Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.8

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
15.05.2018
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Основная сложность в формировании гражданственной компетенции у учащихся нашей школы заключается в том, что многие считают себя незаконно осужденными, «обиженными государством». Поэтому в работе с учениками по формированию гражданственной компетенции речь идет о подготовке к ресоциализации. Ресоциализация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют перевоспитанием
Гражданственная компетенция.docx
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания. (из опыта работы Кольянова К.В. учителя истории и обществознания I квалификационной категории ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ №2) В ГКОУ СО «Нижнетагильская вечерняя школа №2» обучаются граждане РФ в возрасте от 18 до 30 лет, не получившие основного общего образования в  силу разных причин в том числе и социальных. Многие не получили  образование по вине педагогов, которые не смогли реализовать принцип  личностно­ориентированного обучения, найти подход к ученикам. Для учащихся нашей школы характерны следующие особенности: ­   отрицательное   отношение   к   учебной   деятельности,   так   как   видимо ранее им не были созданы условия, в которых учащийся мог быть успешным; ­ отсутствие или слабая мотивация к учению, неумение или нежелание видеть перспективы для получения образования; ­ многие не любят или не умеют читать и вообще работать с учебной литературой; ­ у большинства наблюдается нарушения в эмоционально­волевой сфере, отсутствует понимание того, что учеба – это труд. Но   вместе   с   тем   можно   отметить,   что   среди   учащихся   есть   большая группа   читающих   и   интересующихся,   стремящихся   к   учению,   обладающих хорошими   базовыми   знаниями   по   предмету   и   определенной   социальной компетентностью,  а  также   хорошим   уровнем   воспитания,  поэтому   следует выделить еще одну немаловажную особенность: ­ разный уровень подготовки и восприятия учебного материала.          На первых уроках, вновь набранных учеников, приходится настраивать  на учебный процесс, доказывая необходимость получения знаний. Сложность  заключается еще в том, что многие учатся против своего желания. Однако и  эти «не желающие учится» по прошествии короткого времени включаются в  работу, а некоторые даже становятся в итоге лучшими в классе.  Одним из важнейших условий развития современного российского общества  является воспитание граждан правового, демократического государства,  способных к социализации, уважающих права и свободы личности,  обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную  терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. ФГОС  общего образования ориентирован на становление  личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):   «...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру  и духовные традиции; осознающего и принимающего  традиционные ценности  семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества» . Основная сложность в формировании гражданственной компетенции у  учащихся нашей школы заключается в том, что многие считают себя  незаконно осужденными, «обиженными государством». Поэтому в работе с  учениками по формированию гражданственной компетенции речь идет о  подготовке к ресоциализации. Ресоциализация в психолого­педагогическом аспекте может рассматриваться  как процесс восстановления психических проявлений и способностей  человека после какого­либо нарушения средствами пенитенциарной  педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и  поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное  требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и  интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих  требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют перевоспитанием  Таблица 1­ Формирование гражданственной компетенции по образовательным  уровням   Уровни  образования Цели Формируемые  гражданские компетентности Начальное образование Сформировать представление  об основных гражданских  ценностях и нормах поведения Формирование личности,  осознающей себя частью  общества и гражданином  своего Отечества. Развитие  коммуникативных  способностей ребенка,  позволяющих ему  интегрироваться в сообщество Основная школа Продолжить формирование  системы ценностей и  установок поведения  подростка: уважение к закону,  праву, правам других людей,  ответственность перед  обществом Приобретение знаний и  умений, необходимых для  будущей самостоятельной  жизни в обществе. Обогащение сознания и мышления  учащихся знаниями из истории Отечества. Познание  элементарных моральных и правовых норм Выявлять и активно  реализовывать воспитательный потенциал всех  образовательных областей и  предметов. Учащимся   совершенствовать в процессе  общественной деятельности  готовность и умение защищать  свои права и права других  людей, строить  индивидуальную и  коллективную деятельность Углубление и расширение  знаний о процессах,  происходящих в различных  сферах общества. Познание  философских, культурных,  политико­правовых и  социально­экономических  основ жизни общества.  Определение гражданской  позиции человека, его  социально­политической  ориентации Средняя (полная)  школа   На первой ступени (начальное образование) закладываются основные  моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности,  осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества,  развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему  интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения  разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных  задач начального образования ­ развитие творческого потенциала младшего  школьника ­ помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему  ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и  умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На  этом этапе стержнем гражданского образования является формирование  уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед  обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об  истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм. На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются  знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах  людей, происходит познание философских, культурных, политико­правовых и социально­экономических основ жизни общества, определяется