Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Оценка 5
Семинары
doc
математика
2 кл—4 кл
25.01.2018
Рассматриваются способы обучения учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы на уроках математики, направленных на формирование метапредметных УУД с использованием ЭОР, позволяющие применять полученные учащимися навыки при работе с предметным материалом в соответствии с требованиями ФГОС
Ключевые слова Математика, ЭОР, метапредметные, универсальность, УУД, сформированностьФормирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР .doc
УДК 372.4
Филатова С.Б.
МБОУ
«Средняя общеобразовательная школы №6»,
Мариинск
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с
использованием ЭОР на уровне начального общего образования
Аннотация Рассматриваются способы обучения учащихся общим приемам,
техникам, схемам, образцам мыслительной работы на уроках математики,
направленных на формирование метапредметных УУД с использованием
ЭОР, позволяющие применять полученные учащимися навыки при работе с
предметным материалом в соответствии с требованиями ФГОС
Ключевые слова Математика, ЭОР, метапредметные, универсальность,
УУД, сформированность
В качестве главных результатов Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
определил не предметные, а личностные и метапредметные универсальные
учебные действия (УУД): «Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию» [4].
Независимо от
специальнопредметного содержания универсальный
характер УУД состоит том, что они носят
метапредметный характер;
направленный на формирование целостного общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают
преемственность всех уровней образования; являются основой регуляции и
организации любой деятельности учащегося.
Достижение учащимися 14 классов образовательных результатов,
позволяющих овладеть информационной и коммуникационной ключевыми
компетентностями при изучении программного материала на уровне начального
общего образования (НОО) является
спецификой деятельности учителя
начальных классов по формированию метапредметных УУД при организации
учебного процесса на уроках математики с использованием ЭОР.
Проанализировав на основе собственного педагогического опыта состав
требований ФГОС НОО к метапредметным результатам, как представляющим
наибольшую трудность для реализации на уровне НОО, мы выделили в их
составе действия, которые можно отнести к формированию аналогичных образовательных форм и УУД учащихся в ходе изучения предмета
«Математика» так и других предметов.
Метапредметные УУД:
анализировать,
группировать,
классифицировать,
познавательные (находить информацию, владеть разными видами смыслового
чтения,
сравнивать,
устанавливать причины явлений, устанавливать аналогии, создавать модели,
представлять информацию в виде: рисунка, текста, таблицы, схемы, плана, в т.ч
используя ИКТ);
регулятивные (определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность,
работать по плану, сверяясь с целью, оценивать степень успешности достижения
цели по критериям);
коммуникативные (излагать своё мнение, быть готовым изменить свою точку
зрения, участвовать в диалоге, понимать позицию другого, создавать устные и
письменные тексты, использовать речевые средства в соответствии с
коммуникативной задачей, работать в паре или группе, предотвращать и
преодолевать конфликты);
личностные результаты (выбирать поступок, признавать свои плохие поступки
и отвечать за них, отделять оценку поступка от оценки человека, объяснять, что
связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной).
На уроках математики эффективно в своей практической деятельности
формируем предметные компетенции и метапредметные УУД, систематически
применяя ЭОР. Обеспечивать педагогические условия для учащихся 1 – 4
классов помогает использование уроков – презентаций, технологии уровневой
дифференциации, личностно – ориентированной технологии обучения, тестовых
технологий при решении учебных задач. Эффективно применяется внутренняя
дифференциация с использование ЭОР, направленная на учащихся,
испытывающих трудности в обучении. [1, с.123].
УНК МБОУ «СОШ №6» используют на уроках математики приемы
проблемного обучения, организовывают продуктивную самостоятельную работу
учащихся направленную на формирование метапредметных УУД и
совершенствование навыков самоконтроля. Регулярные занятия учащихся 1 4
классов в компьютерном классе на уроках математики способствует
организации продуктивной самостоятельной работы, с применением обучающих
программ ИКТ. Данные виды работы обеспечивают усвоение «западающих» тем
не только на уровне НОО, но и при сдаче ОГЭ, таких как решение задач на
движение, являющейся «западающей» темой у девятиклассников нашего
образовательного учреждения в течение трех лет. Начиная с 1 класса на
интерактивной доске (ИД) учащиеся моделируют простейшие задачи на
движение с анимированными объектами, упражняются в составлении схем и
графиков. УНК подготовлены комплексы дифференцированных заданий на ПК
мобильного компьютерного класса, в ходе выполнения которых, учащиеся,
работая в парах и малых группах, сами определяют степень сложности и объем
заданий для работы на уроке, данный вид деятельности учащихся с использованием ЭОР направлен на формирование метапредметных
регулятивных и коммуникативных УУД [3, с.5]. Данные виды работы,
применяемые учителями 4 классов на уроках математики способствуют
качественной подготовке учащихся к олимпиадам по математике(учащиеся
МБОУ «СОШ №6» в течение двух лет являются победителями районной
олимпиады по математике) и ВПР , позволяют повысить уровень качества
усвоения данных тем при переходе на уровень основного общего образования.
