СЛАЙД 1 Формирование компетентности педагога в области
проектной и учебноисследовательской
деятельности.
Для обеспечения реализации требований
ФГОС ООО и успешного достижения
обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы педагогический работник,
реализующего основную образовательную программу, должен среди
прочих требований уметь организовывать,
сопровождать и
реализовывать педагогическое оценивание учебноисследовательской
и проектной деятельности обучающихся,
выполнения ими
индивидуального проекта [7].
СЛАЙД 2 Основная цель учителя при
проектно
реализации
дифференцированного обучения —
создание условий для планирования,
организации ФГОС и управления
образовательным
по
определенной учебной дисциплине
(образовательной области), направленным
процессом
на формирование проектной компетентности школьников.
СЛАЙД
3 Для того, чтобы
формировать у детей проектные
компетенции учителю нужно на практике
знать, вопервых, как они «работают», как
решить
получить
(иметь
запланированный результат
личную компетентность в проектной
деятельности),
как их
отслеживать и оценивать (быть
формировать,
компетентным в вопросах формирования проектной
компетентности у обучающихся). Именно эта идея стала ведущей
при работе по повышению профессиональной компетентности
вовторых,
проблему
развивать,
и учителя, реализующего проектнодифференцированное обучение в
нашем лицее (таблица 1).
СЛАЙД 4 В практике нашего лицея мы
используем Модель формирования
компетентности
педагога,
осуществляющего проектную и учебно
деятельность
исследовательскую
разработанную Целиковой
Верой
Владимировной., старшим научным
научно
сотрудником лаборатории
методического обеспечения проектнодифференцированного обучения
ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6 СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
Проблема формирования образовательных результатов решается
через формирование новой, в том числе проектной, профессиональной
компетентности учителя, через организацию подготовки педагогов к
реализации проектноисследовательской деятельности (ПИД).
СЛАЙД 9
Инновационный
характер
изменений в системе образования,
регламентированных ФГОС, «Законом
об образовании РФ»,
формирует
определенное отношение педагогов к
данным изменениям, представленное
двумя видами готовности к внедрению
инноваций:
1. профессиональная готовность («могут»): способность педагога
создавать
и реализовать инновацию;
2. психологическая готовность («хотят»): позитивная мотивация
по отношению к инновации, инновация принята как личностно
значимая ценность.
На основании такого анализа можно выделить следующие группы
педагогов по отношению, в том числе, внедрению ФГОС основного общего образования: инертные, пассивные, активные, успешные
(рисунок 1).
СЛАЙД 10
Рис. 1.Типологические группы педагогов по отношению к инновационным
изменениям
Оптимальное для внедрения ПДО распределение педагогов по
типологическим группам может выглядеть следующим образом:
примерно 20% педагогов («успешные») могут выступать
методистами/тьюторами при внедрении инноваций; «активные»
педагоги, готовы внедрять разработки «успешных» коллег, должны
составлять не менее 50% педагогического коллектива; «пассивных»
педагогов, которые могут тормозить внедрение изза своей
скептической позиции относительно инноваций, должно быть не более
25%; «инертных» педагогов, которые практически не способны внедрять инновации, может быть не более 5%, чтобы они не смогли
повлиять на ситуацию.
СЛАЙД 11
Формирование готовности педагога к
внедрению ПИД должно происходить и
происходит в рамках системы
непрерывного образования,
которое
«Законом об образовании» определяется
как «образование в течение всей жизни»[6].
Непрерывное образование может быть представлено следующими
формами образовательной деятельности:
формальное
образование проходящее в специальных
образовательных учреждениях дополнительного профессионального
образования (например, институтах повышения квалификации и т.п.) и
заканчивающееся выдачей общепризнанного свидетельства или
диплома;
неформальное образование представляет собой различного рода
клубы, лектории, семинары, обычно не сопровождается выдачей
документа. В системе регионального образования такой вид
деятельности чаще всего организуется муниципальными или
школьными методическими службами.
