ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
09.07.2018
В статье автор рассматривает проблемы формирования коммуникативной личности в современное время. Автором раскрываются такие понятия, как коммуникативное поведение. Также автор делится опытом развития коммуникативных навыков школьников. Кроме этого автор предлагает технологии, которые тоже направлены на развитие коммуникативных навыков школьников. Автор считает, что постоянная работа по формированию коммуникативных навыков школьников позволит создать современную коммуникативную личность. Это возможно, только если человек постоянно накапливает знания, обогащает себя познавательным опытом.
Калинина С.В. статья на конференцию (1).docx
Калинина С.В.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Новокузнецкий район, с. Атаманово
ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация.
В статье автор рассматривает проблемы формирования
коммуникативно личности в современное время.
Ключевые слова:
коммуникация,
способы коммуникации, внеурочная
деятельность, проект, монолог, диалог.
С внедрением ФГОС большую актуальность в учебном и
воспитательном процессе приобретает внеурочная деятельность. Внеурочная
деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая
способствует реализации требований федеральных
полной мере
образовательных стандартов общего образования. Она организуется для того,
чтобы удовлетворить необходимость школьников в содержательном досуге,
их участие в общественно полезной деятельности, также она направлена на
решение многих задач. Одной из важных и существенных задач является
формирование коммуникативных навыков школьников, которые очень важны
для личностного развития вообще, так как определяют успешность
взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также
позволяют самовыражаться через творчество. В настоящее время, время
информационных технологий, умение общаться становится всё более ценным
навыком. Трудности в общении, как правило, возникают при недостаточной
развитости того или иного коммуникативного умения. Очень часто знаний для
решения проблемы не хватает, не позволяет словарный запас собеседника
найти нужные аргументы для того, чтобы убедить оппонента в беседе. Именно
поэтому очень важным становится быть коммуникабельной личностью. Коммуникативное поведение — это навыки, необходимые для
достижения целей говорящего. Формирование навыков затрагивает как
вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:
Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
Производить нужное впечатление на собеседников;
Научиться аргументировать убедительно свою позицию;
благополучно отстаивать свои взгляды и интересы;
разумно преодолевать конфликты;
анализировать собственное мнение и реакции и поступки окружающих;
слушать и правильно задавать вопросы;
осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
проводить диагностику психологического состояния оппонента;
Выбирать и нейтрализовать манипуляции;
Создать атмосферу доверия и расположения в любой кругу общения.
У школьников формирование коммуникативных универсальных
во внеурочной
успешнее происходит
учебных действий
именно
деятельности, а именно в направлении проектной деятельности.
Цель внеурочной деятельности создание условий для
интеллектуального развития личности и формирования коммуникативных
навыков через диалогическую, игровую и проектную деятельность.
Сочетание урочной и внеурочной деятельности в наибольшей степени
способствует достижению личностных результатов, включающих развитие
таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое
мышление, креативность, толерантность, а также навыков коллективного
взаимодействия.
Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт
условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания,
что способствует успешному личностному росту школьников. Данные
составляющие эмоционального благополучия детей в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к
изучаемому, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких
результатов сначала на этих занятиях во внеурочной, кружковой работе и в
процессе дальнейшего самосовершенствования.
Для развития коммуникативных универсальных учебных действий у
учащихся есть следующие технологии обучения:
1. Технология интерактивного обучения
Использование интерактивных технологий в работе
педагог
способствует повышению мотивации учащихся к обучению.
2. Информационнокоммуникационная технология обучения
3. Технология проблемного обучения
4. Метод проектов
Основное место отводится диалогу, ведь именно он может
способствовать интеллектуальному развитию учеников и его
результативности. В развитии коммуникативных умений значительное место
можно отвести работе малых группах. Исследователи утверждают, что
ученики, работающие в небольших группах больше узнают о том, что им
преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, чем те,
которым информация давалась в других учебных форматах. По мнению
академика Х.Й.Лийметса результат учения зависит от его мотивов. Для
формирования и развития коммуникативных навыков большое значение имеет
метод критическое мышление. Самый лучший для этого путь –
стимулирование детей к реагированию на доказательства на основе
собственного опыта. Традиционно успешность образовательного процесса
измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не
можем останавливаться на методах, побуждающих ученика к просто
механическому воспроизведению. Современное ситуация требует мышления
другого, высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком
спектре интеллектуальных и общественных ситуаций. Для формирования коммуникативных навыков можно использовать
следующие формы критического мышления: кластер, чтение с пометками,
свободное письмо, синквейн, мозговой штурм. Эти задания побуждают детей
думать творчески, обогащают словарный запас школьников, заставляют
учащихся рефлексировать. В итоге – развивается речь.
Если ближе подойти к рассмотрению приемов, направленных на
формирование коммуникативной личности, то можно в качестве примера
назвать следующие:
1. «Комплимент»:
сказать комплимент сказочному литературному герою, несмотря на его
страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря
чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем
или можно найти хорошие слова для Обломова, весь день проводящего на
своем любимом диване.
2. «Изменение развязки произведения:
придумать другое окончание сказки, рассказа.
Целесообразно в процессе совместной деятельности ставить перед
школьниками проблемные вопросы, ведь именно проблемные вопросы
способствуют активному включению детей в процесс общения, они хотят
высказать свое мнение по отношению к данному вопросу, и это очень ценится.
Педагогу важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также
научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна
организация работы в парах и группах (по обсуждению поступков героев,
например, почему отец сорвал аленький цветочек или зачем Родион
Раскольников после совершения преступления решил во всем сознаться,
которые помогают организации общения, так как каждый ребёнок имеет
возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Чтобы развивать себя как коммуникативную личность, необходимо
многое, в частности, развивать способность к рефлексии: отслеживать свое речевое поведение, соотносить коммуникативные потребности с процессом их
достижения и результатом, наблюдать за тем, какое впечатление производит
ваше речевое поведение на окружающих.
Постоянная работа по формированию коммуникативных навыков
школьников позволит создать современную коммуникативную личность. Это
возможно, только если человек постоянно накапливает знания, обогащает
себя познавательным опытом. Коммуникативную личность отличает, прежде
всего, уважение к партнеру по общению, способность варьировать
коммуникативные средства в процессе общения, индивидуальный стиль
речевого поведения.
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения // В.В. Давыдов. – М. :
Библиографический список:
Педагогика,1986. 235с;
2. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.//
О.М.Кзарцева М.: Флинта, Наука, 2001;
3. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся//
4.
Т.А.Ладыженская. – М.: Просвещение, 1985;
Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений/ О. А. Санькова // Среднее
профессиональное образование. 2009. № 10. С. 2122.
Глоссарий:
Коммуникация передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к
лицу
Способы коммуникации способность общения с представителями разных культурных
групп, какие бы формы оно ни принимало, вербальные или невербальные.
Внеурочная деятельность часть образовательного процесса в школе, в полной мере
способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего
образования.
Проект – продукт деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.