«Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика +1
Взрослым
13.02.2018
Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания.
Ученые считают, что «сегодня компьютерная грамотность — необходимое условие успешного обучения и воспитания детей. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия, компьютерные технологии способствуют развитию психических процессов у детей с нарушением интеллекта, личности ребенка в целом, повышают качество его обучения».
1.docx
«Формирование математических представлений младших школьников с
интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными
возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только
за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий
в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам
информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды
обитания.
Ученые считают, что «сегодня компьютерная грамотность — необходимое
условие успешного обучения и воспитания детей. В сочетании с традиционными
средствами коррекционного воздействия, компьютерные технологии способствуют
развитию психических процессов у детей с нарушением интеллекта, личности ребенка в
целом, повышают качество его обучения».
Анализируя
причины трудностей овладения математическими
представлениями детьми с интеллектуальной недостаточностью
• особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта;
• бедность, однообразие и несистематизированность наглядных средств обучения;
• отсутствие комплексного их применения и изменения видов и функций по мере
овладения учащимися знаниями;
• недостаточный учет коррекционноразвивающих возможностей наглядности;
• отсутствие специальных пособий по математике для учащихся с нарушением
интеллекта.
Представляется принципиально важным осмыслить уникальные возможности
компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства
формирования математических представлений детей с умственной отсталостью.Первые
шаги, направленные на внедрение компьютерных технологий в систему специального
образования, говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании
учебного процесса и доступности овладения ими многими детьми младшего школьного
возраста с интеллектуальной недостаточностью. Компьютер активно проникает в жизнь
данной категории детей, влияя на их эмоциональное, мотивационное, социальное,
интеллектуальное и в том числе математическое развитие.
Опираясь на модель процесса формирования и развития практически значимых
знаний и умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью при обучении
математике, можно сказать, что использование традиционных методов обучения не
всегда позволяет осуществить дифференцированный подход к школьникам, применить
новые наглядные пособия, постепенно изменить их вид и функции, не дает возможность
варьировать приемы их использования,
не формирует обобщенные,
дифференцированные и прочные математические знания и умения, не позволяют
осознанно их использовать при решении различных учебнопознавательных и практических задач.Использование ИКТ в сочетании с традиционными, поэтапное
изменение их видов и функций при изучении математики, а также варьирование
приемов работы с ними позволило мне повысить эффективность формирования
осознанных обобщенных математических знаний, успешность их применения в
практической деятельности и способствовало развитию познавательной деятельности
учащихся. Использование ИКТ на уроках математики помогает мне активизировать и
развить познавательные интересы учащихся при формировании математических
представлений, добиться овладения системой доступных математических знаний,
умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни.
В своей работе применяю эффективные методы и формы обучения школьников с
интеллектуальными нарушениями. Опираясь на общедидактическую классификацию
методов обучения, в процессе формирования математических представлений
использую практические методы и приёмы обучения: упражнения (игровые,
подражательноисполнительские, творческого и конструктивного характера); метод
игры, предусматривающий использование разнообразных компонентов игровой
деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий).
Наглядные методы и приемы обучения: нагляднодейственный показ (способа
действия, образца выполнения); рассматривание детьми иллюстративного материала на
экране компьютера. Демонстрирую, с помощью – компьютера, графический материал,
например,
сюжетные картины с изображением знакомых ребенку предметов;
анимационных рисуночных изображений; например, падающие листья, ветер, дождь,
снег и т.д.; изображений со звуковым сопровождением, например, изображение
мальчика, сопровождаемое смехом или аплодисментами:
На занятиях, наряду с компьютером, также использую традиционные методы
обучения, например, словесные методы: рассказ педагога; беседа: предварительная,
обобщающая; собственно рассказывание детей как отражение в связной речи ранее
сложившихся, элементарных математических представлений; вопросы как словесный
приём обучения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие
умозаключения; прямые и подсказывающие вопросы).
Формы организации занятий с использованием ИКТ
• математическая разминка
•
самостоятельные работы
• работа на тренажерах
• презентации
• прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету с помощью
интерактивной доски: использую занимательные задания, загадываю загадки и
ребусы, представляю таблицыподсказки.
Через использование занимательного материала активизирую и развиваю
познавательные интересы детей. Очень важно, чтобы урок с самого начала «заладился».
2 Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что
ребята будут активны.
Приемы, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес: использование
демонстрационных карточек на интерактивной доске, использование занимательных
упражнений, создание проблемных и программированных заданий. Такие задания очень
нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их
познавательную деятельность.
Очень хорошим приемом являются задания тестового характера, позволяющие
подойти индивидуально к каждому ученику. Их можно использовать на уроках
математики как для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний,
так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Тесты позволяют за
короткий срок проверить знания учащихся по изучаемой теме.
Нужно отметить, что способность к оперированию числовой и знаковой символикой
детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения,
формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и
«вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. С помощью ИКТ учитель
решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения
учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие,
способствует формированию и развитию познавательного интереса учеников.
В качестве эффективного средства формирования и развития познавательного
интереса, любознательности учащихся младших классов использую сюжеты русских
народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.
Существует множество приёмов использования сказок на уроках математики:
• «Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;
• «Математические пазлы»;
• «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;
• Арифметические задачи о сказочных героях;
• «Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности,
обучающиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие, преодолевая самые
неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и
т.п.).
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую
эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического
материала, так и литературного.
Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок провожу после изучения
математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления
изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии
сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть
3 продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех
учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается
использованный на нем материал, оценивается работа школьников.
Использование сюжета русской народной сказки на уроках математики и ее показ с
помощью ИКТ способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками
программного материала по предмету, позволяет педагогу включить в активную
познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить
личностноориентированный подход. На таких уроках учитель реализует принцип связи
изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и
уроков чтения, внеклассного чтения. Сюжет русской народной сказки можно
использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление,
повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач,
дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для
каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к
процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как
следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса
школьников.
Использование наряду с традиционными методами и средствами обучения
компьютерных технологий позволяет существенно обогатить математические
представления школьников с умственной отсталостью. Интерактивность и
изобразительность компьютерных ресурсов делают восприятие материала наглядным,
коррекцию ошибокоперативной, а обратную связь – эффективной.
4
«Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
«Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
«Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
«Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.