Формирование информационных компетенций на уроках математики.

  • Семинары
  • docx
  • 17.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информационная компетентность - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Современному, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать в ситуации выбора ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Иконка файла материала Информ комп.docx
Формирование   информационных   компетенций   на   уроках математики.  Информационная   компетентность   ­ готовность   обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать   и   отбирать   необходимую   информацию,   организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Современному,   развивающемуся   обществу   нужны   современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут   принимать   в   ситуации   выбора   ответственные   решения,   способные   к сотрудничеству,   отличающиеся   конструктивностью,   развитым   чувством ответственности   за   судьбу   страны.   Образование   ориентировано   на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании   умений   и   навыков,   их   закреплении   и   превращении   в компетенции.  Формирование   у   школьников   информационной   компетентности является   путем   к   достижения   нового   качества   образования.    Изучив   теоретические   основы   компетентностного   подхода,   методы развития  ключевых компетенций   на уроках  математики, я  решила  уделить особое   внимание   в   образовательной   деятельности   формированию   у школьников   именно   информационной   компетенций   на   уроках   математики. Почему   из   перечня   ключевых   компетенций   я   выделила   именно   ее?  При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе   особенно   актуальными   становятся   умения,   связанные   с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией,   критически   осмысливать   ее,   от   умения   организовать познавательную   систематическую   деятельность   зависит   степень   интереса учащихся   к   учебе,   готовность   к   постоянному самообразованию.  Решающее   значение   для   адаптации   человека   к   сложным   реалиям   современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде   знания,   но   и   их   системность   и   умение   применять   эти   знания   в практической деятельности.    Современное   представление   о   качественном   образовании   включает   в составе   необходимого   элемента   свободное   владение   информационными технологиями.  Соответственно,  моя   задача  ­   дать  ученику  широкий   выбор информации и способы работы с ней. Для выполнения данной задачи в своей практике использую ряд приемов и методов.    уровень   знаний,   На   уроках   обычно   не   хватает   времени   на   знакомство   с   историей математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный материал   о   великих   математиках,   истории   открытия   теорем   и   формул, происхождении   математических   терминов,   используя   различные   источниките         в не найдут информации.   Дети   получают   за   это   дополнительную   оценку,  что   является стимулом   для   самостоятельной   познавательной   деятельности.   Развивается интерес   к   предмету,   предоставляется   возможность   самореализации, выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом, которого учебнике.    Так   же   развивать   информационную   компетентность   можно   путем решения расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или числовому   выражению   предлагаю   составить   задачу   с   реальными   данными. Дети   собирают   эти   данные,  используя   доступные   им   источники.  В  эту   же категорию   можно   отнести   задачи,  в  которых   фигурируют   старинные   меры веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети должны добыть информацию об этих мерах. Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем счисления,  различные  схемы   для   сборки  моделей  геометрических  фигур   и т.д.  В продолжение разговора о задачах можно отметить использование практико­ ориентированных   задач,   т.е.   заданий   с   практическим   содержанием, ориентирующих   учащихся   на   математические   исследования   явлений реального мира. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает   интерес   к   предмету,   а   это   напрямую   взаимосвязано   с   уровнем информационной компетенции.    На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно. Как   уже   было   сказано,   в   формировании   информационной   компетенции особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения учителя.   Вот   тут­то   и   пригодится   данная   компетентность   ученика   – информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с различными  информационными   источниками, в  том  числе   и с  учебником.   На своих уроках практикую следующее: при изучении новой темы учащимся предлагается   изучить   данный   параграф.   Чтоб   проконтролировать   чтение текста, учащиеся составляют вопросы для учителя, если что­то непонятно. А также   вопросы   для   других   учеников   с   ответами.   Вопросы   предлагается составлять   разные:   теоретические   и   практические,   проблемные   вопросы   и вопросы   развивающего   характера.   Для   закрепления   проводится   работа   по вопросам учащихся. Здесь можно опрос разнообразить. Но, так или иначе, в роли учителя выступает ученик, задает вопросы и оценивает ответы. Чаще всего ученики отвечают друг другу в парах, а после заслушивают правильный ответ.     Основной   целью   своей   работы   считаю   формирование   у   школьников информационной   компетентности  для выработки  умения добывать  нужную информацию с помощью сети INTERNET и других источников, а также еёрешения передавать.    Составляя   индивидуальные   тематические   тесты   по   математике, облегчаю   себе   работу   при   проверке   работ,   повышаю   эффективность качественной   подготовки   школьников   к   ЕНТ.   Ученики,   выполняя   тесты, формируют   свою   информационную   компетентность,  так   как,  чаще   всего   в процессе выполнения заданий стараются найти необходимостью информацию для задачи.    Интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий их   можно   многократно   просматривать,   останавливая   в   нужные   моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять гипотезы.  В   целях   закрепления   материала   предлагаю   учащимся   создание   компьютерных   презентации   в   программе:   «Power   Point».   При   создании презентаций   учащиеся   глубоко   анализируют   передаваемую   информацию, естественно   повышают   свой   интеллектуальный   уровень.   При   выполнении работы   проявляются   творческие   способности   учеников,   их   фантазия   и глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой необходимо   выделить   основные   моменты,   тем   самым,   обучаю   школьников связной структуре передачи и закрепления информации.  В   заключение,   хотелось   бы   сказать,   что   какие   бы   новые   веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы   и   учебники,   формирование   информационной   культуры школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся,   всегда   будет   одной   из   основных   общеобразовательных   и воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует прогрессу   в   любой   сфере   человеческого   бытия.   Успех   интеллектуального развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных мероприятиях,   которые   нацелены   на   развитие   познавательной   активности учащихся.         На   мой   взгляд,  основная   задача   учителя  –  научить   ребенка   учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.