«Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»
Оценка 5

«Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»

Оценка 5
Семинары
docx
администрации
Взрослым
12.03.2019
«Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе»
Выступление на методическом семинаре «Формирование метапредметных знаний на уроках в начальной школе» . ФГОС предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки, ориентируют учебный школьный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся. Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии рассмотрены в этом выступлении.
методический семинар.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

       « Средняя общеобразовательная школа №3 с.Огоньки»

 

 

 

                  

                       «Формирование

              метапредметных знаний

         на уроках в начальной школе»

 

 

                         

                                       учитель начальных классов

                                                                    Волкова

                                                        Наталья Владимировна

 

 

                                           2018г.

 

  Слайд 1

  Сегодня перед педагогами школы встала задача объединения модели “человека знающего” и “человека думающего”. Методические пособия представляют современную модель ученика, с качествами, характерными для личности 21 века.

Слайд 2

   Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается.  Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её  такой – задача современного учителя.

Слайд 3

     ФГОС предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки, ориентируют учебный школьный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся.

 Слайд 4

К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Если личностные и предметные результаты не вызывают вопросов учителей, то освоение метапредметных результатов остается для большинства неразрешенным вопросом.

 Слайд 5

     Для достижения главной цели образования: формирования целостной картины мира в сознании ребёнка был разработан метапредметный подход в образовании.

Слайд 6

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Слайд 7

Среди основных видов УУД можно выделить три блока:

1. Личностный.

 2.Предметные

3. Метапредметные

Слайд 8

 Остановлюсь более подробно на  метапредметных УУД.

Слайд 9

Регулятивные универсальные учебные действия

(умения   ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность ) –

Слайд 10

 отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Слайд 11

     Проблемно-диалогическое обучение. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.  Учитель лишь направляет эту деятельность. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.  На уроке введения нового материала предполагается в основном два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Слайд 12

 Поиск решения – этап формулирования нового знания. Эта технология прежде всего формирует регулятивные  универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

 Слайд 13

     Разноуровневое оценивание учебных успехов направлено на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников за счёт изменения традиционной системы  оценивания. (Что оцениваем? Кто оценивает?)

У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация  на успех.  Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Слайд 14

   Такое оценивание направлено  прежде всего на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности.

       Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД

При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Для примера приведены следующие задания.

Слайд 15

Задание 1. «Пропущенные слова»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: русский язык.

На уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах.

Слайд 16

«Какова же цель нашей работы на уроке?» – обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Слайд 17

Задание 2. Игра «Вопрос-ответ»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами.

Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.

Слайд 18 – вывод

Слайд 19 – диаграмма

1.     Определять цель (проблему) и план действия

2.     Действовать по плану, решая проблему

3.     Оценивать результат действия

Слайд 20

Познавательные универсальные учебные действия

(умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)        

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Слайд 21

     Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Нацеленность исследовательской деятельности на  конечный результат создает предпосылки и условия прежде всего для:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Слайд 22

 Развитие познавательных универсальных учебных действий:

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Слайд 23

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и с учителем и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слайд 24

        Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

Задание 1. Упражнение-игра «Отгадай задуманное»

Учебная дисциплина: русский язык .

Тема урока: «Имя существительное».

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может отвечать только «да» и «нет».

Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Слайд 25

Задание 2.

Учебная дисциплина: литературное чтение 1 класс .

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.

•        Прочтите фамилии авторов.

•        Прочтите название стихотворения.

Слайд 26

•        Рассмотрите иллюстрации.

•        Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.

Слайд 27

•        Сравните это стихотворение с другим стихотворением . Что в них общего?

•        Чем эти два стихотворения отличаются?

Слайд 28

Задание 3. Игра «Назовите буквы»

Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

Слайд 29

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.

– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

Слайд 30 – вывод

Слайд 31 – диаграмма

1.     Извлекать информацию

2.     Перерабатывать информацию

3.     Представлять информацию

 Слайд 32

Коммуникативные универсальные учебные  действия 

(Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми):

 

Слайд 33

способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

 Слайд 34

   Формирование и коммуникативных универсальных учебных действий происходит за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к  личностному развитию ученика.

Слайд 35

     Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения, введение смыслового маркирования значимых фрагментов текста.

Слайд 36

     Эта технология направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение видеть  событие с различных точек зрения, умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.   

Слайд 37

         Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Групповая работа – это основа  для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и прежде всего -  умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.

Использование в образовательном процессе жизненных задач, предлагающих ученикам решение проблем  в чьей-либо профессиональной или социальной роли, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.

Слайд 38

    Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД

Задание 1. «Животные – герои сказок»

 Учебная дисциплина: литературное чтение .

 В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.

– Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.

Слайд 39

Задание 2. Упражнение «Маршрут»

Учебная дисциплина: «Окружающий мир».

Тема урока: «Карта. Условные обозначения».

Описание задания: двоих детей сажают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей маршрут, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо двигаться по маршруту. Второй старается провести линию по инструкции. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением маршрута. После выполнения задания дети меняются ролями.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.

Слайд 40 – вывод

Слайд 41 – диаграмма

1.     Доносить свою позицию

2.     Понимать других

3.     Сотрудничать с другими людьми

Слайд 42

     Жизненные задачи носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных, метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого результата.

  Умения поставить цель при решении жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по плану, и сравнить его с замыслом – входят в перечень регулятивных учебных действий.  При работе над жизненными задачами создаются предпосылки для освоения познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Слайд 43

Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

Слайд 44

  Уверена, что в условиях реализации ФГОС второго поколения необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Слайд 1 Сегодня перед педагогами школы встала задача объединения модели “человека знающего” и “человека думающего”

Слайд 1 Сегодня перед педагогами школы встала задача объединения модели “человека знающего” и “человека думающего”

Слайд 8 Остановлюсь более подробно на метапредметных

Слайд 8 Остановлюсь более подробно на метапредметных

Такое оценивание направлено прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности

Такое оценивание направлено прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности

Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами

Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами

Слайд 23 Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и с учителем и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита)…

Слайд 23 Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и с учителем и завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита)…

Задание 3. Игра «Назовите буквы»

Задание 3. Игра «Назовите буквы»

Слайд 37 Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы

Слайд 37 Работа учащихся в малых группах, парах и другие формы групповой работы

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение…

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019