Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Оценка 4.7
Лекции
doc
администрации
Взрослым
07.04.2019
За последние десятилетия в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний,умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучениякак процесса подготовки учащихся к реальной жизни. В этом материале представлены виды и пути дормирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.doc
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках
реализации ФГОС НОО
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в
представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний,
умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к
пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни;
готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные
задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому
переучиванию в ответ на обновление знаний и требований рынка труда.
Школа 2100 — общероссийская общественная программа
развития общего среднего образования, охватывающая массовые
общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного
образования.
Данная программа помогает сегодняшним школьникам вырасти людьми, максимально
подготовленными к сложной современной жизни. Научить их не выживать, а
становиться самими собой: раскрывать свои способности, реализовывать свой
потенциал, занимать своё достойное место в обществе.
Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых
успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной
самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует
его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать,
но привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных
учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих
задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй –
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и
саморазвитии.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных
ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего
мира.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,
признание для себя общепринятых моральноэтических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа,
определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды
и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются
следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
Для развития личностных УУД возможно использование разных образовательных
технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает
познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;
Работая в 1 классе, по УМК «Перспектива» я не даю знания в готовом виде, а
применяю проблемнодиалогическую технологию, которая принципиально меняет
роль учащихся на уроке. Теперь ученик – не слушатель, созерцатель, а исследователь,
организатор своей деятельности. Школьник активно участвует в каждом шаге
обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает
гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение
сознательным, продуктивным и более результативным.
УМК по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В. Прониной вполной мере
реализует принципы деятельностного подхода. Каждая новая тема в учебнике
русского языка начинается с иллюстрации, сюжет которой задает проблемную
ситуацию для открытия новых знаний. В методических рекомендациях учителям
предложен материал как для использования проблемной ситуации, изображенной в
учебнике, так и другие возможные варианты предъявления проблемы (в том числе и
выходящей из этапа чистописания, этапа работы со словами с непроверяемыми
написаниями, проверки домашнего задания и т.д.). Вопросы для создания проблемной
ситуации содержатся и в упражнениях учебника, где организованы наблюдения детей
за языковыми явлениями, а система развертывания упражнений позволяет детям
самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.
Во всех уроках изучения нового УМК по окружающему миру А.А.
Вахрушева опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой
технологией в учебнике, начиная с 1 класса, введены проблемные ситуации,
стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации
необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти на уроке ученики.
Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана.
Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение
учебного материала носит проблемный характер.
На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее
формируют мышление и речь? Я убедилась: только на проблемном уроке. Даже
далёкому от педагогики человеку ясно, что дети усваивают не то, что получили
готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили посвоему.
Проектная технология формирует накопление смыслов, оценок, отношений,
позитивных поведенческих стереотипов;
Основные отличия проектной технологии :
результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе
– направленность на достижение конкретных целей;
– координированное выполнение взаимосвязанных действий;
– ограниченная протяжённость;
– неповторимость и уникальность.
Личностные
тематики проектов.
Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит
кличностному развитию ученика.
– ИКТтехнологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность
учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое
отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о
частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа
правовой культуры в области использования информации;
Особое место в моей педагогической практике занимают информационно
компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация,
музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекать большое количество дидактического материала;
повышать объём выполняемой работы;
создавать интерактивные задания и упражнения
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста
порождает оценочные суждения;
Формирование правильного типа читательской деятельности представляет собой
трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения
детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Выделяем этапы работы с
текстом на уроках: до начала чтения; в процессе чтения; после чтения (где вступает в
права проблемнодиалогическая технология)
1 этап. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои
предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.
2 этап. Самостоятельное чтение про себя. Дети проверяют свои предположения. Затем
чтение вслух, по абзацам, с комментариями. По ходу чтения задаем вопросы на
понимание текста, ответы на которые дети находят в тексте, и также по ходу чтения
проходит словарная работа (т.е. медленное движение за автором по строчкам, диалог
с автором).
Появляющиеся вопросы опятьтаки предполагают возникновение ответов
предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.
3 этап. После чтения ставим проблемный вопрос к тексту в целом. Дети отвечают на
вопрос, происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный
между строк», рассказ о писателе, о его личности.
Далее работа усложняется и углубляется. Мы выделяем средства выразительности:
образные выражения, олицетворения, метафоры, эпитеты и сравнения. Также рассматриваем стиль языка, особенность письма, приемы, формы, жанры
произведений.
При изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе являются
следующие Личностные УУД:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Технология оценивания используемая в Образовательной системе «Школа 2100»
технология оценивания учебных успехов предлагает проводить оценку на уроке так,
как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик, причем оценка
дается в качественной форме.
Пример: Ученикам объявляется: общая активность на уроке достойна оценки
«молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение
одной задачи от начала до конца.
Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность
формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он
оценивает относительно себя.
Личностные УУД обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание
моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях.
Для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии
в комплексе.
Список литературы:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.
Ковалевой, О.Б. Логиновой.
Ученик в обновляющейся школе // Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И. Дика,
А.В. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2002
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий.Автор: Асмолов Александр
Григорьевич,Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна
1.
2.
3.
4.
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Формирование и развитие личностных УУД младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.