–
индивидуальная познавательная
деятельность, сопровождающая повседневную жизнь человека; приобретение
информации через любые источники (библиотеки, СМИ, общение с друзьями,
посещение выставок, театра, музеев).
информальное
образование
СЛАЙД 12 Среди видов непрерывного образования педагогов образования
можно выделить:
(как правило,
1. Внешняя подготовка
непрерывному образованию):
относится к
формальному
проводится по
программам, которые создают образовательные организации, имеющие
лицензию на обучение взрослых,
преподавателями данных
организаций, на территории данных организаций (по отдельному
запросу – на территории муниципального района или школы), в форме
курсов повышения квалификации, тьюторских, дистанционных
курсов;
2. Внутренняя подготовка (относится к неформальному и
информальному непрерывному образованию): проводится по
программам, созданным самими муниципальными методическими
службами или школами, педагогами, руководителями школ,
методистами муниципальной методической службы, используя все
формы методической работы, включая планы самоподготовки с
контролем за результатами.
При выборе между внешней и внутренней подготовкой педагогов
при внедрении ПИД необходимо учитывать их особенности:
1. По целям обучения «выигрывает» внутренняя подготовка:
если внешняя подготовка обеспечивает получение знаний, то
внутренняя
– предполагает кроме этого также и практический аспект: их освоение
и внедрение;
в рамках внешней подготовки реализуются индивидуальные для
каждого участника цели, интересы; в рамках внутренней единые
общешкольные, общерайонные у всей группы;
при внешней подготовке программы формируются под цели и
задачи обучающей организации, рассчитаны на среднестатистического
педагога; при внутренней программы решают актуальные задачи
школы, района, адаптируется под конкретные образовательные
запросы педагогов школы, района.
2. Управляемость процессом внутренней подготовки выше, чем
внешней: при внутренней подготовке группа обучающихся состоит
только из
района и используются
внутришкольные/внутрирайонные регламенты проведения обучения, в
отличие от внешней подготовки, где группа – смешанная, состоящая
педагогов школ, из педагогов разных школ, районов, и регламент организации и
проведения подготовки – внешней обучающей организации, имеющий
унифицированный характер.
3. Социальнопсихологические особенности внешней и
внутренней подготовки дают разные и равные возможности для
педагогов:
внешняя подготовка предоставляет возможность
расширения деловых, профессиональных контактов, проверки своей
компетентности во внешней среде, знакомство с опытом и проблемами
других педагогов; внутренняя подготовка создание и поддержание
единого профессионального информационного поля, командного духа,
формирование чувства лояльности, приверженности к школе, району,
повышение авторитета педагога в школе, районе.
Система подготовки педагогов к внедрению проектного обучения
средствами методической работы (внутренняя подготовка) может
быть реализована поэтапно.
СЛАЙД 13
1.На первом этапе проводится
диагностика
профессиональных
затруднений и образовательных
потребностей педагогов, составляется
перечень этих
затруднений и
Нами проводилась
потребностей.
проектных
диагностика
компетентностей
педагогов,
реализующих проектнодифференцированное обучение (таблица 1).
Процедура диагностики предполагала опрос самих педагогов и
экспертов относительно уровня сформированности проектных
компетентностей педагогов. Критериальной базой разработки
инструментария диагностики служила модель компетентностей
педагога, реализующего проектнодифференцированное обучение в
ОУ.
СЛАЙД 14
2.
На
втором
этапе
затруднений
проводится анализ
определяются
педагогов
и
профессиональные
проблемы
педагогов. Все затруднения педагогов могут систематизироваться, обобщаться; либо объединяться в группы
типичных затруднений, либо быть выделены как индивидуальные
затруднения, в зависимости от этого педагоги могут быть объединены
в группы. Типовой проблемой педагогов, участвовавших в опросе,
является недостаточный уровень развития компетентности в
предметном содержании проектной деятельности, способах ее
реализации, что связано с получением ответа на вопрос «Как на базе
содержания предмета построить проектную деятельность?». По
результатам анализа формулируются актуальные проблемы педагогов
в профессиональной области, связанные с внедрением проектного
обучения.
