ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Оценка 5

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Оценка 5
Педсоветы
doc
математика
5 кл
07.04.2017
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Данный материал подготовлен для выступления на педсоветах по данной теме.В статье говорится о видах компетенций, приводится практическая часть применения ключевых компетенций на конкретных примерах и задачах.Примеры и задачи статьи можно использовать на уроках математики в 5 классе по программе ФГОС
Урок математики.doc
Урок математики как средство формирования ключевых компетенций (практическая часть) Подготовила: Учитель математики МБОУ г.Астрахани «СОШ №13» Колесникова Светлана Владимировна. Математическая компетенция – это способность структурировать данные, вычленять  математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и  преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Поэтому математическая  компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения  проблем, возникающих в повседневной жизни. Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока Этапы урока Проверка  домашнего задания Изучение нового  материала Закрепление,  тренировка,  отрабатывание  умений и навыков ЦельРезультативность Цель: активировать умственную  деятельность учеников, развивать  критическое мышление, учить оценивать  знания учеников Результативность: формирование  познавательной компетентности Цель: развивать самостоятельность  мышления, формировать гибкость и  точность мысли, развивать внимание и  память Результативность: формирование  самообразовательной компетентности Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование  исследовательской компетентности Цель: учить краткой рациональной записи,  отрабатывать умение делать выводы и  обобщения Результативность: формирование  информационной компетентности Цель: учить оперировать знаниями,  развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование  исследовательской, самообразовательной,  компетентностей Цель: изучить свойства, правила… Результативность: формирование  познавательной компетентности Виды деятельности 1. Рецензирование ответов (домашнего задания) 2. Математический диктант, тест, с/р (по страницам домашнего  задания с ограничением  времени решения) Доказательство теорем Вывод формул, правил Проблемная лекция с  использованием  приобретенной учениками  информации Экспериментальная работа Практическая работа С/ р частично­поискового,  исследовательского  характера; 1 Цель: закрепить знания; разработать  правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование  компетентности саморазвития Цель: закрепить умение решать задачи и  примеры, формировать умения проверять,  слушать, думать Результативность: формирование  познавательной компетентности Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование  интеллектуально– познавательной  компетентности Цель: обучать работе с информацией;  закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование  коммуникативной и познавательной  компетентностей Цель: показать на основе изученного  материала умение учеников создавать  проекты Результативность: формирование  исследовательской компетентности Цель: учить учеников на основе своих  знаний находить решения задач  прикладного характера Результативность: формирование  самообразовательной, информационной,  коммуникативной компетентностей Цель: учить детей воображению и умению  абстрагироваться Результативность: формирование  самообразовательной, исследовательской  компетентности Цель: учить детей, опираясь на  полученные знания, самостоятельно  работать Компетентностно­ ориентированные задания Исследование различных  видов памяти Решение задач, примеров с  комментированием,  индивидуальная работа с  самопроверкой, игровые  формы, КСО Решение задач несколькими  способами Работа с учебником (учебная практическая  работа) Создание проектов Компетентностно­ ориентированные задания Создание рекламы  (презентации) изучаемой  темы урока, работа в  группах со взаимной  оценкой Разноуровневая с/р с  (взаимопроверка,  самопроверка, контроль  учителя); 2 Творческая работа Контроль Домашнее задание Результативность: формирование  самообразовательной ,социальной  компетентности Цель: проверить усвоение материала  урока, формировать умение подбирать  примеры Результативность: формирование  самообразовательной компетентности Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование  интеллектуально– познавательной  компетентности Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока Разноуровневые задачи; Задачи исследовательского  характера; Творческие задания Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является  решение задач. Причем, основное внимание направлено на развитие способности учащихся  применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Но как  показывают итоги исследований PISA (Программа международной оценки  обучающихся: Мониторинг подготовки российских школьников Поэтому одним из путей формирования ключевых компетентностей и реализацией  компетентностного подхода в обучении математики является использование на  уроках специальных компетентностно­ориентированных задач. Рассмотрим формирование каждой компетенции