Информационная компетентность - готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Современному, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать в ситуации выбора ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Формирование информационных компетенций на уроках
математики.
Информационная компетентность готовность обучающегося
самостоятельно работать с информацией различных источников, искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Современному,
развивающемуся обществу нужны современно
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно
могут принимать в ситуации выбора ответственные решения, способные к
сотрудничеству, отличающиеся конструктивностью, развитым чувством
ответственности за судьбу страны. Образование ориентировано на
формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний,
совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в
компетенции.
Формирование у школьников информационной компетентности
является путем к достижения нового качества образования.
Изучив теоретические основы компетентностного подхода, методы
развития ключевых компетенций на уроках математики, я решила уделить
особое внимание в образовательной деятельности формированию у
школьников именно информационной компетенций на уроках математики.
Почему из перечня ключевых компетенций я выделила именно ее?
При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном
обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с
восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с
информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать
познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса
учащихся к учебе,
готовность к постоянному
самообразованию.
Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям
современного общества имеет не только объем накопленной информации в
виде знания, но и их системность и умение применять эти знания в
практической
деятельности.
Современное представление о качественном образовании включает в
составе необходимого элемента свободное владение информационными
технологиями. Соответственно, моя задача дать ученику широкий выбор
информации и способы работы с ней. Для выполнения данной задачи в своей
практике использую ряд приемов и методов.
уровень знаний,
На уроках обычно не хватает времени на знакомство с историей
математики. В связи с этим, учащимся предлагается найти дополнительный
материал о великих математиках, истории открытия теорем и формул,
происхождении математических терминов, используя различные источниките
в
не
найдут
информации. Дети получают за это дополнительную оценку, что является
стимулом для самостоятельной познавательной деятельности. Развивается
интерес к предмету, предоставляется возможность самореализации,
выражающаяся в том, что ученики знакомят одноклассников с материалом,
которого
учебнике.
Так же развивать информационную компетентность можно путем
решения расчетных задач на движение и стоимость. По заданной схеме или
числовому выражению предлагаю составить задачу с реальными данными.
Дети собирают эти данные, используя доступные им источники. В эту же
категорию можно отнести задачи, в которых фигурируют старинные меры
веса или длины. Для того, чтобы их решить, дети должны добыть информацию
об этих мерах. Отсюда вытекает еще один вид занятий: найти и распечатать
таблицу длин, весов древности, таблицы изображений чисел из разных систем
счисления, различные схемы для сборки моделей геометрических фигур и
т.д.
В продолжение разговора о задачах можно отметить использование практико
ориентированных задач, т.е. заданий с практическим содержанием,
ориентирующих учащихся на математические исследования явлений
реального мира. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика
находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь,
повышает интерес к предмету, а это напрямую взаимосвязано с уровнем
информационной
компетенции.
На еще одном из методов, хотелось бы остановиться более подробно.
Как уже было сказано, в формировании информационной компетенции
особую роль имеет умение работать с различными источниками информации.
Учебник в этом списке стоит на главных позициях. И это обосновано, так как
часто причиной неуспеваемости ученика является не восприятие объяснения
учителя. Вот тутто и пригодится данная компетентность ученика –
информационная, развивать которую, следует с помощью умения общаться с
различными информационными источниками, в том числе и с учебником.
На своих уроках практикую следующее: при изучении новой темы учащимся
предлагается изучить данный параграф. Чтоб проконтролировать чтение
текста, учащиеся составляют вопросы для учителя, если чтото непонятно. А
также вопросы для других учеников с ответами. Вопросы предлагается
составлять разные: теоретические и практические, проблемные вопросы и
вопросы развивающего характера. Для закрепления проводится работа по
вопросам учащихся. Здесь можно опрос разнообразить. Но, так или иначе, в
роли учителя выступает ученик, задает вопросы и оценивает ответы. Чаще
всего ученики отвечают друг другу в парах, а после заслушивают правильный
ответ.
Основной целью своей работы считаю формирование у школьников
информационной компетентности для выработки умения добывать нужную
информацию с помощью сети INTERNET и других источников, а также еёрешения
передавать.
Составляя индивидуальные тематические тесты по математике,
облегчаю себе работу при проверке работ, повышаю эффективность
качественной подготовки школьников к ЕНТ. Ученики, выполняя тесты,
формируют свою информационную компетентность, так как, чаще всего в
процессе выполнения заданий стараются найти необходимостью информацию
для
задачи.
Интерактивные технологии позволяют моделировать процессы, которые
сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью интерактивных технологий
их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты,
делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять
гипотезы.
В целях закрепления материала предлагаю учащимся создание
компьютерных презентации в программе: «Power Point». При создании
презентаций учащиеся глубоко анализируют передаваемую информацию,
естественно повышают свой интеллектуальный уровень. При выполнении
работы проявляются творческие способности учеников, их фантазия и
глубина мышления. Обращаю внимание на структуру презентации, в которой
необходимо выделить основные моменты, тем самым, обучаю школьников
связной структуре передачи и закрепления информации.
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния,
рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись
программы и учебники,
формирование информационной культуры
школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности
учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и
воспитательных задач. Интеллект и творчество – это то, что способствует
прогрессу в любой сфере человеческого бытия. Успех интеллектуального
развития школьника достигается, главным образом, на уроках и внеурочных
мероприятиях, которые нацелены на развитие познавательной активности
учащихся.
На мой взгляд, основная задача учителя – научить ребенка учиться,
добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс
обучения будет наиболее эффективным.