ОТ – 1. Приборы для получения газов.
Агрегатное
состояние
реагентов
Температурный
режим
Жидкость + жидкость
Твёрдое вещество + жидкость
Твёрдое +
твёрдое
Твёрдое
вещество
При нагревании
Без нагревания
При нагревании
43 3. Капельная воронка
44
2.
а
р
о
б
и
р
п
о
г
о
в
о
п
и
т
а
м
е
х
С
1 .Сосуд с реакционной смесью
1.
2. Пробка с газоотводной
трубкой Варианты типовых
приборов
Газ
О2
Н2
Сl2
Реагенты, их концентрация и
агрегатное состояние
KMnO4 (тв.)
KClO3(тв.)
Катализатор MnO2(тв.)
KNO3 (тв.)
KMnO4 (тв.)
H2SO4 – 10% рр
H2O2 – 3% рр
H2SO4 рр 1:5
Zn (тв.)
НСl рр 1:1
Zn (тв.)
NaOH рр
Al (тв.)
MnO2 (тв.)
Конц. HCl (рр)
Ca(OCl)2 (тв.)
HCl (рр)
45
ОТ – 2. Получение газов.
Условия реакции
Количество реагентов
Температурный режим
Особые условия
1/5 пробирки
1 часть по массе
3 части
1/5 пробирки
3 г
40 – 50 мл
60 – 70 мл
2 – 3 мл
Несколько гранул
2 – 3 мл
Несколько гранул
2 – 3 мл
Несколько гранул
Столовая ложка
10 – 15 мл
Столовая ложка
10 – 15 мл
нагревание
нагревание
нагревание
Без нагревания
Без нагревания
Без нагревания
нагревание
прокалить
прокалить
прокалить
KMnO4 и H2SO4 смешиваем, а
затем приливаем H2O2
Если реакция пойдёт слишком
бурно, нагревание на время
прекратить
нагревание
Если реакция пойдёт слишком
Без нагревания
бурно, нагревание на время
прекратить
Сухой
Ca(OCl)2 MnO2 (тв.)
NaCl (тв.)
H2SO4 рр 1:2
NaCl (тв.)
H2SO4 рр 3:2
NH4Cl (тв.)
Ca(OH)2 (тв.)
FeS (тв.)
рр H2SO4 1:5
S (порошок)
Парафин (стружки)
HCl
NH3
H2S
Канифоль (тв.)
Cu (стружки)
Конц. H2SO4 (ж)
SO2
Na2SO4 (тв.)
(NaHSO3 или Na2S2O3)
Конц. H2SO4 (ж)
S (тв. порошок)
MnO2 (тв.)
Fe (тв. опилки)
KNO3 (тв.)
NaNO2 насыщ. рр
NH4Cl насыщ. рр
Cu (тв. стружки)
32% рр HNO3 (1:1)
Cu (тв. стружки)
Конц. рр HNO3
NaHCO3 (тв.)
Конц. рр H2SO4
N2
NO
NO2
MnO2 + NaCl
1:1
нагревание
MnO2 и NaCl смешиваем1:1, а
затем приливаем H2SO4
60 – 70 г (2 столовые ложки)
80 – 100 мл
нагревание
Кислоту приливаем к соли
46
1 часть по объёму
1 часть по объёму
1 часть по объёму
1 часть по объёму
1 часть по объёму
30 г
70 мл
9 г
12 г
20 частей по массе
1 часть
25 г соли в 35 мл воды
20 г соли в 55 мл воды
23 стружки
35 мл
23 стружки
23 мл
1 чайная лодка
1 чайная ложка
нагревание
Ca(OH)2 взять чуть влажный
Без нагревания
нагревание
нагревание
Если реакция пойдёт слишком
бурно, нагревание на время
прекратить
Без нагревания
нагревание
нагревание
нагревание
Без нагревания
Без нагревания
Без нагревания
Водяная баня. Рр NaNO2
приливаем по каплям к горячему
рру NH4Cl
Если реакция не идёт, смесь для
инициирования подогреваем
Если реакция идёт слабо, смесь
подогреваем
Если реакция идёт плохо, смесь
для инициирования подогреваем СО
СО2
СН4
С2Н4
С2Н2
Рр муравьиной кислоты
Конц. рр H2SO4
CaCO3 (кусочки мрамора)
Рр HCl 1:4
MgCO3 (тв.)