Формированию коммуникативных и познавательных метапредметных УУД
способствует систематическое применение наглядных материалов, учебно
методических средств обучения по курсу «Математика» из коллекции ЭОР.
Применяемые цифровые образовательные ресурсы, закладывают основы
первоначальных представлений компьютерной грамотности. На уроках
математики на уровне начального общего образования целенаправленно
отрабатываем с учащимися
навыки анализа, установления аналогии,
нахождения информации, в том числе используя ИКТ.
Использование ИД, системы тестирования и голосования «VOTUM»,
которыми оснащён электронный кабинет начальных классов, направлены на
формирование коммуникативных метапредметных УУД учащихся при решении
учебных задач таких как: аргументировать и подтверждать свое мнение
фактами, работать в паре, группе в различных ролях.
Эффективному
формированию метапредметных УУД на уроках математики в реальных
социальных условиях нашего города, как и многих других городов России, где
основным видом деятельности населения является аграрная, способствует
использование анимационных фильмов РГО «Мультироссия» [2]. В них
рассказывается о регионах России, её столице, в том числе краях и областях
граничащих с Кемеровской областью. Личный опыт учащихсявыпускников
уровня НОО позволяет ориентироваться в таких понятиях как санкции,
импортозамещение, но и дает возможность ощущать себя гражданином великой
страны России. Цикл социальных анимационных фильмов, состоящий из
коротких и содержательных сюжетов, в доступной и интересной форме
рассказывающих о регионах и городах России, формирует у учащихся не только
личностные УУД, такие как: гордость за своё Отечество, умение объяснять, что
связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной, но и содержат
обширный материал для составления текстовых задач. Таким образом, данный
продуктивный вид деятельности, включающий создание моделей, формирует
навыки представления информации в различном виде с использованием речевых
средств в соответствии с коммуникативной задачей урока. Данный цикл
анимационных фильмов, применяемых на уроках математики, стимулирует
творчество учащихся в составлении текстовых задач и исследовательских проектов. Для поиска информации при выполнении учебного задания учащиеся
пользуются не только оборудованием компьютерного класса, но и гаджетами,
позволяющими находить необходимую информацию. Данный вид деятельности
направлен на формирование регулятивных и коммуникативных УУД, также
востребованных и на других уроках. На основе одного двухминутного сюжета
учащиеся 4 класса могут составить на уроке от 5 до 12 текстовых задач. Так
происходит формирование познавательные УУД: перерабатывать полученную
информацию, сравнивать и группировать математические факты и объекты с
использованием ЭОР. Приведём пример задач, составленных учащимися по
мультфильму «Алтайский край»:
Фермер в Алтайском крае в 2017 году собрал с 48 га по 12,8 ц пшеницы, а в
Кемеровской области фермер собрал с 36 га по 18,6 ц пшеницы. Урожай,
какого фермера был выше и на сколько? Вырази результат в тоннах и центнерах.
Сколько времени понадобится дельтапланеристу и лётчику, чтобы пересечь
Алтайский край с севера на юг, если скорость лётчика 455 км/ч, а скорость
дельтапланериста 130 км/ч? Кто из них потратит времени меньше и на сколько?
Выбери протяжённость Алтайского края с севера на юг: а) 1500 км б) 2050 км
в) 910 км
Универсальность метапредметных УУД состоит в обучении учащихся
общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые
лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым
предметным материалом. Метапредметность на уроках математики, как и на
других уроках в 1 – 4 классах – это новая образовательная форма, которая
выстраивается поверх традиционных методов, в том числе и за счёт включения в
содержание урока ЭОР.
Литература
1. Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе [Текст]:
учебнометодическое пособие / Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.,
2011. – 190с.
2. МультиРоссия цикл социальных анимационных фильмов [Электронный
ресурс]:Режимдоступа:http
% D 1%8
% D 1%83%
% D 1%81%
D 0%
=146000097805387611948289604978094140943576031
reqid
D 0%
/ search
. ru / video
:// yandex
B 8%20%
D 0%
D 1%80%
C % D 1%82%
D 0%
BB
D 1%81%
? text
=%
B 8%
D 1%8
F & path
= wizard
& parent
BC
D 0%
BE
3. Осин, А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения:
открытые образовательные модульные мультимедиасистемы [Текст]/ А.
В.Осин // Интернетпорталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. Вып.
4. М.: Просвещение, 2007. 243 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской федерации от «6» октября 2009г. №373
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Формирование метапредметных УУД на уроках математики с использованием ЭОР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.