Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Оценка 4.7

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
администрации
Взрослым
23.01.2017
Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Seminar-3.11.2016.doc
СЛАЙД 1  Формирование компетентности педагога в области  проектной и учебно­исследовательской  деятельности.   Для   обеспечения   реализации   требований ФГОС   ООО   и   успешного   достижения обучающимися   планируемых   результатов освоения   основной   образовательной программы   педагогический   работник, реализующего   основную   образовательную   программу,   должен   среди прочих   требований   уметь   организовывать,   сопровождать   и реализовывать педагогическое оценивание учебно­исследовательской и   проектной   деятельности   обучающихся,   выполнения   ими индивидуального проекта [7].   СЛАЙД 2 Основная цель учителя при проектно­ реализации дифференцированного   обучения   — создание   условий   для   планирования, организации   ФГОС   и   управления образовательным по определенной   учебной   дисциплине (образовательной   области),   направленным процессом     на формирование проектной компетентности школьников.  СЛАЙД     3  Для   того,   чтобы формировать   у   детей   проектные компетенции учителю нужно на практике знать, во­первых, как они «работают», как решить   получить (иметь запланированный   результат   личную   компетентность   в   проектной деятельности),   как   их   отслеживать   и   оценивать   (быть формировать, компетентным   в   вопросах   формирования   проектной компетентности у обучающихся). Именно эта идея стала ведущей при   работе   по   повышению   профессиональной   компетентности   во­вторых,   проблему   развивать, и учителя,   реализующего   проектно­дифференцированное   обучение   в нашем лицее (таблица 1). СЛАЙД 4 В практике нашего лицея мы используем   Модель   формирования компетентности педагога, осуществляющего проектную и учебно­ деятельность исследовательскую разработанную   Целиковой  Верой Владимировной.,   старшим   научным научно­ сотрудником   лаборатории методического   обеспечения   проектно­дифференцированного   обучения ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород        СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7  СЛАЙД 8 Проблема формирования образовательных результатов решается через формирование новой, в том числе проектной, профессиональной компетентности учителя, через организацию подготовки педагогов к реализации проектно­исследовательской деятельности  (ПИД). СЛАЙД 9 Инновационный   характер изменений   в   системе   образования, регламентированных ФГОС, «Законом об   образовании   РФ»,   формирует определенное   отношение   педагогов   к данным   изменениям,   представленное двумя видами готовности к внедрению инноваций: 1. профессиональная готовность («могут»): способность педагога создавать и реализовать инновацию; 2. психологическая готовность («хотят»): позитивная мотивация по   отношению   к   инновации,   инновация   принята   как   личностно значимая ценность. На основании такого анализа можно выделить следующие группы педагогов по отношению, в том числе, внедрению ФГОС основного общего   образования:   инертные,   пассивные,   активные,   успешные (рисунок 1). СЛАЙД 10 Рис. 1.Типологические группы педагогов по отношению к инновационным изменениям Оптимальное   для   внедрения   ПДО   распределение   педагогов   по типологическим   группам   может   выглядеть   следующим   образом: примерно   20%   педагогов   («успешные»)   могут   выступать методистами/тьюторами   при   внедрении   инноваций;   «активные» педагоги,   готовы   внедрять   разработки   «успешных»   коллег,   должны составлять не менее 50% педагогического коллектива; «пассивных» педагогов,   которые   могут   тормозить   внедрение   из­за   своей скептической позиции относительно инноваций, должно быть не более 25%;   «инертных»   педагогов,   которые   практически   не   способны внедрять инновации, может быть не более 5%, чтобы они не смогли повлиять на ситуацию. СЛАЙД 11 Формирование   готовности   педагога   к внедрению   ПИД   должно   происходить   и происходит   в   рамках   системы непрерывного   образования,   которое «Законом об образовании» определяется как «образование в течение всей жизни»[6]. Непрерывное образование может быть представлено следующими формами образовательной деятельности: формальное  образование   проходящее   в   специальных образовательных  учреждениях   дополнительного   профессионального образования (например, институтах повышения квалификации и т.п.) и заканчивающееся   выдачей   общепризнанного   свидетельства   или диплома; неформальное образование представляет собой различного рода клубы,  лектории,   семинары,   обычно   не   сопровождается   выдачей документа.   