Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.8
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
10 кл—11 кл +1
15.05.2018
Основная сложность в формировании гражданственной компетенции у учащихся нашей школы заключается в том, что многие считают себя незаконно осужденными, «обиженными государством». Поэтому в работе с учениками по формированию гражданственной компетенции речь идет о подготовке к ресоциализации.
Ресоциализация в психолого-педагогическом аспекте может рассматриваться как процесс восстановления психических проявлений и способностей человека после какого-либо нарушения средствами пенитенциарной педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют перевоспитанием
Гражданственная компетенция.docx
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и
обществознания.
(из опыта работы Кольянова К.В. учителя истории и обществознания
I квалификационной категории ГКОУ СО «Нижнетагильская ВШ №2)
В ГКОУ СО «Нижнетагильская вечерняя школа №2» обучаются граждане РФ
в возрасте от 18 до 30 лет, не получившие основного общего образования в
силу разных причин в том числе и социальных. Многие не получили
образование по вине педагогов, которые не смогли реализовать принцип
личностноориентированного обучения, найти подход к ученикам.
Для учащихся нашей школы характерны следующие особенности:
отрицательное отношение к учебной деятельности, так как видимо
ранее им не были созданы условия, в которых учащийся мог быть успешным;
отсутствие или слабая мотивация к учению, неумение или нежелание
видеть перспективы для получения образования;
многие не любят или не умеют читать и вообще работать с учебной
литературой;
у большинства наблюдается нарушения в эмоциональноволевой сфере,
отсутствует понимание того, что учеба – это труд.
Но вместе с тем можно отметить, что среди учащихся есть большая
группа читающих и интересующихся, стремящихся к учению, обладающих
хорошими базовыми знаниями по предмету и определенной социальной
компетентностью, а также хорошим уровнем воспитания, поэтому следует
выделить еще одну немаловажную особенность:
разный уровень подготовки и восприятия учебного материала.
На первых уроках, вновь набранных учеников, приходится настраивать
на учебный процесс, доказывая необходимость получения знаний. Сложность
заключается еще в том, что многие учатся против своего желания. Однако и
эти «не желающие учится» по прошествии короткого времени включаются в
работу, а некоторые даже становятся в итоге лучшими в классе.
Одним из важнейших условий развития современного российского общества
является воспитание граждан правового, демократического государства,
способных к социализации, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную
терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других
народов. ФГОС общего образования ориентирован на становление
личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
«...любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру
и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности
семьи, российского гражданского общества, многонационального российского
народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества» . Основная сложность в формировании гражданственной компетенции у
учащихся нашей школы заключается в том, что многие считают себя
незаконно осужденными, «обиженными государством». Поэтому в работе с
учениками по формированию гражданственной компетенции речь идет о
подготовке к ресоциализации.
Ресоциализация в психологопедагогическом аспекте может рассматриваться
как процесс восстановления психических проявлений и способностей
человека после какоголибо нарушения средствами пенитенциарной
педагогики. В результате создается определенное равновесие в психике и
поведении человека, отвечающее нормам социального поведения, адекватное
требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и
интегрированием поведения индивида в условиях, соответствующих
требованиям нормальной жизни. В этом плане ресоциализацию часто называют
перевоспитанием
Таблица 1 Формирование гражданственной компетенции по образовательным
уровням
Уровни
образования
Цели
Формируемые гражданские
компетентности
Начальное
образование
Сформировать представление
об основных гражданских
ценностях и нормах поведения
Формирование личности,
осознающей себя частью
общества и гражданином
своего Отечества. Развитие
коммуникативных
способностей ребенка,
позволяющих ему
интегрироваться в сообщество
Основная
школа
Продолжить формирование
системы ценностей и
установок поведения
подростка: уважение к закону,
праву, правам других людей,
ответственность перед
обществом
Приобретение знаний и
умений, необходимых для
будущей самостоятельной
жизни в обществе. Обогащение
сознания и мышления
учащихся знаниями из истории
Отечества. Познание
элементарных моральных и правовых норм
Выявлять и активно
реализовывать воспитательный
потенциал всех
образовательных областей и
предметов. Учащимся
совершенствовать в процессе
общественной деятельности
готовность и умение защищать
свои права и права других
людей, строить
индивидуальную и
коллективную деятельность
Углубление и расширение
знаний о процессах,
происходящих в различных
сферах общества. Познание
философских, культурных,
политикоправовых и
социальноэкономических
основ жизни общества.