на конкретных примерах из проведённых  уроков. Ценностно­смысловая форма: Решение задач прикладного характера Пример: ­ Длина комнаты 7м 60 см, а ширина 6 м. Сколько рулонов обоев потребуется для оклейки  комнаты, если длина рулона 10 м при ширине рулона 50 см. Учебно­познавательная Форма: решение нестандартных задач, проведение мини­ исследований; составление практико­ориентированных задач с практическим содержанием,  ориентирующих учащихся на математические исследования явлений реального мира. Примеры: 3 ­ При изучении окружности в 6 классе, число пи не даётся в готовом виде, учащиеся  самостоятельно получают его значение при проведении мини исследования с применением  подручных средств, таких как стакан, нитка, линейка ­ Решение задач прикладного характера, таких как: Папа Карло решил купить для  Буратино новую курточку за 2000 рублей, но пока он копил деньги, цены на одежду  выросли на 25%. Сколько теперь должен заплатить папа Карло за новую куртку? ­ Решение задач ЕГЭ: Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана. Тарифный план 1. Повременный 2. Комбинированный 255 р. за 450 минут в  Абонентская плата 135 р. в месяц 3. Безлимитный месяц 380 р. Плата за 1 минуту разговора 0,3 р. 0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в  месяц. 0 р. Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая  длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он  должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце  действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях. Общекультурная Форма: составление задач с информационно – познавательной, исторической,  экологической, здоровьесберегающей  направленностью. Анализ составленных задач  происходит на уроке учениками  с использованием слов: по сравнению с…, в отличие от…,  предположим…, вероятно…, по­моему…, это имеет отношение к…, я делаю вывод…, я не  согласен с…, я предпочитаю…, моя задача состоит в… Примеры: ­ Известно, что ученик 5–го класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае  часов он будет бодрствовать? ­ Решение задачи по теме «Отыскание части от целого и целого по его части», 5 класс: В  Крыму от Ливадийского дворца в сторону Мисхора для прогулок императора Николая II и  императрицы Александры Фёдоровны была проложена «Солнечная тропа». Её  протяжённость 6711 метров. Предположим, что однажды во время прогулки, пройдя 111  метров, супруги остановились полюбоваться морем. После остановки они прошли 2/25  оставшегося пути и присели отдохнуть. Пройдя ещё 1/8 этого расстояния, они опять  сделали остановку, так как им были предложены прохладительные напитки. Когда они  прошли 2/3 остатка пути, им доложили, что прибыл брат императора Великий князь  Михаил Александрович. На каком расстоянии от конца «Солнечной тропы»  императорскую чету застало это известие? Коммуникативная 4 Форма: работа в группах, дисскуссия, дидактические игры можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Примеры: ­ При изучении темы “Применение подобия треугольников” (8­й класс) трем группам  предлагается решить задачу одним из способов: Определить высоту предмета: а) С помощью вращающейся планки.б) С помощью тени.в) С помощью зеркала. ­ Алгебра 7 класс. Решить систему линейных уравнений по группам: графическим методом, методом подстановки и методом сложения. Каждой группе показать преимущества именно этого способа и совместно выбрать наиболее рациональный способ решения. Личностного совершенствования Формы: самостоятельное изучение нового материала по заранее разработанному учителем  алгоритму; составление задач по заданному условию; подготовка докладов по новому  материалу; подготовка наглядностей и презентаций к урокам. Примеры: ­ Составить справочник по теме «Четырёхугольники», используя различные источники  информации. Найти интересные факты о четырёхугольниках. ­ Рассмотреть изучение темы «Вписанная и описанная окружности» в разных учебниках  геометрии. Провести сравнительный анализ изложенного в них материала. Социально­ трудовая Формы: Решение задач геометрического содержания; расчёт стоимости товара и т.д. Примеры: ­ В 5 классе при изучении темы «Прикидка результата действия» выполнить задачу:  Составьте список продуктов, которые вы хотели бы купить к праздничному столу, узнайте  их цены и, выполнив прикидку, определите, хватит ли вам для покупки 800 р. Если хватит,  подумайте, что ещё можно купить на оставшиеся деньги, а если нет, то от чего вам  придётся отказаться. Информационная Формы: можно использовать задачи содержащие информацию, представленную в  различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т.