, почему он относит ту или иную картинку к данному времени года (Приложение 1).

         Блок «Месяцы». При формировании представлений о месяцах и их последовательности, используется следующая графическая модель-круг, которая по цвету соответствует временам года. Внимание ребенка обращается на то, что каждое время года делится на три месяца, каждый месяц имеет своё название, стоит в определенном порядке. Подобранные игры и упражнения к этому блоку помогают ребенку усвоить последовательность месяцев, порядково-временные отношения (Приложение 2).

         Блок «Дни недели». При изучении дней недели используется следующая графическая модель-круг «Дни недели», где каждый день имеет цветовое обозначение. Цветовое обозначение дней недели распределено в соответствии с цветами радуги. Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье) учащимся дается и житейское понятие недели (если от данного дня пройдет семь дней, то пройдет неделя, от четверга до четверга прошла неделя). Уделяется внимание тому, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают.

Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови соседей, назови следующий день, покажи соответствующую цифру». Играем в «Продолжай…. Сегодня…. Завтра…. Послезавтра….Вчера….», «Разложи цифры по дням недели, соотнеси день с его порядковым номером» (Приложение 3).

Блок «Части суток». Для наглядности используется следующая графическая модель-круг «Части суток», где рассматриваются четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток. Рассматривание картинок сопровождается пояснениями, связанными с личным опытом ребенка, его режимом дня. Конкретным определителем времени для ребенка является его собственная деятельность.

Работа с моделью суток помогает детям наглядно установить, что сутки состоят из четырех частей, определить «соседей» каждой части, соотнести название части с символом, указать на модели прожитую часть суток и выполнить ряд других заданий. Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществляется и посредством игр и упражнений: «Когда это бывает?», «Части суток», «Кто когда спит?», и т.д. Поясняется значение слов сегодня, вчера, завтра, как сменяемость трех суток. В процессе этой работы у ребенка начинает складываться понятие о текучести и непрерывности времени (Приложение 4).

         Блок «Часы. Время». Для наглядности используется следующая графическая модель-круг «Часы». Изучается разноцветный циферблат для часовой, минутной стрелок. Обращается внимание, что все стрелки имеют разную длину. Объясняются ребенку понятия «циферблат», «сутки», «часы», «минуты», «ровно час», «полчаса», «четверть часа». Проводится наблюдение, какая из стрелок самая быстрая, а какая практически стоит на месте. И сколько времени требуется каждой, чтобы пройти целый круг. Дети учатся по циферблату определять время (Приложение 5).

Работа по формированию временных представлений оказывает влияние на развитие познавательной деятельности, ведётся последовательно и взаимосвязана с опорой на индивидуальные особенности каждого ребенка и различные системы анализаторов (зрительный, слуховой, речедвигательный и т.д.). Работа по развитию чувства времени может проводиться как основная, так и составная часть любого коррекционного занятия (Приложение 6). Процесс коррекционного обучения следует организовывать так, чтобы неоднократно возвращаться к уже изученным темам, систематически закрепляя пройденное.

         2.3. Результативность и эффективность опыта

         При оценке деятельности по развитию временных был разработан протокол изучения уровня сформированности временных представлений младших школьников. В протоколе выявлены критерии оценивания каждой пробы на начало и конец проведения опыта. Была обследована группа учащихся первого класса с трудностями в обучении в количестве пяти человек.

         Оценка шла следующим образом: 1 балл – точный и правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – ответ со второй попытки с самокоррекцией; 0,25 балла – ответ с направляющей помощью педагога; 0 баллов – неправильный ответ после 3 попытки. Обработка результатов: количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%. Уровни сформированности пространственно-временных представлений: высокий уровень – 85-100%, средний уровень – 70-84%, ниже среднего – 55-69%, низкий уровень – 0-54% (Приложение 7).

По результатам исследования видно, что на начало проведения опыта только 32% учащихся имели представления о временах года, на конец – количество учащихся увеличилось до 95%. На начало опыта 21% учащихся имели представления о месяцах, к концу – количество детей увеличилось до 85%. На начало – 22% учащихся смогли назвать дни недели по порядку, к концу – количество детей увеличилось до 82%. На начало – 32% учащихся смогли назвать время суток, к концу – количество детей увеличилось до 85%. В начале эксперимента только 11% учащихся смогли определить время по часам, в конце– 65% смогли называть время по часам. Представления о понятиях вчера, сегодня, завтра имели только 21%, к концу процент увеличился до 73% (Приложение 8).