В   системе   регионального   образования   такой   вид деятельности   чаще   всего   организуется   муниципальными   или школьными методическими службами. –  индивидуальная   познавательная деятельность,   сопровождающая   повседневную   жизнь   человека;   приобретение информации через любые источники (библиотеки, СМИ, общение с друзьями, посещение выставок, театра, музеев). информальное  образование  СЛАЙД 12 Среди видов непрерывного образования педагогов образования можно выделить: (как   правило, 1. Внешняя   подготовка  непрерывному   образованию):   относится   к формальному    проводится   по программам, которые создают образовательные организации, имеющие лицензию   на   обучение   взрослых,   преподавателями   данных организаций,   на   территории   данных   организаций   (по   отдельному запросу – на территории муниципального района или школы), в форме курсов   повышения   квалификации,   тьюторских,   дистанционных курсов; 2. Внутренняя   подготовка  (относится   к  неформальному   и информальному  непрерывному   образованию):   проводится   по программам,   созданным   самими   муниципальными   методическими службами   или   школами,   педагогами,   руководителями   школ, методистами   муниципальной   методической   службы,   используя   все формы   методической   работы,   включая   планы   самоподготовки   с контролем за результатами. При выборе между внешней и внутренней подготовкой педагогов при внедрении ПИД необходимо учитывать их особенности: 1. По целям обучения «выигрывает» внутренняя подготовка: ­   если   внешняя   подготовка   обеспечивает   получение   знаний,   то внутренняя – предполагает кроме этого также и практический аспект: их освоение и внедрение; ­ в рамках внешней подготовки реализуются индивидуальные для каждого   участника   цели,   интересы;   в   рамках   внутренней   ­   единые общешкольные, общерайонные у всей группы; ­ при внешней подготовке программы формируются под цели и задачи обучающей организации, рассчитаны на среднестатистического педагога;   при   внутренней   ­   программы   решают   актуальные   задачи школы,   района,   адаптируется   под   конкретные   образовательные запросы педагогов школы, района. 2. Управляемость   процессом   внутренней   подготовки   выше,   чем внешней:   при   внутренней   подготовке   группа   обучающихся   состоит только   из   района   и   используются внутришкольные/внутрирайонные регламенты проведения обучения, в отличие от внешней подготовки, где группа – смешанная, состоящая   педагогов   школ, из   педагогов   разных   школ,   районов,   и   регламент   организации   и проведения подготовки – внешней обучающей организации, имеющий унифицированный характер. 3. Социально­психологические   особенности   внешней   и внутренней   подготовки   дают   разные   и   равные   возможности   для педагогов:   внешняя   подготовка   предоставляет   возможность расширения деловых, профессиональных  контактов, проверки своей компетентности во внешней среде, знакомство с опытом и проблемами других педагогов; внутренняя подготовка ­ создание и поддержание единого профессионального информационного поля, командного духа, формирование чувства лояльности, приверженности к школе, району, повышение авторитета педагога в школе, районе. Система подготовки педагогов к внедрению проектного обучения средствами   методической   работы   (внутренняя   подготовка)   может быть реализована поэтапно.   СЛАЙД 13 1.На   первом   этапе   проводится диагностика профессиональных затруднений   и   образовательных потребностей   педагогов,   составляется перечень   этих   затруднений   и   Нами   проводилась потребностей. проектных диагностика компетентностей педагогов, реализующих   проектно­дифференцированное   обучение   (таблица   1). Процедура   диагностики   предполагала   опрос   самих   педагогов   и экспертов   относительно   уровня   сформированности   проектных компетентностей   педагогов.   Критериальной   базой   разработки инструментария   диагностики   служила   модель   компетентностей педагога,   реализующего   проектно­дифференцированное   обучение   в ОУ.      СЛАЙД 14 2. На     втором этапе затруднений проводится   анализ определяются педагогов   и профессиональные проблемы педагогов.   Все   затруднения   педагогов могут систематизироваться, обобщаться; либо объединяться в группы типичных   затруднений,   либо   быть   выделены   как   индивидуальные затруднения, в зависимости от этого педагоги могут быть объединены в   группы.   Типовой   проблемой   педагогов,   участвовавших   в   опросе, является   недостаточный   уровень   развития   компетентности   в предметном   содержании   проектной   деятельности,   способах   ее реализации, что связано с получением ответа на вопрос «Как на базе содержания   предмета   построить   проектную   деятельность?».   