д.). Примеры: 5 ­ 8­й класс. Составьте текст задачи, которую можно решить с помощью данного уравнения,  и решите ее:  Выполнение задания предполагает планирование информационного поиска, извлечение  вторичной информации, осуществление вторичной обработки информации ­ 7, 8­й класс, ЕГЭ. На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении  трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение  температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку наибольшую температуру  воздуха 22 января. ­ 5­й класс (математика). Дана схема дорог между селами A, B, C, D, M и известны  расстояния между ними: AM = 7км, AB = 4км, BC = 9км, CD = 6км, DM = 7км, BM = 5км, BD = 13км, AD = 10км,  CM = 11км, AC = 6км. В селе А находится почта. Почтальон должен развозить почту во все села. Необходимо выбрать кратчайший путь для него. Если на уроках математики систематически использовать компетентностно­ ориентированные задачи, то это будет способствовать формированию ключевых  компетенций учащихся, повысится математическая грамотность учащихся. Диагностика результатов опыта работы Положительным результатом проведенной работы стало повышение мотивации к предмету  математика, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач»,  повышение уровня сформированности ключевых компетенций. Методики выявления уровня сформированности ключевых образовательных  компетенций Для определения  уровня  сформированности   ключевых образовательных  компетенций  применялись различные методики и тесты. ­ Методика определения особенности развития сравнения. ­ Методика «Незаконченные предложения» — на выявление мотивов к познавательной  деятельности. ­ Тесты, проверяющие уровень  усвоения изучаемого материала. ­ Психологический тест «Аналитические математические способности  различных форм» ­ Методика «Исключение лишнего». 6 Результаты ожидаемые: Демонстрирует знание основ  математики Дает определение основных понятий Воспроизводит   основные   математические факты, законы, принципы Распознает математические объекты Понимает связи между различными математическими понятиями Имеет представление о различных математических структурах Владеет      языком   предметной области математики, умеет корректно выражать и  аргументировано    обосновывать положения предметной области математики Корректно использует основные математические понятия, факты, символику Демонстрирует доказательства теорем и объясняет их ход Владеет терминологией предметной области знания   Применяет математические знания для решения задач Применяет теоретические факты при решении типовых задач Владеет основными методами решения задач Представляет     связи     между      физико­математическими дисциплинами Представляет связи математики с другими науками Применяет компьютерные математические программы, пакеты для решения задач Понимает место и роль данной компетенции в будущей профессиональной деятельности Повышенный уровень Умеет    аргументировано обосновывать    положения предметной области знания Распознает ошибки в рассуждениях Аргументировано обосновывает суждения   7 Применяет математические знания для решения задач Применяет теоретические знания к решению задач с неопределенностью Интерпретирует и критически осмысливает полученные знания Корректно переводит информацию с одного математического языка на другой Способен самостоятельно осваивать новый математический материал Оценивает   математическую   корректность различной  информации  в  СМИ,  научно­ популярной литературе и др. Способен проявить математическую компетентность в различных ситуациях (работа  в междисциплинарной команде) Заключение. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных  изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в  практике работы педагога. Во­первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися  определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается  преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к  оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля  доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся. Во­вторых, меняются формы и методы организации занятий — обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику,  продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных  учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие  самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к  обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным  ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения  направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли  так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем  самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на  протяжении всей жизни. Литература http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm ФГООС 8 Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли.  Система заданий : пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская  и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, — 2­е изд. – М. : Просвещение, 2011. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада  А.В. Хуторского в РАО // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля.  — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm  Баранова В.Ю., Ковалева Г.С.   « Основные  результаты    международного исследования  образовательных достижений учащихся    международного исследования образовательных  достижений учащихся   ПИЗА­2003»    Москва, 2004г.// РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ   ОБРАЗОВАНИЯ    ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ  ОБУЧЕНИЯ  ЦЕНТР  ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ   Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников  средней школы при оценке образовательных достижений по математике. // Математика в  школе. — №6 ­2008. с. 20­30. 9

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017