Определение гражданской
позиции человека, его
социальнополитической
ориентации
Средняя
(полная)
школа
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные
моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности,
осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества,
развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему
интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения
разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных
задач начального образования развитие творческого потенциала младшего
школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в
жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему
ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и
умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На
этом этапе стержнем гражданского образования является формирование
уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед
обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об
истории Отечества, познание ими элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя (полная) школа) углубляются, расширяются
знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах
людей, происходит познание философских, культурных, политикоправовых и
социальноэкономических основ жизни общества, определяется гражданская
позиция человека, его социальнополитическая ориентация. Задача этого
этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других
людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
В условиях школы при исправительном учреждении формирование
гражданственной компетенции или ее восстановление происходит в основной
и средней (полной) школе.
В процессе обучения формирование(восстановление) гражданственной
компетенции тесно связано с универсальными умениями и способностями,
которые проявляются и в других сферах жизни (не только в социальной
сфере). Освоение учащимися способов и приемов исследовательской
деятельности, поиска и анализа информации, разрешения конфликтов,
общения, принятия решений, овладение учебными навыками все это служит
развитию гражданских компетентностей. Очевидно, что простая трансляция
знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не
исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не
должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения
становления гражданских компетентностей и гуманистических
демократических ценностей являются интерактивные методы, которые
предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников
образовательного процесса в процессе решения учебных и практических
задач. К таким формам и методам относятся, например, медиации в
разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры,
социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как
для становления (восстановления) и совершенствования компетентностей
через включение участников образовательного процесса в осмысленное
проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности,
так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления
(восстановления) опыта гражданской деятельности.
В процесс включены все классы, в которых я работаю. Мотивом моей
деятельности является желание воспитать социально активных граждан своей
страны, а процесс обучения более интересным, действенным,
привлекательным. В сфере содержания в программы по истории,
обществознания и ОБЖ внесены изменения в соответствии со стандартами
нового поколения и с учетом задач гражданственной компетенции.
Корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли этих курсов в
гражданском становлении личности, и, одновременно на отбор содержания,
помогающего формировать нравственноценностное отношение к
окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, на усиление практической направленности обучения, следовательно, социализации.
Основные принципы модернизации программ: принцип приоритетности
обеспечения ценностносмысловой составляющей; принцип адресности
программ, учета региональных условий.
Задачи программы
Изучение прошлого и настоящего Уральского региона, обычаев,
традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем краю.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о
Урале.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в
области краеведения.
Формы проведения занятий:
1. Конференции.
2. Занятия
3. Работа с документами.
4. Исследовательская деятельность
5. Создание презентаций, выставок.
Результат развитие и укрепление у учащихся чувства любви к родному
краю; через знания по истории и культуре родного края происходит
формирование личности патриота и гражданина своей страны. Результат
реализации программы определяется личностным ростом школьников. Каждый
школьник осмысливает своё место в жизни, приобщается к целому ряду ценностных
понятий, формирует собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же
время знает и уважает прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.
Ученики активно участвуют в различных конкурсах, олимпиадах. Учащиеся
радуются, когда получают грамоты, благодарности и хорошие оценки по предмету.
В своей работе осуществляю дифференцированный подход к учашимся.
Активным предлагаю особые задания (не просто поучаствовать в конкурсе, а
показать одноклассникам актуальность и значимость данного конкурса,
личным примером привлечь к участию и других ребят; посредством
выполненного проекта показать его ценность для жизни, показать его
важность и значимость).
Стараюсь активизировать деятельность не
интересующихся и неактивных учеников, показав им значимость дела именно
для них. Использую прием создания ситуации успеха, нацеливаю на деятельность ( « У тебя получится!»), при этом активного участника дела
призываю помочь не интересующемуся.
Для активизации познавательной деятельности учащихся использую
следующие методы и формы работы:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция,
диспут, метод примера);
∙ методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,
педагогическое требование, инструктаж).
∙ методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие)
∙ методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Использую индивидуальные формы работы (беседу, задушевный разговор,
консультацию, обмен мнениями, выполнение совместного поручения,
оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск
решения проблемы), которые помогают раскрыть таланты ученика,
устремления, выяснить причины, которые мешают ему проявить себя. С
каждым из них выстраиваю конкретный стиль взаимоотношений.
Групповые формы (творческие группы, микрокружки) помогают ученикам
проявить себя как участником дела, так и организатором. Главной своей
задачей здесь считаю с одной стороны помочь каждому проявить себя, с
другой создать условия для получения в группе положительного результата,
значимого для всех участников процесса. Групповые формы работы помогают
наладить гуманные взаимоотношения между учениками, способствуют
формированию коммуникативных умений.
Конечно, познавая новое,
учащиеся с большим интересом относятся к изучаемым предметам. Считаю,
что у меня получается вовлечь учащихся в познание, ведь каждый из них
является участником хотя бы одного дела.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Формирование гражданской компетенции на уроках истории и обществознания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.