По результатам анализа формулируются актуальные проблемы педагогов в   профессиональной   области,   связанные   с   внедрением   проектного обучения. СЛАЙД 15 3. На   третьем   этапе формируются   цели   и   задачи   и планируются   формы   и   способы реализации   обучающих   мероприятий. При организации подготовки педагогов к проектному обучению наиболее эффективным   технология «обучение действием» («Action Learning»)., т.к. общеизвестно, что 80% знаний и, что самое главное, опыта люди получают через   неформальное   обучение   на   своем   рабочем   месте,   а   также   при взаимодействии с другими людьми.  является   СЛАЙД 16 Технология   «обучение   действием» состоит из следующих элементов: ­ реальная,   актуальная   проблема: задача,   не   имеющая   однозначного решения,   сложная   и   комплексная, требующая достаточно много времени на   свое   решение;   в   нашем   случае   ­ разработка проектных модулей, учебных занятий, моделей реализации ПДО в школе; ­ «обучение действием» рассчитано на участие заинтересованных людей   –   тех   работников,   которые   готовы   взять   на   себя ответственность и риск решения проблемы и собственного развития; в нашем случае это ­ активные и успешные педагоги; ­ наличие   группы;   обучение   ­   социальный   процесс:   в   “обучении действием” структурированный процесс изучения собственного опыта решения   реальной   задачи   осуществляется   параллельно   с   изучением опыта   нескольких   других,   аналогично   мыслящих   людей,   через задавание вопросов, помогающих каждому участнику рабочей группы прояснить для себя, что он должен делать и как. В нашем случае – это группа   разработчиков,   осуществляющих   разработку   проектных модулей, учебных занятий, модели реализации ПДО в школе и группа внутришкольных   экспертов,   проводящих   экспертизу   разработок   и организующих обсуждение ее итогов; ­ собственно обучение: чередование индивидуальных действий по реализации   задач   с   действиями   по   обсуждению,   экспертизе разработок;   спланировав   на   очередном   заседании   группы определенный   шаг   в   решении   проблемы,   участник   должен   будет   к следующему заседанию этот шаг реализовать. Таким образом, периоды размышления   и   обдумывания   в   группе   обязательно   чередуются   с индивидуальными действиями по реализации запланированных шагов. Таким образом, системно организованная методическая работа в образовательной организации, влияет на развитие профессиональной компетентностии педагогов, является немаловажным управленческим условием   для   организации   системы   проектной   и   учебно­ исследовательской деятельности учащихся. СЛАЙД 17 осуществляющего проектную и учебно­исследовательскую деятельность учащихся Модель компетентности педагога,  Таблица 1. Область компетентности 1. Компетентность в проектировании деятельности Личная компетентность Критерии 1.1.Умеет собирать, обрабатывать и анализировать информацию 1.2.Умеет выделять и формулировать проблемы Поведенческие индикаторы ­ организует поиск информации в соответствии с планом работ по проекту, используя разнообразные источники информации ­ анализирует информацию и делает выводы о необходимости действий по проекту ­ обосновывает противоречие, лежащее в основе проблемы ­ формулирует проблему ­ анализирует причины ее существования ­ определяет последствия существования проблемы ­ формулирует цель деятельности по решению проблемы ­ определяет альтернативные способы решения проблемы, ресурсы и риски ­ планирует и обосновывает деятельность в проекте ­ определяет детальные характеристики ожидаемого результата проекта (проектного продукта) ­ определяет критерии оценки проектного продукта и проектной деятельности ­ создает реальную учебную проблемную ситуацию или социально востребованную обществом ситуацию ­ использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно определить проблему, поставить цели и задачи деятельности ­ использует задания по созданию проектного продукта и его оценке ­ использует методы и приемы обучения поиску, обработке и анализу информации ­ создает условия, ведущие к оптимальным выводам и решениям Компетентность в обучении учащихся 1.3.Умеет определить способы решения проблемы 1.4.Умеет проектировать проектный продукт 1.5.Владеет методами проектного обучения на уроке и во внеурочное время 1.6.Владеет методами исследовательского обучения на уроке и во 2. Компетентность в организации и регулировании проектной деятельности Личная компетентность внеурочное время 2.1.Умеет реализовать, контролировать. корректировать проектную деятельность 2.2.Осуществляет оценку своей проектной деятельности 2.3.