Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей
Оценка 4.8

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Оценка 4.8
Семинары
docx
биология +1
Взрослым
01.02.2017
Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей
В данном файле разработка семинара, а также прилагается презентация, карточки
доклад семинар.docx
1 Муниципальное   образовательное   автономное   учреждение   дополнительного   образования Дворец детей и юношества Подготовила: О.О.Улько, педагог дополнительного образования детей Тема: Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей. Доклад СЛАЙД 1          На протяжении последних пяти лет я работаю над методической темой:  формирование экологической   культуры   школьников   на   основе   деятельностного   подхода   в   учреждении дополнительного образования детей. Личностно ­ деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы,   цели,   потребности,   а   условием   самореализации   личности   является   деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Задачу по формированию   учебной деятельности начинаю решать буквально с первых занятий обучения  в объединении. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции,  контроль и оценка  результата. Для   реализации   организационного   момента     на   занятии,   с   целью     активизации   внимания   на предстоящую деятельность мною часто используются различные тренинговые упражнения.  СЛАЙД 2  «Сейчас мы будем бросать друг другу  воздушный шарик. Тот, кто бросает шарик, говорит, одно из трех слов: «млекопитающие», «земноводные», «птицы». Тот, кто ловит шарик, говорит, если прозвучало слово «млекопитающие» ­ название животного относящегося к данному классу, во втором случае «земноводные» ­ животное которое относится к классу земноводные  (тритоны, саламандр, лягушки: Жаба­ага, серая жаба, гребенчатый тритон, сибирский углозуб, зеленая лягушка), если было сказано «птицы» ­ название перелетной птицы (утки, грачи, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля). Реагировать нужно как можно быстрее. Скажите, пожалуйста, какие трудности возникли у вас при выполнении этого упражнения.  Особое внимание уделяю развитию учебно­познавательных мотивов.  На каждом занятии такой мотив реализуется в учебной цели ­ осознании того вопроса,   интересно найти ответ. В этом случае свою деятельность   направляю   на создание условий для формирования целеполагания   на   занятии.   В   связи   с   этим   возникает   необходимость   разработки   приёмов, способствующих формированию учебной мотивации на занятии. Тематика приемов такова:  тема­вопрос   работа над понятием   ситуация яркого пятна   исключение   домысливание   проблемная ситуация   группировка  СЛАЙД 3 СЛАЙД 4  Например рассмотрим прием который  мы называем: Ситуация  «яркого пятна» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Ведущий: Как вы думаете, что общего между этими словами. Ведущий:  Как вы думаете, почему одно из слов выделено. Участники отвечают. Таким образом, сейчас мы с вами определили тему занятия: «Земноводные» Можно использовать другой прием «Домысливание» СЛАЙД 5 2 1) Задачи занятия предлагаются в виде схемы или неоконченной фразы. Например, на занятии по данной  теме  можно предложИть схему:  2) используются слова ­ "помощники":  Давайте подумаем, что мы можем повторить по данной теме Повторим… (многообразие земноводных) Изучим… (морфологию лягушки) Узнаем… (места обитания) Проверим…(способ питания) С помощью слов ­ "помощников" дети формулируют задачи занятия. При этом учащиеся учатся самостоятельно формулировать вопросы к текстам, другим людям и самому себе, развивают познавательные и творческие способности.  СЛАЙД 6  А теперь я хочу  познакомить  вас со следующим приемом.    Ваша задача  внимательно прослушать небольшой текст.  После прослушивания, опираясь на вопросы ­   помощники   на   карточках,   вы,   совещаясь   должны   составить   вопросы,   после   этого   задаете   эти вопросы  всем участникам, а те, кому задается вопрос,  должны правильно на них ответить. ТЕКСТ   Дзерены – некрупные антилопы со стройными ногами  и лировидно изогнутыми  рожками, живущие в степи. Их называют зобатыми антилопами за то, что у самцов сильно развита гортань, которая делает низ шеи выпуклым. Подобно другим антилопам, эти животные отряда Парнокопытные весь год держатся большими стадАми. На своих твердых копытцах они   каждый день пробегают большие  расстояния в поисках новых пастбищ. В сухих местах мало воды, и они могут подолгу не пить. Скорость движения и выносливость взрослого животного невероятна. При виде опасности оно может скакать, со скоростью 75 – 80 км/ч, взлетая при 4 – 6 – метровых прыжках до 2 м в высоту. Так оно может бежать час и более. Когда – то в прошлом тысячи дзеренов паслись в степях Центральной Азии. До появления человека у этих антилоп был только один враг – волк. Когда люди пришли в степь, они стали не только охотиться на дзеренов. Им понадобились пастбища для домашних животных, поэтому антилоп становилось все меньше и меньше.   