СЛАЙД 15
3.
На
третьем
этапе
формируются цели и задачи и
планируются формы и способы
реализации обучающих мероприятий.
При организации подготовки
педагогов к проектному обучению наиболее
эффективным
технология
«обучение действием» («Action Learning»).,
т.к. общеизвестно, что 80% знаний и, что самое главное, опыта люди получают
через неформальное обучение на своем рабочем месте, а также при
взаимодействии с другими людьми.
является
СЛАЙД 16
Технология «обучение действием»
состоит из следующих элементов:
реальная, актуальная проблема:
задача, не имеющая однозначного
решения, сложная и комплексная,
требующая достаточно много времени
на свое решение; в нашем случае
разработка проектных модулей, учебных занятий, моделей реализации
ПДО в школе;
«обучение действием» рассчитано на участие заинтересованных
людей – тех работников, которые готовы взять на себя ответственность и риск решения проблемы и собственного развития; в
нашем случае это активные и успешные педагоги;
наличие группы; обучение социальный процесс: в “обучении
действием” структурированный процесс изучения собственного опыта
решения реальной задачи осуществляется параллельно с изучением
опыта нескольких других, аналогично мыслящих людей, через
задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы
прояснить для себя, что он должен делать и как. В нашем случае – это
группа разработчиков, осуществляющих разработку проектных
модулей, учебных занятий, модели реализации ПДО в школе и группа
внутришкольных экспертов, проводящих экспертизу разработок и
организующих обсуждение ее итогов;
собственно обучение: чередование индивидуальных действий по
реализации задач с действиями по обсуждению, экспертизе
разработок;
спланировав на очередном заседании группы
определенный шаг в решении проблемы, участник должен будет к
следующему заседанию этот шаг реализовать. Таким образом, периоды
размышления и обдумывания в группе обязательно чередуются с
индивидуальными действиями по реализации запланированных шагов.
Таким образом, системно организованная методическая работа в
образовательной организации, влияет на развитие профессиональной
компетентностии педагогов, является немаловажным управленческим
условием для организации системы проектной и учебно
исследовательской деятельности учащихся. СЛАЙД 17 осуществляющего проектную и учебноисследовательскую деятельность учащихся
Модель компетентности педагога,
Таблица 1.
Область
компетентности
1. Компетентность в проектировании деятельности
Личная
компетентность
Критерии
1.1.Умеет собирать,
обрабатывать и
анализировать
информацию
1.2.Умеет выделять и
формулировать
проблемы
Поведенческие индикаторы
организует поиск информации в соответствии с планом работ по проекту,
используя разнообразные источники информации
анализирует информацию и делает выводы о необходимости действий по
проекту
обосновывает противоречие, лежащее в основе проблемы
формулирует проблему
анализирует причины ее существования
определяет последствия существования проблемы
формулирует цель деятельности по решению проблемы
определяет альтернативные способы решения проблемы, ресурсы и риски
планирует и обосновывает деятельность в проекте
определяет детальные характеристики ожидаемого результата проекта
(проектного продукта)
определяет критерии оценки проектного продукта и проектной деятельности
создает реальную учебную проблемную ситуацию или социально
востребованную обществом ситуацию
использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно определить
проблему, поставить цели и задачи деятельности
использует задания по созданию проектного продукта и его оценке
использует методы и приемы обучения поиску, обработке и анализу
информации
создает условия, ведущие к оптимальным выводам и решениям
Компетентность
в обучении
учащихся
1.3.Умеет определить
способы решения
проблемы
1.4.Умеет
проектировать
проектный продукт
1.5.Владеет методами
проектного обучения на
уроке и во внеурочное
время
1.6.Владеет методами
исследовательского
обучения на уроке и во 2. Компетентность в организации и регулировании проектной деятельности
Личная
компетентность
внеурочное время
2.1.Умеет реализовать,
контролировать.