         Из приведённых результатов видно, изначально у учащихся трудностями в обучении младшего школьного возраста был низкий уровень сформированности временных представлений. Через применение пособия «Окно времени» с разнообразными играми и упражнениями на коррекционно-развивающих занятиях, прослеживается положительная динамика в формировании временных представлений. Это свидетельствует об эффективности предложенного опыта работы и оказалось результативным как для более сильного ребенка, так и для более слабого.

 

 

3. Заключение

         Таким образом, с помощью пособия «Окно времени» система временных представлений учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста усваивается успешнее, в связи с включенностью в деятельность, повседневным опытом и эмоциональными переживаниями. А также у учащихся формируются навыки планирования, которые позволяют грамотно распоряжаться своим временем. Чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно и эффективно пройдут его школьные годы.

         С помощью дидактического пособия «Окно времени» по формированию временных представлений у младших школьников с трудностями в обучении можно закреплять понятия о цвете, форме, величине, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику рук.

         Данное пособие могут использовать в практической деятельности учителя-дефектологи, учителя начальных классов, воспитатели дошкольных учреждений, родители обучающихся. Пособие можно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, трудностями в обучении, с учащимися с нарушениями речи младшего школьного возраста, а также в работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Данный опыт работы был представлен на школьном методическом объединении учителей начальных классов (2022 год); на районном методическом объединении учителей-дефектологов (2022 год); на районном конкурсе пособий и средств альтернативной коммуникации для детей с особенностями психофизического развития, (2 место в номинации «Лучшее пособие», 2023 год).

Список использованных источников

         1. Гладкая, В. В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательною программу специального образования на уровне общего среднего образования / В. В Гладкая. Минск: Речь, 2023. 2-е изд. 115 с. – (Коррекционная педагогика).

         2. Ермолаева, М. А. Особенности формирования пространственно-временных представлений у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2019. Вып. 4. С. 3–6.

         3. Лемех, Е. А. Основы специальной психологии // Электронный учебно-методический комплекс [Электрон. ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/54189. Дата доступа 28.03.2023.

         4. Косницкая, Т. О. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электрон.ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiysad/matematika/2022/05/17/kartoteka-didakticheskih-igr-i-uprazhneniy-po-formirovaniyu. Дата доступа: 22.12.2021.

         5. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко, Н. Н. Малофеев, А. О. Дробинская

и др.; Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2009. – 224 с.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Блок «Времена года»

Игра «Когда это бывает?»

Цель: Формирование представлений о временах года. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Вариант игры: Учитель-дефектолог предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать картинки, соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.

Кто, скажи мне милый друг,

Красит белым всё вокруг,

И деревья, и дома?

Это — зимушка -…  (зима)

Стало солнышко теплей,

Зажурчал в лесу ручей,

Вся природа расцветает,

Время года кто узнает? (весна)

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (летом)

 

Листья быстро пожелтели

И на землю полетели.

Так бывает раз в году,

А когда? Я не пойму! (осень)

Вариант игры: Учитель-дефектолог предлагает разложить круги –символы соответствующие определенному времени года:

- Каждые сутки день укорачивается, это — осень.

- Каждые сутки день удлиняется, это — весна.

- День намного длиннее ночи, это — лето.

- День намного короче ночи, это — зима.

Игра «В какое время года нужны эти предметы?»

Цель: закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Педагог показывает изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Ребенок объясняет и выкладывает изображения на модель-круг.

Приложение 2

Блок «Месяцы»

Игра «Двенадцать месяцев»

Цель: развитие временных представлений у детей младшего школьного возраста.

Вариант игры: учитель-дефектолог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Ребенок берет карточку и выкладывает на соответствующий месяц модели-круга. Педагог задаёт вопросы: Январь, месяц, какой по счету?

Август, месяц, какой по счету? И т.д.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.

Вариант игры: учитель-дефектолог раскладывает на столе карточки с названиями месяцев и перемешивает их. Ребенок берет карточку и выкладывает на соответствующий месяц круга. Педагог задаёт вопросы:

Первый месяц, какая пора года?

Двенадцатый месяц, какая пора года? И т.д.

Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется. Можно играть парами, дети помогают друг другу, проверяют правильность выполнения заданий.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Игра «Повтори, не ошибись»

Цель: формирование умения называть месяцы (по временам года).

Вариант игры: Ребенок называет названия месяцев по порядку по картинкам или без них опираясь на модель-круг.

Вариант игры: Учитель-дефектолог предлагает ребенку картинки с определенным месяцем, ребенок подбирает нужную картинку к названию месяца, выкладывает.

Вариант игры: Учитель-дефектолог предлагает ребенку картинки по месяцам на прищепках, ребенок подбирает нужную картинку к названию месяца, прищепляет к модели-кругу.

Приложение 3

Блок «Дни недели»

Игра «Неделя»

Цель: закрепление умения определять и называть дни недели по порядку.

Вариант игры: Цифры (от 1 до 10) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Ребенок выбирает любую карточку, выкладывает в соответствии с днем недели на модель-круг. Если попадает лишняя цифра, объясняет, почему не подходит.

Вариант игры: Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели. Определить какой это день недели по цвету.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Игра «Закончи предложение»    

Цель: формирование умения определять и называть дни недели.

Вариант игры: Педагог спрашивает, ребенок отвечает и на модель-круг выкладывает фишку.

Если сегодня понедельник, то завтра будет…                                                     

Если сегодня четверг, то завтра будет…                                                  

Если сегодня суббота, то завтра будет…                                                       

Если сегодня пятница, то вчера была…                                                          

Если сегодня вторник, то вчера был…                                                              

Если сегодня воскресенье, то вчера была….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Блок «Сутки»

Игра «Кто когда спит?»

Цель: формирование умения определять последовательность суток.

Вариант игры: ребенку даются картинки с животным (котом), который в каждое время суток выполняет нужное действие. Ребенок должен правильно соотнести картинки, выложить на модель-круг.

Игра «Что потом?»

Цель: формирование умения устанавливать цепочку событий.

Вариант игры: педагог задает вопрос ребенку, ребенок отвечает, выбирает картинку и выкладывает на модель-круг соответствующее действие согласно времени суток.

- Ты утром встал — и что потом? Цепочка событий (действий). Умылся — и что потом?

Аналогично формулируются вопросы ко всем действиям, совершаемым за весь день до момента «легли спать».

 Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование умения определять и называть правильно прием пищи в разное время суток.

Вариант игры: Учитель-дефектолог предлагает картинки с изображениями приема пищи в разное время суток. Ребенок должен соотнести со временем суток, объяснить.

Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Вариант  игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы пришли в школу». Или: «Прошел один урок. Что будет дальше? Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром?  Когда ты встаешь?» И т.д.

Приложение 5

Блок «Время. Часы»

Игра «Время»

Цель: формирование умения определять время по часам с точностью до часа, развивать внимание.

Вариант игры: Педагог читает стихи о времени и предлагает установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. (Так же ребенку можно предложить придумать свои действия по часам).

Игра «Часы и время»

Цель: формирование умения ориентироваться во времени. Совершенствование навыка определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

Вариант игры: Педагог, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время - ребенок должен правильно и быстро установить нужное время на модели-круге.

Вариант игры: На столе разложены карточки со временем.

Педагог предлагает определить время на циферблате модели-круга и выбрать правильные карточки на общем поле.

Вариант игры: Педагог показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.

 

 

 

Приложение 6

Коррекционное занятие, 1 класс

Тема: Установление последовательности весенних месяцев

Задачи: формировать умение определять последовательность весенних месяцев года, составлять временные ряды;

         устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Этапы и задачи занятия

Методы и приёмы коррекционной работы, задания

Оборудование

Помощь

1.Вводная часть

1.1.Организационный этап

*вызвать у уч-ся положительный эмоциональный настрой

 

*активизировать психическую деятельность

 

 

 

 

 

 

 

*вызвать интерес учащихся к содержанию предстоящей деятельности

 

2.Основная часть

2.1.Подготовительный этап

 

 

 

 

*развивать навык звукового анализа

 

 

 

 

*актуализировать знания детей о весне

 

*обеспечить эмоциональное переключение с одного вида деятельности на другой

 

2.2. Формирующий этап

*вызвать интерес к предстоящей деятельности

 

 

 

 

 

*развивать умение устанавливать последовательность времен года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*развивать умение устанавливать последовательность весенних месяцев

 

 

 

 

 

*снять напряжение, усталости

 

2.3.Этап самостоятельной работы

*развивать навык классификации, обобщения и группировки

 

 

 

*устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключительная часть

 

*развивать рефлексивные умения

 

 

 

 

 

Приём «Комплимент» улыбнутся и сказать друг другу добрые слова

 

Выполнение кинезиологических упражнений

ПОЧКИ - ладони в кулачки
ЛИСТИКИ – ладони раскрыты
ЦВЕТОЧКИ – пальцы расставлены.