В   нашей   стране   дзерены   были   полностью   истреблены   около   40   лет   назад.   Однако   после создания Даурского заповедника (1988) на Юге Забайкалья антилопы постепенно стали появляться снова. Таким образом, это упражнение концентрирует внимание. Для того чтобы немного отдохнуть на занятии,   предлагаю каждой группе выполнить упражнение, которое   называется   “перевод   с   русского   на   русский”   Это   упражнение   выполняется   на   слух. Необходимо   перевести   пословицу   с   биологических   терминов.   Такие   упражнения   очень   хорошо использовать в качестве паузы на занятии. СЛАЙД 7 ­   Сколько   это   млекопитающее   не   снабжай   питательными   веществами,   оно   все   равно   смотрит   в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит) ­ Если за летающим насекомым отряда перепончатокрылых пойдешь, то добраться можно до продукта питания, представляющего собой частично переваренный в зобе насекомого нектар цветов (за пчелой пойдешь, меда найдешь) 3 ­ От количества пернатых зависит количество пожирателей листвы (много птиц, мало гусениц) ­ Каждая птица хвалит место своего обитания (каждый кулик хвалит свое болото) ­  Приблизительно   20   г   продукта   полукоксования   твердых   топлив   приводит   в   непригодное   к использованию   состояние   нектара   растений   представителями   перепончатокрылых,   находящейся   в большой деревянной емкости (ложка дегтя испортит бочку меда) ­ Сбился с азимута среди 3 голосемянных. (Заблудился в трех соснах) Еще один прием организации паузы на занятиях это отгадывание и составление перевертышей. «Перевертыши»   ­   интеллектуально­развлевательная   игра,   которую   можно   организовать   на   любом занятии.   Содержание игры составляет самые различные перевертыши ­ пословиц, книг, телепередач, строчек из стихов, мультфильмов. Давайте попробуем  отгадать несколько перевертышей: Вам необходимо к каждому слову полученной фразы подобрать антоним (слово с противоположным по смыслу значением), то есть расшифровать перевертыши. СЛАЙД 8  ­ Гусыня кабану подружка (гусь свинье не товарищ) ­ Кабан чистоту нигде не увидит (свинья грязи везде найдет) ­ С трудом затолкаешь крокодила в реку (без труда не вынешь и рыбку из пруда) ­ Отдых как заяц из поля прибегает (работа не волк, в лес не убежит) Также у моих воспитанников хорошо получаются смысловые перевертыши: Например: ­ Конфликт поколений в курятнике (яйца курицу не учат) ­ Так сидят только обладатели пятачков и американцы (посади свинью за стол, она и ноги на стол) СЛАЙД 9 C  целью реализации деятельностного подхода при планИровании занятий стараюсь разнообразить и  формы занятий.  И сейчас мы с вами отправимся на экскурсию на озеро Кувшинка. Озеро Кувшинка –  это уникальный природный объект. Здесь обнаружены редкие  виды растений ­ лотос Комарова,  водяной орех плавающий, камыш трехгранный и другие.  СЛАЙД 10  Но, друзья, что мы здесь видим? Бытовой мусор. Как исправить данную ситуацию? Я предлагаю вам поработать над решением этой проблемы. Работать будем группами:    Необходимо  составить коллаж  «Призыв о помощи» Через 3 минуты  каждая группа должна представить свой коллаж. СЛАЙД 11 И в заключение давайте вместе составим буриме – призыв. Я буду читать строки, а вы вместе будите дополнять ключевые слова  Согласитесь со мной, друзья, что природу губить нельзя Её нужно всем миром спасать От мусора леса наши очищать, Полевые цветы запрещаем рвать, Птичьи гнёзда нельзя разорять, Природу надо просто любить И для потомков её сохранить! Спасибо за внимание!  СЛАЙД 12

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей

Формирование экологической культуры школьников на основе деятельностного подхода в учреждении дополнительного образования детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017