CH3COONa (тв.)
Натронная известь
(NaOH + CaO)
Al4C3 (тв.)
H2O2 (рр)
C2H5OH (рр)
Конц. H2SO4
CaC2 (тв.)
Рр H2SO4 1:3
5 мл (плотность 1,2 г/мл)
20 мл (плотность 1,84 г/мл)
23 кусочка
23 мл
1/5 пробирки
1 часть
2 части
Без нагревания
Без нагревания
нагревание
нагревание
Несколько кусочков
Без нагревания
47
прокаливание
Предварительно уксуснокислый
натрий прокаливают в
фарфоровой чаше, чтобы
освободиться от воды
1 часть
3 части
34 кусочка
23 мл
нагревание
Без нагревания
Смесь спирта и кислоты лучше
приготовить заранее
Вместо серной кислоты можно
использовать воду, но в этом
случае реакция идёт очень бурно
ОТ – 3. Распознавание газов.
Газ
О2
N2
Н2
цвет
б/ц
б/ц
б/ц
Cl2 Жёлт
о
Физические свойства
запах
раствори
мость в
воде
+
м
н
н
р
ядовит
ость
раствор
лакмуса
горит или
поддерживает
горение
Поддерживает
горение
Горит.
В смеси с
воздухом
взрывоопасен.
+
обесцвечи
вает
Химические свойства
обесцвеч. рра
KMnO4 (подкисл.
серной кислотой)
другие характерные реакции
Вспыхивает тлеющая лучинка
С + О2 = СО2 + Q
При горении получается вода:
2Н2 + О2 = 2Н2О
Восстанавливает медь из оксида:
СuO + H2 = Cu + H2O Q
Посинение иод крахмальной бумажки зелён
ый
б/ц
НСl
NO
NO2
б/ц
бурый
NH3
б/ц
H2S
SO2
СО2
СО
б/ц
б/ц
б/ц
б/ц
C2Н2
б/ц
C2Н4
CН4
б/ц
б/ц
+
+
+
+
+
Тухлых
яиц
+
Характ
ерный
запах
изза
примес
ей
р
м
р
р
м
р
м
н
м
м
н
+
+
+
+
+
+
+
+
наркот
+
наркот
+
наркот
красный
красный
Поддерживает
горение
синий
Горит плохо
+ Сl2↑
+
48
Ag+ + Cl = AgCl
↑
белый осадок. Образование
«белого дыма» при поднесении стеклянной
палочки смоченной нашатырным спиртом.
2NO (бесцв.) + O2 = 2NO2(бурый)
охлаждение
2NO2(бурый)
↔ N2O4(бесцв.)
нагревание
Растворение осадка: Cu(OH)2 + 4NH3 =
Cu[(NH3)4]OH яркосиний рр
красный
красный
красный
горит
+ S↓
Чёрный осадок с Pb2+ или Cu2+
Горит синим
пламенем
Горит коптящим
пламенем
Светящееся
пламя
Бесцветное
пламя
+
+
+
Обесцвечивает бромную воду.
Обесцвечивает раствор фуксина (при
нагревании окраска восстанавливается)
Горящая лучинка гаснет.
Рр Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3
+ Н↓
2О
Почернение аммиачного раствора AgNO3
Обесцвечивание бромной воды.
В кислороде горит без копоти.
Обесцвечивание бромной воды. 49
ОТ – 4. Способы собирания газов в зависимости от их свойств.