Приём эмоциональной заинтересованности(уточнение: какой сегодня день? какое число? какой месяц? какая пора года?)

 

 

Чистоговорка:

Март, март - солнцу рад.                    Апрель, апрель -открываем дверь.

Май, май - сколько хочешь, играй.

Игра «Узнай по первым звукам».

Звуковой анализ слова весна

Какое самое короткое слово из весенних месяцев?

Беседа «Признаки весны»

 

Приём «Музыкальная минутка»

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент

Смотрите, ребята,что это за чемоданчик?

Открываем чемоданчик, достаем окошко, открываем …

 

Работа с моделью -кругом «Времена года. Месяцы»

- Покажите на модели «Какое сейчас время года?»

- Какое время года наступит после весны?

- Какое время года наступит после зимы?

- Сколько всего месяцев в году?

- С какого месяца начинается год, а каким заканчивается?

 

- Назовите месяцы весны?

- Разложите на модели - круге месяцы весны по порядку.

- Определите по картинкам весенние месяцы, прикрепите к кругу

Динамическая пауза: Подснежники просыпаются.

Задание «Отбери

картинки».

Рассмотрите и определите, какие картинки подходят к каждому времени года. Выложите на модель-круг.Объясните, почему?

 

Загадки:

Ручейки бегут быстрее, светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад

Заглянул к нам месяц? (март)

Под окном чечетку бьет бойкая капель.

Значит, в гости к нам опять заглянул…. (апрель)

В белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?(май)

 

Чтобы проверить, как вы усвоили тему «Весна» я предлагаю вам выполнить

заключительное задание. Перед вами конверты с разрезанной картинкой на несколько

частей. Задача быстро, правильно собрать ее и назвать, какой весенний месяц

получился.

 

Беседа с учащимися. Вот и закрылось наше окошко.

- Какие задания вы сегодня выполняли?

Что было для вас самым трудным?

- Что было самым интересным?

- Какое задание хотелось бы выполнить еще раз? Почему?

Выбери погоду по своему настроению. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Почки, листики, цветочки»

 

 

 

 

карточки

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с весенними месяцами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компьютер «Звуки природы. Весна»

 

 

 

 

 

 

Пособие

«Окно времени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с названием месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с признаками весны  на прищепках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с временами года

 

 

 

 

 

 

Подбор картинок по загадкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конверт с разрезанной картинкой по теме «Весна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнышко, тучка, тучка с дождиком

 

 

 

 

Демонстрир. пример комплимента

 

 

 

 

Демонстрир.

упражнения,

совместное выполнение

 

 

 

Ответы сравнивают

с записью на доске

 

 

 

 

 

Вывешиваются учителем на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере необходимости оказывается помощь на модели-круге

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере необходимости оказывается помощь

 

 

Обращается внимание на последова

тельность

картинок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Таблица 1. – Изучение уровня сформированности временных представлений

 

Настя Д.

Валентин П.

Лев Р.

Миша П.

Саша Ш.

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1 блок. Представления о временах года

0,35

0,95

0,25

0,75

0,20

0,75

0,15

0,65

0,30

0,80

2 блок. Представления о месяцах

0,2

0,75

0,1

0,5

0,1

0,60

0,15

0,60

0,1

0,65

3 блок. Представления о днях недели

0,25

1,0

0,1

0,75

0,1

0,85

0,1

0,75

0,15

0,85

4 блок. Представления о частях суток

0,45

1,5

0,15

0,35

0,2

0,4

0,15

0,35

0,15

0,4

5 блок. Представления о понятиях  вчера/ сегодня/завтра

0,1

1,0

0,1

0,25

0,1

0,45

0,1

0,3

0,1

0,35

6 блок. Представления о мерах времени и часах

0,1

0,5

0

0,7

0

0,8

0,8

0,65

0,1

0,65

Итого:

1,45

5,75

0,7

3,3

0,7

3,85

1,45

3,3

0,9

3,7

%

25%

95%

12%

55%

12%

65%

25%

55%

15%

61%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Рисунок 1. Сравнительные результаты исследования развития временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста


 

Скачано с www.znanio.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ОКНО ВРЕМЕНИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСОБИЯ «ОКНО ВРЕМЕНИ»

Информационный блок 1

Информационный блок 1

Разработать пособие «Окно времени», подобрать игры и упражнения, направленные на формирование временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста

Разработать пособие «Окно времени», подобрать игры и упражнения, направленные на формирование временных представлений у учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста

За счет использования новых способов подачи материала, представления его в занимательной форме, повышается мотивация к усвоению знаний учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста

За счет использования новых способов подачи материала, представления его в занимательной форме, повышается мотивация к усвоению знаний учащихся с трудностями в обучении младшего школьного возраста

При формировании временных представлений у младших школьников с трудностями в обучении, эффективно использование различного рода наглядностей, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, представленных в занимательной форме…

При формировании временных представлений у младших школьников с трудностями в обучении, эффективно использование различного рода наглядностей, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, представленных в занимательной форме…

Выполнение заданий сопровождается пояснением ученика, почему он относит ту или иную картинку к данному времени года (Приложение 1)

Выполнение заданий сопровождается пояснением ученика, почему он относит ту или иную картинку к данному времени года (Приложение 1)

Работа с моделью суток помогает детям наглядно установить, что сутки состоят из четырех частей, определить «соседей» каждой части, соотнести название части с символом, указать на…

Работа с моделью суток помогает детям наглядно установить, что сутки состоят из четырех частей, определить «соседей» каждой части, соотнести название части с символом, указать на…

Была обследована группа учащихся первого класса с трудностями в обучении в количестве пяти человек

Была обследована группа учащихся первого класса с трудностями в обучении в количестве пяти человек

Заключение Таким образом, с помощью пособия «Окно времени» система временных представлений учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста усваивается успешнее, в связи с включенностью…

Заключение Таким образом, с помощью пособия «Окно времени» система временных представлений учащимися с трудностями в обучении младшего школьного возраста усваивается успешнее, в связи с включенностью…

В. В Гладкая. – Минск: Речь, 2023

В. В Гладкая. – Минск: Речь, 2023

Приложения Приложение 1 Блок «Времена года»

Приложения Приложение 1 Блок «Времена года»

Приложение 2 Блок «Месяцы»

Приложение 2 Блок «Месяцы»

Приложение 3 Блок «Дни недели»

Приложение 3 Блок «Дни недели»

Приложение 4 Блок «Сутки» Игра «Кто когда спит?»

Приложение 4 Блок «Сутки» Игра «Кто когда спит?»

Приложение 5 Блок «Время. Часы»

Приложение 5 Блок «Время. Часы»

Приложение 6 Коррекционное занятие, 1 класс

Приложение 6 Коррекционное занятие, 1 класс

Формирующий этап * вызвать интерес к предстоящей деятельности *развивать умение устанавливать последовательность времен года *развивать умение устанавливать последовательность весенних месяцев *снять напряжение, усталости 2

Формирующий этап * вызвать интерес к предстоящей деятельности *развивать умение устанавливать последовательность времен года *развивать умение устанавливать последовательность весенних месяцев *снять напряжение, усталости 2

Этап самостоятельной работы * развивать навык классификации, обобщения и группировки * устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями *выявление уровня развития целостного восприятия…

Этап самостоятельной работы * развивать навык классификации, обобщения и группировки * устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями *выявление уровня развития целостного восприятия…

Вводная часть 1.1.Организационный этап * вызвать у уч-ся положительный эмоциональный настрой *активизировать психическую деятельность *вызвать интерес учащихся к содержанию предстоящей деятельности 2

Вводная часть 1.1.Организационный этап * вызвать у уч-ся положительный эмоциональный настрой *активизировать психическую деятельность *вызвать интерес учащихся к содержанию предстоящей деятельности 2

Приложение 7 Таблица 1. – Изучение уровня сформированности временных представлений

Приложение 7 Таблица 1. – Изучение уровня сформированности временных представлений

Приложение 8 Рисунок 1. –

Приложение 8 Рисунок 1. –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023