гражданская  позиция человека, его социально­политическая ориентация. Задача этого  этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других  людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. В условиях школы при исправительном учреждении формирование  гражданственной компетенции или ее восстановление происходит в основной  и средней (полной) школе. В процессе обучения формирование(восстановление) гражданственной  компетенции тесно связано с универсальными умениями и способностями,  которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной  сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской  деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов,  общения, принятия решений, овладение учебными навыками ­ все это служит  развитию гражданских компетентностей. Очевидно, что простая трансляция  знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не  исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не  должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения  становления гражданских компетентностей и гуманистических  демократических ценностей являются интерактивные методы, которые  предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников  образовательного процесса в процессе решения учебных и практических  задач. К таким формам и методам относятся, например, медиации в  разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры,  социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др. Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления (восстановления) и совершенствования компетентностей  через включение участников образовательного процесса в осмысленное  проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности,  так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления  (восстановления) опыта гражданской деятельности. В процесс включены все классы, в которых я работаю. Мотивом моей  деятельности  является желание воспитать социально активных граждан своей страны, а процесс обучения более интересным, действенным,  привлекательным.  В сфере содержания в программы по истории,  обществознания и ОБЖ внесены изменения в соответствии со стандартами  нового поколения и с учетом задач гражданственной компетенции.  Корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли этих курсов в  гражданском становлении личности, и, одновременно на отбор содержания,  помогающего формировать нравственно­ценностное отношение к  окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, на усиление практической направленности обучения, следовательно, социализации.  Основные принципы модернизации программ: принцип приоритетности  обеспечения ценностно­смысловой составляющей; принцип адресности  программ, учета региональных условий. Задачи программы  Изучение   прошлого   и   настоящего   Уральского   региона,   обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем краю.  Воспитание   патриотизма   у   учащихся   через   краеведческие   знания   о Урале.  Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.  Активизация поисковой деятельности учащихся.  Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Формы проведения занятий: 1. Конференции. 2. Занятия 3. Работа с документами. 4. Исследовательская деятельность 5. Создание презентаций, выставок.         Результат развитие и укрепление у учащихся чувства любви к родному краю;   через   знания   по   истории   и   культуре   родного   края   происходит формирование   личности   патриота   и   гражданина   своей   страны.    Результат реализации программы определяется личностным ростом   школьников. Каждый школьник осмысливает своё место в жизни, приобщается к целому ряду ценностных понятий,  формирует собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знает и уважает прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Ученики   активно   участвуют   в   различных   конкурсах,   олимпиадах.   Учащиеся радуются, когда получают грамоты, благодарности и хорошие оценки по предмету.          В своей работе осуществляю дифференцированный подход к учашимся. Активным предлагаю особые задания (не просто поучаствовать в конкурсе, а показать   одноклассникам   актуальность   и   значимость   данного   конкурса, личным   примером   привлечь   к   участию   и   других   ребят;   посредством выполненного   проекта   показать   его   ценность   для   жизни,   показать   его важность   и   значимость).     Стараюсь   активизировать   деятельность   не интересующихся  и неактивных учеников, показав им значимость дела именно для   них.   Использую   прием   создания   ситуации   успеха,   нацеливаю   на деятельность ( « У тебя получится!»), при этом активного участника дела призываю помочь не интересующемуся.                         Для активизации познавательной деятельности учащихся использую следующие методы и формы работы:      методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция,  диспут, метод примера); ∙ методы организации деятельности и формирования опыта общественного  поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,  педагогическое требование, инструктаж). ∙ методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности  (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие) ∙ методы контроля, самоконтроля и самооценки.     Использую индивидуальные формы работы (беседу, задушевный разговор, консультацию,   обмен   мнениями,   выполнение   совместного   поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения   проблемы),   которые   помогают   раскрыть   таланты   ученика, устремления,   выяснить   причины,   которые   мешают   ему   проявить   себя.   С каждым из них выстраиваю конкретный стиль взаимоотношений.     Групповые формы (творческие группы, микрокружки) помогают ученикам проявить   себя   как   участником   дела,   так   и   организатором.   Главной   своей задачей здесь считаю с одной стороны ­ помочь каждому проявить себя, с другой ­ создать условия для получения в группе положительного результата, значимого для всех участников процесса. Групповые формы работы помогают наладить   гуманные   взаимоотношения   между   учениками,   способствуют формированию   коммуникативных   умений.     Конечно,   познавая   новое, учащиеся с большим интересом относятся к изучаемым предметам. Считаю, что у меня получается вовлечь учащихся в познание, ведь каждый из них является участником хотя бы одного дела.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.

Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018