Владеет методами обучения регулятивным имеющей для них личную значимость действиям Компетентность в обучении учащихся ­ реализует деятельность в проекте согласно плану ­ анализирует ход проектной деятельности, умеет корректировать ее ­ добивается ожидаемого результата, используя запланированные в проекте ресурсы ­ использует приемы позитивной самомотивации к реализации проектной деятельности ­ оценивает проектную деятельность (по процессу и по результату), используя разработанные критерии ­ проводит рефлексию своей деятельности в проекте ­ побуждает учеников к самостоятельной реализации проектных задач, 2.4. Мотивирует обучающегося к проектной деятельности ­ применяет большой спектр материалов и заданий, способных вызвать интерес ­обучает приемам самоконтроля, самокоррекции, и рефлексии ­ организует самоэкспертизу проекта ­ применяет дифференцированные задания в проектной деятельности так, чтобы ученики почувствовали свой успех в проектной деятельности 3. Компетентность в предметном содержании проектной деятельности способах ее реализации Личная компетентность 3.1.Имеет глубокие знания предметной области проекта обучающихся к проектной деятельности ­ использует знания по предмету и дополнительные знания в ходе проектной деятельности ­отбирает, корректирует, разрабатывает способы действий с предметным содержанием в проекте ­ создает новый интеллектуальный продукт путем интегрирования знаний из разных предметных областей ­ анализирует и обосновывает способы получения нового интеллектуального продукта 3.2.Интегрирует знания из разных предметных областей в рамках проекта Компетентность в обучении учащихся 3.3. Организовывает деятельность учеников по созданию нового интеллектуального продукта 3.4. Организовывает деятельность учеников по выбору способов предметных действий ­ формирует учебно­познавательные действия по предложенному алгоритму ­обучает приемам интегрирования знаний из разных предметных областей ­ применяет методы анализа и синтеза, технологию критического мышления, синергетический подход ­ обучает приемам оценки, анализа и выбора альтернативных способов действий 4. Коммуникативная компетентность в проектной деятельности Личная компетентность 4.1.Владеет речевой культурой 4.2.Владеет технологией ­ выстраивает конструктивные и позитивные отношения сотрудничества с сотрудничества ­ задает конструктивные вопросы ­ точно, полно выражает свои мысли ­ аргументирует, защищает свою точку зрения, приводя фактические подтверждения ­ высказывается, используя нормативные и культурные формы языка представителями различных социальных групп, в т.ч. с коллегами и обучающимися, ­ проявляет себя как член команды при разработке и реализации проектов ­ конструктивно решает конфликты ­ обучает приемам задавать вопросы, слушать, не перебивая, полно и точно выражать свои мысли ­ обучает аргументировать свою позицию, приводить в подтверждение факты и убеждать другого человека ­ обучает приемам публичного выступления Компетентность в обучении учащихся 4.3.Владеет методами обучения публичному выступлению 4.4.Создает условия для ­ обеспечивает распределение обязанностей и ответственности за решение задач формирования учебного сотрудничества в группах в соответствии с групповыми целями ­ обучает конструктивно разрешать конфликты ­ создает условия для оказания взаимопомощи и взаимоподдержки участниками проекта ­ обучает способам оценивания и совместных действий, и своего вклада Список литературы. 1. Бармин   Н.   Ю.   Образование   взрослых   в   условиях   новой экономики: социально­философский анализ : монография / Н. Ю. Бармин. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2010. — 155 с. 3. 2. Лазарев,   В.С.Управление   инновациями   в   школе   :   учебное пособие / В.С. Лазарев.– М. : Центр педагогического образования, 2008. – 180 с. Павлуцкий   А.В.,   Алехина   О.Е.   ''Обучение   действием'':   новый подход   к   корпоративному   обучению   и   развитию   персонала.   ­   ''Управление персоналом'', №5, 2001. ­ http://www.businesstuning.ru/training/training_korp/159­ obuchenie­deystviem­novyy­podhod­k­korporativnomu­obucheniyu­i­razvitiyu­ personala.html 4. Плетенева О.В., Целикова В.В. Проектирование методической работы в  образовательном учреждении в условиях модернизации системы образования :  Методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития  образования, 2012.­ 102 с 5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в  современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического  образования, 2010. – 448 с. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N  6. 7. 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт среднего  (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области

Формирование компетентности педагога в области проектной и учебно-исследовательской области
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017