корректировать
проектную
деятельность
2.2.Осуществляет
оценку своей проектной
деятельности
2.3.Владеет методами
обучения регулятивным имеющей для них личную значимость
действиям
Компетентность
в обучении
учащихся
реализует деятельность в проекте согласно плану
анализирует ход проектной деятельности, умеет корректировать ее
добивается ожидаемого результата, используя запланированные в проекте
ресурсы
использует приемы позитивной самомотивации к реализации проектной
деятельности
оценивает проектную деятельность (по процессу и по результату), используя
разработанные критерии
проводит рефлексию своей деятельности в проекте
побуждает учеников к самостоятельной реализации проектных задач,
2.4. Мотивирует
обучающегося к
проектной деятельности применяет большой спектр материалов и заданий, способных вызвать интерес
обучает приемам самоконтроля, самокоррекции, и рефлексии
организует самоэкспертизу проекта
применяет дифференцированные задания в проектной деятельности так, чтобы
ученики почувствовали свой успех в проектной деятельности
3. Компетентность в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации
Личная
компетентность
3.1.Имеет глубокие
знания предметной
области проекта
обучающихся к проектной деятельности
использует знания по предмету и дополнительные знания в ходе проектной
деятельности
отбирает, корректирует, разрабатывает способы действий с предметным
содержанием в проекте
создает новый интеллектуальный продукт путем интегрирования знаний из
разных предметных областей
анализирует и обосновывает способы получения нового интеллектуального
продукта
3.2.Интегрирует знания
из разных предметных
областей в рамках
проекта Компетентность
в обучении
учащихся
3.3. Организовывает
деятельность учеников
по созданию нового
интеллектуального
продукта
3.4. Организовывает
деятельность учеников
по выбору способов
предметных действий
формирует учебнопознавательные действия по предложенному алгоритму
обучает приемам интегрирования знаний из разных предметных областей
применяет методы анализа и синтеза, технологию критического мышления,
синергетический подход
обучает приемам оценки, анализа и выбора альтернативных способов
действий
4. Коммуникативная компетентность в проектной деятельности
Личная
компетентность
4.1.Владеет речевой
культурой
4.2.Владеет технологией выстраивает конструктивные и позитивные отношения сотрудничества с
сотрудничества
задает конструктивные вопросы
точно, полно выражает свои мысли
аргументирует, защищает свою точку зрения, приводя фактические
подтверждения
высказывается, используя нормативные и культурные формы языка
представителями различных социальных групп, в т.ч. с коллегами и
обучающимися,
проявляет себя как член команды при разработке и реализации проектов
конструктивно решает конфликты
обучает приемам задавать вопросы, слушать, не перебивая, полно и точно
выражать свои мысли
обучает аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и
убеждать другого человека
обучает приемам публичного выступления
Компетентность
в обучении
учащихся
4.3.Владеет методами
обучения публичному
выступлению
4.4.Создает условия для обеспечивает распределение обязанностей и ответственности за решение задач
формирования учебного
сотрудничества
в группах в соответствии с групповыми целями
обучает конструктивно разрешать конфликты
создает условия для оказания взаимопомощи и взаимоподдержки участниками проекта
обучает способам оценивания и совместных действий, и своего вклада Список литературы.
1.
Бармин Н. Ю. Образование взрослых в условиях новой
экономики: социальнофилософский анализ : монография / Н. Ю. Бармин. — Н.
Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 155 с.
3.
2.
Лазарев, В.С.Управление инновациями в школе : учебное
пособие / В.С. Лазарев.– М. : Центр педагогического образования, 2008. – 180 с.
Павлуцкий А.В., Алехина О.Е. ''Обучение действием'': новый
подход к корпоративному обучению и развитию персонала. ''Управление
персоналом'', №5, 2001. http://www.businesstuning.ru/training/training_korp/159
obucheniedeystviemnovyypodhodkkorporativnomuobucheniyuirazvitiyu
personala.html
4. Плетенева О.В., Целикова В.В. Проектирование методической работы в
образовательном учреждении в условиях модернизации системы образования :
Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития
образования, 2012. 102 с
5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования, 2010. – 448 с.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
6.
7.
273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.