Свойства газа
Особенности собирания
Способ собирания
Схема
М (газа) < М(воздуха)
Газ легче воздуха
Вытеснением воздуха
(приёмник вверх дном)
М (газа) > М(воздуха)
Газ тяжелее воздуха
Вытеснением воздуха
(приёмник вниз дном)
Газ нерастворим в воде и с
ней не взаимодействует
Собирание над водой
(вытеснением воды) Газ ядовит
с дальнейшим поглощением избытка
Вытеснением воздуха
50
ОТ 5. Вещества применяемые для промывания (очистки) и осушения газов.
Газы
H2
O2
Cl2
HCl
H2S
SO2
N2
NH3
CO
CO2
NO
NO2
CH4, C2H4
Очистка (промывание)
Раствором KMnO4 (H2SO4)
Вода
Вода
Конц. H2SO4
Вода
Конц.H2SO4
Конц.H2SO4 и KOH
Раствором щёлочи
Вода
Раствором щёлочи
Конц.H2SO4
Вода
Осушение
Конц. H2SO4
Конц. H2SO4
Конц. H2SO4
Конц. H2SO4
CaCl2 (безв.) или P2O5 (не H2SO4 )
Конц.H2SO4
Конц.H2SO4
Натронная известь (NaOH + CaO 1:2),
NaOH
Конц.H2SO4,
Конц.H2SO4
CuSO4(безв.),CaCl2(безв.)
Конц.H2SO4
Конц.H2SO4
Конц.H2SO4
ОТ – 6. Поглотители газов. Газы
Н2
О2
Cl2
HCl
H2S
SO2
N2
NH3
CO
CO2
NO
NO2
CH4
C2H4
C2H2
Газ
H2
O2
Cl2
Вода
Растворяется частично
Сl2 + H2O = HOCl + HCl
Растворяется хорошо
NH3 + H2O = NH4
+OH
Вещество поглотитель
Раствор NaOH или KOH
Cl2 + 2NaOH = NaOCl + NaCl + H2O
HCl + NaOH = NaCl + H2O
H2S +2 NaOH = Na2S + 2H2O
2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O
NO+O2+NaOH = NaNO2+NaNO3+H2O
2NaOH+NO2=NaNO2+NaNO3+H2O
51
Другие
Щелочной раствор пирогаллола
Активированный уголь
↓
AgNO3 + HCl = AgCl
+ HNO
3
Активированный уголь
Активированный уголь
NH3 + кислоты соль→
Аммиачный рр хлорида меди (I)
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3
2O
2NO + O2 = 2NO2
+ H↓
Активированный уголь
Активированный уголь
Сжигание = СО2 + Н2О
рр KMnO4, сжигание
рр KMnO4, сжигание
ОТ – 7. Хранение газов.
Способ хранения
В хорошо закрытом сосуде
газометр
В хорошо закрытом сосуде
Газ
NO2
N2
NH3
Особые свойства газа
Ядовит, поддерживает
горение, растворим в воде
и с ней взаимодействует
Не горюч, в воде не
растворим
Ядовит, хорошо
растворим в воде,
Способ хранения
В хорошо закрытом сосуде
газометр
В хорошо закрытом сосуде
Особые свойства газа
Горюч, с воздухом
взрывоопасен
Поддерживает горение, в
воде почти не растворим
Ядовит, поддерживает
горение, частично
растворим в воде и с ней
взаимодействует HCl
H2S
NO
SO2
Ядовит, хорошо растворим
В хорошо закрытом сосуде
в воде
Ядовит, горюч, ядовит, в
воде растворим плохо.
Не горит, плохо растворим
в воде
В хорошо закрытом сосуде
газометр
CO
CO2
CH4
Ядовит, растворим в воде и
В хорошо закрытом сосуде
C2H4, C2H2
с ней взаимодействует
Ядовит, горюч, не
растворим в воде
Растворим в воде плохо и
с ней взаимодействует
Горюч, с воздухом
взрывоопасен
Горюч, с воздухом
взрывоопасен
В хорошо закрытом сосуде
СО+О2=СО2
В хорошо закрытом сосуде
В хорошо закрытом сосуде
В хорошо закрытом сосуде
52
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Формирование экспериментальной деятельности учащихся на уроках химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.